Сочинение по картине В.Н. Гаврилова «Последние васильки

Крупным планом на деревянном столе без скатерти, в обычной белой эмалированной кастрюле стоит букет васильков. Видно, не нашлось в этом доме вазы для шикарного букета полевых цветов. А может его специально поставили в широкую кастрюлю, чтобы цветам было просторно. Наверное, это последние цветы уходящего лета, поэтому, нарвали их, целую охапку. Чтобы цветы ещё долго напоминали о нём.

Возможно, васильки собраны в подарок любимой девушке. Поэтому, и стоят в кастрюле, как во временной вазе. Букет, и вся картина в целом, написана не чётко, одними крупными мазками. Рядом в низкой вазочке, стоит ещё один букет из красных цветов. И лежит открытая книга. Прямо на неё поставлен этот букет.

Это средняя полоса России, обычный деревенский дом без изысков. Временное жильё, поэтому, нет здесь ни штор, ни вазы, ни скатерти. На заднем плане, под окном видны рубленные бревна или брус, ничем не оббитые и не побеленные. Двухстворчатое окно, распахнутое на улицу, без тюля и штор говорит о том, что на дворе лето. Жарко и душно, поэтому и открыта правая створка рамы прямо на улицу. Именно так открываются окна в деревенских домах - одна створка на улицу, другая вовнутрь. А левая уличная, плотно закрыта. Рам, которые открываются в дом, не видно на картине. Но они есть, возможно, просто открыты или сняты. Об их наличии говорит высота подоконника - в центре он выше, чем по краям.

Окно окрашено белой краской. Конец лета, август. Потому что, жёлтым цветом нарисовано колосящееся поле. Видны отдельные колоски, но не чётко. Между домом и полем растут какие-то розовые цветы. Очень они похожи на иван-чай или кипрей. Поле своей желтизной оттеняет голубизну васильков, делает их ярче и нарядней.

На горизонте большое темно-зелёное пятно. Это за полем растёт лес. Осень ещё не расписала его своими красками. Птицы летают над полем. Рядом с лесом протекает небольшая речка. Глядя на поле, ощущается летний зной. Кажется, что воздух раскален, как в духовке. Солнце стоит в зените, т.к. дом не отбрасывает тени ни на землю, ни на поле.

6 класс с причастиями

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Маленькое путешествие 5 класс

    На прошлой неделе мы с дедушкой пошли гулять к речке и удить рыбу. Погода была превосходная, воскресное утро никак не позволяло остаться дома и мы начали собираться. Мы сложили в рюкзак бутерброды

  • Образ и характеристика Кости из рассказа Бежин луг Тургенева сочинение

    Костя на фоне остальных мальчишек, стороживших коней, выделялся своими необычными глазами. Именно они так заинтересовали рассказчика. Взгляд мальчика был печальным, он о чем-то все время думал.

  • Сочинение Как связаны понятия мечта и желание?

    Все мы люди разные и у кого-то хорошая сила воли и он может каждый день прорываться за счёт желания, а кто-то хочет прийти на всё готовенькое.

  • Сочинение Образ Жюльена Сореля (по роману Красное и черное Стендаля)

    Центральным персонажем произведения является Жюльен Сорель, представленный писателем в качестве молодого, амбициозного юноши.

  • Сравнительная характеристика Ассоль и Грея (Алые паруса) 6 класс сочинение

    С самого раннего детства герои произведения "Алые паруса" Ассоль и Грея живут совершенно разной жизнью. Что касается молодой девочки Ассоль, то она выросла в малообеспеченной семье

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Урок развития речи в 6 классе Сочинение по картине В.Н.Гаврилова «Последние васильки»

2 слайд

Описание слайда:

Лучшие полотна В.Н. Гаврилова вошли в экспозиции многих музеев страны, в том числе его произведения хранятся в Государственной Третьяковской Галерее, Государственном Русском Музее. В 1971 за картины «Дмитрий Фёдорович с приёмным сыном», «Радостный март», «За родную землю» художник был отмечен Госу­дарственной премией РСФСР им. И.Е. Репина. Тонкий колорист, мастер пей­зажа и композиции, художник развивал в своем творчестве традиции русской реалистиче­ской школы в таких картинах, как: «Южный дворик», «Этюд на скамейке», «Март».

