Сознание в психологии: особенности, структура, фунции. Что такое сознание в психологии, какую роль играет сознание в жизни человека

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

1. Происхождение и сущность сознания.

2. Структура сознания.

3. Соотношение сознания и бессознательного.

Заключение

Список литературы

1. Происхождение и сущность сознания

Сознание человека (психология ) -- это сформированная в процессе общественной жизни высшая форма психического отражения действительности в виде обобщенной и субъективной модели окружающего мира в форме словесных понятий и чувственных образов. К неотъемлемым признакам сознания относятся: речь, представление, мышление и способность создавать обобщенную модель окружающего мира в виде совокупности образов и понятий.

Именно в процессе эволюции животного мира и были подготовлены условия и предпосылки для качественного скачка - от животного состояния и психики животных к человеку и человеческому сознанию. Но в чем суть скачка? Для ответа на этот вопрос, очевидно, следует выяснить, чем отличается сознание человека от психики животных. Эти отличия можно свести к трем основным:

1) человеку свойственно абстрактное, понятийное мышление, отсутствующее у животных;

2) человек пользуется языком, второй сигнальной системой, которой нет у животных;

3) человек способен не только отражать мир в своем сознании, но и целенаправленно его преобразовывать.

Иными словами, сознанию человека свойственна творчески-конструкторская функция. Таково главное содержание очерченного выше скачка. Однако при всей его глубине он был подготовлен еще в пределах животного царства, где у высших животных особенно у антропоидов формируются животные, биологические формы труда, зачатки орудийного использования предметов. А наряду с этим здесь уже обнаруживаются проявления предметного мышления, а также получает определенное развитие звуковая сигнализация. Но это были лишь биологические предпосылки, решающую же роль в формировании сознания играли новые, социальные факторы. Инстинктивные на первых порах формы трудовой деятельности наших далеких предков в дальнейшем постепенно уступили место осознанной, целенаправленной деятельности. Поначалу это было в основном предметночувственное сознание с зачатками логического мышления, а сам труд в значительной степени еще носил инстинктивный характер. Сознание на этом этапе еще было непосредственно вплетено в материальную деятельность людей. Глубокий качественный сдвиг в труде и сознании произошел с началом изготовления орудий труда и превращением на этой основе труда в собственно человеческий труд. Именно на базе труда и складывается постепенно абстрактное, понятийное мышление. Какими же своими сторонами труд воздействовал на формирование сознания? Прежде всего труд предполагает способность целеполагания, мысленного моделирования будущего, выработку плана действий, ведущих к цели, и определение средств достижения этой цели. Именно эти моменты и сыграли основную роль в становлении мышления. Ведь важнейшая особенность труда в том и состоит, что его результат еще до начала деятельности должен присутствовать в голове человека идеально, как внутренний образ, как потребность, как побуждение и как цель. Этим в первую очередь и объясняется, что сознание могло сложиться лишь в процессе труда. Труд, связанный с изготовлением орудий труда, опять-таки «работал» на формирование абстрактного мышления, поскольку он требует абстрагирования от непосредственных, биологических потребностей, так как направлен на создание лишь средств удовлетворения этих потребностей. Кроме того, труд требует определенных знаний относительно свойств предметов, которые включаются в сферу труда, причем по мере расширения этой сферы растет и объем необходимых знаний, что, естественно, способствует развитию сознания. В процессе труда и в тесной связи с ним осваиваются и определенные логические операции, например, анализа и синтеза, вырастающие на основе практического анализа и синтеза. Но труд с самого начала был коллективным трудом, и он не мог носить иной характер при примитивности использовавшихся орудий труда, поэтому возникновение сознания и его развитие тесно связаны с развитием языка. Язык возник из потребности общения и координации действий членов первобытного коллектива в процессе совместного труда. Он так же древен, как и сознание. Язык выполнял не только функцию средства общения, но и закреплял успехи в развитии сознания и в познании мира на основе обогащения словарного запаса и усложнения грамматических форм языка. Кроме того, через посредство языка как средства общения то, чего достиг один из членов коллектива, становилось достоянием всех. А наряду с этим язык служил важнейшим средством передачи социального опыта от поколения к поколению, обеспечивал аккумулирование этого опыта и тем самым точно так же способствовал развитию сознания. В тесной связи с трудом и языком важнейшую роль играл в развитии сознания первобытный коллектив, общение его членов. Именно первобытный коллектив аккумулировал и передавал от поколения к поколению опыт освоения мира, обеспечивал непрерывность и преемственность процесса становления и совершенствования сознания. Труд и членораздельная речь явились двумя главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий мозг.

Сознание возникает и формируется в практической деятельности людей как необходимое условие ее организации, регулирования и воспроизводства. А поскольку практически преобразующая деятельность общественного человека многообразна, постольку и общественное сознание, отражающее ее опыт и содержание, столь же многообразно в своих формах, выступая как экономическое, политическое, правовое, нравственное, эстетическое, религиозное, философское сознание, а также в виде науки.

