Стандарты и методики подготовки бизнес планов. Бизнес-планирование из W…

принятые в Российской Федерации и на международных инвестиционных и финансовых рынках. Скачать можно в вордовском файле внизу данной статьи.

По многочисленным просьбам, информационно, предлагаем Вашему вниманию различные требования к стандартам и методикам подготовки, оформления и разработки бизнес-планов подготовленные Московский правовым центром Малина.

Бизнес-план это документ, описывающий определенную бизнес-идею и возможные пути ее реализации.

Основная функция бизнес-плана заключается в оценке того, насколько реально реализовать данную бизнес-идею, и если да, то какую прибыльность обещает проект и с каким риском он сопряжен.

Важность всеобъемлющего и продуманного бизнес-плана невозможно переоценить. От бизнес-плана зависит многое: внешнее финансирование, предоставление кредита со стороны поставщиков, управление операциями и финансами, развитие и маркетинг бизнеса, а также в конечном счете реализации миссии фирмы.

Однако , несмотря на критическую важность бизнес-плана, многие предпринима­тели до последнего медлят с составлением письменного документа.

Не в последнюю очередь это объясняется тем, что они просто не знают, с чего начать, и поэтому нахо­дят различные оправдания своей бездеятельности — например, нехватку времени или стремительное развитие рынка, в результате которого любой бизнес-план к моменту его написания и утверждения неизбежно устареет.

Стандарты бизнес-плана в России

Краток и доступно описывает бизнес, важнейший инструмент при рассмотрении большого количества различных ситуаций, позволяющий выбрать наиболее перспективный желаемый результат и определить средства для его достижения.

Структура бизнес-плана представляется следующим образом:

  1. Раздел «Концепция, обзор, резюме».
  2. Раздел «Описание базового предприятия».
  3. Раздел «Описание продукта».
  4. Раздел «Анализ рынка, маркетинг и продажи».
  5. Раздел «План производства».
  6. Раздел «Организационный план».
  7. Раздел «Окружение и нормативная информация».
  8. Раздел «Финансовый план».
  9. Раздел «Риски проекта».
  10. Раздел «Календарный план реализации проекта».

Стандарт Бизнес-плана Правительства Российской Федерации

Социально ориентирован, так себе.

Стандарт Бизнес-плана Федерального Фонда поддержки малого предпринимательства

Так себе.

Стандарт Бизнес-плана Правительства Москвы №576-ПП

Так себе.

Стандарт Бизнес-плана UNIDO (United Nations Industrial Development Organization)

(United Nations Industrial Development Organization (Организация Объединенных Наций по промышленному развитию, ЮНИДО) — организация поддерживающая развитие развивающихся стран. Описана общая структура принятая по данному стандарту. Особый упор стандарт делается на детальном описании идеи. Является самой распространенной методикой.

  1. Резюме проекта
  2. Введение в проекта
  3. Информация о компании и менеджменте
  4. Описание цели бизнес-плана: продукта или услуги
  5. Маркетинг, в т.ч. маркетинговая стратегия
  6. Организационный план (что, кто, когда)
  7. Производственный и финансовый план
  8. Финансовые показатели проекта
  9. Анализ рисков, в т.ч. региональных и страновых
  10. Приложения

Стандарт Бизнес-плана ОАО «Россельхозбанк»

Уделяется особое внимание природным рискам и нормам сбора урожая, как ключевых принципов сельского хозяйства в различных зонах земледелия.

Стандарт Бизнес-плана TACIS

Техническая помощь содружеству независимых государств. Особое внимание стандарт уделяет техническим рискам.

Стандарт Бизнес-плана для свободных экономических зон

Сводится к обоснованию роста выручки и налоговых отчислений в СЭЗ.

Стандарт Бизнес-плана ЕБРР

Европейский банк реконструкции и развития. Особый упор стандарта бизнес-план делается на анализе рисков, swot анализ. Банк финансирует все отрасли промышленности, в том числе через банков-партнеров.