3 слайд

Описание слайда:

«Васильки» Как много полевых цветов, Их все лишь единицы знают, А вот про брызги васильков Стихи и песни сочиняют. Растут они среди полей, Где колосятся зерновые, Как синий океан во ржи, Такие милые, родные. В тени садов, стекле теплиц, Такую прелесть не найти. На стройной ножке лепестки, Словно резные, посмотри! Собрала всех их в хоровод, Сиреневая серединка. И каждый лепесток хорош, Как колокольчик на картинке. Небесную их синеву, Ну, разве можно передать? Такие краски человек Лишь у природы может взять. Не зря, наверно, васильки Издревле на Руси любили. Они своею красотой Добро в людской душе будили. В. Кокорев

4 слайд

Описание слайда:

Что мы видим в центре картины? Опишите букет васильков. Какие ещё предметы изображены на натюрморте? Что мы видим на заднем плане? Какие краски выбирает художник для создания картины?

«Последние васильки» - живописное полотно, которое написано советским художником Владимиром Николаевичем Гавриловым в 1970 году. Оно вошло в число последних работ автора, скончавшегося в том же году, тем самым, став олицетворением прощания художника с яркими моментами жизни и тем, что он увидел в последний раз - это конец лета, отцветающие полевые цветы, еще не сжатая пшеница и родной дом.

Владимир Николаевич был талантливым пейзажистом, раскрывшим всю красоту живописи, а вместе с ней и родной природы. Представленная картина демонстрирует мастерство Гаврилова ловить моменты - кусочки обыденных часов и занятий, которые привычны и повторяются, быть может, изо дня в день. Сюжет «Последних васильков» очень простой и заурядный, он не имеет пафоса и аллегорий. Поэтому картина будоражит собственные самые теплые и искренние воспоминания зрителя, относя его в детство, именно в то время, когда можно уснуть за чтением книги, куролесить у бабушки в деревне летом и просто жить.

Работа полна тепла, и не только по сюжетной композиции. Немаловажным для создания доброй и светлой атмосферы стали краски, которые выбрал Гаврилов. Это приглушенные тона, среди которых холодным пятном выделяются васильки. Именно они стали центром сюжета и достойно занимают место на первом плане. Дальний план, в свою очередь, захватил кусок сельского пейзажа с желтыми и белыми колосьями. Горизонт обрамлен густой рощей. Она прописана насыщенным зеленым маслом с примесью аквамарина. Контраст темных пятен вдалеке и выбеленное поле наделило колорит палитры особым янтарным свечением спелых колосьев, солнца и летнего дня.

Владимир Николаевич уделил внимание мелочам, - раскрытой книге, окну, створки которого гостеприимно распахнуты, тому, в чем будут стоять цветы - это маленькая эмалированная кастрюля. Все по-домашнему, все скромно и по-настоящему. Даже, кажется, что композиция вовсе не постановочная, а выхваченная из жизни нечаянно, но навсегда.

Последний летний месяц стал для автора на самом деле последним. Он стремился запечатлеть то, что для многих кажется неважным и не таким ценным, как васильки для Гаврилова. Его талантливая рука вкрапила в холст мозаику тягучего масла, так же как свои строки впечатала в лист поэтесса Васильева:

«Возле дачи, на раздолье, у излучины реки разбрелись в колхозном поле голубые васильки…».

И, быть может, эти цветы - всего лишь сорняк, но для автора картины, васильки - олицетворение жизни. Впрочем, многие из тех, кто прожил большой отрезок времени, начинают ценить совершенно простые вещи, которые в детстве казались обыкновенными и заурядными.