Сущность сознания как высшей формы отражения выражается в том, что: во-первых, в том, что чувственное отражение наполняется более глубоким и осознанным содержанием. Возникает своеобразная надстройка над ним -- абстрагирование, которое состоит в мысленном выделении отдельного предмета, отношения, свойства из совокупности предметов, отношений, свойств. Абстрагирование является способом превращения наблюдений и представлений в понятия. Оно расчленяет, разрывает, схематизирует целостную подвижную действительность. В отдельно взятой абстракции субъект отходит от действительности. Но именно это обеспечивает изучение отдельных сторон предмета в чистом виде и, таким образом, проникновение в их сущность; во-вторых, сознание отражает мир не в чувственно-наглядных, а в идеальных образах. При рассмотрении категории «идеальное» надо иметь в виду, что идеальное характеризует, во-первых, гносеологическое отношение сознания к бытию, выявляя принципиальное отличие между отражением и отражаемым, образом и объектом. Это отличие состоит в том, что идеальные образы, отражая свойства реальных объектов, сами этих свойств не имеют. Идеальному образу не свойственны какие бы то ни было физические, химические и прочие признаки материальных объектов. Они не имеют ни пространственных размеров, ни геометрических форм, ни объема, ни массы и т. п. Следует заметить, что в понимании проблемы идеального сложились два взаимосвязанных подхода. Первый условно обозначают как «деятельное толкование идеального». Связан он с именем Эвальда Ильенкова. Сторонники этого подхода выводят свойства идеального из неотъемлемых свойств материи. Психологизм, или информационный подход, становление которого связано с именем Давида Дубровского, рассматривает идеальное как особое свойство субъективности, духовности, относительно независимой от материального, нейронального, предметно-практического. Оба подхода имеют положительные и отрицательные моменты;в-третьих, человеческое отражение носит не приспособительный, а активно-преобразовательный характер. Человека не удовлетворяет то, что дано природой, и он стремится изменить эту данность так, чтобы она отвечала его потребностям. Это человек осуществляет, прежде всего, в своем сознании. Содержание сознания, так или иначе, практически реализуется. Но перед этим оно приобретает характер замысла или идеи. Идея -- не только знание, но и планирование того, что возможно. Идея -- понятие, ориентированное на практическую реализацию. Человек сначала в сознании создает, конструирует новое -- проекты зданий, машин, технологические процессы, а потом воплощает их в действительность с помощью труда. Потребности человека, отражаясь в сознании, приобретают характер цели, т. е. идеальной модели желаемого будущего. Реализуясь в практической деятельности, цель материализуется в предметной форме, в формах реально существующих предметов, которых раньше не было в природе.

2. Структура сознания

Понятие “сознание” не однозначно. В широком смысле слова под ним имеют в виду психическое отражение действительности, независимо от того, на каком уровне оно осуществляется - биологическом или социальном, чувственном или рациональном. Когда имеют в виду сознание в этом широком смысле, то тем самым подчеркивают его отношение к материи без выявления специфики его структурной организации.

В более узком и специальном значении под сознанием имеют в виду не просто психическое состояние, а высшую, собственно человеческую форму отражения действительности. Сознание здесь структурно организовано, представляет собой целостную систему, состоящую из различных элементов, находящихся между собой в закономерных отношениях. В структуре сознания наиболее отчетливо выделяются прежде всего такие моменты, как осознание вещей, а также переживание , то есть определенное отношение к содержанию того, что отражается. Способ, каким существует сознание, и каким нечто существует для него, это - знание . Развитие сознания предполагает, прежде всего, обогащение его новыми знаниями об окружающем мире и о самом человеке. Познание, осознание вещей имеет различные уровни, глубину проникновения в объект и степень ясности понимания. Отсюда обыденное, научное, философское, эстетическое и религиозное осознание мира, а также чувственный и рациональный уровни сознания. Ощущения, восприятия, представления, понятия, мышление образуют ядро сознания. Однако они не исчерпывают всей его структурной полноты: оно включает в себя и акт внимания как свой необходимый компонент. Именно благодаря сосредоточенности внимания определенный круг объектов находится в фокусе сознания.

Воздействующие на нас предметы, события вызывают в нас не только познавательные образы, мысли, идеи, но и эмоциональные “бури”, заставляющие нас трепетать, волноваться, бояться, плакать, восхищаться, любит и ненавидеть. Познание и творчество - это не холодно-рассудочное, а страстное искание истины.

Без человеческих эмоций никогда не бывало, нет и быть не может человеческого искания истины. Богатейшая сфера эмоциональной жизни человеческой личности включает в себя собственно чувства , представляющие собой отношение к внешним воздействиям (удовольствие, радость, горе и др.), настроение или эмоциональное самочувствие (веселое, подавленное и т.д.) и аффекты (ярость, ужас, отчаяние и т. п.).

В силу определенного отношения к объекту познания знания получают различную значимость для личности, что находит свое наиболее яркое выражение в убеждениях: они проникнуты глубокими и устойчивыми чувствами. А это является показателем особой ценности для человека знаний, ставших его жизненным ориентиром.

Чувства, эмоции суть компоненты человеческого сознания. Процесс познавания затрагивает все стороны внутреннего мира человека - потребности, интересы, чувства, волю. Истинное познание человеком мира содержит в себе как образное выражение, так и чувства.Познание не ограничивается познавательными процессами, направленными на объект (внимание), эмоциональной сферой. Наши намерения претворяются в дело благодаря усилиям воли . Однако сознание - это не сумма множества составляющих его элементов, а их гармоничное объединение, их интегральное сложноструктурированное целое.

К неотъемлемым признакам сознания относятся: речь , представление , мышление и способность создавать обобщенную модель окружающего мира в виде совокупности образов и понятий. В структуру сознания входят ряд элементов, каждый из которых отвечает за определенную функцию сознания:

Познавательные процессы (ощущение , восприятие , мышление, память ). На их основе формируется совокупность знаний об окружающем мире.

