Старинные народные обычаи на кубани. Семейные обычаи и обряды жителей кубани

Интерес к прошлому родной земли всегда существовал в людях. Какой была страна в давние времена, как жили и трудились люди, чем занимались, как появилось казачество, какая была одежда, предметы домашнего обихода, мебель, какие существовали народные ремёсла?Любовь к Родине, к своему родному краю впитывается с колыбельной матери, с дыханием земли и ароматом хлеба. Когда видишь цветущие сады, светлое небо, сердце переполняется от любви к этой красоте, это тоже наша малая Родина.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Введение

Кубань – чудесный, благодатный край, которым нельзя не гордиться. Здесь, на Кубани, живут замечательные люди: хлеборобы, садоводы, животноводы, врачи, художники, поэты. Все они стремятся сделать нашу Родину лучше, богаче, красивее. Интерес к прошлому родной земли всегда существовал в людях. Какой была страна в давние времена, как жили и трудились люди, чем занимались, как появилось казачество, какая была одежда, предметы домашнего обихода, мебель, какие существовали народные ремёсла. К сожалению, в нашей жизни утрачивается народные традиции: любовь к родным и близким, уважение к старшим, любовь к Родине. А ведь любовь к Родине, к своему родному краю впитывается с колыбельной матери, с дыханием земли и ароматом хлеба. Когда видишь цветущие сады, светлое небо, сердце переполняется от любви к этой красоте, это тоже наша малая Родина.

Каждый наш день тесно связан с жизнью и культурными традициями былых поколений. Мы храним старинные вещи, наблюдаем в витринах современных магазинов старые кубанские крынки, прялки, как элементы высшего эстетства. Благодаря национальной культуре, мы знаем, что на кухне должны быть яркие рушники, к празднику – особый наряд. А за столом – хорошее радостное пение застольных песен. Каждый наш день – день, созданный веками. Он достраивается и украшается прошлым. Все, что нас окружает в настоящем, имеет свои корни в прошлом. Это наша история, наша культура. Это я и старалась донести в своей работе. Выбранная мной тема работы подразумевает духовное и нравственное обогащение, поддержание стойкого интереса к прошлому своего народа, прививание патриотических чувств. Ибо, по моему мнению, патриотическое воспитание занимает главное место в нравственном формировании, становлении личности человека.

Цель работы – выявить особенности и ценность семейной обрядовой культуры казаков, ее своеобразие; богатство обрядов и традиций казаков.

Задачи:

  • Проследить основные традиции казачьих семей;
  • Рассмотреть особенности соблюдения обычаев казаков, связанных с рождением ребенка, свадьбы, проводов в армию;

Методы исследования: анализ и синтез справочной литературы по быту и традициям казаков.

Помни, брат, что у казаков:

Дружба – обычай;

Товарищество – традиции;

Гостеприимство – закон.

  1. Обычаи и традиции казаков.
Люди, которые переселялись на Кубань, принесли с собой свои обряды, обычаи, говор. Селились здесь и выходцы из Украины и представители других народностей.

Культура и обычаи этих народов переплетались и взаимно дополняли друг друга.

Это были не украинские или русские обряды, обычаи и язык, а образовался совершенно особый кубанский говор и быт, совершенно особые культурные традиции.

На Кубани существуют богатые устные народные традиции. В станицах нашего края сохранилось немало интересных обрядов. Чаще всего эти обряды связаны с временами года, крестьянским трудом и культом урожая. Они передаются от старших к младшим, от родителей к детям, от дедов к внукам. В них отразились уклад жизни и традиции нашего народа, его душа, доброта, щедрость, любовь к труду, к Земле-кормилице.

Нетерпимые к врагам, казаки в своей среде были всегда благодушны, щедры и гостеприимны. В основе характера казака была какая-то двойственность: то он весел, шутлив, забавен, то необычайно грустен, молчалив, недоступен. С одной стороны, это объясняется тем, что казаки, глядя постоянно в глаза смерти, старались не пропускать выпавшую на их долю радость. С другой стороны – они философы и поэты в душе – часто размышляли о вечном, о суете дней и о неизбежном исходе этой жизни. Поэтому основу в формировании морально-нравственных устоев казачьих обществ составили 10 Христовых заповедей.

Чрезвычайно строго в казачьей среде, наряду с заповедями Господними, соблюдались традиции, обычаи, поверья, которые являлись жизненно-бытовой необходимостью каждой казачьей семьи, несоблюдение или нарушение их осуждалось всеми жителями хутора или станицы, поселка. Обычаев, традиций много: одни появляются, другие исчезают. Остаются те, что наиболее отражают бытовые и культурные особенности казаков, что сохраняются в памяти народа от далекой старины. Если коротко сформулировать их, то получатся своеобразные неписанные казачьи домашние законы: уважительное отношение к старшим, безмерное почитание гостя, уважение к женщине (матери, сестре, жене). Казак не может считать себя казаком, если не знает и не соблюдает традиции и обычаи казаков.

  1. Рождение ребенка

Казаки ценили семейную жизнь и к женатым относились с большим уважением, и только постоянные военные походы заставляли их быть холостыми. Развратников холостые казаки в своей среде не терпели, наказывались развратники смертью. Рожденного младенца холостые казаки (принявшие обет безбрачия) нянчили все, и, когда у него появлялся первый зубок, все непременно приходили смотреть его и восторгам этих закаленных в боях воинов не было конца.

Казак рождался воином, и с появлением на свет младенца начиналась его военная школа. Новорожденному все родные и друзья отца приносили в дар на зубок ружье, патроны, порох, пули, лук и стрелы. Эти подарки развешивались на стене, где лежала родительница с младенцем. По истечению сорока дней после того, как мать, взяв очистительную молитву, возвращалась домой, отец надевал на ребенка портупею от шашки, придерживая шашку в своей руке, сажал на коня и потом возвращал сына матери, поздравлял ее с казаком. Когда же у новорожденного прорезывались зубы, отец и мать сажали его вновь на лошадь и везли в церковь служить молебен Ивану- воину. Первыми словами малютки были «но» и «пу» - понукать лошадь и стрелять. Военные игры за городом и стрельба в цель были любимыми занятиями молодежи в свободное время. Эти упражнения развивали меткость в стрельбе, многие из казаков могли на значительном расстоянии выбить пулей монету, зажатую между пальцев.Трехлетние дети уже свободно ездили на лошади по двору, а в 5 лет скакали по степи.