Простота повествования «Последних васильков» передана понятным языком живописного реализма. Никакой из жанров искусства не способен так доподлинно объяснить любовь, тоску, красоту быта и природы, как реализм. И пусть кому-то покажется письмо художника сухим, где-то скупым на эмоции, не таким пафосным, как мастерство античных живописцев, все равно, с чувством благодарности к таланту Владимира Гаврилова хочется поклониться ему за талант «конспектировать» самые неуловимые мгновения того, что называется жизнью.

На первом плане произведения ласкает взгляд букет синих васильков, поставленный в обычную кастрюлю, что добавляет этому пейзажу дополнительный штрих обыденности и простоты. Стоящая рядом маленькая вазочка с красными цветами контрастирует с васильковым букетом, и этот прием не без успеха обыгрывается автором. Под вазочкой с красными цветами лежит открытая книга, эта композиция красных цветов только подчеркивает красоту щедрой охапки васильков. Такое сочетание повествует нам о романтичной и мечтательной натуре, невольно погрузившейся во время чтения в прекрасные мысли, забыв на миг обо всем. А там, за окном, за яркой россыпью полевых цветов, распахнулось пшеничное поле, и этот слегка колыхающийся, золотистый покров напоминает о том, что скоро грянет осень, сменяющая жаркую негу неповторимого ароматного августа.Птицы, кружащиеся над полем добавляют всему пейзажу естественности, так натурально чувствуется это легкое движение, сопровождаемое нежным «дыханием» стройных пшеничных колосьев под едва ощутимыми прикосновениями летнего ветерка. Яркость солнечного оттенка поля создает изумительный и прелестный контраст с насыщенным синим цветом последних васильков, скрытых в уютной тени окна, в то время, когда властвует солнце, даря всему живому на земле лучистый и ласковый свет. Густой лес, будто манит вдаль своим тенистым покровом, вырастающий темной зеленой стеной за пшеничным полем. И будто живительным глотком прохладной влаги, освежающим и ободряющим в летнюю жару, манит к себе река, неспешно катящая свои волны. Тонкой дымкой тянется лесистый берег за речкой, но лишь свободные птицы в полной мере способны ощутить истинную прелесть влажной прохлады этого воздуха.В картине «Последние васильки» сосредоточена доброта и всеобъемлющая природная гармония, это тихая и скромная пленительность родного края, это любимая с детских лет родина, к которой их чужих пределов так стремится душа. Незримо ощущается теплота и наполняющая необычайная радость этого милого пейзажа, полного уюта и жизненной искренности. 2 текст:
Крупным планом изображена на картине - ваза с васильками, стоящая на подоконнике. Окно открыто, за ним - пожелтевший луг.
Васильки на картине Гаврилова – последний привет уходящего лета. Все лето они цветут, лаская взгляд любого человека, но созрела рожь, скоро, скоро наступят холода, но букет, написанный художником, будет висеть на стене, радовать глаз, как прекрасное напоминание о лете.
Это последние васильки в жизни В.Н. Гаврилова. Он родился в 1923 году и умер в 1970. Владимир Николаевич написал эту картину в 1970 году.
на или

Тип интегрированного урока: урок комплексного применения знаний, умений и навыков.

Форма урока: проблемный урок, урок творчества.

Цели урока.

Образовательные:

  • Закрепить умения и навыки работы с натюрмортом.
  • Активизировать познавательную активность учащихся.
  • Совершенствовать навыки речемыслительной деятельности учащихся.

Воспитательные.

  • Воспитывать интерес к предмету.
  • Формировать гуманные качества личности учащихся, умение видеть прекрасное в окружающем мире.

Развивающие.

  • Развивать творческие способности учащихся.
  • Совершенствовать навыки анализа произведения живописи (натюрморта).
  • Развивать умение строить ответ в определенной композиционной форме, исправлять, дополнять, совершенствовать написанное.

Основные формы и виды работы на уроке: наблюдение, анализ изображенного на картине, работа над образными средствами языка, подбор рабочих материалов.

