Социальные утописты. Социалисты-утописты


Общие сведения. Утопический социализм – это предшествующее научному коммунизму теории и учения о коренном преобразовании и справедливом устройстве общества на социалистических началах, не опирающиеся на знание законов общественного развития и его движущих сил.

Хотя идеи великих социалистов – утопистов нередко представляли собой фантастическое описание будущего строя, тем не менее были порождены условиями материальной жизни общества, отражали стремление определенных классов.

Слово социализм не имело строго определенного содержания. Оно обозначало весьма пеструю совокупность убеждения и надежд на установление справедливого общественного порядка, в котором эгоизм и своекорыстие владельческих классов будут преодолены на началах, исключающих неравенство в распределении собственности и доходов.

Эту совокупность социалистических теорий принято определять понятием "утопических". Слово утопия впервые было произнесено автором одноимен­ной книги Томасам Мором в 16 в. Он придумал это слово, в буквальном пе­реводе с греческого оно означает - "место, которого нет". Словом "уто­пический" характеризуют идеи и представления, осуществление которых либо невозможно, либо крайне затруднено.

В чем причины появления этих идей и их популярности? Историки объ­ясняют факт рождения социалистического идеала историческими условиями.

Важное значение для развития экономической мысли западного средневековья имели социальные утопии. Зарождение утопических идей можно найти у всех народов в легенде о прошлом «золотом веке», которая идеализировала общинный строй и господствовавшее в нем социальное равенство людей.

На формирование идей утопического социализма большое влияние оказывало учение раннего христианства, проповедовавшее в общественное человеческое равенство, братство и потребительский коммунизм.

В условия классического средневековья утопические идеи находят отражение в ересях, в частности тех, в которых борьба народных масс против угнетения принимает форму хилиазма 1 . Хилиастическое учение в 12 веке развивал калабрийский монах Иоахим Флорский, который мечтал о «тысячелетнем царстве» будущего, незнающего войн, нищеты, рабства и частной собственности.

В позднем средневековье социальные утопии оказываются более многочисленными, излагаются более обстоятельно. Появляется немало специальных сочинений. Роль мистического элемента уменьшается, авторами рисуется более реалистическая картина общества будущего.

Основными представителями утопического социализма являются Томас Мор, Роберт Оуэн, А.Cен-Симон, Шарль Фурье, Томмазо,. Рассмотрим идеи каждого из них.

Томас Мор (1478-1535) английский гуманист, государственный деятель и писатель; основоположник утопического социализма.

Наибольшую известность принес Мору его диалог «Утопия», содержащий описание идеального строя фантастического острова Утопия. Утопия Томаса Мора явилась прямым отражением острых классовых противоречий того времени, вызванных аграрным переворотом в Англии.

Здесь Мор впервые в истории изобразил общество, где ликвидирована частная (и даже личная) собственность и введено не только равенство потребления (как в ранних христ. общинах), но обобществлены производство и быт. Труд в Утопии составляет обязанность всех граждан, распределение происходит по потребности, рабочий день сокращен до 6 часов; наиболее тяжелые работы выполняют преступники.

Большое внимание Мор уделял организации труда в совершенном обществе, специально рассматривая проблему продолжительности рабочего дня. Последнее всегда имело важное значение для мелкого крестьянского хозяйства. Особенную красоту приобретает проблема рабочего времени в период появления капиталистической мануфактуры и фермерства. В XVI в. это не менее важная проблема и для цеховой промышленности. Мастера стремились как можно больше увеличить рабочий день, принуждая подмастерьев и учеников отработать от зари до зари. Предприниматели-мануфактуристы (например, в суконной промышленности) доводили продолжительность рабочего времени до 12-15 часов в сутки.

Утопия представляет собой бесклассовое общество, состоящее из свободных от эксплуатации большинства. Однако, проектируя справедливое общество, Мор оказался недостаточно последовательным, допустив в Утопии существование рабов. Рабы на острове - бесправная категория населения, обремененного тяжелой трудовой повинностью. Они "закованы" в цепи и "постоянно" заняты работой. Наличие рабов в Утопии в значительной мере, по-видимому, было обусловлено низким уровнем современной Мору техники производства. Рабы нужны утопийцам, чтобы избавить граждан от наиболее тяжелого и грязного труда. В этом, несомненно, проявилась слабая сторона утопической концепции Мора.

Политический строй Утопии основан на принципах выборности и старшинства. Семья представлена ячейкой коммунистического быта, она организована не столько на родственных, сколько на производственных началах. Основной хозяйственной единицей Утопии является семья. При ближайшем же рассмотрении, однако, оказывается, что семья у утопийцев необычная и формируется она не только по принципу родства. Главный признак утопийской семьи заключается в ее профессиональной принадлежности к определенному виду ремесла. "По большей части, - пишет Мор, - каждого выучивают ремеслу старших. Ибо к этому чаще всего влекутся они от природы. Если же кого-либо привлекает к себе иное занятие, то его принимает другое хозяйство, ремеслу которого он хотел бы обучиться".

Т. Мор неоднократно подчеркивает, что отношения в семье строго патриархальные, "во главе хозяйства стоит старейший. Ремеслом занимаются все – и мужчины, и женщины. Однако женщины имеют более легкое занятия, они обычно обрабатывают шерсть и лен. Вовлечение женщин в общественное производство наравне с мужчинами, несомненно, факт весьма прогрессивный, так как именно здесь закладываются основы равноправия между полами, которое, несмотря на патриархальный характер семейного уклада, в Утопии все же налицо.

Патриархальные отношения в семье, а также ярко выраженный ее профессиональный признак позволяют разглядеть реальный прототип семейной общины утопийцев – идеализированную ремесленную общину средних веков.

Отсутствие частной собственности позволяет Т. Мору строить производственные отношения в Утопии по новому принципу: на основе сотрудничества и взаимной помощи граждан, свободных от эксплуатации, - в этом его величайшая заслуга. Томас Мор ставит также и проблему преодоления противоположности между физическим и умственным трудом. Кроме того, что большинство утопийцев весь свой досуг уделяют наукам, же лающие целиком посвятить себя науке встречают всемерную похвалу и поддержку и похвалу всего общества как лица, приносящие пользу государству. Люди, проявившие способности к науке, освобождаются от повседневного труда "для основательного провождения наук". Если же гражданин не оправдывает возложенных на него надежд, он лишается этой привилегии. Каждый гражданин Утопии имеет все условия для успешного овладения науками и духовного роста. Наиболее важное из этих условий – отсутствие эксплуатации и обеспеченность большинства всем необходимым.

Мор не мыслил себе революционного пути осуществления этого идеала - он 6ыл противником народных движений, видя в них лишь разрушительное начало и анархию.

В итоге можно заключить, что Томас Мор в своей коммунистической Утопии сделал важный шаг вперед от идей общности потребления к идеи общественной собственности и организации хозяйственной жизни общества как единого целого. От идеала замкнутой патриархальной общины к идеалу крупного политического образования в виде города или федерации городов, к признанию важнейшей роли государственной власти в утверждении основ разумного социального строя.

«Утопия» оказала большое влияние на реформаторов, в частности Морелли, Г. Бабефа, К. А. Сен-Симона, Ш. Фурье, Э. Кобе и др. представителей утопического социализма.

Роберт Оуэн (1771-1858) был совладельцем текстильной фабрики в Шотландии. Первые его шаги состояли в: сокращении продолжительности рабочего дня (до 10.5 часов), повышение заработной платы, введение пенсий по болезни и старости, запрещение детского труда, организации школы, ясель, детского сада для детей рабочих. Постепенно он пришел к определенным выводам о причинах тяжелого положения рабочих. Он считал, что основным из них являются частная собственность и деньги. Он полагал, что необходимо упразднить деньги, заменить их трудовыми квитанциями и создать особые самоуправляющиеся трудовые общины, в которых средства производятся всем, а материальные блага распределяются по потребностям.

Р. Оуэн выступал против всех крупных частных собственников. Он считал, что новый общественный строй может существовать и без капиталистов, ибо « частная собственность была и есть причина бесчисленных преступлений и бедствий, испытываемых человеком», она причиняет «неисчислимый вред низшим, средним и высшим классам».

Будущее “рациональное” общество Оуэн представлял себе в виде свободной федерации небольших социалистических самоуправляющихся общин, включающих не более 3 тысяч человек. Оуэн был против отделения промышленного труда от сельскохозяйственного. При общности владения и общем труде не может быть не эксплуатации, ни классов. Работа распределяется между гражданами в соответствии с потребностями. Считая, вслед за французскими материалистами 18 в., что человеческий характер является продуктом общественной Среды, окружающей человека, Оуэн был убежден, что в его новом обществе родится новый человек. Правильное воспитание и здоровая Среда научат его чувствовать и мыслить рационально, искоренят в нем эгоистичные привычки. Суды, тюрьмы, наказания станут не нужны.