Стандарт Бизнес-плана BFM Group (Bureau of Financial Modeling)

Из всех форматов, принятых в бизнес-среде, BFM является наиболее «основательным» и подразумевает задействование широкого спектра различных аналитических инструментов, начиная от относительно широко распространенных, таких как SWOT, PEST или BKG матрицы и заканчивая составлением и анализом цепей создания стоимости (value chain).

Стандарт Бизнес-плана KPMG

Компания KPMG представляет из себя международную сеть компаний и предлагает консультационные, аудиторские и другие виды услуг. Компания KPMG предлагает свое видение структуры бизнес-плана. Упор бизнес-плана делается на анализе рынка, отрасли и продвижению будущего продукта или услуги.

Специалисты Московского правового центра Малина имеют огромный опыт подготовки бизнес-планов и маркетинговых исследований по любым стандартам и отвечающим самым жестким требованиям.

Последнее обновление: 06.09.2016

Как сделать бизнес-план по стандарту UNIDO?

UNIDO — это организация борющаяся за глобальное процветание, стремящаяся поддерживать индустриальное развитии развивающихся стран и стран с переходной экономикой (). Финансовые модели в рамках этих стандартов выполняются в программной среде COMFAR III, PROPSPIN (эти программы разработала сама UNIDO), а также ряде других программных продуктов.
Надо сказать, что UNIDO дает лишь рекомендации , но никак не стандарты . В частности, имеются:

Manual for the Preparation of Industrial Feasibility Studies (Руководство по подготовке промышленных технико-экономических обоснований), 1991 г.
Manual for Evaluation of Industrial Projects. UNIDO, Vienna, 1978 (Руководство по оценке промышленных проектов), 1978, 1993 г.

Кроме того, есть некоторые другие издания, выпущенные ЮНИДО в качестве рекомендаций для составления бизнес-планов, в частности:

  • World Information Directory of Industrial Technology and Investment Support Services
  • Guidelines for Investment Promotion Agencies: Foreign Investment Flows to Developing Countries
  • Manual for Small Industrial Business; Project Design and Appraisal
  • Manual on Technology Transfer Negotiations
  • Guide to Practical Project Appraisal: Social Benefit-Cost Analysis in Developing Countries
  • Guidelines for Infrastructure Development through Build-Operate-Transfer (BOT) Projects
  • Guidelines for Project Evaluation

Их можно приобрести на официальном сайте UNIDO.
Надо сказать, что за пределами СНГ методики UNIDO не слишком широко распространены. Но, по крайней мере, в России практически все методики , предназначенные для разработки бизнес-планов , в том числе и те, которые издает государство, а также различные инвесторы (например, банки) в очень большой степени основаны на рекомендациях UNIDO . Подавляющее большинство учебников, монографий, публикаций СМИ на тему «бизнеспланирование» основаны как раз на этих стандартах.

Вот перечень разделов бизнес-плана в соответствии со стандартами (рекомендациями) UNIDO (ЮНИДО) :

Заметим, что строгого названия разделов бизнес-плана, выполняемого по методике UNIDO , нет. Главное, чтобы они имели соответствующую смысловую нагрузку.

1. Резюме

Этот раздел создает впечатление обо всем проекте, поэтому инвесторы читают его в первую очередь . Резюме содержит краткую, но емкую информацию о бизнес-идее. В частности, там должно присутствовать ее описание, сроки кредитования, требуемый объем инвестиций, их характер (кредит, лизинг или др.), объем собственных средств, масштаб и потенциал рынка и т.д. Фактически, все остальные разделы бизнес-плана по методике UNIDO представляют собой не что иное, как подробное, расширенное раскрытие всего того, что содержится в резюме, а также научное обоснование приводимых в нем цифр. Хорошо, если объем резюме занимает не более 1 страницы стандартного печатного текста, напечатанного шрифтом с размером не менее 12. Дело в том, что потенциальный инвестор, анализируя резюме, должен иметь возможность охватить, что называется, одним взглядом, всю суть проекта, под который написан бизнес-план. После прочтения резюме инвестор, как правило, принимает решение - читать ли дальше остальную часть бизнес-плана или нет, отклонив его.