Различение субъекта и объекта (противопоставление себя окружающему миру, различение «Я» и «не Я»). Сюда входят самосознание, самопознание и самооценка.

Отношения человека к себе и окружающему миру (его чувства, эмоции, переживания).

Креативная (творческая) составляющая (сознание формирует новые образы и понятия, которых ранее не было в нем с помощью воображения, мышления и интуиции).

Формирование временной картины мира (память хранит образы прошлого, воображение формирует модели будущего).

Формирование целей деятельности (исходя из потребностей человека, сознание формирует цели деятельности и направляет человека на их достижение). С точки зрения материалистической науки, между сознанием человека и окружающим материальным миром существуют четыре вида взаимодействий. Первый и второй тип взаимодействия диалектически связаны: первично сознание рождается из материального мира и определяется им, но затем, по мере своего созревания, оно начинает активно влиять на этот мир, преобразуя его по собственному плану. Третий и четвертые типы взаимодействия сами по себе не материальны, а относятся к информационному типу. При этом третий тип взаимодействия только кажется пассивным. На самом деле это активное отражение, включающее в себя элементы осмысления, оценки и преобразования. Самый сложный и позже всех развивающийся -- четвертый тип взаимодействия, который знаменует собой высшую стадию развития сознания -- самосознание.

Функции сознания человека

Исходя из структуры сознания можно вывести основные его функции:

Отражательная: Сознание организует познавательные процессы (восприятие, представление, мышление), а также организует память.

Оценочная: Сознание принимает участие в формировании части эмоций и большинства чувств. Человек на уровне сознания оценивает большинство событий и самого себя.

Креативная: Творчество невозможно без сознания. Многие произвольные виды воображения организуются на сознательном уровне: изобретательство, художественное творчество.

Рефлексивная: Разновидностью сознания является самосознание -- процесс, при помощи которого человек анализирует свои мысли и поступки, наблюдает за собой, оценивает себя и т. д. Одно из значений слова «рефлексия» -- это способность сознания человека сосредоточиться на самом себе. Кроме того, данным термином еще обозначается механизм взаимопонимания, то есть осмысления человеком того, как мыслят и чувствуют другие люди, с которыми он взаимодействует.

Преобразующая: Человек сознательно определяет большинство своих целей и намечает путь к их достижению. При этом он часто не ограничивается совершением мысленных операций с предметами и явлениями, а выполняет и реальные действия с ними, преобразуя окружающий мир в соответствии со своими потребностями.

Времяобразующая: Сознание отвечает за формирование целостной временной картины мира, в которой есть память о прошлом, осознание настоящего и представление о будущем. Этим сознание человека отличается от психики животных.

3. Соотношение сознания и бессознательного

На вопрос “Что такое сознание?” - вряд ли можно дать ответ, обладающий точностью математической формулы. Как и понятие психики, понятие сознания прошло сложный путь развития, получило различные трактовки у разных авторов. В психологии вплоть до настоящего времени оно употребляется в очень разных значениях, между которыми подчас почти нет ничего общего. Одно из определений сознания, которое дал советский психолог А. Г. Спиркин: “Сознание - это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном, оценочном и целенаправленном отражении и конструктивно-творческом преобразовании действительности, в предварительном мыслительном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека”.

В настоящее время перечень эмпирических признаков сознания является более или менее установившимся и совпадающим у разных авторов. Если попытаться выделить то общее, что наиболее часто указывается в качестве особенностей сознания, то они могут быть представлены следующим образом:

1. Человек, обладающий сознанием, выделяет себя из окружающего мира, отделяет себя, свое “я” от внешних вещей, а свойства вещей - от них самих.

2. Способен увидеть себя находящимся в определенном месте пространства и в определенной точке временной оси, связывающей настоящее, прошлое и будущее.

3. Способен увидеть себя в определенной системе отношений с другими людьми.

4. Способен устанавливать адекватные причинно-следственные отношения между явлениями внешнего мира и между ними и своими собственными действиями.

5. Отдает отчет в своих ощущениях, мыслях, переживаниях, намерениях и желаниях.

6. Знает особенности своей индивидуальности и личности.

7. Способен планировать свои действия, предвидеть их результаты и оценивать их последствия, т.е. способен к осуществлению преднамеренных произвольных действий.

Все эти признаки противопоставляются противоположным чертам неосознаваемых и бессознательных психических процессов и импульсивных, автоматических или рефлекторных действий. Обязательным условием формирования и проявления всех указанных выше специфических качеств сознания является язык. В процессе речевой деятельности происходит накопление знаний. “Язык - особая объективная система, в которой запечатлен общественно-исторический опыт или общественное сознание”.

Сознание и в наши дни является предметом психологического исследования. Предреволюционный период можно назвать плодотворным в разработке проблемы сознания. Проблемами сознания лишь частично продолжали заниматься П. А. Флоренский и Г. Г. Шпет, результаты разработок которых в то время, не оказали заметного влияния на развитие психологии. В середине 20-х гг. появились: М. М. Бахтин и Л. С. Выготский, целью которых было понимание природы сознания, связи с языком, словом и т.д. Для них марксизм был одним из методов понимания и объяснения проблемы. В 30-е гг. наступил перелом, остановка исследования сознания, а также и бессознания: Л. С. Выготский скончался. М. М. Бахтин вынужденно был сослан и не имел возможности работать, П. А. Флорентский и Г. Г. Шпет погибли в лагерях. Возврат к проблеме сознания в ее достаточно полном объеме произошел по второй половине 50-х гг. прежде всего благодаря С. А. Рубенштейну, а затем и А. Н. Леонтьеву.