Одновременно с реорганизацией обращения Оуэн пропагандировал широко задуманную утопичную реорганизацию производства, также в качестве мероприятия для мирного перехода к социалистическому строю. Оуэн предполагал, что профессиональные организации рабочих могут взять в свои руки соответственные отрасли промышленности и организовать в них производство на кооперативных началах, не прибегая ни к каким насильственным мерам. Капиталистическая действительность разбила утопичные надежды Оуэна. В разработке проектов будущего общественного строя Оуэн был очень скрупулезен. Он тщательно продумывал, какие рационы питания должны быть в будущем обществе, как должны распределяться комнаты для женатых, холостых и т.д. Конечно, в такой тщательной обстановке присутствовали элементы фантастики. Но Роберт выдвинул целый ряд практических предложений, стал инициатором принятия фабричного законодательства об ограничении рабочего дня, о запрещении ночного труда женщин и детей, потребовал от государства, чтобы оно активно вмешивалось в экономическую жизнь в интересах трудящихся. Фантастический элемент выражен в целом слабее, чем в учении Сен-Симона и Фурье.

Оуэн был согласен с положением Рикардо, что основным источником стоимости является труд. Однако, в отличии от Рикардо Оуэн считал, что в существующем обществе этот важный закон не действует, ибо если труд является источником богатства, то оно должно принадлежать трудящимся. Заслуга Р. Оуэна в том, что из теории трудовой стоимости Рикардо он сделал социалистический вывод и попытался, опираясь на эту теорию, доказать необходимость радикальных перемен в обществе.

Р.Оуэн и его последователи утверждали, что стоимость товара измеряются не трудом, а деньгами. Деньги же искажают истинную величину стоимости, являются не естественными, а искусственным мерилом, маскируют подлинные затраты труда на производство товаров, и это создает положение, когда одни богатеют, а другие разоряются и нищенствуют. «Правильно понятые интересы общества, - писал Оуэн, - требуют, чтобы человек, производящий ценности, получал справедливую и твердо установленную их долю. Это можно сделать, только установив такой порядок, при котором естественное мерило ценности будет применяться практически». Таким естественным мерилом он считал труд, полагая, что издержки производства и ест количество труда, заключенное в товаре. Обмен одних предметов на другие должен происходить с соответствии с «издержками их производства», с помощью такого средства, которое будет представлять их ценность, и притом ценность «реальную и неизменную». «Новое мерило, - писал Оуэн, - быстро уничтожит в обществе бедность и невежество… даст возможность постепенно улучшить условия существования всех социальных групп».


Карл Маркс
Фридрих Энгельс
Роза Люксембург
Владимир Ленин
Лев Троцкий
Иосиф Сталин
Мао Цзэдун
Хо Ши Мин
Символика Символы коммунистического движения Родственные статьи Анархизм

Утопический социализм - принятое в исторической и философской литературе обозначение предшествовавшего марксизму , учения о возможности преобразования общества на социалистических принципах, о его справедливом устройстве. Главную роль в разработке и внедрении в общество идей о строительстве социалистических отношений ненасильственным образом, лишь силой пропаганды и примера, сыграла интеллигенция и близкие к ней слои.

Утопический социализм в древности

Первые идеи о более справедливом обществе скорее всего зародились ещё на стадии разделения общества на классы и возникновения имущественного неравенства. Следы подобных воззрений встречаются при изучении как фольклора , так и мифологии народов Азии, Европы и Северной Африки.

Предсоциализм в средневековье

Во время господства феодальных хозяйственных отношений взгляды, близкие к утопистско-социалистическим, формировались прежде всего на религиозной почве и выливались в виде многочисленных ересей - вальденсов , бегардов , таборитов , катаров , лоллардов , апостольских братьев, анабаптистов и других, объяснявших возникновение социального и имущественного неравенства в первую очередь отступничеством церкви и правящих классов от истинных идеалов раннего христианства. Несмотря на религиозную форму ересей, они имели конкретное экономическое содержание, выраженное в ожидании всеобщего блага и счастья людей, наступлении «тысячелетнего царства» , пропагандировали отношения, характерные для первых христианских общин. В некоторых из этих сект воскрешались идеалы евангельского учения и создавались самоуправляемые общины с аскетической уравнительностью в потреблении и совместным ведением хозяйства . В редких случаях этот крестьянский религиозный коммунизм перерастал в вооружённое общественное движение, как это случилось в позднее средневековье в Чехии , во время Гуситских войн (табориты) и в Германии , во время Крестьянской войны XVI века (Т. Мюнцер).

В XVI-XVII вв., с началом эпохи первоначального накопления капитала, возникла литература утопического характера. Родоначальником утопического социализма считается английский писатель-гуманист Томас Мор . Его главное сочинение - «Золотая книга, столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия» (1516). В книге автор показывал несовершенство существовавшего строя, бедства крестьян, причину которых видел в частной собственности. Он создал идеальное государство Утопия, в котором господствует общественная собственность, общественное производство, справедливое распределение. Все жители Утопии обязаны работать, а в свободное время изучать науки и искусства. Все произведённое является общественным достоянием, а изобилие материальных благ позволяет распределять их по потребностям. Политический строй основан на демократии .

В Италии известным сторонников утопического социализма был Томмазо Кампанелла . В своей книге «Город Солнца» (1623) Кампанелла, также как и Мор, создал идеальное государство, в котором господствует общественная собственность, а все блага распределяются поровну между жителями .

Идеи первых Мора и Кампанеллы являются социалистическими, потому что их авторы понимали связь социального неравенства с частной собственностью. Они воспевали крупные города, а главную роль в создании нового строя отводили государству в лице великого политика, завоевателя, мыслителя, действующих с помощью пропаганды и примера .

Утопический социализм в Новое время

Одними из первых социалистов-утопистов нового времени были англичане Дж. Уинстэнли и Джон Беллерс . Во Франции социальные утопии XVII-XVIII веков выливались как правило в форму художественных романов-путешествий, где идеализированное общество добродетельных туземцев противопоставлялось полному несправедливости европейскому обществу (Г. де Фуаньи, д´Алле, Гедевиль и другие). В XVIII веке с проповедью революционного ниспроведения гнёта и эксплуатации выступал Ж. Мелье , стоявший на позициях общинного патриархального коммунизма. Для многих коммунистических сочинений того же столетия основополагающим мотивом была просветительская теория «одинаковости естественной природы» человечества и вытекающего из этого положения «равенства прав» всех людей. Исходя из этих идей, Морелли и Г. Мабли обосновали коммунизм с точки зрения теории естественного права .

Утопический социализм времён Просвещения прокламировал право человека на труд и обязательность труда для всех, социальной справедливости в распределении средств, превращение земли в общедоступную собственность. В годы Великой французской революции происходила политизация этих идей морального социализма. Сторонники эгалитарных (уравнительных) утопических идей требовали всеобщего уравнительного передела земли, ограничения собственнических прав и подчинения их нуждам общества («Бешеные »). С дальнейшим углублением революции происходила радикализация взглядов утопистов-революционеров: от наивных первых проектов о мирном законодательном введении общинного коммунизма во Франции - до планов коммунистических преобразований с помощью санкюлотской революционной диктатуры (Ф. Буассель). Квинтэссенцией развития радикального утопизма были взгляды Гракха Бабёфа и бабувистской программы заговора равных, впервые выдвинувших требование коммунистической революции с введением после её победы коммунистической диктатуры и обосновавших необходимость переходного периода от капитализма к коммунизму. Выражая взгляды людей домашинной эпохи, бабувизм показывал идеал коммунистического общества как аграрного и ремесленного, развивающегося на основе ручного труда, в распределении предлагал строгую уравниловку, всеобщий аскетизм, выказывал негативное отношение к людям умственного труда.

Утопический социализм в ХIX веке

В первой половине XIX столетия движение за осуществление социалистических идеалов возглавили интеллектуалы, из среды которых вышли великие утописты К. А. Сен-Симон , Ш. Фурье , Р. Оуэн - «основатели социализма», по определению Ф. Энгельса , впервые развившие самостоятельную теорию утопического социализма в подлинную науку, заменившую обанкротившуюся революционную метафизику теории «естественного права». В вопросе о преобразовании общества на первое место было поставлено создание крупного общественного производства, применяющего новейшие достижения науки и техники. Преодолевая привычные представления о уравниловке и всеобщем аскетизме при коммунизме, утописты выдвинули принцип распределения «по способностям», изображали будущее общество как общество изобилия, обеспечивающее удовлетворение человеческих потребностей, безграничный рост производительных сил и расцвет личности. Утописты-социалисты говорили о грядущем уничтожении разницы между умственным и физическим трудом, между городом и деревней, о планировании производства, о превращении государства из органа управления людьми в орган управления производством и так далее.

В то же время печальный исход Великой Французской революции свидетельствовал о несостоятельности действий революционных масс, об определяющей миссии думающего меньшинства и волевых решений отдельных личностей. Не отрицая воздействия на общественную жизнь рационалистических идей духовного мира, то же время социалисты-утописты возрождали религиозные идеи- «новое христианство» Сен-Симона; пантеистическая метафизика и мистическое объяснение природы человеческих страстей и влечений у Фурье; новый моральный мир, перевоспитывающий людей при помощи рациональной социалистической религии у Оуэна.

В это время в среде последователей социализма возникают движения - сен-симонизм (Б. П. Анфантен , С. А. Базар и другие), фурьеризм (В. Консидеран), оуэнизм. Предпринятые в 20 - 40-е годы XIX века попытки создания в Англии и США оуэнистских коммунистических колоний, как и более многочисленные опыты по образованию фурьеристских ассоциаций-фаланг в США, после кратковременных успехов оканчивались неизменным крахом. Та же судьба постигла и «икарийские» колонии Э. Кабе . Всего же было более 40 попыток создания в США фурьеристских фаланг. Наиболее известная - Брукфарм , близ Бостона , просуществовала с по 1846 год .