2. Описание отрасли и предприятия, реализующего бизнес-идею

Этот раздел содержит информацию о предприятии, которое будет реализовывать бизнес-идею. Здесь кратко описывается направление деятельности - т.е. продукция или услуги, предполагаемые к выпуску, а также партнерские деловые связи (в частности, указываются поставщики). Производится описание отрасли и краткие (подробно это будет указано в маркетинговом плане) перспективы её развития, важнейшие финансовые показатели деятельности предприятия за последние 2-5 лет, его обеспеченность кадрами, характеризуются материалы, производственные мощности, а также структура управления.

3. Описание услуг (товара)

Здесь реализуется презентация выпускаемого товара (предлагаемых услуг). При этом можно воспользоваться всеми доступными средствами визуализации, например, графическими редакторами, а то и 3D технологиями. Кратко (подробнее это будет указано в маркетинговом плане) перечисляются основные потребители, область применения и характеристики товара (патентоспособность и авторские права, наличие лицензии и сертификата качества (при необходимости), себестоимость, цена, конкурентоспособность, эргономичность, экологичность, безопасность, условия поставки (в том числе упаковка), гарантии и сервис, особенности эксплуатации продукции, а также утилизация. Понятно, что указанный перечень зависит от специфики бизнеса.

Предпочтительнее, если в этом разделе будет присутствовать фотография товара, услуги. Если, к примеру, в качестве идеи в бизнес-плане по методике ЮНИДО фигурируют гостиничные услуги - то целесобразно наличие общего вида гостиницы, а также фотографии, раскрывающие убранство номеров, элементов сервиса.

4. План маркетинга

Здесь описывается, прежде всего, рынок сбыта. Прочтя этот раздел, инвестор должен ясно увидеть, что рынок ЕСТЬ и предлагаемый Вами бизнес-план стоит того, чтобы быть реализованным на практике. Инвестор должен видеть, насколько предлагаемый товар или услуга продуманы относительно потребностей покупателей и насколько они конкурентоспособны, есть ли перспективы развития; имеются ли минусы. Имейте в виду, что бизнес-план по методике ЮНИДО , вообще не содержащий минусов, скорее всего, будет отвергнут инвестором по причине недостаточной проработки проекта (если, конечно, инвестор, простите, не дурак). Ибо очевидно, что практически ЛЮБОЙ бизнес-план, любая бизнес-идея имеют недостатки. Вопрос лишь в том, какие именно и насколько они существенны.

Характеризуются покупатели товаров (услуг), описание которых дается в бизнес-плане, могут являться конечными потребителями (физическими лицами) или оптовыми.

Если потребителем выступает предприятие, то оно должно характеризоваться соответствующей отраслью, а также месторасположением. Если же в качестве потребителя выступает население, то необходимо привести социально-демографический срез, т.е. указать пол, возраст, социальное положение, предполагаемый уровень доходов и т.п.

Кроме того, в маркетинговом разделе бизнес-плана по методике UNIDO идет описание потребительских свойства товаров — цена, срок службы изделия, внешний вид и др.

Также дается тщательный анализ конкурентов, описываются способы привлечения клиентов (система ФОССТИС - формирование спроса и сбыта).

Структура раздела маркетинга бизнес-плана по методике ЮНИДО может быть следующей:

1. Требования и пожелания потребителей к продукции, услугам и ваши возможности по удовлетворению этих требований
2. Анализ конкурентов (сильные и слабые стороны); каково реальное место предлагаемой бизнес-идеи среди них
3. Маркетинговые исследования рынка , прогноз его развития
4. Характеристика сбыта : упаковка, хранение, место продаж (оказания услуг), гарантийное и постгарантийное обслуживание
5. Система привлечения потребителей (каким образом покупатель узнает о товаре, что конкретно будет привлекать его): реклама, продвижение товара, услуг
6. Анализ эластичности спроса по цене