Оборудование: Репродукции картин В.Н.Гаврилова, план описания картины.

Перед уроком была проведена предварительная работа: приготовлены на уроках ИЗО натюрморты В.Н.Гаврилова “Последние васильки”, сообщения по творчеству художника, стихотворения о васильках.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы, цели, особенности урока.

Учитель русского языка.

Ребята, сегодня мы будем описывать натюрморт. Наш урок необычен: вести его будем я и учитель изобразительного искусства, Людмила Романовна. Мы хотим, чтобы вы увидели связь между уроками русского языка, литературы и изобразительного искусства, научились правильно описывать натюрморт в соответствии с заданным планом.

III. Основная часть.

Учитель ИЗО.

Сегодня речь пойдет о замечательном русском художнике Гаврилове Владимире Николаевиче. Гаврилов Владимир Николаевич - лауреат Государственной премии им. И.Е. Репина, выдающийся художник, пейзажист, жанрист, человек яркой творческой мысли. Полотна Гаврилова просты по сюжету, художник создавал произведения, в основном, о своем времени, в едином эмоциональном ключе, которому автор подчинял все изобразительные средства, и прежде всего цвет.

(Знакомство с картинами художника).

Учитель ИЗО.

Писал художник и поэтические натюрморты, например, “Ночное окно”.

Давайте вспомним, что такое натюрморт?

(Отвечают ученики) – Термин “натюрморт” - в переводе с французского означает “мёртвая натура”. Натюрморт – это изображение неодушевлённых предметов, размещённых в единой среде и организованных в группу.

Учитель ИЗО.

Хочу добавить, что мир вещей в натюрморте призван раскрыть их объективное своеобразие, неповторимые качества, красоту. Возник натюрморт в период развития реализма в. В XVII веке он определился как самостоятельный жанр.

Натюрморт – очень удобная во всех отношениях натура: она неподвижна, на длительное время сохраняет свой внешний облик. Даже рисуя неодушевлённые предметы, можно многое выразить, сказать о жизни людей.

На выставке в Государственной Третьяковской галерее представлена одна из последних работ художника, - натюрморт “Последние васильки” (1970 г.), по которой вы будете писать свои сочинения.

IV. Беседа по картине.

Учитель ИЗО.

Докажите, что перед вами действительно представлен натюрморт.

(Ответы учащихся: На картине изображены неодушевлённые предметы: букет васильков, а также, веточки калины или рябины.)

Учитель ИЗО.

Натюрморт может быть вписанным в любую геометрическую фигуру: овал, круг, квадрат, прямоугольник и т.д. Композицию можно развернуть по горизонтали, вертикали, диагонали.

В какую форму вписал натюрморт В.Н.Гаврилова и как художник развернул композицию? (Натюрморт вписан в прямоугольную форму и развёрнут по вертикали.)

Учитель ИЗО.

Расположение предметов в натюрморте называется композицией.

Что такое композиция?

Ученики: (Композиция - это гармоничное сочетание и взаимодействие объектов в картине.)

Предметы в натюрморте должны гармонично сочетаться друг с другом, соприкасаться, составляя единое целое, но не загораживать друг друга. Предметам не должно быть тесно на плоскости.

Учитель ИЗО.

В композиции должен быть композиционный центр. Что поместил художник в центре картины?

Ученики: (В центре картины находится букет васильков, основной, центральный предмет.

Учитель ИЗО.

А что помогает передать настроение в натюрморте? (Цвет и колорит)

Какие цвета преобладают в картине, теплые или холодные, и что этим автор передает?

Ученики: (В картине преобладают теплые цвета и контрастный колорит, этим художник передает свой восторг, хорошее настроение.)

Учитель ИЗО.

Верно, цвет для художника, как и звук для музыканта или слово для писателя – мощное средство выразительности. В написании натюрморта “Последние васильки” В.Н.Гаврилова и мы в своих рисунках использовалитеплые и контрастные цвета. Ваши работы получились яркими, красивыми.