В 1830 - 40-х года в среде социалистов выкристаллизовывается несколько течений. Одно разрабатывало проекты производительных ассоциаций (Б. Бюше, Л. Блан , К. Пеккёр, П. Леру и другие) или ассоциаций эквивалентного товарообмена (Дж. Грей , П. Ж. Прудон) и рассматривало их как основное средство борьбы против крупного капитала и переустройства общества мирным путём на основе сотрудничества классов. Другое течение, английских социалистов-рикардианцев (У.Томпсон , Д. Ф. Брей и другие) объявили прибавочную стоимость плодом несправедливого обмена между трудом и капиталом, и для устранения этой несправедливости выдвинули экономически необоснованную теорию получения рабочими «полного продукта их труда». Тем не менее в Англии это течение косвенно способствовало развитию чартистского движения.

В среде тайных революционных обществ Европы 30 −40-х годов XIX века создавались учения необабувистского коммунизма, с его требованием немедленного коммунистического переустройства путём революционного переворота и введения революционной диктатуры, вводящей общность имущества. Во Франции эти воззрения разделяли Т. Дезами, Ж. Ж. Пийо, О. Бланки , А. Лаппонере и другие. Использование теоретиками социализма и коммунизма этого времени некоторых идей утопического социализма позволило им сделать важный шаг от уравнительных принципов к коммунистическому принципу «от каждого по способности, каждому по потребности». В произведениях Дезами и В. Вейтлинга теория утопического коммунизма достигла своей вершины.

Утопический социализм в России

Предшественниками идей утопического социализма в России в конце XVIII - начале XIX столетий были А. Н. Радищев и П. И. Пестель . Особенно широкое распространение получили эти идеи в 30−40-е годы. Социалистические взгляды А. И. Герцена и Н. П. Огарёва , возникшие под влиянием трудов Сен-Симона и Фурье , положили начало социалистической традиции в русской общественной мысли.

В 1840-х годах среди наиболее ярких представителей русского домарксистского социализма мы видим А. И. Герцена, Н. П. Огарёва, В. Г. Белинского , М. В. Петрашевского , В. А. Милютина . Суть социалистического учения они понимали как антропологическую идею природы, полной реализацией которой только и может быть социализм , и историческая диалектика мирового разума, понятого как дух человека, изначально стремящегося к строю братства и равенства.

Примечания

Литература

  • Волгин В. П. Очерки истории социалистических идей с древности до конца XVIII века (М.: изд-во АН СССР. 1975)
  • Волгин В. П. Развитие общественной мысли во Франции в XVIII веке (М.: изд-во АН СССР. 1958)
  • Волгин В. П. Французский утопический коммунизм (М.: изд-во АН СССР. 1960)
  • Волгин В. П. Социальные и политические идеи во Франции перед революцией (М.: изд-во АН СССР. 1940)
  • Волгин В. П. Сен-Симон и сенсимонизм (М.: изд-во АН СССР. 1961)
  • Волгин В. П. Революционный коммунист 18 в. Жан Мелье и его «Завещание». 1918
  • Волгин В. П. Очерки истории социалистических идей. Первая половина XIX века (М.: Наука. 1976)
  • Иоаннисян А. Р. Коммунистические идеи в годы Великой французской революции (М.: Наука. 1966)
  • Поль Луи . Французские утописты: Луи Блан, Видаль, Пекер, Кабе, с отрывками из их произведений / Перевод с франц. Е. Я. Успенской, под ред. и с предисл. М.Зеликмана (М.: Красная новь, Главполитпросвет. 1923)
  • Каутский К. «Предшественники новейшего социализма», т.1-2 Москва-Ленинград 1924-25
  • Плеханов Г. В. «Утопический социализм XIX века», Москва 1958
  • Володин А. И. «Начало социалистической мысли в России», Москва 1966
  • Mannheim K. «Ideologie und Utopie», Frankfurt/Main 1952.
  • Экономическая теория / Под ред. Е. Н. Лобачёвой. - 2-е изд.. - М .: Высшее образование, 2009. - 515 с. - ISBN 978-5-9692-0406-5

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Утопический социализм" в других словарях:

    Мечтания, проекты и учения о коренном преобразовании общества на социа листич. началах, не опирающиеся на знание объективных законов обществ. развития и его движущих сил. Понятие «У. с.» происходит от названия соч. Т. Мора «Утопия» (1516) … Философская энциклопедия

    - (от греч. U не, нет и topos место, букв. место, которого нет) представления об обществе, основанном на соци­альном равенстве, в котором нет эксплуатации и люди получают возмож­ность всестороннего развития. Утопичность подобной идеологии… … Политология. Словарь.

    - [см. утопия] – домарксовские социалистические учения (впервые возникшие в 16 – 17 вв. – Томас Мор, Кампанелла), строившие несбыточные планы переустройства общества на социалистических началах, исходя не из классовой борьбы и законов развития… … Словарь иностранных слов русского языка

    Учения об идеальном обществе, основанном на общности имуществ, обязательном труде, справедливом распределении. Понятие Утопический социализм восходит к сочинению Т. Мора Утопия (1516). Крупнейшие представители утопического социализма: Т. Мюнцер,… … Большой Энциклопедический словарь

    УТОПИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ, учения об идеальном обществе, основанном на общности имущества, обязательном труде, справедливом распределении. Понятие утопического социализма восходит к сочинению Т. Мора Утопия (1516). Крупнейшие представители: Т. Мюнцер … Современная энциклопедия

    Утопический социализм - УТОПИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ, учения об идеальном обществе, основанном на общности имущества, обязательном труде, справедливом распределении. Понятие “утопического социализма” восходит к сочинению Т. Мора “Утопия” (1516). Крупнейшие представители: Т.… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Мечтания, проекты и учения о коренном преобразовании общества на социалистических началах, не опирающиеся на знание законов общественного развития и его движущих сил. Понятие «У. с.» происходит от названия сочинения Т. Мора «Утопия»… … Большая советская энциклопедия

    Предшествующие науч. коммунизму теории и учения о коренном преобразовании и справедливом устройстве общества на социалистич. началах, не опирающиеся на знание законов обществ. развития и его движущих сил. ... Первоначальный социализм был… … Советская историческая энциклопедия

    Утвердившееся в литературе общее обозначение разнородных представлений об идеальном обществе, основанном на общности имуществ, обязательном труде, справедливом распределении. Понятие «утопический социализм» восходит к сочинению Т. Мора «Утопия»… … Энциклопедический словарь

    Утопический социализм - (греч. u нет, topos место, т. е. место, которого нет) совокупность социальных учений, в которых в еще незрелой форме выразилось стремление к установлению нового типа общества, где отсутствуют эксплуатация человека человеком и все иные формы… … Научный коммунизм: Словарь, Б. Сливкер. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Монография посвящена истории развития утопической мысли в Западной Европе в XVIII-XIX вв.:…