В данном разделе можно провести исследование на основе SWOT, PEST, ABC, XYZ и других методик анализа. Несомненно, наличие визуальных диаграмм, подкрепленных расчетами (с результатами, оформленными в виде таблиц) будут являться хорошими доказательствами практической реализуемости Вашего бизнес-плана, составленного по методике ЮНИДО .
Таким образом, задача данного раздела бизнес-плана - убедить инвестора, что ваша идея - лучшая в данном сегменте.
Замечание: однако, не следует перегружать данный раздел таблицами, схемами, диаграммами. Пожалейте будущего читателя бизнес-плана - инвестора: ведь он тоже человек. Который, возможно, не является специалистом во всех этих диаграммах Ганта, Исикавы и др. Поэтому крайне желательно, чтобы материал данного раздела должен быть представлен НАГЛЯДНО.

5. Производственный план

Этот план должен полностью описывать производственный процесс. Осуществляется расчет объема производства товаров, услуг; калькуляция себестоимости продукции и общие сведения о производственных возможностях предприятия в рамках предлагаемого бизнес-плана по методике UNIDO. Себестоимость целесообразно разложить по системе Директ-костинг , т.е. в разрезе постоянных и переменных затрат.

Переменные затраты:

  • Сырье и материалы, запчасти, комплектующие изделия
  • СДЕЛЬНАЯ оплата труда (с начислениями на нее) - как правило, производственного персонала.
  • Топливо, электроэнергия для производственных целей

Постоянные затраты:

  • Амортизация Обслуживание, ремонт оборудования
  • Топливо и энергия для непроизводственных целей (например, для отопления помещений)
  • Расходы на ФОССТИС (реклама, продвижение товаров и услуг)
  • Административные расходы (ПОВРЕМЕННАЯ заработная плата - как правило, административного персонала, охраны, уборки помещений и т.п., а также коммунальные услуги, командировочные расходы, связь и др.)

В этом же разделе отражаются также требуемые производственные площади, мощности, человеческие (трудовые) ресурсы. Сколько и какие конкретно производственные мощности уже имеются? Сколько надо будет приобрести? Как правило, именно в производственном плане и содержится ответ на вопрос, для каких целей разработчику бизнес-плана по методике UNIDO требуются инвестиции .

Структура производственного плана в рамках методики ЮНИДО может быть следующей:

  1. Географическое положение предприятия, транспортные пути, наличие коммуникаций
  2. Технологии
  3. Уровень квалификации персонала, состав и структура трудовых ресурсов, их квалификация, заработная плата (плюс начисления на нее, к примеру - социальные платежи)
  4. Требующиеся производственные площади, оборудование
  5. Амортизация
  6. Объем производства
  7. Затраты на сырье, энергию, комплектующие, материалы
  8. Текущие затраты на производство (сводный расчет)
  9. Переменные, постоянные затраты
  10. Экологичность и безопасность производства

Когда производственный процесс частично или полностью предполагается передать субподрядчикам, то необходимо сделать описание всех субподрядчиков, указав их местоположение, а также обосновать их выбор. Также следует указать затраты на субподрядчиков и заключенных с ними контракты.

Если бизнес-план по методике UNIDO посвящен не производству товаров, а торговле или оказанию услуг, этот производственный план должен содержать описание процессов закупа товара, хранения, распределения, контроля запасов и т.д.

6. Организационный план

Раздел предусматривает раскрытие вопросов организации руководящего состава, мотивации персонала, сроки реализации проекта в рамках бизнес-плана.

В этом разделе приводится описание организации реализации бизнес-идеи: дается правовое обеспечение, рассматривается руководящий состав, основные специалисты (подробные послужные списки персонала должны присутствовать в приложении). Должны быть также описаны лица, стоящие за их спиной. Для каждого из владельцев следует также дать информацию об их возможностях и ответственности, иллюстрируется организационная структура фирмы, сроки реализации проекта, способы мотивации руководящего персонала.