В поверьях казаков существовали и заговоренные места, которые могли быть реальными и вымышленными. В таких местах можно было вылечиться от телесных и духовных недугов. Такими местами были, например, остров Буян или море-акиян.
В христианской вере у казаков тоже была своя помощница. Главной помощницей казака была Богородица. Ее упоминали в самых различных транскрипциях: Пресвятая Матушка Богородица, мать Божья Пресвятая Богородица, царица Небесная, Пречистая Христова Божья Матерь, Матушка Божья, Матерь Мария, Всепятая мати.

1.2 Свадебные обряды

Свадьба – сложный и длительный обряд, со своими строгими правилами. В разное время они у казаков проводились по-разному. В старину свадьба никогда не была показом материального богатства родителей жениха и невесты. Три века назад свадьба проходила упрощенным порядком. Казак полой верхней одежды прикрывал женщину, а затем во всеуслышание по одному произносили: «Ты, Федосья, будь мне жана», «Ты, Иван Семенович, будь мне муж». После чего они становились молодоженами и принимали поздравления от атамана и казаков.

Казачья свадьба в начале ХIХ века состояла из нескольких отдельных частей: сватовство, смотрины, своды, вечеринка, свадьба. Благоприятным для брака считался возраст 18-20 лет. Свадьбы проводились, как правило, после уборки урожая (после Покрова Пресвятой Богородицы – 14 октября или Пасхальных праздников – на Красную Горку). Обычно молодой казак затевал разговор со своими родителями о том, что он хочет жениться и просит их согласия. Родители интересовались, кто его невеста, и если она им люба, начинали приготовления к сватовству. Прежде всего, наводился порядок в хозяйстве, доме, дворе, чтобы не было стыдно перед сватами. После этого мать и отец одевались по праздничному, обряжали сына и шли к будущим сватам. В каждом казачьем войске были несколько различные, но в общих чертах схожие обряды сватовства.

Примерно через неделю невестины мать и отец едут к родителям жениха, где осматривают хозяйство, комнаты, знакомятся с семейством будущего зятя. Если гости довольны, им предлагается называться сватами, на что те отвечают, что пока еще раненько. В день бракосочетания невеста рано утром до восхода солнца вставала, обходила весь свой двор, мысленно прощалась со всем, что ей было дорого. Приехавшего жениха сажают за стол рядом с невестой. Родители невесты благословляют и напутствуют молодых. Затем молодые на тройке лошадей отправляются в церковь. После венчания жених и невеста едут в дом родителей невесты, где их поздравляют ее отец и мать, за ними крестные, а затем по степени родства остальные присутствующие.

Участники свадебного шествия нередко переодевались: женщины в мужскую, а мужчины в женскую одежду. Среди них было немало «цыган», которые приставали к прохожим с предложением «погадать», нередко заходили во дворы «воровать» кур. В старину свадьбы длились не менее недели, на их проведение затрачивалось 250-300 рублей (конец ХIХ века), что для казачьих семей было обременительно, но к ним готовились много лет, с самого рождения детей.

1.3 Проводы на службу

У кубанских казаков особое место среди обрядов жизненного цикла занимал ритуал проводов на службу, который включал несколько этапов:

  1. Подготовка к проводам – подготовка снаряжения, согласование регламента со станичной администрацией, материальное обеспечение проводов.
  2. Собственно проводы – вечерняя трапеза, в которой принимали участие родственники – в обязательном порядке крестные родители, иногда молодёжь. «Ужин» мог длиться до утра, сопровождался напутствиями отслуживших свой срок, уважаемых казаков.
  3. За ним следовал завтрак, основные ритуалы которого – родительское благословение иконой и хлебом, перевязывание полотенцем крест-накрест и обряжение казака, как жениха: цветок, платочки, которые прикалывали к его одежде девушки, и в первую очередь – невеста.

Затем следовало прощание и ритуальный уход с родительского двора: через ворота, верхом на коне, которого под уздцы могла выводить мать, невеста, или пешком, в сопровождении родителей и гостей. Это могло дополняться «заворотними» ритуалами: возвращение на непродолжительное время в дом, возвращение и откусывание пирожка, хлеба, остаток которого возвращался в святой угол, отдача за воротами хлеба первому встречному, выбрасывание полотенца или двух полотенец на дорогу и т.п., символизировавших счастливую дорогу и возвращение домой.

После построения на станичной церковной площади, напутственного слова атамана и, как вариант, казаков – Георгиевских кавалеров, молебна, казаки в сопровождении родственников и станичников отправлялись к месту назначения с прощальной остановкой в каком-либо примечательном, знакомом, «пограничном» месте станичного юрта – река, курган, дерево. Здесь, с подношением обязательной чарки, и происходило окончательное прощание.

Проводы, начиная с ужина и заканчивая отъездом казаков, сопровождались исполнением исторических, военно-бытовых, плясовых и специальных «проводных» песен.

Во время благословения, проводов могло происходить вручение дедовского, родительского оружия, использовались охранительные молитвы и обереги, в т.ч. «земля родная» и т.п.

Своими особенностями обладали вторые и последующие проводы, в том числе на войну, которые были неизбежны в связи с продолжительной казачьей службой. Но в любом варианте этого обряда чётко прослеживается идея долга, готовности к смерти и надежда на благополучное возвращение в родительский дом.

Само возвращение также носило ритуализированный характер: встреча станичниками «служивых» у прощального места, благодарственное слово станичного атамана и стариков, продолжительные гостевые визиты родственников, к родственникам и сослуживцам.

Заключение

По мере перехода казаков к оседлому образу жизни и землепашеству, вместе с формированием у них патриархальной семьи и сельской поземельной общины складывался и комплекс традиционной календарной обрядности, дополнивший существовавшие прежде воинские ритуалы.

Рассмотренные обычаи и традиции культуры казаков показывает слияние различных религиозных представлений, но обрядовые формы, в большинстве своем, связаны с христианским мировоззрением. Хотелось бы отметить, что не только обычаи и приметы, но и фольклорные формы, их отражающие, находят аналогии в ритуалах других групп казачества, а также у русских и украинцев.

Традиции – это что-то общепринятое, привычное, достойное. Традиции тогда воспринимаются законом, когда становятся образом жизни и передаются из поколения в поколение. Россия – многонациональное государство. На знании истоков казачества, его традиций, родного фольклора воспитывается интерес и уважение к культуре других народов.

Казачество является хранителем самых высоких духовных и нравственных ценностей. Оно имеет высокую идею в форме Святая Русь или Мать – Сыра Земля и необходимо сохранить эту константу, трансформировать через века в современность.

Тот, кто не уважает традиции своего народа, не хранит их в своем сердце, тот не уважает не только свой народ, но прежде всего не уважает самого себя, свой род, своих предков.