Утопический Социализм - (от греч. U не, нет и topos - место, букв. место, которого нет) - представления об обществе, основанном на социальном равенстве, в котором нет эксплуатации и люди получают возможность всестороннего развития. Утопичность подобной идеологии заключается в том, что ее невозможно в данной форме воплотить в действительность. Утопический социализм можно интерпретировать как идеологию, в которой содержатся определенные ценности, на которые ориентированы ее носители, и технологии, к воплощению которых стремятся политики - носители данных ценностей. К ценностям утопического социализма относятся идеалы равенства, преодоления социального и политического отчуждения членов общества, уничтожение эксплуатации человека человеком, создание возможности для всестороннего развития, гармоничной социализации независимо от пола и семейного положения, национальной и этнической принадлежности и т. п. Данные идеалы носят общечеловеческий характер, к подобным отношениям, как надеются люди, движется общественное развитие, поэтому эти идеалы привлекательны для всех нормальных людей и есть большая доля вероятности, что рано или поздно они превратятся в формы реальной жизни. В такой идеологии социализма особого утопизма нет. В то же время подобные идеалы высказывались не только в социалистической идеологии, но и, например, в христианской евангелистике, и во многих других идеологиях. Наряду с ценностями, утопические теории содержат более или менее разработанную технологию создания и поддержания этих отношений равенства. Поскольку теории социализма вырастают на почве критики и отрицания существующих социально-политических отношений, в них по-разному решается вопрос о формах нового общества. В христианском социализме основой считается духовное совершенство человека. Развитие души верующих способствует созданию обстановки любви к Богу и всем людям. Вера, Надежда и Любовь в соединении со стремлением к совершенству в жизни для завоевания права на возвышенное существование в вечной жизни после смерти - основа для религиозного социализма. Люди, согласно этому учению, не будут так привязаны к материальным благам и плотским желаниям, они станут добровольно трудиться на благо всех. Подобные отношения в ограниченных пределах существовали в раннехристианских общинах, где верующие добровольно отказывались от частной собственности. Позднее отношения с элементами социального равенства наблюдались в отдельных христианских коллективах - среди последователей святых и подвижников церкви, в монастырях, сектах и т. д. Развитие промышленных отношений уменьшили хозяйственную роль религии, ее функции сконцентрировались в духовной сфере. Поэтому реализация социализма на религиозной основе в настоящее время вряд ли возможна. Зачатки наемного труда в эпоху нового времени привели к попытке преодоления сословных отношений в форме социализма. Родоначальником утопического социализма можно считать англичанина Томаса Мора. В его труде "Утопия" (1516) были изложены взгляды на общество "золотого века". К его последователям относят Т. Кампанеллу, Дж. Уинстенли, Г. Бабёфа, К. Сен-Симона, Ш. Фурье, Р. Оуэна, В.Г. Белинского, А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского и многих других. В трудах социалистов-утопистов содержится блестящая критика недостатков феодального и капиталистического общества в Европе и России. В них формулируется множество идеалов. Кроме того, они высказывают ряд соображений по поводу устройства социалистического общества, которые заслуженно считаются вполне реальными предвосхищениями в области социально-политической структуры. Один из ярких идеологов социализма Т. Кампанелла писал о том, что основной задачей социалистического государства будет функция организации производства и распределения, а также воспитания граждан. Он предлагал привлекать к политическому управлению науку и ученых, опираясь при этом на политическую деятельность народа. Социалисты настаивали на централизованной системе планового хозяйства, переносе центра политики с управления людьми на управление производством, вещами. Они считали, что политика и государство в этом случае начнут отмирать, а социализм разбудит энтузиазм людей: они станут опираться на разум, а не на низменные страсти. Идеологи общества равноправия надеялись, что общество станет коллективистским, частной собственности не будет, все будут трудиться и реально обладать равенством в правах и обязанностях, воспитание будет гармоничным, политехническим, высоконравственным и т. д. Как видим, представители утопического социализма высказывали ряд высоких идей, верили в воплощение многих идеалов человечества, которое стремится к гармоничной жизни на земле, а не в потустороннем мире. В то же время идеи утопического социализма противоречивы. Они и не могли быть другими, поскольку в содержании социализма идеологи пытались совместить несовместимые социальные и политические моменты. Утопический социализм подвергали критике как представители буржуазной идеологии, так и марксисты, которые претендовали на роль теоретических социалистов. Маркс пришел к выводу, что все идеологи до него пытались опираться на идеологию, а не на реальные общественные отношения при конструировании идеального общества. Он попытался теоретически, в научной форме, доказать, что единственным политическим актуальным классом, который несет в себе содержание будущих отношений, является пролетариат. Поэтому пролетарии всех стран объединятся, добьются преодоления частной собственности на средства производства, возьмут власть в свои руки, установят диктатуру пролетариата. Пролетарское государство, по мнению Маркса, возьмет на себя роль организатора ликвидации буржуазных отношений, будет всячески способствовать всестороннему развитию членов общества. В этом обществе все население, которое может трудиться будет и создавать материальные блага и выполнять все остальные управленческие и культурные функции. Все люди в этом обществе будут производить предметы потребления, а также участвовать в их распределении. Попытка воплощения идей Маркса в реальность была осуществлена в России под руководством Ленина. Коммунистическая партия, которая была основным субъектом управления советским обществом, в 1936 г. заявила, что социализм в СССР построен. После окончания второй мировой войны еще ряд стран признал себя официально социалистическими. С 1985 г. по мере развертывания постсоциалистических реформ в странах уже бывшего социализма, началась реставрация тех отношений, которые в марксизме-ленинизме считаются капиталистическими. В то же время в развитых странах Запада развертывание научно-технического прогресса к концу XX в. привело к резкому сокращению класса пролетариата. Повышение производительности труда позволило обществу сократить число людей, занятых в промышленности, примерно до 15%. Следовательно, можно заключить, что в настоящее время пролетариат уже не является содержательно ведущим классом общества, как это было в XIX в. А это обстоятельство означает, что идеалы социализма могут быть реализованы другими социальными силами. Значит, марксизм-ленинизм в значительной степени можно также считать утопией.

1. Возникновение утопического социализма (Томас Мор, Томмазо Кампанелла).

2. Социалистические учения начала XIX века (А.Сен-Симон, Ш.Фурье, Р.Оуэн).

3. Утопический социализм в России (А.Н.Радищев, В.Г.Белинский, Н.Г.Чернышевский).

История социалистических идей уходит своими корнями в эпоху позднего средневековья, когда острые социальные противоречия и развитие гуманистического направления общественной мысли подготовили появление выдающихся, по тому времени, произведений, рисующих пленительные картины справедливого общественного строя.

1. Возникновение утопического социализма
(Томас Мор, Томмазо Кампанелла).

Утопический социализм - совокупность социальных учений, в которых в описательной форме выражено стремление к установлению справедливого общества без эксплуатации и неравенства. Понятие “утопический” связано с книгой блестяще образованного английского гуманиста Томаса Мора (1478-1538 гг.) , опубликовавшего в 1516 году знаменитую “Утопию”, (полное название: “Золотая книга, столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия”). Эта книга положила начало привлекательному своим гуманизмом новому направлению общественной мысли, прошедшему в своем развитии ряд этапов.

Название острова Утопия символично. Оно показывает, что такого острова в действительности не существует. В переводе с греческого “У” означает отрицание, “топос” - место. Томас Мор применял слово Утопия, как имя собственное, впоследствии это слово стало нарицательным, обозначающим нереальность, несбыточность. “Утопия” переведена на многие языки мира. Несколько раз она издавалась и в нашей стране.

“Утопия” написана в форме рассказа бывалого моряка Рафаила Гитлодея о своих удивительных странствиях, в том числе, о посещении острова Утопия. В государстве, расположенном на этом острове, нет частной собственности, продукты питания и ремесленные изделия распределяются поровну и бесплатно. Заметим, что Т.Мор не только подчеркивает справедливость общественного устройства, но и критически оценивает существующие в тот период в Европе социально-экономические отношения. Так, он пишет: “Повсюду, где есть частная собственность, где все измеряют деньгами, там едва ли когда-нибудь будет возможно, чтобы государство управлялось справедливо или счастливо”. Вместе с тем Т.Мор конструирует такую систему социальных отношений на острове Утопия, которая радикально отличается от соответствующих отношений Англии и других европейских государств того времени. Рабочий день на Утопии составляет 6 часов в сутки. Остальное время утопийцы посвящают наукам и полезным развлечениям. В государстве нет богатых и бедных. Общественными делами управляют сифогранты - выборные должностные лица, которые следят, чтобы все жители острова занимались полезным трудом. Однако производство вещей - не самоцель, а средство для жизни. Т.Мор подчеркивает, что лучше меньше работать, чем губить жизнь в погоне за богатством. Аскетизм Т.Мора сочетается с негативным отношением к физическому труду, который он называет “телесным рабством”. Земледелием утопийцы занимаются поочередно, выезжая из города в деревню на два года, “чтобы никто не был вынужден против воли очень долго вести весьма суровую жизнь, многие, однако, - пишет Т.Мор, - которым от природы нравится заниматься деревенскими делами, испрашивают себе более долгий срок”.

Значительное место в “Утопии” занимают описания быта утопийцев, порядок распределения продуктов и приема пищи в общественных столовых.

Оригинально решил Т.Мор проблему поклонения золотому тельцу, распространенную во все времена у всех народов. “Из золота и серебра, - пишет Т.Мор, - не только в общих дворцах, но и в частных домах - повсюду делают они ночные горшки и всякие сосуды для нечистот. К тому же утопийцы из этих металлов изготовляют цепи и тяжелые оковы, которые надевают на рабов. Наконец, у каждого, кто опозорил себя каким-нибудь преступлением, с ушей свисают золотые кольца, золото охватывает пальцы, золотое ожерелье окружает шею, и, наконец, золото обвивает его голову. Так они всеми способами стараются, чтобы золото и серебро были у них в бесславии”. Заметим, что этот пассаж Т.Мора был использован В.И.Лениным в его известной статье “О значении золота теперь и после полной победы социализма”, написанной в ноябре 1921 года.

Важное значение придавал Т.Мор образованию. В его Утопии все учатся, а тот, кто проявил отменные способности к наукам, “освобожден от прочих трудов и приставлен к одному только учению”.

Регламентирует Т.Мор и семейные отношения. Он подробно описывает, как подбираются супружеские пары и устанавливает возраст вступления в брак. Так, девушки выходят замуж не ранее 18-ти, а мужчины с 22-х лет. Браки заключаются, как правило, на всю жизнь. Однако в исключительных случаях сенат разрешает вступление в новые семейные отношения.

Подробно описывает Мор систему наказаний за различные преступления утопийцев. Вторичное преступление карается смертью.

Рассматриваются в книге и внешнеполитические проблемы. Так, Мор пишет, что “Война утопийцам в высшей степени отвратительна как дело поистине зверское...” Однако утопийцы усердно занимаются военной подготовкой, “дабы не оказаться не способными к войне, когда случится в этом необходимость”. Уже тогда Т.Мор различал войны справедливые и несправедливые.

Вызывают уважение взгляды Т.Мора на свободу вероисповеданий. В своей книге он подчеркивал, что каждый утопиец был волен веровать во что пожелает, - за исключением того, что нарушает человеческое достоинство.

Оценивая взгляды Томаса Мора на справедливое общественное устройство с позиций того времени, мы отдаем должное его демократизму и гуманизму, его мужеству и новаторству. Оценивая с позиций сегодняшнего дня, мы подчеркиваем наивность и незрелость его уравнительного коммунизма.