Прочитав организационный план бизнес-плана, созданного в соответствии с методикой UNIDO , инвестор должен убедиться в наличии хорошей организации предлагаемого проекта; что бизнес-проект будет реализовываться не кем попало, а надежными и квалифицированными исполнителями.

7. Финансовый план

Этот раздел посвящен финансовым показателям бизнес-плана, составленного по методике ЮНИДО . Здесь приводятся переменные и постоянные затраты (укрупненно, ибо подробный их расчет дан в производственном разделе бизнес-плана) на производство продукции, услуг; смета расходов на реализацию проекта, потребность и источники финансирования. Составляется рассчитывается таблица расходов и доходов, поток денег в ходе реализации бизнес-проекта (поток денежной наличности).
В бизнес-плане по методике UNIDO денежный поток рассчитывается:

  • Недисконтированный и дисконтированный с учетом рисков и минимальной нормы прибыли проекта
  • Текущий (помесячно или поквартально) и с накоплением

Может также быть составлен прогнозный баланс.

Ориентировочная структура финансового плана может быть следующей:

  • Затраты подготовительного периода
  • Затраты текущего периода
  • Расчет поступлений от проекта
  • Затраты, связанные с обслуживанием кредита (или заемных средств в иной форме)
  • Налоговые платежи
  • Прочие доходы и расходы (поступления и выплаты)
  • Поток денежной наличности
  • Стратегия финансирования (источники поступления средств, их использование, периодичность погашения)
  • График маржинального анализа (с построением точки безубыточности)

В приложение могут быть вынесены (в агрегированной форме):

  • Отчет о финансовых результатах (ранее эта форма называлась «Отчет о прибылях и убытках») (форма №2)
  • Прогнозный бухгалтерский баланс (форма №1)

8. Оценка экономической эффективности проекта

Данный раздел посвящен анализу показателей эффективности реализации бизнес-проекта, проводится его финансовый анализ. Анализируются такие показатели

Относительные

  • ЧДД (или NPV - чистый дисконтированный доход)
  • ИД (или PI - индекс доходности)
  • ВНД (внутренняя норма доходности) и т.д.

Абсолютные

  • Общая величина затрат, доходов и прибыли на период завершения проекта (как правило, 2…7 лет)

Проводится также факторный анализ чувствительности основных показателей бизнес-плана к изменению внешних факторов (изменение стоимости сырья, электроэнергии, заработной платы на рынке, арендной платы, снижение стоимости аналогичных товаров и услуг в результате снижения спроса или действий конкурентов). Как правило, ограничиваются исследованием чувствительности абсолютных показателей - общей прибыли бизнес-проекта.

Данный раздел должен продемонстрировать инвестору факт достаточной устойчивости проекта к изменению внешних условий. Это, своего рода, финансово-экономические гарантии того, что проект все-таки принесет приемлемую прибыль, даже если внешние условия будут относительно неблагоприятными.

Скажем, если при росте стоимости сырья или заработной платы всего на 15% общая прибыль снижается аж на 50% - то грамотному инвестору сразу станет ясно, что с таким проектом лучше не связываться вообще, ибо есть большой риск потерять все вложенный в него средства. Ведь инвестор вкладывает деньги в бизнес-проект НА СВОЙ СТРАХ И РИСК.

9. Гарантии и риски бизнес-идеи

В этом разделе анализируются основные риски, гарантии возврата. Анализ рисков в большой степени зависит от вида инвестора. Ведь для каждого инвестора наиболее опасными могут быть, вообще говоря, разные риски.

Нужно предоставить доказательства платежеспособности предприятия, которое будет реализовывать бизнес-план. Необходимо оговорить гарантии возврата заемных средств в случае наступления непредвиденных, форс-мажорных обстоятельств. Например, одной из таких гарантий может являться наличие оборудования, машин, зданий, сооружений на балансе предприятия. Можно также предусмотреть страхование бизнес-проекта на случай убыточности. Под ряд проектов (если они имеют, к примеру, высокую социальную значимость) возможно получение муниципальных или государственных гарантий.

