Произведения написанные радищевым. Михаил жижка - радищев

Уже в девятом классе мы знакомимся с главным произведением Радищева - книгой «Путешествие из Петербурга в Москву». Конечно, понять в ней что-то в таком возрасте неимоверно сложно. Да и язык уже архаичен для нашего времени…

Биография и творчество Александра Радищева (1749-1802)

Первым русским Просветителем, несомненно, был . Вот почему одна из глав радищевского «Путешествия…» посвящена этой личности. Радищев был первым из русских писателей, кто обратился к внутреннему миру человека, что сближает его с сентименталистами. Его отличает невысокая степень религиозности. В 1790 году, воспользовавшись указом императрицы Екатерины II о возможности создания частной типографии, Радищев начинает собственную издательскую деятельность - по образцу Н.И.Новикова.

Годом раньше он уже издал «Житие Федора Васильевича Ушакова», посвященное памяти безвременно умершего университетского друга - в нарушение церковных канонов, но не подражая протопопу Аввакуму, написавшему еретическое собственное житие, по сути - автобиографию. «Путешествие из Петербурга в Москву» воспринимается современниками вначале в одном ряду с «Сентиментальным путешествием» английского писателя Лоренса Стерна - одного из родоначальников европейского сентиментализма. Жанр путешествия в европейской литературе возник еще в эпоху великих географических открытий.

Рассказывая о своих путешествиях в другие страны, авторы делились с современниками своими впечатлениями. Радищев повествует о своих переживаниях, о том, как они влияют на его поведение. Книга адресована другу Радищева - А.М.Кутузову. Книга Радищева, возможно, не вызвала бы такого ажиотажа, появись она годом ранее, в начале Великой французской буржуазной революции. А так - уже была напугана размахом революционного движения во Франции и начала «закручивать гайки» в своем Отечестве. В России впечатления от событий в Париже усугублялись еще и тем, что не так давно была подавлена пугачевщина.

Существует давняя традиция объявлять Радищева первым русским революционером из дворян. Однако революция - это коренной переворот общественной жизни, широкое движение народных масс. Ни о чем таком Радищев даже не упоминает. Он взывает к милосердию помещиков. Тем не менее, появился именной указ Екатерины, в котором книга объявлялась покушением на самые основы русского самодержавия. В устном общении Екатерина объявила Радищева «бунтовщиком хуже ». После заключения в крепость, допросов Шешковского и следствия, Радищев был приговорен к смертной казни.

Екатерина, по-прежнему разыгрывавшая из себя просвещенную государыню, конечно, не могла себе позволить утвердить смертный приговор Радищеву. Одно дело - Пугачев, совсем другое - директор Петербургской таможни (должность, которую занимал Радищев). И это при том, что виновным себя Радищев не признал. Он утверждал, что его не так поняли. Радищев отправляется в Сибирь до окончания царствования Екатерины. Император Павел вернул Радищева из ссылки, а при его сыне - - Радищев уже возвращен в Петербург, призван для реформаторской деятельности, исправлять российские законы и приводить их в соответствие с европейскими. Деятельность эта оказалась недолгой.

Непосредственный начальник Радищева граф Завадовский недвусмысленно намекнул Радищеву на возможность новой ссылки. Всегда отличавшийся тонкостью душевной организации Радищев воспринял слова Завадовского слишком близко к сердцу и, вернувшись домой, принял яд. На листе бумаги перед этим его рука вывела слова: «Потомство за меня отомстит».

  • Пушкин, всегда живо интересовавшийся личностью и творчеством Радищева, написал собственную оду «Вольность» явно в подражание старшему коллеге. В его наследии имеется и незаконченная статья «Путешествие из Москвы в Петербург». «Вослед Радищеву восславил я свободу» - вариант строки из стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»

Творчество Радищева Александра Николаевича, первого русского писателя-революционера было подготовлено знаменательными событиями, происшедшими в XVIII веке в России и за рубежом и теснейшим образом связано с традициями русского и европейского Просвещения.