Видным представителем раннего утопического социализма был Томмазо Кампанелла (1568-1639 гг.) . Сын итальянского сапожника, ставший в 14 лет монахом-доминиканцем, участник заговора в Калабрии, направленного против испанского владычества, Кампанелла был схвачен испанскими властями в 1599 году и приговорен к пожизненному заключению. В тюрьме он написал “Город солнца”. Книга была опубликована в 1623 году (первый русский перевод сделан в 1906 г.).

Просидев в тюрьме двадцать семь лет, он выходит на свободу, но спустя месяц его снова арестовывают. И еще два года он находится в заключении. После освобождения Кампанелла продолжает бороться за свободу Калабрии. Его преследуют. Он вынужден бежать во Францию, где и заканчивает свой жизненный путь.

В “Городе солнца” Кампанелла описал коммунистическое общество, расположенное на острове Тапробан. Город управляется верховным правителем Метафизиком и тремя соправителями - Мощью, Мудростью, Любовью. Метафизик является главою светской и духовной власти и выносит окончательные решения по всем вопросам. В ведении Мощи находится все, касающееся войны и мира. Мудрость управляет искусствами и ремеслами, всевозможными науками и учебными заведениями. Ведению Любви подлежат: заключение браков между мужчинами и женщинами, деторождение и воспитание подрастающего поколения, его обеспечение всем необходимым.

Солярии живут общиной, у них нет частной собственности и классов. Материальные блага распределяются поровну и без денег. Монеты чеканятся только для послов и разведчиков. Основные занятия жителей города Солнца - сельское хозяйство и ремесло. Солярии работают в день 4 часа. Остальное время посвящают развитию духовных и физических способностей.

В отличие от Мора Кампанелла не допускал существования рабов в городе Солнца. Понимая роль средств производства в создании материальных благ, Кампанелла подчеркивал необходимость их совершенствования.

Идеи утопического социализма получили развитие в XVII веке в движениях левеллеров (уравнителей) и диггеров (копателей). Руководитель диггеров Джерард Уинстенли предпринял попытку создать в 1649 г. коммунистическую общину. Однако через год она была уничтожена властями и окрестными лендлордами.

2. Утопический социализм начала XIX века
(Сен-Симон, Ш.Фурье, Р.Оуэн).

Утопический социализм начала XIX столетия отличался от раннего утопического социализма своей направленностью против капиталистической эксплуатации и более зрелыми формами предлагаемого общественного устройства. Наиболее яркими представителями социальных утопий того времени были французы Cен-Симон и Фурье и англичанин Оуэн.

Анри Сен-Симон (1760-1825 гг.) был современником Великой французской буржуазной революции 1789-1794 гг., на начальном этапе которой он принимал активное участие. Однако в 1791 г. Сен-Симон ушел из политики в бизнес, нажил на спекуляции землей крупное состояние, затем потерял его и отдался литературной деятельности. Его перу принадлежат: “Письма женевского обитателя к современникам” (1802 г.), “О промышленной системе” (1821 г.), “Катехизис промышленников” (1824 г.), “Новое христианство” (1825 г.). В этих работах Сен-Симон трактовал историю человеческого общества как развитие от низших стадий к высшим, а движущей силой общественного прогресса объявил знания.

Сен-Симон выделил в истории человечества пять стадий: ранний период, рабство, средневековье, современный период, золотой век. В ранний период или “период детства”, - указывал Сен-Симон, - усилия людей были направлены на добывание пищи. В рабовладельческий период появились ремесла и искусство, что создавало благоприятные условия для развития человеческого разума. Средневековье Сен-Симон идеализировал, считая, что цеховой строй, крестьянские общины и христианская религия образуют организованное общество. Современный период, по Сен-Симону, есть переходная эпоха, в которую должна быть создана партия промышленников. К промышленникам он относил ученых, предпринимателей и рабочих. Эта партия, опираясь на королевскую власть, должна установить справедливое общество - начальную ступень золотого века.

Будущее справедливое общество Сен-Симон называл индустриальной системой, развивающейся по плану. Развитие от низших ступеней к высшим он обосновывал исторической необходимостью, а не только требованием социальной природы человека, его стремлением к справедливости.

Социальный оптимизм Сен-Симона опирался на его представление о достаточно высоком уровне развития французских пролетариев. Так, в “Рассуждениях литературных, философских и промышленных” он писал, что народ теперь состоит из людей, умственные способности которых достаточно развиты, а предусмотрительность достаточно изощрена, чтобы можно было без всяких трудностей установить систему социальной организации, допускающую их в качестве равноправных членов общества. Далее Сен-Симон подчеркивает, что “...сейчас Франция гораздо более процветает, больше производит и имеет большее значение в земледелии, промышленности и торговле, чем до революции, хотя большая часть теперешних руководителей всеми этими предприятиями вышла из народа”.

Сохраняя капиталистическую собственность в индустриальном обществе, Сен-Симон подчеркивал, что капиталисты из эксплуататоров превращаются в управленцев и организаторов производства. Сен-Симону принадлежит авторство в провозглашении принципа всеобщей обязательности труда.

Цель производства в будущем обществе Сен-Симон видел в удовлетворении потребностей людей. Он писал также об изменении функций государства в новом обществе, которое будет направлять свои усилия на развитие науки, культуры и промышленности, а охрана порядка станет общественной функцией.

Переход от капитализма к индустриальному обществу, по мнению Сен-Симона, осуществится мирно, посредством реформ, проводимых просвещенными монархами. Он был убежденным сторонником прогресса. “Золотой век, - писал Сен-Симон, - который слепое предание относило до сих пор к прошлому, находится впереди нас”.

Шарль Фурье (1772-1832 гг.) был выходцем из купеческой семьи и всю жизнь занимался торговыми операциями.

Занимаясь самообразованием и увлекшись социалистическими идеями, Фурье стал одним из наиболее ярких пропагандистов социализма. В своих работах: “Теория четырех движений и всеобщих судеб” (1808 г.), “Трактат о домашней и земледельческой ассоциации” (1822 г.), “Новый промышленный и общественный мир” (1828 г.) Фурье подверг критике капитализм и разработал программу создания общества социальной справедливости.

Движущим началом человеческой деятельности, по мнению Фурье, являются человеческие страсти, под которыми он понимал склонности, влечения, стремления. Страсти Фурье делил на три группы:

1) материальные страсти (вкус, зрение, осязание, слух и обоняние);

2) верховные страсти (энтузиазм, новаторство, соревнование);

3) влечение души (дружба, любовь, честолюбие).

Фурье писал, что в определенных исторических условиях положительные страсти могут превратиться в отрицательные. Так, при капитализме честолюбие ведет к корыстолюбию, к стремлению обогатиться путем эксплуатации других людей. Поэтому, чтобы страсти получили свое естественное положительное развитие, необходимо изменить общественный строй.

Рассматривая периодизацию истории, Фурье выделил стадии дикости, патриархата, варварства и цивилизации. Причем, каждая стадия проходит периоды детства, роста, упадка и дряхлости.

Под цивилизацией Фурье понимал капиталистическое общество, в котором распределение осуществляется по капиталу, “соразмерно вложениям”. Этот принцип распределения не удовлетворяет Фурье и он предлагает на следующей ступени общественного развития, которую он называет “гармонией”, осуществить распределение по “капиталу, труду и таланту”.

Общественный прогресс Фурье связывает с развитием производительных сил. Вместе с тем материалистическое понимание истории сочеталось у Фурье с идеализмом. Так, он полагал, что общество освободит от эксплуатации гениальная личность, которая внушит людям мысль о необходимости перемен.

Капитализм, - подчеркивал Фурье, - исторически обреченный строй, т.к. он несправедлив. Особенно резко Фурье критиковал торговую спекуляцию, называя ее “торговым грабительством”. Экономические кризисы Фурье выводил из анархии производства и нищеты трудящихся.

Анализируя процессы капиталистического производства, Фурье проницательно предсказал замену конкуренции монополией. Он выделил такие виды монополий как колониальная монополия, простая морская монополия, монополия замкнутых объединений, государственная монополия.

Фурье был противником революций. Переход от цивилизации к гармонии, по его мнению, должен произойти путем реформ, посредством агитации и силы примера. Будущее общество, согласно учению Фурье, является бесклассовым и гармоничным. Оно состоит из ассоциаций (фаланг) производителей. Цель производства каждой ассоциации - удовлетворение потребностей людей. Труд в будущем обществе превратится в первую жизненную потребность, исчезнет противоположность между физическим и умственным трудом, между городом и деревней. Свободный труд станет высокопроизводительным.

Учение Шарля Фурье о будущем обществе получило широкое распространение и оказало сильное влияние на последующее развитие социалистических идей.

Роберт Оуэн (1771-1858 гг.) был более радикальным социалистом, чем Анри Сен-Симон и Шарль Фурье. Он отрицал частную собственность в любых вариантах. В отличие от французских социалистов-утопистов, которые были кабинетными мыслителями, Оуэн попытался практически реализовать программу социалистического переустройства жизни.