10. Приложение

В приложении содержится информация, которую нецелесообразно приводить в основной части бизнес-плана, реализованного с использованием методики UNIDO. Приложение к бизнес-плану по методике ЮНИДО предназначено для разгрузки основной его части от излишней детализации, содержа при этом доказательства и обоснования. Это, в частности, документы:

  • Содержащие информацию о предприятии и его хозяйственной деятельности (учредительные документы, лицензии, сертификаты, свидетельства, дипломы, копии материалов СМИ о деятельности предприятия, отзывы и т.д.)
  • Письма от дистрибьюторов , подрядчиков и клиентов
  • Материалы, характеризующие продукцию или услуги (чертежи , фотографии и иные наглядные материалы, копии патентов, результаты сертификации и испытаний производимой продукции, услуг)
  • Материалы маркетинговых исследований (результаты анкетирования потребителей, сравнительные данные о конкурентах, заявки на поставку продукции от будущих покупателей)
  • Подробные финансово-экономические расчеты , справки, калькуляции
  • Гарантийные письма, договоры, информация о залоге, выписки из законодательных и нормативных документов, поддерживающих проект или предохраняющих его от рисков
  • Прайс-листы с ценами конкурентов и поставщиков сырья, материалов

Надо сказать, что не всякий инвестор будет углубляться в изучение материалов, имеющихся в Приложении к бизнес-плану, составленному по UNIDO . Вместе с тем, его наличие позволяет судить, как минимум, о серьезности и тщательности проработки бизнес-проекта. Что бизнесмен старался учесть все, мало-мальски имеющие значение, детали и частности. Естественно, такой подход является дополнительной гарантией реализуемости бизнес-плана в рамках запланированного сценария.

Также наличие Приложения к бизнес-плану , выполненному в соответствии со стандартами ЮНИДО говорит об определенном уважении к инвестору. Ибо в основной части содержится наиболее важная информация, а в Приложении раскрываются все, имеющие значение, показатели. Если инвестор верит, что называется, на слово - он может не читать Приложение, ограничившись анализом основной части. А вот при возникновении сомнений - может изучить более подробно доказательную часть (самостоятельно или поручив эту работу доверенным аналитикам).

Вот, вкратце , таковы особенности написания бизнес-плана в соответствии с рекомендациями (стандартами) организации UNIDO. При желании, в них вполне можно разобраться самому. Однако, не у всех хватает на это времени и сил.

Если у Вас возникнут затруднения в разработке бизнес-плана по методике ЮНИДО, мы готовы помочь Вам!
Вы можете оставить заявку на бизнес-план у нас на сайте.

* В расчетах используются средние данные по России

Шаг 2. Выбор стандарта бизнес-планирования

Этот шаг напрямую связан с задачами, которые стоят перед вами. Если ваша цель получить инвестирование, то вы начинаете с того, что выясняете в банке или инвестиционной компании каким стандартам должен соответствовать ваш бизнес план.

Существует несколько стандартов бизнес планирования:

Структура бизнес плана:

  1. ОБЗОРНЫЙ РАЗДЕЛ (резюме)
  2. ОПИСАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ
  3. ОПИСАНИЕ ПРОДУКЦИИ (услуг)
  4. АНАЛИЗ РЫНКА
  5. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПЛАН
  6. ПЛАН СБЫТА
  7. ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН
  8. АНАЛИЗ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ ПРОЕКТА
  9. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ И НОРМАТИВНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПРИЛОЖЕНИЯ

Требования к бизнес-плану и рекомендации по его составлению разработанные Федеральным Фондом поддержки малого предпринимательства

Процесс в целом напоминает написание курсовой работы в ВУЗе. Правда в данном контексте вы заинтересованны в состоятельности и объективности материала, с которым работаете.

Вернуться к перечню инструкций по составлению бизнес-плана

188 человек изучает этот бизнес сегодня.

За 30 дней этим бизнесом интересовались 22145 раз.