Находясь у истоков русского освободительного движения, Радищев предвосхитил возникновение идей декабристов, намного опередив своих предшественников и современников в последовательности и смелости революционных выводов.

Уже первое литературное выступление Радищева, перевод книги Мабли «Размышление о греческой истории», свидетельствовало о самостоятельности и зрелости его политических взглядов.

«Самодержавство есть наипротивнейшее человеческому естеству состояние»,- пишет в комментариях к тексту Мабли переводчик.

В «Письме к другу, жительствующему в Тобольске, по долгу звания своего», посвященном открытии памятника Петру в Санкт-Петербурге, Радищев раздумывает о том, каким должен быть великий государь. В Петре он видит «мужа необыкновенного», человека, «обновившего Россию», и одновременно «властного самодержца», который «истребил последние признаки дикой вольности своего государства».

В 1783 была написана знаменитая ода «Вольность». Автор приветствует в ней американскую революцию, но главной темой оды становится вольность — «бесценный дар» человека. Радищев утверждает, что рабство держится на насилии и обмане: государство и церковь «союзно общество гнетут». Законы, созданные самодержавием и освященные церковью, отняли у народа свободу и дали ему в удел рабство. Главной идеей стихотворения становится идея революционного мщения тиранам. Радищев приветствует народное восстание, он считает, что задача поэта- «прорицать вольность». Впервые в русской литературе революционная мысль нашла воплощение в поэтической форме.

Автобиографическая повесть «Житие Федора Васильевича Ушакова»- воспоминание о годах, проведенных в Германии. Главный герой повести- друг Радищева по университету, ставший идейным вдохновителем студенческого бунта против самоуправства и произвола майора Бокума. Радищев стремится создать образ положительного героя, гражданина, подвижника, готового во имя идеи к самоотречению и подвигу.

Проблема героя времени поставлена и в «Беседе о том, что есть сын Отечества». По мнению писателя, истинным сыном Отечества может быть только свободный гражданин, действующий в соответствии со своими убеждениями и нравственными принципами.

С середины 1780-х годов Радищев приступил к написанию главного труда своей жизни — , в котором нашли отражение его политические взгляды, своеобразие его личности и особенности его художественного метода.

В посвящении Кутузову, другу по Лейпцигскому университету, есть фраза, ставшая «ключом» к пониманию всего содержания книги: «Я взглянул окрест меня — душа моя страданиями человечества уязвлена стала.» Действительно, «Путешествие..» охватывало самые различные стороны жизни России и показывало деспотизм самодержавия, и развращенность и лицемерие вельмож, и продажность корыстолюбивых чиновников, и чудовищное угнетение и унижение русского народа. Это произведение стало главным творческим достижением Радищева.

А.Н. Радищев был первым писателем в XVIII в., кто понял "существо социальных противоречий", рассмотрел "дух самой истории, прежде всего народных движений" и перешел к "созданию концепции революционно развивающейся действительности".
В.Г. Базанов

Радищев пять лет прожил в Лейпциге, будучи студентом университета, и уже тогда произошло первое его столкновение с олицетворением самовластья (в лице наставника студентов). Отсюда будущий защитник прав крестьян вынес для себя две основные истины: "Глад, жажда, скорбь, темница, узы и самая смерть мало его [человека] трогают. Не доводи его токмо до крайности", "Ничто, сказывают, толико не сопрягает людей, как несчастие".

Ранние произведения Радищева – это одни из первых сентиментальных произведений в русской литературе. Но чем дальше, тем все большую социальную окрашенность приобретает его творчество. Автор нередко высказывал свое негативное отношение к самодержавию и объяснял, за что народ может судить своего государя как преступника ("Письмо к другу, жительствующему в Тобольске, по долгу звания своего"). Далее следовало показать, как же это должно произойти, и автор создал оду "Вольность", воспевающую народную революцию. Поводом к ней послужил успех в борьбе американского народа за независимость и пугачевское восстание в России. Однако Радищев объективно оценивал российскую действительность, понимая, что в стране еще не время для революции:

Но не приспе еще година,
Не совершилися судьбы;
Вдали, вдали еще кончина,
Когда иссякнут все беды!