В начале 1800 г. Роберт Оуэн становится совладельцем и директором прядильной фабрики в Нью-Ленарке. Осуществив техническую реорганизацию и крупные социальные преобразования, Оуэн добился впечатляющих экономических успехов. Для рабочих были построены удобные жилища, улучшено питание. Возведены школа, детский сад, ясли. Рабочий день был сокращен с 14 до 10-ти с половиной часов.

В 1813 г. Роберт Оуэн опубликовал книгу “Новый взгляд на общество, или опыты о выработке характера”, которую он разослал многим государственным деятелям. Эксперимент Оуэна привлек широкое внимание мировой общественности. Нью-Ленарк становится центром паломничества единомышленников.

Однако попытка Оуэна воздействовать на парламент с целью принятия нового фабричного закона, не увенчалась успехом. Оуэн продает фабрику и посвящает всю оставшуюся жизнь пропаганде социалистических идей и практическому их воплощению в Англии и других странах.

Основные работы Оуэна: “Об образовании человеческого характера” (1814 г.), “Замечания о влиянии промышленной системы” (1815 г.), “Изложение рациональной системы” (1830 г.), “Книга о новом нравственном мире” (1840 г.).

Критикуя частную собственность, которая “была и есть причина бесчисленных преступлений и бедствий”, Оуэн подчеркивал, что только ликвидация частной собственности позволит решить социальные проблемы, накопившиеся в обществе. Переход к социализму, по его мнению, должен осуществляться мирным путем, посредством практического показа его преимуществ. Однако эксперимент по созданию коммунистической общины под названием “Новая гармония” закончился неудачей. Организованная в 1825 году в США коммуна просуществовала всего четыре года и распалась, не выдержав проверки уравнительным распределением. Но Оуэн не прекращает практическую деятельность по реализации своих социалистических идей.

Продолжая научную и литературную деятельность по пропаганде социализма, Оуэн в публикуемых работах подчеркивает, что продукт труда должен принадлежать тем, кто его производит. Оуэн отрицательно относится к существованию металлических денег как воплощению богатства и предлагает заменить их “рабочими деньгами”, непосредственно выражающими рабочее время. В целях реализации этой идеи Оуэн и его последователи учредили в Лондоне и ряде других городов “базары справедливого обмена”, на которых обращались “рабочие деньги”. Однако и этот эксперимент потерпел крах, т.к. на “базарах” скопилась масса нереализованных товаров, не пользующихся спросом, а ходовые товары быстро раскупались на квитанции и затем перепродавались на других рынках за обычные деньги.

Закончилась неудачей и попытка создать “Союз производств”, в котором капиталисты должны были продать свои предприятия профсоюзам. Между тем выяснилось, что у профсоюзов не было такого количества денег, а предприниматели не спешили продавать свои фабрики и заводы.

Оуэн одним из первых выступил с критикой теории народонаселения Мальтуса. Он показал, что причиной бедности трудящихся является не рост народонаселения, а несправедливое распределение средств существования в капиталистическом обществе.

Переход от капитализма к социализму, по мнению Оуэна, должен осуществиться путем принятия разумных законов и просвещения населения. Оуэн сформулировал цель социализма и его основной принцип. По его мнению, целью социализма является обеспечение счастливого будущего всему человечеству на базе общественной собственности. Сам социализм Оуэн объявил выражением абсолютной истины и справедливости. Ячейкой будущего общества должна стать кооперативная община. Основой богатства общества будет обязательный для всех труд. Оуэн выдвинул принцип социализма: от каждого - по способности, каждому - по труду. Одним из главных принципов нового общества, по мнению Оуэна, должно стать всестороннее развитие личности. Для ликвидации противоположности между городом и деревней в обществе социальной справедливости Оуэн предлагал чередование занятий земледелием и промышленным трудом в кооперативной общине. Организация кооперативных общин, по его мнению, должна проходить под руководством государства. Оуэн полагал, что положительный пример деятельности общин приведет к массовому кооперированию производства. Однако, как и следовало ожидать, все организованные Оуэном кооперации в условиях капитализма превращались в капиталистические коллективные предприятия или распадались.

Несмотря на противоречивость социальной утопии и реформаторской деятельности Оуэна, приведшую к провалу социалистических экспериментов, его идеи оказали существенное влияние на развитие английского рабочего движения и на распространение социалистических идей.

Сен-Симон, Фурье и Оуэн оставили глубокий след в гуманистическом направлении общественной мысли. Их вклад в развитие идей о справедливом общественном устройстве обогащает историю экономических учений. Разработанные ими принципы организации будущего общества послужили источником марксистского учения о социализме.

3. Утопический социализм в России
(А.Н.Радищев, В.Г.Белинский, Н.Г.Чернышевский).

Идеи утопического социализма в России конца XVIII - середины XIX столетия получили отражение в сочинениях А.Н.Радищева и В.Г.Белинского, А.И.Герцена и Н.П.Огарева, петрашевцев и Н.Г.Чернышевского. Они жили в сложный период мировой истории, когда обострение социальных противоречий привело к антифеодальным революциям и гражданским войнам, меняющим на баррикадах общественные системы стран и континентов.

Наиболее радикальными сторонниками социальных преобразований в России того периода были Радищев, Белинский и Чернышевский.

Александр Николаевич Радищев (1749-1802 гг.) родился в Москве, в семье дворянина. Учился в Лейпцигском университете. По окончании учебы в 1771 году вернулся в Россию, где занимал различные должности на государственной службе.

В 1790 г. напечатал в домашней типографии главное свое произведение “Путешествие из Петербурга в Москву”. Книга вызвала гнев Екатерины II, назвавшей Радищева “бунтовщиком, страшнее Пугачева”. Автор книги был приговорен к смертной казни, замененной затем ссылкой в Сибирь на 10 лет.

В своих работах Радищев критиковал крепостное право, которое лишает крестьян личной заинтересованности в результатах своего труда. Выступая против частной собственности помещиков на землю, он предлагал передать ее крестьянам. Радищев подчеркивал, что став собственниками земли и созданного на ней продукта, свободные крестьяне будут заинтересованы в эффективном ведении хозяйства.

Радищев был сторонником сочетания земледелия с крестьянскими промыслами. Стоит отметить, что эта проблема всегда стояла в аграрном секторе экономики России с ее континентальным климатом и продолжительной зимой. К сожалению, эта проблема не получила удовлетворительного решения в нашей стране до настоящего времени.

Рассматривая перспективы развития промышленности в России, Радищев выступал за протекционистскую политику российского государства. Так, в “Письме о китайском торге” он указывал, что запрещение импорта иностранных мануфактурных изделий будет способствовать развитию отечественного ремесленного производства. Он подчеркивал, что необходимо содействовать той торговле, которую ведут крестьяне и ремесленники, а не крупные купцы и скупщики.

Оценивая налоговую политику правительства, Радищев предлагал отменить подушную подать с низших сословий и перейти к налогам на доходы и имущество всех граждан.

Радищева интересовали и вопросы денежного обращения. Полноценные золотые и серебряные монеты Радищев рассматривал как мерило стоимости товаров, а также как средство обращения и платежа. Бумажные деньги он считал знаками полноценных денег, указывая, что их устойчивость зависит от количества выпущенных в обращение денежных знаков.

Радищев различал “истинную цену” и “прибавочную цену”. Различие между ними, по его мнению, состоит в том, что “истинная цена” никому (ни продавцу, ни покупателю) не приносит прибыли, а “прибавочная цена” товара есть прибыль всем тем, через чьи руки он проходил”.

Таким образом, Радищев связывал образование прибыли с обращением товаров.

Оценивая в целом теоретическое наследие Радищева, можно сказать, что он был сторонником экономических интересов крестьянства - основной производительной силы России того времени. Выражая его интересы, Радищев в определенной степени предвосхитил появление идей крестьянского социализма в России во второй половине XIX века.

Виссарион Григорьевич Белинский (1811-1848 гг.) родился в Чембаре Пензенской губернии (ныне г.Белинский) в семье уездного лекаря. В 1829 г. успешно сдает вступительные экзамены в Московский университет. В сентябре 1832 г. Белинский из-за большого количества пропусков занятий был исключен из университета. С этого времени он целиком посвящает себя литературному труду.

Российскому читателю Белинский известен прежде всего как публицист и критик. Однако Белинского всегда интересовали и социально-экономические проблемы общественного развития. Так, в критической статье, написанной в 1844 году на книгу историка С.Н.Смарагдова “Руководство к познанию новой истории”, Белинский развернуто излагает собственные взгляды на ход исторического прогресса. Историю Белинский рассматривает как закономерный процесс восхождения от низших форм организации общества к высшим. Он восторженно пишет о техническом прогрессе как материальном условии прогресса социального. “И эти паровые машины, - восклицает Белинский, - эти железные дороги, электрические телеграфы - все это что же такое, если не предвестник близкого освобождения человека от материальных работ, унижающих душу и сокрушающих волю, от рабства, нужды и вещественности!... Нет предела развитию человечества и никогда человечество не скажет себе: “Стой, довольно, больше идти некуда!”