Как сказал Уильям Уэллс: «Магазин – это место встречи покупателя, товара и денег». А благодаря искусству мерчендайзинга место встречи изменить в лучшую сторону можно в любой момент.

Хотя на первый взгляд этот вопрос может показаться несущественным, в действительности он во многом определит ваш подход к составлению бизнес-плана. Более того, в зависимости от ваших целей, картина, к...

«Многие разорились из-за того, что старались купить на грош дешевле», – сказал Б. Франклин. Мы же перефразируем утверждение политика и уточним: «Многие разорились, стараясь ПРОДАТЬ на грош дешевле».

Пик развития карьеры большинства современных менеджеров - это карьерный тупик. К такому парадоксальному открытию пришли ученые-социологи, анализируя опыт тысяч топ-менеджеров.

Продолжаем публикацию переводов статей известных западных бизнес-консультантов. На этот раз представляем вашему вниманию перевод статьи Гая Кавасаки «Вперед за золотом».

Разговор у нас сегодня пойдет о настоящих деньгах, точнее об универсальном законе создания мегасостояний – принципе сложных процентов.

Анализ чувствительности инвестиционного проекта проводится для того, чтобы учесть и спрогнозировать влияния изменений различных первоначальных параметров: инвестиционных затрат, притока денежных средс...

В этом разделе необходимо описать основные продукты и услуги, оценить их преимущества, недостатки и ликвидность. Сравнить вашу продукцию с продукцией конкурентов и проанализировать дальнейшие этапы ра...

Стандарты оформления титульного листа Бизнес-плана

Итак, мы приступаем к самому масштабному и важному разделу вашего бизнес-плана, который содержит финансовую информацию о проекте, определяет его стоимость и поможет инвесторам, деловым партнерам и вам...

Настаивая на существовании только одного правильного ответа и преувеличивая значимость ошибки, наше общество и образовательная система существенно уменьшают наш потенциал к успеху.

Опытные предприниматели говорят, что успех будущего магазина целиком зависит от расположения. Но у Запада и Востока существуют совершенно разные мнения о том, какое расположение можно считать удачным.

Несмотря на то, что нет официального шаблона, которому должен соответствовать бизнес-план, некоторые организации, занимающиеся поддержкой развивающегося бизнеса, требуют использовать в России международные стандарты бизнес-плана. Само собой, строгое соответствии им не обязательно, но сугубо желательно, если того пожелает сторона, за которой решение быть или не быть вашему бизнеса. Авторство этих стандартов принадлежит United Nations Industrial Development Organization (UNIDO), представительству ООН по промышленному развитию.

Резюме

Должно нести краткую сводку по всему бизнес-плану. В нем заложен, в какой-то мере, успех всего предприятия, так как именно оно попадает на глаза инвесторов и других заинтересованных лиц в первую очередь. Здесь необходимы логика, убедительность и рекламный подход, желательно - научный, то есть, основанный на доказательной базе. Этот раздел не должен занимать больше одного листа А4― пусть все аспекты предлагаемого предприятия будут на виду.

Описание отрасли, описание предприятия

Содержит информацию о положении дел в том сегменте рынка, где планируется начать бизнес. Должен как можно четче обрисовать настоящее отрасли и дать прогнозы на будущее. Предполагает описание самого предприятия, его деятельности, в общих чертах информирует о продукции о том, что необходимо для ее получения (материалы, поставщики, производственные мощности, финансовая база) и т.д.

Описание продукции (услуг)

Полноценная презентация выпускаемого товара (предлагаемых услуг). Возможно представление опытных образцов. Обозначение потенциальных потребителей, области применения и всевозможных характеристик вашего товара (себестоимость, экологичность и пр.) Не лишним будет указать временной отрезок, который потребуется на запуск предприятия и планируемые объемы.

Реализация и маркетинг

Подробности по рынку сбыта, о потенциальных потребителях и схемах по привлечению оных, о социальных слоях, заинтересованных в товаре. Также тут нужно ответить насколько товар (услуга) продуманы относительно нужд покупателей и насколько конкурентоспособны, каковы перспективы для развития. Есть ли минусы.