Он уделял также большое внимание проблеме воспитания нового человека, гражданина и патриота, борца с угнетателями. Эти идеи им высказываются в "Житии Ф.В. Ушакова". Для появления такого человека необходимо воздействие обстоятельств и высоконравственные наставники.

Вот из таких идей возникло "Путешествие из Петербурга в Москву" – произведение о современной автору России, положении ее народа и его будущем. В нем Радищев убедительно доказывает, что освобождение народа может произойти только революционным путем, и это неизбежно должно случиться.

Чем же так запомнилось "Путешествие из Петербурга в Москву"?

В нем впервые был осуществлен анализ и оценка важнейших государственных институтов с политической, экономической, юридической и моральной сторон. Разоблачению антинародной сущности самодержавия и крепостного права посвящено большинство глав "Путешествия из Петербурга в Москву", чего автор добивается с помощью противопоставления крестьян и помещиков, а также выявлением настоящего лица государя, то есть опять же антитезой – идиллической картины с истинным положением вещей. Он считал, что изменения должны начинаться с "низов", именно за народом – инициатива перемен. Но при всем этом Радищев отрицает пользу стихийного бунта, считая, что он приносит "паче веселие мщение, нежели пользу сотрясения уз".

Радищев впервые столь откровенно ратовал за народную революцию, так ярко рисовал картину самодержавно-крепостнического гнета в России; при этом автор не ограничивался пустыми высказываниями, он рассуждал и о средствах ликвидации этого гнета. Главным героем "Путешествия из Петербурга в Москву" он сделал русский народ, крепостного крестьянина, в первую очередь. И он не забит и дик, а талантлив и обладает высокой нравственностью. Радищев затронул и вопрос женской красоты (отдав предпочтение "сельским Нимфам" перед светскими красавицами), и музыкальность народа (с каким вниманием слушают слепого старика, поющего народную песню!). Он глубже всех писателей XVIII в. постиг качества национального характера.

Что же выделяет это произведение из ряда других?

Радищев подготовил утверждение реализма в русской литературе, благодаря сатирическому изображению действительности.

Вообще же, в литературе последней трети XVIII в. развивались одновременно романтические и реалистические тенденции, что можно наглядно увидеть на примере творчества Радищева.

Кроме того, Радищев больше других писателей подготовил утверждение реализма в русской литературе, но его творчество можно назвать просветительским реализмом; исследователи, утверждающие, что в русской литературе XVIII в. присутствовал просветительский реализм, считали его наивысшим проявлением творчество Радищева. Но оно обладало и рядом особенностей – психологизм, лиризм, связь с фольклором. То есть литературное творчество Радищева выходило за четкие рамки какого-либо направления, было самобытно.

Русский мыслитель, писатель. Ода "Вольность" (1783), повесть "Житие Ф. В. Ушакова" (1789), философские сочинении. В главном произведении Радищева — "Путешествии из Петербурга в Москву" (1790) — широкий круг идей русского Просвещения, правдивое, исполненное сочувствия изображение жизни народа, резкое обличение самодержавия и крепостничества. Книга была конфискована и до 1905 года распространялась в списках. В 1790 Радищев был сослан в Сибирь. По возвращении (1797) в своих проектах юридических реформ (1801 — 02) вновь выступил за отмену крепостного права; угроза новых репрессий привела его к самоубийству.

Биография

Родился 20 августа (31 н.с.) в Москве в богатой дворянской семье. Детские годы прошли в подмосковном имении отца, селе Немцове, а затем в Верхнем Аблязове.