Одно из первых представлений о структуре сознания ввел З. Фрейд. Его иерархическая структура выглядит следующим образом: подсознание-сознание-сверхсознание, и она, уже исчерпала свой объяснительный материал. Но необходимы более приемлемые пути к анализу сознания, а подсознание и бессознательное вообще не обязательны как средство в изучении сознания. Более продуктивной является давняя идея Л. Фейербаха о существовании сознания для сознания и сознания для бытия, развивавшаяся Л. С. Выгодским. Можно предположить, что это единое сознание, в котором существует два слоя: бытийный и рефлекторный. А. Н. Леонтьев выделил 3 основных образующих сознания: чувственную ткань образа, значение и смысл. А уже Н. А. Бернштейн ввел понятие живого движения и его биодинамической ткани. Таким образом при добавлении этого компонента мы получаем двухслойную структуру сознания. Бытийный слой образует биодинамическая ткань живого движения и действия и чувственная ткань образа. Рефлекторный слой образует значение и смысл. Все компоненты предлагаемой структуры уже являются объектами научного исследования.

Значение - содержание общественного сознания, усваиваемое человеком - это могут быть операционные значения, предметные, вербальные значения, житейские и научные значения-понятия.

Смысл - субъективное понимание и отношение к ситуации, информации. Непонимание связано с трудностями осмысления значений. Процессы осмысления значений и означения смыслов выступают средствами диалога и взаимопонимания.

Бессознательное проявление в психике и поведении человека

Наряду с сознательными формами отражения и деятельности для человека характерны и такие, которые находятся как бы за “порогом” сознания. Термины “бессознательное”, “подсознательное”, “неосознанное” часто встречаются в научной и художественной литературе, а также в обыденной жизни. Говорят: “Он сделал это неосознанно”, “Он не хотел этого, но так получилось” и прочее. Повседневный опыт знакомит нас с мыслями, которые всплывают у нас в голове, и неизвестно откуда и как они возникают.

Психическая деятельность может находиться в фокусе сознания, а иногда не достигает уровня сознания (досознательное или предсознательное состояние) или опускается ниже порога сознания (подсознательное). Совокупность психических явлений, состояний и действий, не представленных в сознании человека, лежащих вне сферы его разума, безотчетных и не поддающихся, по крайней мере в данный момент, контролю, охватывается понятием бессознательного. Неосознанное выступает то как установка, инстинкт, влечение, то как ощущение, восприятие, представление и мышление, то как интуиция, то как гипнотическое состояние или сновидение, состояние аффекта или невменяемости. К бессознательным явлениям относят и подражание, и творческое вдохновение, сопровождающееся внезапным “озарением” новой идеей, рождающихся как бы от какого-то толчка изнутри, случаи мгновенного решения задач, долго не поддававшихся сознательным усилиям, непроизвольные воспоминания о том, что казалось прочно забытым, и другое.

Бессознательное - не мистика, а реальность духовной жизни. С физиологической точки зрения бессознательные процессы выполняют своего рода охранительную функцию: они разгружают мозг от постоянного напряжения сознания там, где в этом нет необходимости. Человеческий разум нес бы на себе непомерно тяжелый груз, если бы он вынужден был контролировать каждый психический акт, каждое движение и действие. Человек не мог бы ни результативно думать, ни разумно действовать, если бы все элементы его жизнедеятельности одновременно потребовали сознания.

В истории философской и психологической мысли впервые лишь Лейбницу удалось вполне отчетливо сформулировать концепцию бессознательного как низшей формы духовной деятельности. Бессознательными бывают врожденные, приобретенные и вытесненные из сознания идеи. Кант связывал понятие бессознательного с чувственным познанием, с интуицией. Он указал на наличие сферы восприятия чувств, которые не осознаются, хотя и можно прийти к выводу о их существовании. В противоположность принципам рационализма представители теории романтизма развивали идею бессознательного как глубинного источника прежде всего художественного творчества. Такие психологи, как Гербарт, Фехнер, Вундт и др. положили начало психологическому исследованию проблемы бессознательного.

Первое международное совещание, посвященное проблеме бессознательного, состоялось лишь в 1910 г. в Бостоне (США). Еще тогда осознали, что бессознательное есть фактор, учет которого необходим при анализе самых важных вопросов поведения, клиники, наследственности, природы эмоции, произведений искусства, взаимоотношения людей. Бессознательное обсуждалось ими как объясняющий фактор, но путей к осмыслению его особенностей и закономерностей не предлагалось.

В советской психологии проблема бессознательного разрабатывалась главным образом школой Д. Н. Узнадзе в Грузии, приверженце которой проводят исследования бессознательного в виде.Бессознательное возникает в детстве человека. Практически каждый вспоминает из раннего детства только отрывочные детали ничего не значащих сцен, совершенно забыв те события, которые тогда были для него важнее всего. Эти собственно детские душевные силы, не воспринимаемые сознанием взрослого, не могут бесследно исчезнуть. В психическом мире также господствует закон сохранения энергии, инфантильное, вытесненное из сознательной душевной жизни, не исчезает, оно образует тот центр, вокруг которого кристаллизуется бессознательная душевная жизнь. Следствием такого положения была бы никогда не кончающаяся борьба; сознание, которое должно разбираться во впечатлениях внешнего мира, было бы всецело занято восприятием этой психической борьбы, и психическая экономия была бы нарушена. Только вытеснение пережитых форм удовлетворения полового чувства из поля зрения сознания дает возможность сохранить сознание для чувствительных восприятий и удержать психику в равновесии. То. С чем мы познакомились только что - ядро, но не весь его объем. На пути своего развития человеку приходится отказываться боле всего в сексуальной области, и этот отказ труднее всего провести в жизнь; но содержание бессознательного образует и другие, не приведенные в исполнение желания. Следствием неудачного вытеснения является невроз. Но и у здоровых людей, при благоприятных условиях сна, невыполненные желания в определенный момент вступают в связь с детскими, и из этого соединения возникает сновидение.