Производственный план

Он содержит подсчеты затрат на производство, себестоимости товара и прочих аспектов сбыта и прибыли. Здесь же описывается состояние производства на данном этапе и какие шаги нужны к его модернизации.

Организационный план

Полностью посвящен человеческим ресурсам, которые зачастую являются основой всего дела. Полный перечень отделов компании, количества сотрудников и подробные сведения о руководстве . Расчеты по заработной плате.

Финансовый план

В подробном разъяснении не нуждается. Включает в себя все финансовые расчеты по продукции и предприятию, по прибылям и риску.


Анализ эффективности предприятия


Данным циклом статей мы хотим осветить вкратце наиболее известные стандарны бизнес планирования. Очень часто начинающие предприниматели спрашивают о том, как составить бизнес план и с чего вообще начать. Надеемся, что данный небольшой обзор кому то сэкономит немного времени на изучение данного теоретического вопроса.

Согласно википедии UNIDO (ЮНИДО) расшифровывается как Организация Объеденных Наций по Промышленному Развитию (United Nations Industrial Development ). Основная идея данной организации это прежде всего поддержка индустриального развития развивающихся стран, борьба с нищетой путём повышения производительности.

Согласно стандарту этой организации бизнес план должен состоят из следующих частей:

1. Резюме
2. Описание отрасли и компании
3. Описание услуг (товара)
4. Продажи и маркетинг
5. План производства
6. Организационный план
7. Финансовый план
8. Оценка эффективности проекта
9. Гарантии и риски компании
10. Приложение

Рассмотрим вкратце приведённые выше части бизнес плана.

1. Резюме

Расписывается общая информация об проекте. Данный раздел ориентирован прежде всего на инвесторов и должен содержать данные об по объёмам инвестирования, наличие собственных средств, сроки и гарантии возврата.

2. Описание отрасли компании

Как видно из заголовка, основная идея раздела это проинформировать об компании в целом, перспективы развития и отрасли, финансовые показатели.

3. Описание услуг (товара)

В данном разделе расписывается продукция, её область применения, какие она имеет конкурентные преимущества, патенты и сертификаты качества, гарантии, способы утилизации. Так как виды услуг бывают разные, то соответственно перечень топовых характеристик напрямую зависит от сферы деятельности.

4. Продажи и маркетинг

Освещается вопрос рынка сбыта. Если данный бизнес план пишется для инвестора, то необходимо максимально уделить внимание тому, кто является или будет покупателем, по каким причинам, его социально-демографические характеристики. Рассматриваются перспективы развития, маркетинговые исследования, делается глубокий анализ конкурентов и несомненно описываются способы привлечения клиентов.

5. План производства

Опять же, данный раздел сильно зависит от выбранной сферы деятельности и если это производство материального продукта, то рассматриваются вопросы связанные с затратами на производство, объём производства, требуемые площади и человеческие ресурсы.

6. Организационный план

Рассматриваются вопросы организации руководящего состава, мотивация, сроки реализации.

7. Финансовый план

В принципе из названия раздела понятно о чём речь. Затраты, расчёты себестоимости, поступления, налоговые платежи.

8. Оценка эффективности проекта

Освещаются вопросы эффективности проекта, влияние внешних факторов на уровне макроэкономики.

9. Гарантии и риски компании

Описываются возможные риски, гарантии возврата, опять же всё зависит от того на кого рассчитан бизнес план.

10. Приложение

Различного рода документы, фотографии, таблицы, данные, графики, сноски из приведённых выше разделов.

Согласно идеологии данного стандарта суть его сводиться к тому, что он позволяет специалисту не упустить важные моменты, подготовить документ в виде универсального языка, позволяющего общаться между собой менеджерам компаний в области инвестиционного проектирования. Большинство известных компьютерных систем для бизнес-планирования сосредоточены на работу по методике ЮНИДО.

PS: Не из серии ЮНИДО, но тем не менее 30 минутная лекция о том как писать бизнес план (english)