Список используемых источников:

  1. Бондарь Н.И. Традиционная духовная культура кубанского казачества (конец XIX – первая половина XX вв.) // Традиционная культура и дети. – Краснодар: Экспериментальный центр развития образования, 1994.
  2. Бондарь Н.И. Традиционная культура кубанского казачества в XVIII – начале XX вв. [Электронный ресурс]. URL: gipanis.ru
  3. Конспект открытого занятия: Праздники и обряды казаков. [Электронный ресурс]. URL: сайт
  4. Капица Ф.С. Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы: Справочник. 3-е изд. М.: Флинта; Наука, 2001.
  5. [Электронный ресурс]. URL: http://cossacksculture.mgutm.ru
  6. [Электронный ресурс]. URL:https://www.kanevskadm.ru/

«Культура и быт Краснодарского края»

Работу подготовила:

Сотникова Дарья, 15 лет,

Учащаяся 10 класса МБОУ СОШ № 4

Г. Апшеронск, Апшеронского района

Руководитель:

Пономарева Елена Александровна,

учитель истории

МБОУ СОШ № 4 г. Апшеронска

г. Апшеронск

2017

Введение............................................................................................................................1

1.Обычаи и традиции казаков…………………………………………………………...2

1.1. Рождение ребенка……………………………………………………………………3

1.2.Свадебные обряды……………………………………………………………………4

1.3 Проводы на службу…………………………………………………………………...5

Заключение………………………………………………………………………………...6

Список используемых источников………………………………………………………7

«Кубань - моя малая Родина» Кубань… так называют наш край по имени реки, несущей бурные воды свои. Край широких степей, высоких гор, богатых лесов и садов, множества лиманов и рек, любимый уголок земли – наша малая Родина. Кубань – чудесный, благодатный край, которым нельзя не гордиться.

Помни, брат, что у казаков: Дружба – обычай; Товарищество – традиции; Гостеприимство – закон Казак не может считать себя казаком, если не знает и не соблюдает традиции и обычаи казаков

Казачьи традиции и обычаи имели под собой одну основу – десять заповедей Христа Не убей Не укради Не прелюбодействуй Трудись по совести Не завидуй ближнему своему и прощай обидчиков Заботься о детях своих и родителях Дорожи девичьим целомудрием и женской честью Помогай бедным, не обижай сирот и вдов Не обижай сирот и вдов Защищай от врагов свое Отечество

Казачьи законы: Уважительное отношение к старшим. Безмерное почитание гостя. Уважение к женщине (матери, сестре, жене).

Рождение ребенка Казак рождался воином, и с появлением на свет младенца начиналась его военная школа. Новорождённому все родные и друзья отца приносили в дар ружьё, патроны, порох, пули, лук и стрелы. Эти подарки развешивались на стене, где лежала родительница с младенцем. По истечению сорока дней ребенка носили в церковь для «получения молитвы». По возвращению из церкви домой, отец надевал на ребенка портупею от шашки, сажал на коня и потом возвращал сына матери, поздравлял её с казаком.

Рождение ребенка Казаки строго соблюдали старые обычаи. На седьмой день младенца крестили. Христианское крещения означало вход ребенка в мир. Дети при крещении получали имя того святого, которого праздновали за седмицу до рождения.

Свадебные обряды На глазах у понравившейся дивчины, казак-хлопец бросал шапку в окно или во двор, и если девушка тут же не выбрасывала папаху на улицу, вечером он мог придти с отцом или крёстным свататься.

Свадебные обряды В старину свадьбы длились не менее недели, на их проведение затрачивалось 250-300 рублей (конец ХIХ века), что для казачьих семей было обременительно, но к ним готовились много лет, с самого рождения детей.

Проводы казака на службу У кубанских казаков особое место среди обрядов жизненного цикла занимал ритуал проводов на службу, который включал несколько этапов: Подготовка к проводам – подготовка снаряжения, согласование регламента со станичной администрацией, материальное обеспечение проводов. Собственно проводы – вечерняя трапеза, в которой принимали участие родственники – в обязательном порядке крестные родители, иногда молодёжь. «Ужин» мог длиться до утра, сопровождался напутствиями отслуживших свой срок, уважаемых казаков. За ним следовал завтрак, основные ритуалы которого – родительское благословение иконой и хлебом, перевязывание полотенцем крест-накрест и обряжение казака, как жениха: цветок, платочки, которые прикалывали к его одежде девушки, и в первую очередь – невеста.

Тот, кто не уважает обычаи своего народа, не хранит их в своем сердце, тот позорит не только свой народ, но, прежде всего, не уважает самого себя, свой род, своих древних предков.

Спасибо за внимание!


Традиции кубанского казачества

Кубань - это уникальный регион, в котором на протяжении двухсот лет взаимопроникали, взаимодействовали и формировались элементы культур разных народов, включая южнорусские и восточноукраинские.

Домостроение. Событие, очень важное для каждой казачьей семьи, и дело, в котором принимали активное участие многие жители «кутка», «края», станицы. При закладке дома проводили специальные обряды: прямо на место строительства бросали перья и клочки шерсти домашних животных («чтобы все водилось»), а брусья, на которые потолок настилался, поднимали на цепях либо полотенцах («чтобы не было пусто в доме»).

При строительстве жилья также были свои традиции и обряды. К примеру, в стену, в передний угол, вмуровывали крест из дерева, дабы призвать благословение на обитателей.

Внутреннее убранство хаты. Зачастую в доме казака две комнаты: вылыка (великая) и малая хата. Центральным местом считали «божницу» («красный угол»). Оформляли ее в соответствии с традициями и обрядами в форме киота с иконами, которые украшали рушниками. Последние обшивали кружевами с обоих концов. На полотнище вышивали узоры гладью или крестом.

Казачий костюм. Утвердилась форма к середине XIX столетия. Это были темные шаровары, черкеска из черного сукна, башлык, бешмет, папаха, зимняя бурка, сапоги. В начале XX века бешмет и черкеску заменили гимнастеркой, папаху - фуражкой, а бурку - шинелью.

Женский же костюм состоял из ситцевой кофточки (кохточки) и юбки. Кофточка непременно была с длинным рукавом. Ее отделывали тесьмой, нарядными пуговицами, кружевами.

Казачья пища. Семьи питались пшеничным хлебом, а также продуктами рыбо- и животноводства, садо- и овощеводства. Казаки любили борщ, галушки, вареники. Жители Кубани умело солили, варили и вялили рыбу. Они употребляли мед, изготавливали вино из винограда, варили узвары и варенье, засаливали и засушивали фрукты на зимний период.