Учитель ИЗО.

А какую роль играет в картине солнечный свет?

Ученики: (Солнечный свет, освещая предметы, делает их, с одной стороны, светлыми, а с другой стороны – темными (тень).

Учитель ИЗО.

Свет и тень помогают передать объёмное изображение предметов, их реальность.

Теперь вам осталось только запечатлеть все, о чем мы с вами говорили в своих сочинениях. Слово я передаю Людмиле Ивановне.

V. Работа над созданием сочинения. Речеведческая деятельность.

Учитель русского языка.

После такого подробного анализа натюрморта с точки зрения живописи у вас, я верю, получатся замечательные сочинения.

Учитель русского языка.

Надо сказать, что не только художники, но и поэты восхищались красотой нежных полевых васильков. Предлагаю вам прослушать стихотворение о васильках, написанное поэтом Владимиром Кокаревым.

Выразительное чтение стихотворения о васильках.

(Ученица читает стихотворение “Васильки” Вадима Кокорева.)

Вдохновленные таким прекрасным лирическим стихотворением, приступим к написанию сочинения по данной картине. Чтобы ярче себе представить картину, созданную автором, давайте закроем глазки и мысленно перенесёмся туда, прислушаемся к звукам, почувствуем запахи, окунёмся в чарующий мир природы, созданный автором.

(Под сопровождение легкой музыки дети представляют себе картину, созданную художником.)

Учитель русского языка.

Откроем глазки, “выйдем” из картины. Что вы услышали и увидели? Что почувствовали?

Ученики: (Приблизительные ответы учеников: “Окунувшись в мир картины, я услышал пение птиц, их весёлое чириканье. Посреди бескрайнего поля золотых колосьев пшеницы, словно кораблик в море, виднеется маленький деревенский домик, а через распахнутое окно, утопая в лучах солнца, стоит прекрасный букет полевых васильков. Воздух пропитан запахом спелой пшеницы и полевых цветов”.)

Учитель русского языка.

Замечательно! Вот теперь можно приступать к описанию картины.

Скажите, ребята, какой тип речи мы будем использовать в своих работах и почему? (Описание)

А какие типы речи вы ещё знаете? (Повествование, рассуждение)

В каком стиле мы будет выполнять свои работы? (В художественном)

Какие вы знаете средства выразительности, которые характерны для художественного стиля речи и необходимы для нашего сочинения? (Эпитеты, метафоры, синонимы, антонимы)

Чтобы сочинение отличалось логической стройностью, составим план сочинения.

Учитель русского языка.

Составление плана сочинения.

Скажите, из каких частей состоит сочинение? (Из вступления, основной части и заключения)

О чем мы напишем во вступлении? (О художнике картины)

Как мы озаглавим первый пункт плана? (1. В.Н.Гаврилов - тонкий колорист и мастер композиции)

О чем мы должны будем сказать в основной части в первую очередь? (О букете васильков)

Какие ещё предметы изображены на натюрморте? (Веточки калины)

Должны мы будем описать окно и что за окном? Как можно озаглавить следующие пункты? (Распахнутое окно, Янтарная пшеница)

Укажем, какой колорит использовал художник, чтобы передать свое настроение? (Теплый колорит)

Основная часть завершена. И что ещё остается? (Заключение)

Какие у вас есть варианты заключительной части? Небольшая подсказка – как называется натюрморт? О чем говорит это название?

(3. Последние васильки – прекрасное напоминание о лете.)

Теперь перейдём к подбору рабочих материалов.

Во вступлении мы должны будем сказать несколько слов о художнике.

Какие словосочетания вы предложите для характеристики художника?

I. В.Н.Гаврилов - тонкий колорист и мастер композиции – выдающийся художник, прекрасный пейзажист.

II. 1. Букет васильков - пышный букет, ярко-синие васильки, стоящие на дубовом столе, тонкие лепестки, зеленые листочки.

2. Веточки калины - ярко-красные ягоды, в коричневом глиняном горшочке.