Заключение

В заключение рассмотрения темы необходимо резюмировать все вышесказанное и подвести некоторые итоги. Итак:

Сознание - высшая форма отражения действительного мира, свойственная только человеку. Оно связано с членораздельной речью, логическими обобщениями, абстрактными понятиями.

“Ядром” сознания, способом его существования является знание.

Формирование сознания связано с возникновением труда.

Необходимость труда в процессе общения вызвала появление языка. Труд и язык оказали решающее влияние на становление человеческого сознания.

Сознание - функция сложнейшей материальной, физиологической системы - человеческого мозга.

Сознание имеет многокомпонентную структуру, тем не менее оно - единое целое.

Сознание обладает возможностью воздействовать на окружающую его действительность. Оно активно.

Список литературы

1. Щербатых Ю. В. Общая психология". -- СПб: Питер, 2008

2. Быкова Г. Ф. Гегелевское понимание мышления. М., 1990.

Подобные документы

    Становление сознания как предмета изучения психологии. Определение сознания с точки зрения различных ученых–психологов. Психология сознания и метод ее исследования. Бессознательное проявление в психике и поведении человека, его взаимосвязь с сознанием.

    курсовая работа , добавлен 28.11.2010

    Сознание, как высший уровень психического отражения объективной реальности. Бессознательное проявление в психике и поведении человека. Сущность сознания принято видеть в способности человека к абстрактному вербальному мышлению.

    курсовая работа , добавлен 02.06.2007

    Сущность сознания как высшей ступени развития психики человека: формирование, проявление, значение. Виды, типы, свойства и закономерности восприятия. Непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание. Соотношение сознания и бессознательного.

    курсовая работа , добавлен 18.06.2014

    Характеристика сознания как явления человеческой психики. Особенности структуры сознания, его специфические свойства. Понятие бессознательного, его разграничение с сознательными процессами. Основные психологические характеристики бессознательного.

    реферат , добавлен 08.06.2013

    История возникновения сознания человека. Сравнение периодов развития сознания в онтогенезе с его историческими этапами. Основные качества, уровни знания и характеристики сознания человека. Взаимосвязь процессов, протекающих в мозге человека, и сознанием.

    курсовая работа , добавлен 07.06.2014

    Понятие о психике и ее биологической основе, способность психики отражать объективный мир. Анализ проблем восприятия, хранения и переработки информации. Стадии развития психики животных. Объяснение причин происхождения, возникновения и развития сознания.

    реферат , добавлен 22.04.2010

    Теоретический анализ проблемы взаимодействия сознания и подсознания, их влияние на жизнь и деятельность человека. Понятие бессознательного и его проявление в психике и поведении. Психологическая структура личности в соответствии с теорией З. Фрейда.

    реферат , добавлен 13.11.2013

    Природа человеческого сознания, его возникновение и развитие. Идеальное как отражение внешнего мира в общественно определенных формах деятельности человека, его связь с потребностью в учении. Особенности и функции сознания, понятие бессознательного.

    курсовая работа , добавлен 27.06.2011

    Развитие сознания у человека. Основной закон исторического развития психики. Структура сознания, Я-концепция. Развитие человеческого мозга. Сознание как высшая ступень развития психики. Взаимодействие сознания и подсознания. Состояния сознания, роль сна.

    контрольная работа , добавлен 03.09.2010

    Возникновение сознания как высшей формы психики. Сознание и бессознательное в психике человека. Три составляющих структуры индивидуального сознания по А.Н. Леонтьеву. Виды фазовых состояний. Гипноз и внушение. Самосознание личности, "Я-концепция".

Дарина Катаева

Человек и не задумывается, благодаря чему у него возникают мысленные образы, получается осознавать произошедшие ситуации, обдумывать их и делать выводы. Мы не просто храним факты и базу знаний, мы способны размышлять, задействовать свои , анализировать, ценить, творить и любить. Нас тянет к прекрасному, неизведанному и совершенному. Источник этих способностей — наше сознание. Как бы это ни было банально, именно оно отличает нас от животных и других форм жизни. Но что такое сознание? В чем заключаются его особенности? Как осуществляется формирование и становление сознания?

Что такое сознание?

Изучением сознания занимается философия, психология и другие науки, предметом исследования которых является искусственный интеллект. В широком смысле сознание воспринимается как форма любого психологического отражения. В узком смысле сознание определяется как восприятие того, что поступает в . Из этого понятия следует вывод, что сознание свойственно только людям.

Хотя ученые прилагают все силы на изучение этой психологической особенности человека, до конца ее форму и источник развития понять невозможно. Поэтому компьютерам и роботам не удается достичь сознательных действий. Исследователи могут узнать схему работы новейшего компьютера, однако между ним и работой человеческого мозга существует ряд отличий.