Семейный быт. Традиционно семьи были большими. Связано это с повсеместным распространением натурального хозяйства, и с постоянным недостатком рабочих рук, и даже с непростой обстановкой сурового военного времени. Женщина заботилась о стариках, воспитывала малышей, вела хозяйство. В семьях казаков часто было по пять - семь детей.

Обряды и праздники. Казаки отмечали Рождество, Пасху, Новый год, Троицу, Масленицу. Бытовали разные традиции: родильные, свадебные, крестины, проводы казака на службу и так далее.

Свадебные обряды требовали соблюдения множества строгих правил. Категорически нельзя было устраивать торжество в пост, а можно - осенью и зимой. Нормальным считалось вступление в брак в возрасте 18–20 лет. Молодые люди не имели права выбора: все решали родители. Сваты даже могли прийти без жениха, лишь с принадлежащей ему шапкой. В таких случаях девушка впервые видела своего будущего мужа прямо на свадьбе.

Устная разговорная речь. Она весьма интересна, поскольку является смесью русского и украинского. Кроме того, в ней присутствуют слова, заимствованные из языков горцев. Этот колоритный сплав полностью соответствует духу и темпераменту казаков. Речь их щедро украшалась пословицами, поговорками, фразеологизмами.

Ремесла и народные промыслы. Кубанская земля была известна своими сынами - одаренными людьми, настоящими мастерами. Они, изготавливая любую вещь, в первую очередь думали о том, насколько она будет практичной. При этом из внимания не выпускалась и красота предмета. Жители Кубани порой создавали из самых простых материалов (металла, глины, дерева, камня) уникальные произведения искусства.

МОБУООШ № 25

Ковчун Виктория, Солдатова Наталья

под руководством учителя истории

Тема: Быт и традиции населения Кубани.

Краткая аннотация проекта: проект выполняется учащимися самостоятельно при помощи учителя. Самостоятельная работа учащихся над проектом способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединению знаний, полученных в ходе учебного процесса и приобщение к конкретным жизненно важным проблемам.

Основным содержанием проекта является : выяснение того, почему необходимо сохранять традиции наших предков на Кубани.

Актуальность проекта: в наше время из-за глобальной смены приоритетов в обществе, нравственные устои и традиции, заложенные веками, подверглись разрушению. И сегодня остро встаёт вопрос о необходимости сохранения кубанской культуры для будущего поколения. В последнее время значительно вырос интерес молодого поколения к истории традиционной культуры края.

Цель : формировать гражданское, патриотическое мышление учащихся, гордость за достижения Родины, бережное отношение к историческому прошлому и традициям народов Кубани; воспитывать эстетические чувства, любовь к родному краю и месту, где родился и вырос; содействовать воспитанию уважения к социальным нормам и ценностям малой Родины.

Задачи:

1. Образовательная - изучение и расширение знаний учащихся о быте и традициях населения Кубани.

2. Развивающая - развивать у учащихся мышления, навыков анализа, умения обобщать и систематизировать.

3. Воспитательная- формировать у учащихся сознание причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему, ответственности за сохранение культурно исторического наследия малой родины - Кубани.

Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор.

Средства наглядности : слайды, рисунки.

План.

1. Казачья хата.

2. Внутреннее убранство хаты.

3. Костюм казака и казачки.

4. Традиции.

Ход мероприятия.

1. Сообщение учащегося. Презентация « Казачья хата».

Слайд №1. Едва весеннее солнце прогревало вершины курганов и степные дороги, как тут же на глазах зелёные ковры степей начинали менять свой облик. То там, то здесь у скопища высохшего бурьяна пробивались острые листья пырея и лазориков, появлялись из под земли бледные верхушки лопухов.

В такие дни молодые семейные казаки, задумавшие построить собственную хату, уже начинали свои хлопоты. Верхом на лошади в свободное от работы время спускались вниз, к реке, где глинища и вода, выбирали место для будущего замеса: то ли здесь, у реки, то ли через дорогу от отцовского дома, на выгоне.

Издавна повелось в станице- каждый молодой хозяин строил собственную хату.

Одни похожие на черноморские мазанки, принадлежали черноморцам, другие высокие, построенные, с двух - и четырёхскатной крышей, с коридором во всю длину хаты с деревянным крылечком, как было на Дону,- линейцам.

Турлучные хаты и саманные жилища возводили обычно сообща: силами родственников, соседей. Друзей по службе, которые считали своим долгом помочь хозяину в этом добром деле.

Когда стены были уже возведены - неделю - другую давали им для «осадки». После чего приглашали плотника, тот вставлял в коробки окна, подгонял их, навешивал двери. Затем к работе приступал крыльщик, который крыл хату соломой или камышом.

О камыше тоже нужно было позаботиться заранее: ведь им не только крыли хату, но и отапливали её в холодное время. В поисках камыша отправлялись далеко верхом на лошади.

На крышу хаты шёл крупный камыш - его стелили понизу, так и мелкий - на гребень. Во время работы мастер подбивал камыш доской, чтобы край крыши был ровным. Когда гребень хаты был уже готов, с двух сторон ставили фигурки гривастых коников или хвостатых петушков.

Слайд №2

Дальше хату мазали, белили. И вот наступал черёд входин (новоселья)- торжественных, с обязательным приглашением священника, гостей и родственников. Начинались песни за столом. Огневые пляски в перерывах, тосты за хозяина и хозяйку, и звучало неизменное: «Пусть на века стоит хата!»

И что удивительно простояли!

Вывод:

Добротно, с любовью и старанием сделанные, они выдержали испытание временем, обладая неоспоримым достоинством: летом в них всегда было прохладно, а зимой тепло. Некоторые из них сохранились до наших дней!

С годами казаки стали жить богаче, саманные хаты строили всё реже. На смену им пришли кирпичные дома, где земляные полы заменили деревянными, крашеными. Однако старую постройку не рушили, если стены её были крепкими, перекрывали новым камышом, и тогда она становилась подсобным помещеньем: кухней, кладовой.

И часто можно было видеть, как на широком казачьем дворе стояла старая, уже осевшая в землю хата, а с нею в ряд - новые, высокие крытые черепицей.

Вопросы :

Почему у первопоселенцев Кубани одни хаты назывались черноморскими, а другие донскими? Чем они отличались?

Как строились саманные хаты? Какие дома приходили им на смену? Какие социальные причины скрывались за этим?

Благодаря чему в казачьих хатах летом было прохладно, а зимой тепло?

2. Сообщение учащегося. Презентация « Внутреннее убранство хаты».

Слайд № 3

Интерьер кубанского жилища был в основном одинаков для всех районов Кубани. В доме было две комнаты великая и малая хата. В малой комнате находились печь, длинные деревянные лавки, стол (сырно).