И далее Белинский подчеркивает, что понятие о прогрессе как источнике и цели исторического движения, должно быть прямым и непосредственным выводом из воззрения на народ и человечество как на идеальные личности. Он отмечает, что есть люди, понимающие под прогрессом только сознательное движение, “производимое благородными деятелями”, и, если они не видят на исторической сцене таких деятелей, то впадают в отчаяние. Есть и другие люди, чья деятельность преследует лишь прагматические цели. Очевидно, это две крайности. Первая крайность производит пустых мечтателей. Вторая крайность производит спекулянтов и торговцев, ограниченных и пошлых утилитаристов. Для избежания этих крайностей, - подчеркивал Белинский, - необходимо рассматривать общество как предмет многосложный, в котором нравственная сторона должна быть слита с практической стороной, а интересы духовные с интересами материальными, причем “материальная нужда есть великий рычаг нравственной деятельности. Если б человек не нуждался в пище, в одежде, в жилище, в удобствах жизни - он навсегда остался бы в животном состоянии”.

Заметим, что эти слова были написаны в сороковые годы девятнадцатого столетия, когда ожесточенно боролись два направления в объяснении истории - идеалистическое и материалистическое. И Белинский в своей статье блестяще раскрывает с материалистических позиций действительный источник общественного прогресса.

В статье “Тереза Дюнойе” (1847 г.) Белинский остроумно показал движущие мотивы капиталистического предпринимательства. Не спешите обвинять наш век, - писал Белинский, - правда, он вовсе не рыцарь, не думает нисколько ни о добродетели, ни о морали, ни о чести и весь погружен в приобретение, но он лучше своих предшественников смекнул, на чем стоит и чем держится общество, и “ухватился за принцип собственности, впился в него душой и телом и развивает его до последних следствий, каковы бы они ни были”.

В “Письме к В.П.Боткину” (2-6 декабря 1847 г.) Белинский размышляет о судьбе современной ему Франции, вставшей после Великой буржуазной революции 1789-1793 гг. на путь капиталистического развития. Подчеркнув, что буржуазия - явление не случайное и показав, что само это понятие не является в социальном смысле достаточно строгим, Белинский резко критикует крупную буржуазию, захватившую власть, и с симпатией рисует характер среднего класса. По его мнению, средний класс “великодушен и хитер, и герой и эгоист, ибо действуют, жертвуют и гибнут из него избранные, а плодами подвига или победы пользуются все”.

Горе государству, - восклицает Белинский, - которое в руках капиталистов. Это люди без патриотизма, без всякой возвышенности в чувствах.

Особенно резко он критикует торговую буржуазию, цель жизни которой - нажива.

Как показала современная история, Белинский был прав, рассматривая средний класс как стабилизирующую социальную силу общества.

Николай Гаврилович Чернышевский (1828-1889 гг.) , выдающийся русский ученый, блестящий публицист и революционер, родился в Саратове, в семье священника, приучившего сына к постоянному самообразованию. После окончания Петербургского университета (1850 г.) Чернышевский преподавал русский язык и литературу в Саратовской гимназии, затем вернулся в Петербург, где становится редактором журнала “Современник”. Революционное направление журнальных статей привлекает внимание полиции. Летом 1862 г. Чернышевского арестовывают и заключают в Петропавловскую крепость. В крепости он пишет роман “Что делать?” и ряд других произведений. В 1864 г. его приговаривают к семи годам каторжных работ в рудниках и вечному поселению в Сибири с лишением всех прав состояния. Несколько попыток единомышленников освободить Чернышевского не увенчались успехом. Только в 1883 г. Чернышевскому разрешили вернуться в европейскую часть России.

Н.Г.Чернышевский оставил глубокий след в литературе о социализме. В отличие от своих западных предшественников - Сен-Симона, Фурье и Оуэна - Чернышевский рассматривал социализм не как результат пропаганды, а как закономерный итог борьбы трудящихся за свое освобождение. В своих сочинениях: “Славянофилы и вопрос об общине”, “О поземельной собственности” Чернышевский разработал программу экономических преобразований в сельском хозяйстве, выдвинул идею перехода к социализму через сельскую общину.

Значительное место в работах Н.Г.Чернышевского занимает критика буржуазных экономических теорий. Так, в статье “Капитал и труд” (1860 г.) Чернышевский показал, что экономисты, рассуждающие о невыгодности рабства, не замечают сходства в экономическом положении раба и наемного рабочего, “где собственность и труд не соединены в одном лице”. И далее Чернышевский подчеркивает: “Между состоянием невольника и наемного рабочего существует огромная разница в нравственном и юридическом отношениях, но специальной экономической разницы в их отношениях к производству нет никакой”. Далее Чернышевский отмечает, что положение наемного рабочего изменится лишь тогда, когда сам работник станет хозяином средств производства.

Рассматривая структуру потребностей, Чернышевский подразделял их на “необходимые” и “прихотливые”, поясняя, что список необходимых потребностей не очень длинен, и пока все члены общества не имеют возможности удовлетворять эти первые потребности, труд, обращаемый на производство предметов роскоши, является непроизводительным. Здесь мы видим новую, оригинальную постановку вопроса о производительном и непроизводительном труде, критерием которого является социальная значимость продуктов труда с точки зрения рационального подхода.

Конструктивная критика буржуазной политической экономии в сочетании с развитием социалистических принципов организации производства и потребления, традиционно рассматриваются в литературе по истории экономических учений как важный вклад Чернышевского в создание и развитие политической экономии трудящихся. Новая экономическая наука, по мнению Чернышевского, должна доказать необходимость превращения работника в собственника средств производства и продуктов его труда, и, на этой основе сформировать реально свободного человека. На смену капиталистическому хозяйству, утверждал Чернышевский, неизбежно придет общественное производство с промышленно-земледельческими товариществами в деревне и кооперативами ремесленников в городе. Управление производством и распределением продуктов будет коллективным.

В своем проекте создания нового общества Чернышевский большую роль отводил государству. Он полагал, что в начальный период общественного переустройства государство обязано оказать денежную и административную помощь предприятиям в организации коллективного производства.

Наиболее крупными сочинениями Чернышевского по экономической теории являются “Примечания к “Основам политической экономии Милля” и “Очерки из политической экономии (по Миллю)”. В этих книгах, подвергнув критике капитализм и буржуазную политическую экономию, Чернышевский дает развернутое обоснование социализма, как общества наибольшего благосостояния и развития человека. Критикуя капиталистическое разделение труда, он подчеркивал, что оно обрекает рабочего на однобокое развитие. Его интересовали вопросы нормальной интенсивности труда и смены трудовых операций. Перемена труда, справедливо указывал Чернышевский, обеспечивает рост его производительности и гармоническое развитие человека.

В работах Чернышевского показана двойственная роль капиталистической конкуренции, которая, с одной стороны, стимулирует технический прогресс, а с другой - ведет к коммерческой тайне и “экономической неприязни” сословий и целых стран друг к другу.

Чернышевский был сторонником трудовой теории стоимости и, как многие его современники, полагал, что стоимость будет существовать вечно. Анализируя проблемы наемного труда, он высказал догадку, что при капитализме труд лишь по форме выступает как товар, что труд не может быть товаром, т.к. он не имеет стоимости, а сам является мерой стоимости. Чернышевский проводил различия между экономическим и внеэкономическим принуждением к труду. Раскрывая сущность капитализма, он показал, что движение заработной платы рабочего и движение прибыли капиталиста - противоположны, что в погоне за прибылью капиталист стремится низвести заработную плату рабочего до физического минимума.

В теории земельной ренты Чернышевский придерживался таких же взглядов, как и Рикардо. Однако в отличие от Рикардо, отрицавшего ренту с худшего участка, Чернышевский писал, что “земля и самого низшего сорта из удобных к возделыванию приносит ренту”.

Глубокое понимание закономерностей общественного развития, как неуклонного движения к социальному прогрессу, получило яркое отражение в романе Чернышевского “Что делать?” Будущее общество он рисует восторженными словами: “Оно светло, оно прекрасно... Любите его, стремитесь к нему, работайте для него, приближайте его, переносите из него в настоящее, сколько можете перенести: настолько будет светла и добра, богата радостью и наслаждением наша жизнь, насколько вы умеете перенести в нее из будущего. Стремитесь к нему, работайте для него, приближайте его, переносите из него в настоящее все, что можете перенести”.

Основные понятия

Утопический социализм. Общественная собственность. Уравнительное распределение. Движущие силы развития. Стадии развития общества. Организованное общество. Индустриальная система. Гармония. Ассоциация. Капитал. Конкуренция и монополия. Сельская община. Наемный труд. Земельная рента. Промышленно-земледельческие товарищества. Заработная плата.

Контрольные вопросы

1. Назовите основные черты утопического социализма.

2. Были ли Сен-Симон, Фурье и Оуэн революционерами? Поясните свой ответ.

3. Проанализируйте учение Сен-Симона о стадиях развития человеческого общества.

4. Сформулируйте Ваше отношение к тезису Сен-Симона о цели производства в будущем обществе. Можете ли Вы предложить иную цель, которая представляется Вам более правильной?

Литература к вопросам 1-4

История экономических учений. Ч.1. Изд. МГУ, 1989. - Гл.17.

Утопический социализм. Хрестоматия. - М., 1982. - С.211-241.

5. Известно, что движущим началом человеческой деятельности Фурье называл страсти. На какие три группы он подразделял человеческие страсти? Сформулируйте свое отношение к учению Фурье о страстях. Что говорит о движущих началах человеческой деятельности современная наука?

6. Сравните периодизацию истории Сен-Симона и Фурье. Кто из них, по Вашему мнению, предложил более удачные названия периодов. Аргументируйте свой ответ.