3. Распахнутое окно - видна ширь русских полей, бескрайнее небо.

4. Янтарная пшеница - янтарно-желтая, спелая, густая пшеница, пышные колосья.

5. Теплый колорит - тёплые и светлые цвета, яркие, солнечные, сочные краски.

III. Последние васильки – прекрасное напоминание о лете; картина передает и восторг, и умиление, и восхищение; пленительная красота природы.

VI. Написание чернового варианта сочинения.

Учитель русского языка.

Теперь разделим черновик на две части: одна – для будущего сочинения, другая – для редактирования. Далее, следуя алгоритму написания сочинения по картине, пишем сочинение.

(Можно сопроводить написание сочинения под лёгкую музыку, затем прослушать 3-4 работы учащихся, провести анализ и редактирование ученических сочинений.)

VII. Учитель предлагает в качестве образца прослушать следующее сочинение. (Сочинение, написанное учителем).

Гаврилов Владимир Николаевич - выдающийся художник, пейзажист, тонкий колорист и мастер композиции.

В центре картины крупным планом художник изобразил пышный букет васильков, стоящих на дубовом столе в белой, уже не новой кастрюле. Ярко-синие васильки, словно кусочек небесной чистоты, заполняют картину свежестью и какой-то сказочностью. Подставляя навстречу ярким лучам солнца нежные головки, васильки сливаются с первозданной красотой русской природы. В небесной синеве васильков утопают тонкие стебельки и зелёные листочки. Своей синевой васильки заполняют всю картину.

Предметы настолько объемны, что, кажется, протяни руку и почувствуешь нежность васильков, упругость спелых ягод, тепло летнего дня.

Через распахнутое окно видна ширь русских полей, утопающих в густой, янтарно-желтой пшенице. Над пышными колосьями пшеницы кружатся неугомонные птицы, и их звонкий щебет разливается по всей округе.

В картине преобладают тёплые и светлые цвета, яркие, солнечные, сочные краски. Этим автор передал свой восторг и внутреннее настроение.

Глядя на картину “Последние васильки”, испытываешь и восторг, и умиление, и восхищение. Какая пленительная песнь красоте и великолепию природы содержится в этом натюрморте! Любого человека, кто умеет любить, радоваться, грустить, кто всем сердцем ощущает красоту природы, натюрморт В.Н.Гаврилова “Последние васильки” не оставит равнодушным. Последние васильки – это прекрасное напоминание о лете.

Понравилось вам это сочинение? Я надеюсь, что и ваши работы будут такими же интересными, яркими и образными. В своих сочинениях вы можете использовать отдельные фразы из этого сочинения.

VIII. Подведение итогов урока.

Оценить участие ребят на уроке, отметить наиболее активно работавших учеников.

IX. Рефлексия.

Какие впечатления произвел на вас этот не совсем обычный урок? Что понравилось вам?

Какой цвет вы выбрали бы, если бы вам довелось создать картину урока?

X. Домашнее задание – творчески оформить работы, с рисунками, на листах формата А-4.

Список литературы

1. М.М.Разумовская. Учебник. Русский язык. 6 класс. М., Просвещение, 2010 г.

2. Картина В.Н.Гаврилова “Последние васильки”.

3. Русская Галерея Искусств - Художник Гаврилов Владимир Николаевич.

4. Артхив / Художники / Владимир Николаевич Гаврилов.artchive.ru›artists/vladimir_nikolaevich_gavrilov…

5. В.Н. Гаврилов. За родную землю. - Художники о Великой Отечественной...ursa-tm.ru

Приложения 1 – Тезисы к уроку.

Приложение 2 – Данные об авторах.

Приложение 3 – Слово о художнике В.Н.Гаврилове.

Приложения 4 – Образец сочинения по картине В.Н.Гаврилова “Последние васильки”.

Приложение 5 – Стихотворение “Васильки”. В.Кокорев

Презентация 6 – Памятка. Алгоритм написания сочинения по картине.