Слайд № 4.

https://pandia.ru/text/78/613/images/image006_14.jpg" width="623" height="416 src=">

Центральным местом в доме был «Красный угол»- «божница».

«Божница» оформлялась в форме большого киота, состоящего из одной или нескольких украшенных рушниками, и стоящего из одной или нескольких украшенных рушниками, и стола - угольника. Часто иконы и рушники украшались бумажными цветами. В «божницах» сохраняли предметы, имеющие священное или обрядовое значение, венчальные свечи, пасхальные яйца, просвирки. Записи молитв, поминальные книжки.

Слайд № 6.

https://pandia.ru/text/78/613/images/image008_12.jpg" width="623" height="467 src=">

Одна очень распространённая деталь интерьера казачьей хаты фотографии в деревянных рамках на стене, на которых были запечатлены самые важные события казачьей семьи. Да и в наши дни в станицах можно найти семейные фотографии в деревянных рамках.

Предлагается следующее задание.

Мы познакомились с внутренним убранством кубанской хаты, а как вы думаете, какие предметы быта необходимы были хозяйке для ведения хозяйства?

Глэчик - глиняный кувшин

Корец - ковш

Макитра - большая глинаная посуда для квашни

Махотка - кувшин с широким горлом

Солотовка - ступка с выпуклым дном

Цибарка - ведро, посуда для собаки

Чуванец - чугун

Дижа - квашня, посуда для теста

Горнец - печной горшок

Бохлач - сосуд для воды

Ваганы - корыто

Барило - деревянный бочонок

Ночва - посуда для теста

3. Сообщение учащегося « Костюм казака и казачки». Презентация.

Слад №й 8.

https://pandia.ru/text/78/613/images/image010_10.jpg" width="240" height="205 src=">

Женская рубаха - сорочка старорусского покроя, выполняла одновременно роль нательной и верхней одежды. Традиционная женская рубаха была длинной, с длинными прямыми рукавами, с круглым немного присборенным воротом.

Холщёвые юбки на Кубани, носили в качестве нижних (спидница). Зипун - общепринятая верхняя одежда. Верхней одеждой была «кохта» прямоспинная, немного ниже колен. Она шилась на стёганой подкладке. Волосы женщины заплетали и укладывали в пучок. Шлычка- маленькая шапочка, состоящая из круглого донышка и узкого бортика, надевалась на пучок и затягивалась шнурком.

Вывод : значение одежды в системе материальных ценностей казачьей семьи было велико, красивая одежда поднимала престиж, подчёркивала достаток, отличала от иногородних. Одежда даже праздничная, в прошлом обходилась семье относительно дёшево: каждая женщина умела прясть, ткать, кроить, шить, вышивать и плести кружева.

Казачий костюм. Слайд № 10.

Взаимопонимание" href="/text/category/vzaimoponimanie/" rel="bookmark">взаимопониманию , торговле, обмену, в том числе и культурно - бытовому. Казачья форма утвердилась к середине XIX века: черкеска из чёрного сукна, тёмные шаровары, бешмет, башлык, зимняя бурка, папаха. Сапоги или наговицы.

Слайд № 11.

https://pandia.ru/text/78/613/images/image013_10.jpg" width="620" height="462 src=">

4. Традиции. Сообщение.

Помни, брат, что у казаков: Дружба - обычай;

Товарищество - традиция; Гостеприимство - закон .

Казак не может считать себя казаком, если не знает и не соблюдает традиции и обычаи казаков. Беспощадные к врагам, казаки в своей среде всегда благодушны, щедры и гостеприимны. В основе характера казака была какая то двойственность: то он весел, шутлив, забавен, то необычайно грустен, молчалив, недоступен. С одной стороны, это объясняется тем, что казаки, глядя постоянно в глаза смерти, старались не пропускать выпавшую на их долю радость. Поэтому основу в формировании морально- нравственных устоев казачьих обществ составили 10 Христовых заповедей. Приучая детей к соблюдению заповедей Господних, родители по народному их восприятию поучали: не убивай, не кради, не блуди, трудись по совести, не завидуй другому и прощай обидчиков, заботься о детях своих и родителях, дорожи девичьим целомудрием и женской честью, помогай бедным, не обижай сирот и вдовиц, защищай от врагов Отечество. Но прежде крепи веру Православную, ходи в церковь, соблюдай посты, очищай душу свою - через покаяние от грехов, молись единому Богу Иисусу Христу и добавляли: если кому - то что-то можно, то нам нельзя - МЫ КАЗАКИ.

Чрезвычайно строго в казачьей среде, наряду с заповедями Господними, соблюдались традиции, обычаи, поверья, которые являлись жизненно - бытовой необходимостью каждой казачьей семьи. Несоблюдение или нарушение их осуждалось всеми жителями хутора или станицы.

Вывод : обычаев, традиций много: одни появляются, другие исчезают. Остаются те, что наиболее отражают бытовые и культурные особенности казаков, что сохраняются в памяти народа от далёкой старины. Если коротко сформулировать их, то получатся своеобразные неписанные законы:

1. Уважительное отношение к старшим.

2. Почитание гостя.

3. Уважение к женщине (матери, сестре, жене).

Заключение.

Мы постарались увидеть повседневную казачью жизнь изнутри, как вели хозяйство, каких правил придерживались при строительстве хаты, как воспитывали детей. Традиции кубанского народа основаны на традициях казачества, без которых и в настоящее время сложно представить себе Кубань.

Урок по кубановедению

на тему:

«Обычаи, праздники и особенности кулинарных традиций народов, живущих на Кубани».

МАОУ СОШ №71

г.Краснодар

Педагог Н.М.Колосова

2016 год

Цель: Познакомить учащихся с обычаями, праздниками и особенностями кулинарных традиций народов, живущих на Кубани. Прививать любовь к родному краю, труду. Развивать патриотические чувства, расширять кругозор. Воспитывать уважение к старшему поколению, доброту и уважение к традициям.

Ход мероприятия:

Педагог: Послушайте стихи и подумайте, о чём будет наше занятие?

Ты был на Кубани? А ты побывай:

Отличные люди, прославленный край.

Там примут тебя как хорошего друга.

Покажут, как землю ворочают плугом,

Как хлеб убирают, как стол накрывают,

Как в горнице гостя у нас угощают.

Кубанцы на зависть умеют трудиться.

Люблю тебя, край мой,

простор Краснодарский,

и труд хлебороба,

и песни, и пляски.

Сегодня мы поговорим о традициях, обычаях и особенностях национальной кухни народов, живущих на Кубани.