Литература к вопросам 5-6

История экономических учений. Ч.1. Изд. МГУ, 1989. - С.151-156.

Утопический социализм. Хрестоматия. - М., 1982. - С.195-211.

7. Как Вы полагаете, почему практическая деятельность Оуэна по созданию “коммунистических форм производства и обмена” закончилась неудачей?

8. В обращении к государственным деятелям Европы и Америки Роберт Оуэн писал, что легко построить разумное и счастливое общество можно было бы из совершенных людей. “Но практически начинать таким образом невозможно. Чтобы создать людей разумных мыслей и чувств, приходится прежде создать для них разумные условия, дабы сделать затем само человечество разумным”. (Утопический социализм. Хрестоматия. - М., 1982. - С.338.) Прокомментируйте эти мысли Оуэна. С каких позиций: идеалистических или материалистических выступил в данном случае Оуэн?

Литература к вопросам 7-8

История экономических учений. Ч.1. Изд. МГУ, 1989. - С.156-159.

Утопический социализм. Хрестоматия. - М., 1982. - С.337-340.

9. Томас Мор и Томмазо Кампанелла, Анри де Сен-Симон, Шарль Фурье и Роберт Оуэн. Они жили в разные исторические эпохи. Они были выходцами из разных классов. Один из них закончил свой жизненный путь на эшафоте, его последними словами было обращение к палачу: “Шея у меня коротка, целься хорошенько, чтобы не осрамиться”. Другого в юности каждое утро будил слуга словами: “Вставайте, граф, Вас ждут великие дела”.

Они различались по образу жизни. Каждый из них был оригинальным мыслителем, и, следовательно, каждый из них по-своему видел будущее человеческого общества. Но была у этих мыслителей одна общая идея, которая сближает их и превращает в единомышленников.

Дайте определение этой идее. Почему она зародилась в достаточно развитом виде в позднее средневековье, когда еще не было ни материальных, ни социальных предпосылок ее осуществления?

10. Если дать общую оценку воззрениям Чернышевского на проблемы перехода к социализму, то чем они отличаются от взглядов Сен-Симона, Фурье и Оуэна с точки зрения политических способов?

11. Была ли идея перехода к социализму посредством сельской общины прогрессивной для того времени?

Литература к вопросам 9-11

История экономических учений. Ч.1. Изд. МГУ, 1989. - С.170-182.

Утопический социализм. Хрестоматия. - М., 1982. - С.427-469.

Утопический социализм в России. - М.: Политиздат, 1985. - С.239-283.

Чернышевский Н.Г. Что делать? - М.: Учпедгиз, 1959.

учения об идеальном обществе, основанном на общности имуществ, обязательном труде, справедливом распределении. Понятие «Утопический социализм» восходит к сочинению Т. Мора «Утопия» (1516). Крупнейшие представители утопического социализма: Т. Мюнцер, Т. Кампанелла, Дж. Уинстэнли, Ж. Мелье, Морелли, Г. Б. Мабли, Г. Бабеф, Т. Дезами, К. А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн; А. И. Герцен и Н. Г. Чернышевский.

Отличное определение

Неполное определение ↓

УТОПИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ

от греч. U не, нет и topos - место, букв. место, которого нет) - представления об обществе, основанном на социальном равенстве, в котором нет эксплуатации и люди получают возможность всестороннего развития. Утопичность подобной идеологии заключается в том, что ее невозможно в данной форме воплотить в действительность.

Утопический социализм можно интерпретировать как идеологию, в которой содержатся определенные ценности, на которые ориентированы ее носители, и технологии, к воплощению которых стремятся политики - носители данных ценностей. К ценностям утопического социализма относятся идеалы равенства, преодоления социального и политического отчуждения членов общества, уничтожение эксплуатации человека человеком, создание возможности для всестороннего развития, гармоничной социализации независимо от пола и семейного положения, национальной и этнической принадлежности и т. п. Данные идеалы носят общечеловеческий характер, к подобным отношениям, как надеются люди, движется общественное развитие, поэтому эти идеалы привлекательны для всех нормальных людей и есть большая доля вероятности, что рано или поздно они превратятся в формы реальной жизни. В такой идеологии социализма особого утопизма нет. В то же время подобные идеалы высказывались не только в социалистической идеологии, но и, например, в христианской евангелистике, и во многих других идеологиях.

Наряду с ценностями, утопические теории содержат более или менее разработанную технологию создания и поддержания этих отношений равенства. Поскольку теории социализма вырастают на почве критики и отрицания существующих социально-политических отношений, в них по-разному решается вопрос о формах нового общества. В христианском социализме основой считается духовное совершенство человека. Развитие души верующих способствует созданию обстановки любви к Богу и всем людям. Вера, Надежда и Любовь в соединении со стремлением к совершенству в жизни для завоевания права на возвышенное существование в вечной жизни после смерти - основа для религиозного социализма. Люди, согласно этому учению, не будут так привязаны к материальным благам и плотским желаниям, они станут добровольно трудиться на благо всех. Подобные отношения в ограниченных пределах существовали в раннехристианских общинах, где верующие добровольно отказывались от частной собственности. Позднее отношения с элементами социального равенства наблюдались в отдельных христианских коллективах - среди последователей святых и подвижников церкви, в монастырях, сектах и т. д. Развитие промышленных отношений уменьшили хозяйственную роль религии, ее функции сконцентрировались в духовной сфере. Поэтому реализация социализма на религиозной основе в настоящее время вряд ли возможна.

Зачатки наемного труда в эпоху нового времени привели к попытке преодоления сословных отношений в форме социализма. Родоначальником утопического социализма можно считать англичанина Томаса Мора. В его труде "Утопия" (1516) были изложены взгляды на общество "золотого века". К его последователям относят Т. Кампанеллу, Дж. Уинстенли, Г. Бабефа, К. Сен-Симона, Ш. Фурье, Р. Оуэна, В. Г. Белинского, А. И. Герцена, Н. Г. Чернышевского и многих других. В трудах социалистов-утопистов содержится блестящая критика недостатков феодального и капиталистического общества в Европе и России. В них формулируется множество идеалов. Кроме того, они высказывают ряд соображений по поводу устройства социалистического общества, которые заслуженно считаются вполне реальными предвосхищениями в области социально-политической структуры.

Один из ярких идеологов социализма Т. Кампанелла писал о том, что основной задачей социалистического государства будет функция организации производства и распределения, а также воспитания граждан. Он предлагал привлекать к политическому управлению науку и ученых, опираясь при этом на политическую деятельность народа. Социалисты настаивали на централизованной системе планового хозяйства, переносе центра политики с управления людьми на управление производством, вещами. Они считали, что политика и государство в этом случае начнут отмирать, а социализм разбудит энтузиазм людей: они станут опираться на разум, а не на низменные страсти.

Идеологи общества равноправия надеялись, что общество станет коллективистским, частной собственности не будет, все будут трудиться и реально обладать равенством в правах и обязанностях, воспитание будет гармоничным, политехническим, высоконравственным и т. д. Как видим, представители утопического социализма высказывали ряд высоких идей, верили в воплощение многих идеалов человечества, которое стремится к гармоничной жизни на земле, а не в потустороннем мире.

В то же время идеи утопического социализма противоречивы. Они и не могли быть другими, поскольку в содержании социализма идеологи пытались совместить несовместимые социальные и политические моменты. Утопический социализм подвергали критике как представители буржуазной идеологии, так и марксисты, которые претендовали на роль теоретических социалистов. Маркс пришел к выводу, что все идеологи до него пытались опираться на идеологию, а не на реальные общественные отношения при конструировании идеального общества. Он попытался теоретически, в научной форме, доказать, что единственным политическим актуальным классом, который несет в себе содержание будущих отношений, является пролетариат. Поэтому пролетарии всех стран объединятся, добьются преодоления частной собственности на средства производства, возьмут власть в свои руки, установят диктатуру пролетариата.

Пролетарское государство, по мнению Маркса, возьмет на себя роль организатора ликвидации буржуазных отношений, будет всячески способствовать всестороннему развитию членов общества. В этом обществе все население, которое может трудиться будет и создавать материальные блага и выполнять все остальные управленческие и культурные функции. Все люди в этом обществе будут производить предметы потребления, а также участвовать в их распределении.

Попытка воплощения идей Маркса в реальность была осуществлена в России под руководством Ленина. Коммунистическая партия, которая была основным субъектом управления советским обществом, в 1936 г. заявила, что социализм в СССР построен. После окончания второй мировой войны еще ряд стран признал себя официально социалистическими. С 1985 г. по мере развертывания постсоциалистических реформ в странах уже бывшего социализма, началась реставрация тех отношений, которые в марксизме-ленинизме считаются капиталистическими. В то же время в развитых странах Запада развертывание научно-технического прогресса к концу XX в. привело к резкому сокращению класса пролетариата. Повышение производительности труда позволило обществу сократить число людей, занятых в промышленности, примерно до 15%. Следовательно, можно заключить, что в настоящее время пролетариат уже не является содержательно ведущим классом общества, как это было в XIX в. А это обстоятельство означает, что идеалы социализма могут быть реализованы другими социальными силами. Значит, марксизм-ленинизм в значительной степени можно также считать утопией.

Отличное определение

Неполное определение ↓