С семилетнего возраста мальчик жил в Москве, в семье родственника Аргамакова, с детьми которого учился дома с профессорами только что открытого университета.

В 1762 — 1766 учился в Петербургском пажеском корпусе, затем в течение пяти лет продолжал образование на юридическом факультете Лейпцигского университета, а также изучал литературу, естественные науки, медицину, овладел несколькими иностранными языками. Большую роль в формировании мировоззрения Радищева сыграло его знакомство с сочинениями французских просветителей — Вольтера, Д. Дидро, Ж. Ж. Руссо, читая которых, "учился мыслить".

По возвращении в Россию в 1771 был назначен протоколистом в Сенат, затем в 1773 — 1775 (годы крестьянского восстания Е. Пугачева) служил в качестве обер-аудитора (дивизионного прокурора) в штабе финляндской дивизии. Военная служба дала возможность познакомиться с делами беглых рекрутов, злоупотреблениями помещиков, манифестами Пугачева, читать приказы военной коллегии — все это стало определяющим в идейном развитии Радищева. В год расправы с Пугачевым он ушел в отставку, женился на А. Рубановской.

В 1777 Радищев поступил в Коммерц-коллегию, руководителем которой был либеральный вельможа А. Воронцов, оппозиционно настроенный к Екатерине II, который приблизил к себе Радищева и в 1780 рекомендовал для работы в столичной таможне (с 1790 был директором).

В 1780-е годы Радищев поддерживал бурно развернувшуюся деятельность русских просветителей: Новикова, Фонвизина, Кречетова. С интересом следил за событиями войны за независимость в Северной Америке (1775 — 83), в ходе которой образовалась новая республика — Соединенные Штаты Америки.

В эти годы Радищев активно занимался литературным трудом. Написал "Слово о Ломоносове", "Письмо к другу...", закончил оду "Вольность".

В 1784 в Петербурге было создано "Общество друзей словесных наук" из бывших воспитанников университета, в которое вступил и Радищев, мечтая подчинить целям революционной пропаганды его журнал "Беседующий гражданин". Здесь была опубликована статья Радищева "Беседа о том, что есть сын Отечества" (17897.

С середины 1780-х приступил к работе над "Путешествием из Петербурга в Москву", которое в 1790 было напечатано в количестве 650 экземпляров. После известных слов Екатерины II ("он бунтовщик, хуже Пугачева") книга была конфискована, Радищев арестован и заключен в Петропавловскую крепость. Смертную казнь Екатерина II заменила 10 годами ссылки в сибирский острог Илимск.

Находясь в ссылке, Радищев изучал по поручению графа А. Воронцова сибирские промыслы, экономику края, быт крестьян. В письмах к нему он делился мыслями об организации экспедиции по Северному морскому пути. В Илимске написал "Письмо о китайском торге" (1792), философский труд "О человеке, о его смертности и бессмертии" (1792㭜), "Сокращенное повествование о приобретении Сибири" (1791 — 96), "Описание Тобольского наместничества" и др.

В 1796 Павел I разрешил Радищеву поселиться на родине в Немцове под строжайшим полицейским надзором. Полную свободу он получил в марте 1801 при Александре I.

Привлеченный в Комиссию по составлению свода законов, он занимался разработкой проектов законодательных реформ. Законодательные сочинения Радищева включали требование уничтожения крепостного права и сословных привилегий, произвола властей. Председатель Комиссии граф П.Завадовский пригрозил Радищеву новой ссылкой в Сибирь. Доведенный до отчаяния, Радищев 12 сентября (24 н.с.) 1802 кончил жизнь самоубийством, приняв яд.

Троян. Римский император. Во время своего царствования покровительствовал наукам, литературе и искусству. Народное предание создало вокруг личности Трояна легенду о "правдивом" и "мягкосердечном" царе.

Цезарь, Гай-Юлий. Римский политический деятель, полководец и писатель. После военных успехов стал диктатором Рима и был убит республиканскими заговорщиками с Брутом и Кассием во главе.