В чудесном краю, где растет виноград,

Хлеба колосятся и реки шумят,

Где солнце над морем лазурным встаёт,

Тепло свое дарит почти каждый год,

Единой семьёю народы живут,

Кубань хлебосольную “мамой” зовут,

Любимую землю теплом украшают,

Ей песни, легенды свои посвящают.

Одна из легенды докатилась до нас.

Её мы поведаем миру сейчас.

Сотворяя землю, задумал Всевышний создать райский уголок на ней. Выбрал он край благородный, наделил его покоем, красотой и гармонией и нарёк Кубанью. Населил он сей край народами разноязычными и благословил их, глаголя:

- Живите и украшайте землю сию, но помните и исполняйте заповедь мою: любите ближнего, как самого себя, и когда радость и счастье не покинет вас.

- Но ослушались люди Творца своего, каждый народ возгордился и стал возносить лишь свою культуру. И тогда произошло страшное несчастье: не слышались больше песни и смех. Старики перестали рассказывать внукам сказки и былины, старинные предания.

Ушли из жизни традиции и обычаи. Некогда благоухающая земля стала увядать. Мрак и холод опустился на неё. Холод и мрак.

И возвели люди руки к небу, обратили лицо своё к создателю и

Возопили:

О, Всевышний! Помоги нам, наставь на путь истинный!

И ответил им создатель:

Ваша сила в любви и дружбе, в уважении друг к другу. Культура одного народа – это капля к капле - будет большая река, которая оросит вашу землю и сделает её вновь цветущей и благодатной.

О, всемогущей, единый и неделимый для всех народов, пошли нам свой свет небесный, позволь нам при свете дня показать друг другу то, что все народы, населяющие сей край, достойны украшать его своими песнями, обычаями и традициями:

И сказал Творец:

-«Быть по сему»

Кубань – земля такая:

От хлеба - золотая,

Степная сторона,

Гостей она встречает,

И песни запевает,

Прозрачные до дна.

Казачка огневая,

Красива, молода,

Кубань - земля такая:

Однажды приласкает-

Полюбит навсегда.

Всех жителей городов, станиц, посёлков Краснодарского края можно назвать одним словом - «кубанцы». А ещё все мы – ЗЕМЛЯКИ. Так называют людей, у которых одна земля, общая малая родина.

Среди наших земляков – кубанцев - люди ста двадцати национальностей: русские, украинцы, греки, армяне, адыги, дагестанцы, аасирийцы и многие другие…

У каждого народа – свои обычаи, праздники, свои песни и сказки. В них отражается душа народа: уклад его жизни, любовь к труду и земле, почитание отцов и дедов. Каждому из нас необходимо знать историю и обычаи своего народа. Это наши корни, наши истоки. Но не менее важно знать и уважать обычаи народа, живущего рядом. Ведь мы земляки: у нас одна родина - наша прекрасная Кубань.

В жизни нам дана

Родина одна

У меня она – вишня у окна,

Прямо у дверей золото полей,

Дума вековая стройных тополей.

Здесь моя тропа пролегла в хлеба,

Здесь моя судьба – радость и борьба,

Здесь мои друзья,

Здесь моя семья,

Большего не скажешь - здесь земля моя!

Ребята, а сейчас мы с вами совершим экскурсию и познакомимся с обычаями и праздниками и национальными блюдами разных народов, живущих у нас на Кубани.

Греки.

Родную Кубань полюбили навеки

Весёлые, щедрые, вольные греки.

Покинув когда-то родную Элладу,

В Кубани цветущей нашли мы отраду.

Кубани мы песню свою посвящаем

И щедрое сердце её прославляем

В 6 веке до нашей эры на берегах Чёрного и Азовского морей стали появляться греки, создавая большие греческие поселения. Постепенно греческие поселения стали образовывать целые города - колонии. Жители городов - колоний выращивали хлеб, разводили сады и виноградники, строили дома, храмы, крепости.

В апреле греки отмечали праздник Сирандонас и обязательно готовили хортарике (травяную еду)- блюдо из сорока трав. Известна также их традиция встречать весну 1 мая. Дети отправлялись в поле, где жарили яичницу, катались по траве, мальчики играли в чехарду, а девочки - в прятки.

Чем тщательнее будет приготовлен Христопсомо, тем вкуснее и пышнее он получится. Но – не только, еще и год будет удачней у того, кто выпек хороший Христопсомо. Как и всякое дрожжевое тесто, Христов хлеб требует некоторых навыков и стараний, но выпечь его не составит труда для тех, кто умеет печь пасхальные куличи: рецепты чем-то похожи.

Вы можете по своему усмотрению как угодно украсить готовый пирог, но крест посередине и грецкий орех – обязательные его атрибуты.

Христопсомо разрезают в Рождество, а для Нового года в Греции есть не менее вкусный и торжественный пирог – , посвященный Святому Василию, покровителю греческого Нового года.

Адыги.

О, Адыгея, родная моя!

Благословенная предков земля.

Здесь по законам чести живут,

Чтут стариков и обычаи чтут.

Каждый адыг может гостя принять,

Может коня на скаку оседлать.

Друга адыг не оставит в беде,

В горе поможет ему и нужде

Поселились они на территории края с 1 тысячелетия нашей эры по всему левому берегу реки Кубань. Национальностей у адыгов было много: ЖАНЕЕВЦЫ, ХАТУКАЕВЦЫ, ШЕГАКИ, ТЕМИРГОЕВЦЫ. Основного занятия у них не было. Одни занимались скотоводством, в основном овцами и козами, так как в горной местности это удобнее чем пасти коров. Другие выращивали виноград, ловили рыбу. Но все они очень ценили коней. Многие сказки и легенды посвящены этим животным.

Традиционные праздники адыгов связаны с началом или окончанием полевых работ, свадьбой, рождением ребёнка. Праздники назывались игрищами. Их устраивали в большом дворе, а если двор казался тесным – на площади или в поле. Сюда приглашали весь аул, а часто - гостей из других аулов. Песни, танцы, угощения, «сражения» всадников, выборы «королевы красоты», заключительный танец в огромном кругу - без этого не обходился ни один праздник.

Адыги очень трепетно и уважительно относятся к пище. Ни в коем случае нельзя поворачиваться спиной к столу. Если вдруг все встали и вышли из-за стола, то один человек (как правило старший) обязательно остается сидеть на месте, тем самым отдавая дань уважения столу. Этот народ, как и все кавказцы, очень гостеприимный, поэтому ни в коем случае нельзя отказываться от приглашения отобедать, в противном случае это может положить начало вашей вражде с хозяином.

На адыгейском столе всегда очень много мяса. Предпочтение эта нация отдает курице и баранине. Застольный этикет требует, чтобы первому подавали старшему из гостей, а затем старшему из хозяев и так далее по уменьшению возраста. Очень важно и какой частью курицы или баранины угощают, к примеру, лучшим кусочком курицы считается крыло, а баранины – курдюк.