На практике сознание представляет собой совокупность чувственных и умственных образов, которые и являются предметом глубоких размышлений. Ученые считают, что подобные психологические процессы происходят в мозге некоторых развитых животных: лошадей, дельфинов, собак, обезьян и других. Однако наличие данного психологического процесса еще не указывает на осознанность и способность к восприятию. Механизм протекания процесса и результат переработки информации – это главное свойство, присущее только человеку. Учитывая индивидуальность и сложность формирования сознания, его начинают причислять к феномену, хранящего много тайн и непонятных человеку особенностей.

Главные характеристики сознания

Активно. Эта характеристика относится ко многим животным, однако отличительной чертой человека является способность психологически отражать действительность, воспринимать окружающий мир не пассивно и равнодушно, а по степени значимости. Такая дифференциация происходит осознанно, но без вмешательства человека в психологические процессы мозга.

Интенционально. Это свойство означает «стремление», «направленность». Характеристика сознания выражается в желании человека реализовать цель, появившуюся в результате осознанного мышления или же бессознательного намерения. В буквальном смысле «интенция» подразумевает влечение человека к осуществлению поставленной задачи без непосредственного вмешательства.

Наличие главных характеристик сознания вырабатывает такие свойства:

Психологическое отражение за счет использования чувств и познавательных процессов человека (память, мышление, ощущение, воображение, восприятие). При нарушении одного из процессов происходит и нарушение сознательных поступков.
. Человек способен наблюдать за самим собой, контролировать эмоции, мысли и поступки. Благодаря этому зарождаются идеалы и ценности человека. Хорошо отражает эту характеристику высказывание Гегеля. Он сказал, что, хотя человек – это животное, он это осознает, а значит уже не является животным.
Способность давать здравую оценку. Это свойство ярко проявляется в нравственных чувствах и суждениях, моральных качествах и .
Постановка цели. Человек способен на основе осознанной деятельности принимать решения, строить планы, мотивировать себя, вносить некоторые коррективы.

Примечательно, что вся поступаемая в мозг информация перерабатывается и осознается человеком. Поначалу человек прилагает активные действия на оценивание произошедшей ситуации, а затем происходит автоматизация процессов.

Сознательные и бессознательные действия

Сознание не исключает бессознательную деятельность. Если поначалу мы проводим анализ поступков, даем им оценку, размышляем над ситуацией или новым для нас вопросом. Все это сознается без вмешательства человека в психологическую деятельность. Однако процесс выполнения и достижения поставленной цели автоматизируется.

К бессознательным действиям относится хождение, пение, речь, чтение, счет, письмо. Чтобы дойти до автоматизации, этими процессами человек активно управляет и усиленно над ними работает. При этом такое неосознанное повторение привычных действий может в одно мгновение перейти из автоматизированного в управляемое и контролируемое. В несознательном состоянии человек не способен объективно оценивать ситуацию, он не контролирует ее и не владеет данной проблемой, он нуждается в помощи, нарушается его поведение и отсутствует способность следить за временем.

Ярким проявлением бессознательной деятельности является сон. Во время этого сложного процесса в мозге происходит бесчисленное множество реакций. ВНД тормозится, и благодаря снам предотвращается психологическое истощение.

Сновидения – это одна из форм сознания, которой свойственно наличие представлений. Один из ученых подчеркнул, что сновидения – это удивительная комбинация прошлых пережитых впечатлений. То, что мы видим во сне, уже происходило в жизни. Некоторые абсурдные картинки, которые могут появляться перед нашим взором основываются на уже произошедших переживаниях, которые вступают в реакцию и различные связи в определенном участке головного мозга.

Когда мы просыпаемся, мы переходим из бессознательного состояния в сознательное. Поэтому жизнь представляет собой единство и гармоничное сочетание подсознательной жизни и сознательной.

Сознание особенно необходимо в таких ситуациях:

В решении сложных и .
При необходимости .
В момент психологической или психической угрозы.
По мере необходимости преодоления психологического или психического сопротивления.

Способностью человека к бессознательным действиям особенно часто пользуются маркетологи. Эти люди целенаправленно используют склонность человека некоторую информацию не улавливать, но сразу откладывать в подсознание. В результате человек, когда снова видит похожую информацию, она кажется ему знакомой и, соответственно, нужной. Так мы, совершенно не отдавая себе отчета, приобретаем товары, которые нам совершенно не нужны.

Ученые поняли, что можно с легкостью управлять психикой человека за счет предоставления ему информации в определенный момент. Так эти знания минуют сознание и сразу откладываются в подсознании. Эта теория называется 25-й кадр.

Способность мозга с большой скоростью воспринимать без участия сознания новую информацию и хорошо ее запоминать применяется не только в корыстных целях маркетологов. Существует ряд методик по изучению иностранного языка. Одна из самых эффективных и заключается в использовании 25-того кадра. Обучение проходит на протяжении 45 минут, которые делятся на три части. Во время первой вам предлагается просмотр картинок с написанными иностранными словами, которые меняются 25 кадров в секунду.

Затем на протяжении следующих 15 минут просматривайте эти же слова, но при этом слушайте произношение. Этот урок идет в обычном темпе. Последние 15 минут – практика, и вам нужно прикладывать усилия, чтобы доставать из подсознания правильные слова. Благодаря такой методике человек способен всего за час запомнить 7 000 новых , причем эти слова остаются в памяти, хотя вы можете не пользоваться изучаемым языком. В сравнении с традиционным способом обучения и изучения иностранного языка, вам придется полтора года прикладывать усилия.

Сознание и самосознание

Сознание в процессе оценки себя как личности играет ключевую роль. Человек способен себя оценивать, познавать, исследовать, причем и в качестве личности, и в качестве субъекта коллективной деятельности. Самосознание подразумевает непрерывный процесс самосовершенствования и улучшения своих достижений и качеств.