Цицерон, Марк-Тулий. Римский политический деятель, оратор и писатель. В истории античной литературы занимает одно из первых мест, как представитель классического ораторского искусства.

Эйлер, Леонард. Крупнейший немецкий математик и физик. В 1727-40 гг. состоял профессором русской Академии

Эмпедокл, древне-греческий философ, материалист.

СПИСОК ПРОИЗВЕДЕНИЙ А. Н. РАДИЩЕВА

Полное литературное наследство Радищева составляет три объемистых тома. То, что до настоящего времени опубликовано, является далеко не полным. Ниже мы перечисляем произведения, вошедшие в двухтомное собрание сочинений, и не вошедшие, но принадлежащие Радищеву.

Произведения, принадлежность которых Радищеву еще не установлена окончательно, мы оговариваем в каждом отдельном случае.

Для удобства мы разбиваем литературное наследство Радищева на четыре самостоятельных раздела: художественно-пубилцистические произведения, экономические, философские и переписка, дневники, законопроекты и пр. Разделение это весьма условно.

I. Художественно-публицистические (проза и стихи):

1. Письмо к Другу жительствующему в Тобольске по долгу звания своего.

2. Дневник одной недели.

3. Житие Федора Васильевича Ушакова.

4. Путешествие из Петербурга в Москву.

5. Ода "Вольность".

6. "Бова". Повесть богатырская.

7. Песня историческая.

8. Песни древние "Всеглас".

Мелкие стихотворения:

9. Эпитафия.

11. Экспромт.

12. Послание.

13. Журавли.

14. Осьмнадцатое столетие.

15. Софические строфы.

16. Идиллия.

18. "К другу моему" ода.

19. Молитва.

Все вышеперечисленные произведения напечатаны в 1 томе собр. сочинений А. Н. Радищева, под ред. проф. А. К. Бороздина, И. И. Лапшина и П. Е. Щеголева изд. Акинфиева, 1907 г. и в 1 томе собр. сочинений под ред. Каллаша, изд. Саблина, 1907 г.

20. "Что есть сын отечества", напечатано в журнале, издаваемом Новиковым "Беседующий гражданин", ч. III, 1789 г. - декабрь.

21. "Творение мира". Песнесловие, см. В. П. Семенников г "Новый текст путешествия из Петербурга в Москву" Радищева, изд. "Былое", М. 1922 г.

22. "Ангел тьмы" (отрывок из поэмы "Ермак", полн. собр. сочинений т. I, изд. Акинфиева.

Произведения, приписываемые Радищеву:

23. "Отрывок Путешествия в И*** Т***, см. Семенников "Когда Радищев задумал "Путешествие из Петербурга в Москву", изд. А. Э. Бухгейм. М. 1915 г.

24. "Письма Сильфа Дальновида", напечатанные в журнале "Почта духов", Крылова. См. по этому вопросу литературу: Я К. Грот - "Литературная жизнь Крылова", В. Андреев и А. Крылов "Русский инвалид", 1886 № 31, А. Пыпин - Крылов и Радищев "Вестник Европы" 1868 № V (т. III). Суворин "Русский инвалид" (1868 г. № 134), А. Веселовский "Вестник Европы" 1881 № III; И. А. Лященко и А Крылов "Исторический вестник" 1894 № XI; Майков, Л. - "Историко-литературные очерки", Спб. 1895, В. А. Мякотин - "Из истории русского о-ва", Спб. 1902; Каллаш редакц. вступит, статья с примечаниями к полн. соб. сок. Крылова изд. "Просвещение", Спб. 1904 г. т. II; А. А Гавриленко - "Радищев до ссылки", "Вести. Европы" 1907 г. VI; П. Е. Щеголев - Из истор. журн. деят. Радищева "Минувшие годы", 1908 № XII, М. 1916 г. и Чучмарев - "Наукови записки", литературн. кафедры, т. II, 1927 г.