Самое распространенное блюдо из курицы – это четлибж, жаркое которое готовится исключительно из домашней курицы и пшена с добавлением сахара, чеснока, бульона, сливочного масла, соли и перца.

Русские.

Живою изгородью мы

Селились здесь от Бога,

Екатеринины сыны

Российского народа.

А начиналось всё с Указа царицы Екатерины II. Она даровала казакам кубанские земли в благодарность за их добросовестную службу. И потянулись обозы по пыльным степным дорогам. И стали стекаться на необжитые земли переселенцы с Запорожской Сечи – казаки – запорожцы. Так появились наши предки-казаки на Кубани. Казаки начали обживать кубанские земли. Это была настоящая военная крепость. Они насыпали вокруг нее земляной вал, установили сторожевые вышки и орудия. Буйная река Кубань охватывала крепость с трех сторон и надежно защищала от врагов. Кубанская земля славилась своими мастерами, одарёнными людьми. Из простых материалов – дерева, металла, камня, глины – создавались произведения искусства, но ценность изделия определялась не материалом, а мастерством и фантазией.

Обычаев, традиций много: одни появляются, другие исчезают.

Казаки соблюдали заповеди Господние, основные церковные праздники, регулярно посещали церковь. В каждой хате был святой угол, где висели иконы. На Кубани чтили и отмечали календарные праздники: Рождество Христово, Новый год, Масленицу, пасху.

Основные традиции:

    Уважительное отношение к старшим.

    Уважение к женщине (матери, сестре, жене).

    Почитание гостя.

Уважение старшего – одно из главных обычаев казаков. В присутствии старшего человека не разрешалось сидеть, курить и разговаривать (без его разрешения). Считалось непристойным обгонять старика, надо было спросить разрешения, чтобы пройти. Младший старшему обязан уступить дорогу. Слова старшего человека для младшего были обязательными. При конфликтах, спорах, драках слово старшего являлось решающим (главным) и требовалось его выполнять.

Русская кухня считается одной из самых сытных, вкусных и богатых в мире. Предки знали толк в еде и любили хороший стол. К нему собирались по пять-шесть раз в день. Всё зависело от времени года, продолжительности светового дня и хозяйственной необходимости. И называлось это – перехватка, полдник, обед, паобед, ужин и паужин. Интересно, что эта традиция свято соблюдалась вплоть до отмены крепостного права. С приходом капитализма количество ежедневных приёмов пищи сократилось сначала до трёх раз, а потом и до двух.

Традиции менялись, но некоторые предпочтения прошли проверку временем. Во всём мире хорошо известны такие русские народные блюда, как щи, блины, борщ, каша, кулебяка, расстегай, студень, окрошка, квас, сбитень, медовуха. Знаменитый кубанский борщ считается одним из самых вкусных блюд не только в России, но и в мире.

Армяне.

С вершин Арарата, той древней земли

Обычаи предков с собой принесли

Армяне – веселый и дружный народ,

Который прекрасные песни поет.

В армянских поселениях на Кубани в предновогоднюю ночь ряженые забирались на плоские крыши домов и опускали в дымоход на верёвке специальный мешок, а хозяева складывали в него подарки. Когда конструкция домов изменилась, изменился и обычай: ряженые в масках или с лицами, вымазанными сажей, стали подбрасывать свои мешки на крыльцо дома.

Однажды кто-то сказал, что все гениальное просто. Так просто, как лаваш – армянский хлеб. Это чудо природы – лаваш, тонкий, как пергаментный листочек древнего манускрипта, - возникло на древней армянской земле и распространилось по всему свету вместе с армянами странниками. На сегодняшний день очень трудно найти такой уголок, где бы ни продавался вкусный армянский лаваш.

Возможно приготовление лаваша различной формы – овальной, прямоугольной, круглой. Также возможна различная степень поджарки, более светлый или поджаренный лаваш. Настоящий тонкий лаваш – это хлеб, изготавливающийся только из пшеничной муки высшего сорта, без различных пищевых добавок. Это экологически чистый продукт, низкокалорийный и прекрасно подходящий для диетического питания.

Украинцы.

«Ненька моя Украина моя:

Хлебные нивы от края до края,

Вдаль убегают белёные хаты…

Мы на Кубань расселили когда-то,

Домом родным этот край почитаем,

Земли Кубани, «Як матерь кохаем»

Лето кружится вышивкой пёстрой

По лужайке льняного холста

У большого таланта есть сёстры –

Красота, простота, доброта.

Живут украинцы давно на Кубани,

Сыны плодородной земли.

Весёлые песни, горячие танцы

Они на Кубань принесли.

Вместе с обычаями и традициями украинцы привезли на Кубань и свои национальные блюда. Одно из самых любимых – галушки.

Их делают не только из пшеничной, но и из гречневой муки. Замешивается пресное тесто из муки, воды, соли и яиц, раскатывается в пласт толщиной 0,5 см и нарезается на прямоугольники. Эти прямоугольники, то есть галушки, опускаются в подсоленный кипяток и варятся до всплытия. В сотейнике на свином сале обжаривается мелко нарезанный репчатый лук, туда же помещаются отваренные галушки, хорошенько перемешиваются, подрумяниваются и подаются к столу.

Дагестанцы.

Хинкал - это праздничное блюдо дагестанской кухни. Оно подается как первое или второе, готовится в любое время суток для семьи и для гостей. В этом блюде сосредоточено все гостеприимство дагестанцев. Отдельно к нему варят бульон, «шурпу» с большим количеством мяса и специй. Кумыки готовят хинкал из пресного теста, как на вареники. Его раскатывают тонким пластом, разрезают на квадратики, ромбики или полоски, а затем отваривают в бульоне.

Сваренные кусочки теста кладут на большое блюдо, поливая топленым маслом. Хинкал можно варить в бульоне, а можно в воде - тогда он красивее на вид. Аварский хинкал замешивается на простокваше или сыворотке. В тесто добавляется соль, сода, что делает его пышным, нежным на вкус, необычайно сытным. К хинкалу обязательно идут приправы. Чаще всего это сметана, но может быть и простокваша из цельного молока или кефир с чесноком, зеленью. Любители острых блюд предпочитают томатную пасту, и, конечно же, пиалу крепкого бульона. Всех вариантов не перечислить!

Ассирийцы.