Существует даже отрасль в психологии, которая занимается исследованием «Я». Есть мнение, что «Я», то есть сознание человека, это несколько образов: от обычного до идеального и даже фантастического. В зависимости от восприятия себя человек принимает решения и в дальнейшем действует.

Самосознание проявляется и в личностной самооценке. Она тесно связана с и желаемым уровнем достижений. Шкала притязаний повышается, если личности удается достичь поставленной планки и понижается, если человека преследуют неудачи.

Как владеть сознанием и подсознанием

Из-за потока информации, обрушивающегося на человека, рекомендуется быть предельно внимательным. Так как подсознание переплетается с самосознанием, необходимо начать совершенствоваться в разных сферах, но особенно в искусстве. Так у вас получится в большей мере использовать ум.

Будьте положительно настроены и визуализируйте успех. В таком случае вы точно сможете достичь поставленной задачи. Следите за тем, что вы читаете или смотрите перед сном. Если хотите запомнить полезную для себя информацию или выучить новые иностранные слова, то повторите их перед сном. На протяжении часа ночью мозг будет обрабатывать полученные знания и откладывать их в подсознание.

Чем больше человек вникает в работу головного мозга и сознание, тем сложнее ему это дается и тем дальше он уходит от истины. Только человек способен на познание самого себя и исследование с помощью мозга своего же мозга. Это достоинство нужно ценить, пользоваться, насколько это возможно умственными способностями, развиваться и контролировать поток внедряемой в нас информации.

17 марта 2014

Примечания

Литература

  • Щербатых Ю. В. «Общая психология». - СПб: Питер, 2008.
  • Ильясов Ф. Н. Коммуникативный подход к идентификации сознания//Вестник Академии Наук СССР. 1991. № 2. С.62-67.

См. также

Ссылки

  • Т.В. Черниговская Язык сознания
  • Ю.В. Щербатых Структура сознания
  • А.В. Савельев. К вопросу о причинах происхождения философии нейрокомпьютеризации сознания
  • О.Ф. Левичев Теоретическая модель синтетического сознания личности

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Сознание (психология)" в других словарях:

    Сознание: Сознание (философия) Сознание (психология) … Википедия

    Возможно, эта статья содержит оригинальное исследование. Добавьте ссылки на источники, в противном случае она может быть выставлена на удаление. Дополнительные сведения могут быть на странице обсуждения. (25 мая 2011) … Википедия

    - (от греч. душа и слово, учение), наука о закономерностях, механизмах и фактах психич. жизни человека и животных. Взаимоотношения живых существ с миром реализуются посредством чувств. и умств. образов, мотиваций, процессов общения,… … Философская энциклопедия

    ПСИХОЛОГИЯ - ПСИХОЛОГИЯ, наука о псих, процессах личности и их специфически человеческих формах: восприятии и мышлении, сознании и характере, речи и поведении. Советская П. строит сзое понимание предмета П. на основе рязработки идейного наследства Маркса… … Большая медицинская энциклопедия

    Многообразие различений и их различий (первичный опыт), а также предпочтений (выделение того или иного элемента различаемого в качестве переднего плана) и идентификаций различенного. В корреляции с миром как различенностью сущего С. образует… … Философская энциклопедия

    психология - (от греч. psyche душа и logos учение, наука) наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Взаимодействие живых существ с окружающим миром реализуется посредством качественно отличных от… …

    сознание - Все то, что осознается в данный момент времени. Осознание настоящего момента. Способность одновременно сосредоточиться на 7 + 2 чанках информации. (Смотри также: Чанкинг). Краткий толковый психолого психиатрический словарь. Под ред. igisheva.… … Большая психологическая энциклопедия

    сознание - СОЗНАНИЕ (англ. consciousness, mind; нем. Bewusstsein) состояние психической жизни индивида, выражающееся в субъективной переживаемости событий внешнего мира и жизни самого индивида, в отчете об этих событиях. С. противопоставляется… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

    психология религии - отрасль психологии, изучающая психологические и социально психологические факторы, обусловливающие особенности религиозного сознания, его структуру и функции. Изучение законов формирования, развития и функционирования религиозной психологии… … Большая психологическая энциклопедия

Книги

  • Психология народов и масс , Гюстав Лебон. Классическая работа французского психолога Г. Лебона "Психология народов и масс" посвящена исследованию психологии больших социальных групп. Именно Лебон впервые сформулировал законы…
  • Психология целительства: семь этапов преодоления жизненных испытаний + Все мои связи + Удивительная сила животных (комплект из 3-х книг в упаковке) , Ларсен Э., Ларсен Хегарти К., Смит Г., Мак-Элрой С.. Психология целительства. Семь этапов преодоления жизненных испытаний. . Книга, которую вы держите в руках, не похожа ни на одну другую книгу о целительстве. В ней нетрецептов или советов по…

За последние два-три столетия человечество сделало гигантский шаг в постижении тайн окружающего мира, однако до сих пор мы можем лишь строить предположения о природе и законах происхождения того единственного отличия, которое делает нас разумными – человеческого сознания.

Учёные не выработали единого ответа на вопрос, что такое сознание. С точки зрения психологии сознание является одним из базовых элементов, объясняющих механизмы поведения человека и причины тех или иных его поступков. Различные школы психологической науки по-разному трактуют это понятие, выдвигая собственные теории сущности сознания.