II. Экономические произведения:

1. Письмо о китайском торге. Написано в 1782 г. в Иркутске.

2. Сокращенное повествование о приобретении Сибири. Написано в Сибири между 1792–1797 гг.

3. Описание моего владения. Написано после возвращения из ссылки, в сельце Немцово, между 1797–1801 гг.

Кроме этих специальных работ к экономическим грудам Радищева отчасти можно отнести всю его переписку и дневники путешествия в Сибирь и из Сибири, которые мы помещаем в IV разделе.

Философские произведения:

1. Филарет Милостивый. Написано в Петропавловской крепости во время судебного следствия в 1790 г.

2. О человеке, о его смертности и бессмертии, кн. 1–4.

Написано в Сибири в Илимском остроге. Начато в 1792 г.

Время окончания неизвестно.

Вышеперечисленные произведения напечатаны во II томе упомянутых изданий Акинфиева и Саблина.

IV. Разные произведения (переписка, дневники, записки, эаконодат. проекты и пр.):

1. Письма графу А Р. Воронцову во время службы в Петербургской таможне (1782–1787). Всего 12 писем.

2. Письма к графу А. Р. Воронцову из Сибири, села Немцово и саратовской деревни (1790–1800). Всего 63 письма, причем 50 писем на французском языке. Напечатано во II томе собр. сочинений изд. А. Саблина.

4. Письмо к родителям. Напечатано "Радуга", - альманах Пушкинского дома.

5. Письмо А. М. Кутузову от 6 декабря 1791 г. Напечатано: Барсков - "Переписка московск масонов XVIII в." 1915 г.

6. Письмо к Шешковскому из крепости, 1790 г., - собр. соч. т. II, изд. Саблина.

7. Письма к Александру I, собр. соч. т. II, изд. Саблина.

8. Духовные завещания, прошения, ответы на вопросы судебного следствия, напеч. во 2 томе изд. Акинфиева.

9. Примечания к переводу "Размышлений"… напеч. в 1 т. изд. Саблина.

10. Радищев - Записки Путешествия в Сибирь и из Сибири во II томе изд. Акинфиева.

11. "Памятник дактилохореическому витязю", т. II, изд. Саблина.

12. Особые мнения: а) о ценах за людей убиенных, б) об отводе судей, т. II, изд. Саблина.

13. "Записка о законоположении", напечатано "Голос минувшего", 1916 г. № XII:

14. "Проект гражданского уложения". Подлинник находится в Арх. кн. Воронцова, отрывки напечатаны в книге Семенникова о Радищеве. ГИЗ, 1923.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Собрание соч. А. Н. Радищева под ред. Бороздина, Лапшина и Щеголева, изд. Акинфиева 1907 г. тт. I и II.

2. Собр. соч. А. Н. Радищева под ред. Каллаша, изд. Саблина 1907 г: т: II (переписка Радищева с графом А. Р. Воронцовым с 1787–1802 гг.).

3. Семенников - Радищев (Очерки и исследования) ГИЗ 1923 г.

4. Госуд. архив т. XVII. 1766–1775 гг. № 26.

5. Сухомлинов - Монография о Радищеве (Собр. русского языка и словесности Акад. наук т. XXXII № 6.

6. Собр. оставшихся сочинений покойного А. Н. Радищева ч. V. изд. Платона Бекетова 1808–1809 г.) Литературные работы Фед. Вас. Ушакова).

7. Собр. соч. т. II, изд. Акинфиева (Приложение: процесс Радищева официальные материалы и свидетельства современников- замечания Екатерины II на "Путешествие" Радищева и пр.).

8. Я. Л. Барсков - Переписка московских масонов XVIII века в 1780–1790 гг. изд. Акад. наук П. 1915 г.

9. Словарь достопамятных людей русской земли - Бантыш-Каменского.