Сознание как результат синтеза психологических процессов

На поведение человека оказывают влияние различные механизмы психики: эмоции, пережитый опыт, волевое усилие, внимание к изменениям окружающего мира и, конечно, сознание. В психологии принято считать, что творческим итогом синтеза различных явных и скрытых процессов, протекающих в нашей психике, является именно сознание. Оно базируется на взаимодействии физических факторов и психологических процессов:

— с одной стороны, сознание отражает при помощи наших органов чувств окружающую нас объективную реальность, что называется перцепцией;

— с другой стороны, происходит самоорганизация психических процессов, приводящая к их упорядочению и структурированию на более высоком уровне, т.е аперцепция.

Различные психологические школы по-разному определяют сознание, отводя главенствующую роль тем или иным его особенностям и функциям.

Определение сознания различными направлениями в психологии

В настоящее время психология представлена множеством научных школ, причём единый подход к предмету изучения чрезвычайно затруднён отсутствием общего базового понятийного аппарата. Сознание человека каждым из направлений определяется в свете собственного исследовательского метода.

Структурализм определяет сознание как многокомпонентное понятие, которое состоит из простейших базовых элементов психики. Составив условную «периодическую таблицу элементов», можно будет составить точную карту сознания любого человека.

Функционализм рассматривает сознание как важную функцию, присущую обитателям сложной структурированной среды, которой является современное человеческое общество. Неотъемлемой частью сознания является личностный, сознательно переживаемый и осмысляемый опыт.


Гештальт-психология полагает сознание итогом, суммой преобразования физических раздражителей по законам гештальта.

Бихевиоризм считает сознание внутренними реакциями и поведенческими особенностями человека, сформированными его привычками и окружающей социальной средой.

Когнитивная психология определяет сознание как логический процесс познания, в противовес эмоциональному восприятию. Информация либо перерабатывается самостоятельно, либо маркируется и в дальнейшем воспринимается в соответствии с установленным маркером.

Сознание и мышление

Важнейшей функцией сознания является мыслительный процесс, т.е. обработка поступающей информации об окружающем мире и преобразование этой информации в систему символов для передачи другим людям. В эту систему входит не только вербальный аппарат, но и мимика, жестикуляция, изображения, знаки и т.д.

Таким образом, сознание является не только частью личности отдельного человека, но и неким коллективным знанием, причём во многом передаваемым от одного поколения к другому. Некоторые школы психологии рассматривают сознание лишь в контексте возможности вербального общения, т.е. считают, что оно присуще только тем, кто владеет речью.

Сознание и бессознательное состояние

Человек обладает сознанием далеко не всё время своего существования. Так, во время сна он выпадает из сознания и не может адекватно воспринимать и оценивать происходящие вокруг него события. Аналогичный эффект производят некоторые психоактивные вещества, которые лишают человека возможности использовать своё сознание для восприятия и осмысления окружающего мира.

Получается, что сознание управляет лишь активной частью нашей психики, а во время сна, травмы или заболевания, а также в результате неких специальных воздействий, нами управляет бессознательная часть психики, или подсознание.


В целом можно, обобщая, сказать, что сознание необходимо нам для адекватного восприятия, творческого осмысления мира и передачи результатов работы нашей психики другим людям.

Сознание - высший уровень психического отражения и регуляции, присущий только человеку как общественно-историческому существу. С практической точки зрения сознание можно рассматривать как непрерывно меняющуюся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его внутреннем мире и предвосхищающих его практическую деятельность. Сознание изучают многие науки - философия , антропология , нейрофизиология , социология , психология , физиология и др. Все религии уделяют сознанию пристальное внимание.

С психологической точки зрения можно говорить о нескольких установленных свойствах сознания:

1) сознание индивида характеризуется активностью, которая обусловлена прежде всего спецификой внутреннего состояния субъекта в момент действия, а также наличием цели и устойчивой деятельностью для ее достижения;

2) сознанию присуща интенциональность, т. е. направленность на какой-либо предмет. Сознание - это всегда сознание чего-либо;

3) способность человеческого сознания к рефлексии, самонаблюдению, т. е. возможность осознания самого сознания;

4) сознание имеет мотивационно-ценностный характер. Оно всегда мотивированно, преследует какие-либо цели, что обусловлено потребностями организма и личности.

Одна из функций сознания заключается в формировании целей деятельности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека. Сознание развивалось у человека только в социальных контактах. В филогенезе сознание человека развивалось и становилось возможным лишь в условиях активного воздействия на природу, в условиях трудовой деятельности. Кроме того, и в филогенезе, и в онтогенезе субъективным носителем человеческого сознания становится речь, которая вначале выступает как средство общения, а затем становится средством мышления.

В психологии различают несколько видов сознания человека:

- житейское - формируется первым среди других видов сознания, возникает при взаимодействии с вещами, закрепляется в языке в виде первых понятий;

- проектное - охватывает круг задач, связанных с проектированием и реализацией конкретных целей деятельности;

- научное - опирается на научные понятия, концепции, модели, исследует не отдельные свойства объектов, а их взаимосвязи;

- эстетическое - связано с процессом эмоционального восприятия окружающего мира;

- этическое - определяет нравственные установки человека (от крайней принципиальности до аморальности). В отличие от остальных видов сознания, степень развития этического (нравственного) сознания человека с трудом оценивается им самим.

Вместе с развитием цивилизации продолжает развиваться и сознание человека, причем в настоящий исторический момент это развитие ускоряется, что вызвано ускоренными темпами научно-технического и культурного прогрессов.