На Кубани ассирийцы проживают в основном на территории Курганинского района. Они сохранили свою культурную и языковую самобытность . У них есть свои обычаи, свой язык, своя церковь, свое летоисчисление. Есть у них и свои национальные блюда – например, так называемый прахат (что в переводе с арамейского означает «рука» и символизирует падение ассирийской столицы Ниневии), круглые лепешки на основе пшеничного и кукурузного теста.

4.Закрепление изученного.

И был вечер, и было утро, а танцам, песням и всеобщему веселью не было конца. И стекались культуры разных народов в звонкие ручейки, и соединялись они в полную реку, оросившую землю.

Зацвели на ней сады, зашумели хлеба.

И поняли люди разных национальностей, что они все – ветви одного дерева, у которого общие корни, и что только любовь и дружба творят чудеса, только они могут сделать нашу Землю красивой и благодатной.

Что жизнь коротка – не беда,

В ней можно успеть очень много,

Лишь мирно бы солнце светило всегда,

Сияло над каждым порогом.

Всем ясно, что стала мала

Сегодня Земля для сражений.

И только, как прежде она

Просторна для добрых свершений.

С традициями каких народов мы сегодня познакомились?

Какие народные праздники, обычаи вам стали известны?

Какие национальные блюда вы хотели бы приготовить?

На протяжении тысячелетия между Россией и Кубанью поддерживались экономические, культурные связи разной степени интенсивности. В силу осо­бенностей процесса заселения и хозяйственного освоения Кубань стала уни­кальным регионом; где элементы традиционной восточно-украинской куль­туры взаимодействуют с элементами южнорусской культуры. Северная и се­веро-западная часть края - Черномория, первоначально заселялась в основ­ном украинским населением, а восточные и юго-восточные станицы (так на­зываемые линейные) - русским населением.

В XIX и начале XX в. на значительной части степной территории Кубани были невысокие турлучные или глинобитные, побеленные снаружи жилые по­стройки, вытянутые в плане, покрытые четырехскатными соломенными или ка­мышовыми крышами. Каждое жилище украшалось резными деревянными кар­низами, наличниками с рельефной или сквозной резьбой. В черноморских ста­ницах крышу крыли пучками соломы или камыша. Для украшения крыши на гребне устанавливали «коньки». В восточных районах края во второй половине XIX-начале XX в, широко распространились и круглые дома. Их строили руб­леными, турлучными, часто с железной или черепичной крышей. Такие дома обычно состояли из нескольких комнат, веранды, парадного крыльца.

91В первой комнате (малой хате) находилась печь, длинные деревянные лавки (лавы), небольшой круглый стол (сырно). Возле печи обычно стояла широкая лава для посуды, а у стены, где располагался «святой угол», - дере­вянная кровать. Во второй комнате (великой хате) обычно находилась доб­ротная, изготовленная на заказ мебель: шкаф для посуды (горка), комод для белья и одежды, кованые и деревянные сундуки. В горке хранилась посуда фабричного производства, которая использовалась по праздникам. На сте­нах висели обрамленные вышитыми рушниками семейные фотографии, цвет­ные литографии с изображением казачьих военных действий, в основном относящихся к периоду Первой мировой войны; зеркала в деревянных рез­ных рамках. Центральным, святым местом в кубанском жилище был красный угол, где располагалась «божница», состоящая из одной или нескольких икон, украшенных рушниками, и стола (угольника). Часто иконы, рушники украша­лись и бумажными цветами.

Одежда казаков во многом сохраняла традиции мест их прежнего про­живания, однако испытала на себе влияние местных народов. Особенно это касается мужского костюма, казачьей формы. В летнее и весеннее время мужчины носили легкий бешмет, на ногах башмаки, на голове шапку; в зим­нее время прибавляли бурку и башлык. В праздничное время казаки надева­ли атласные бешметы, оправленные серебром; опойковые со скрипом сапо­ги, суконные форменные штаны; перепоясывались ременным поясом с се­ребряным набором и кинжалом. Летом казаки редко надевали черкески, хо­дили в бешметах. Зимней одеждой у казаков служили шубы-кожухи с глубо­ким запахом, с небольшим воротником из дубленых белых и черных овчин и стеганые на вате бешметы.



Традиционный женский костюм сформировался во второй половине XIX в. Он состоял из юбки и кофты (так называемая парочка). Шился костюм из фабричных тканей - шелка, шерсти, бархата, ситца. Кофты (или «кохточ-ки») были разнообразных фасонов: приталенные по бедрам, с оборкой-ба-сочкой; рукав длинный, у плеча гладкий или сильно присборенный с пухля-ми, на высоких или узких манжетах; воротник-стойка или вырезанный по объе­му шеи. Нарядные блузки украшались тесьмой, кружевом, строчками, гару­сом, бисером. Юбки любили шить пышными, мелко собранными у пояса из четырех-семи полос, каждая шириной до метра. Юбка внизу украшалась кружевом, оборками, шнуром, мелкими складками. Обязательной принад­лежностью женского костюма была нижняя юбка - «спидница».

Помимо русского (к русским в дореволюционной России относили ве­лико-, мало- и белорусов) в Кубанской области по переписи 1897 г. про­живали немцы, евреи, ногайцы, азербайджанцы, черкесы, молдаване, гре­ки, грузины, карачаевцы, абхазы, кабардинцы, татары, эстонцы и некото­рые другие. Из 1 918,9 тыс. человек русские составляли 90,4%, более одного процента составляли адыги (4,08%) и немцы (1,08%), остальные -менее 1%. Второй по численности группой коренного населения области были ады­ги - черкесы. По окончании Кавказской войны перед правительством остро стал вопрос об интеграции адыгских народов в государственный организм. С этой целью началось переселение горцев на равнину. Однако процесс этот был сложным и нередко болезненным. Трудно изживались некоторые тради­ции (например, ското- и конокрадство). В ответ на угоны скота накладыва­лись штрафы на то общество, к которому вели следы, что вызывало недо­вольство горского населения. Однако в целом мероприятия правительства по приобщению горцев к общероссийской культуре носили характер скорее поощрительный, нежели запретительный. Особенно это проявилось в разви­тии системы образования в среде горцев.

Горские школы просуществовали с 1859 г. вплоть до начала XX в. Цель их создания была в приобщении горцев к образованию и просвещению, под­готовке управленческих кадров из местной среды. Создавались окружные и начальные школы, причем окружные соответствовали уездным училищам Цен­тральной России, их выпускники могли без экзаменов приниматься в 4-й класс кавказских гимназий. Начальные школы соответствовали российским, за исключением замены православного законоучения мусульманским. Шко­лы открывались в основном по инициативе и на средства горцев, что свиде­тельствует об осознании значимости образования в горской среде. Полити­ка в области развития народного образования в среде горцев была успеш­ной, в результате сформировалась прослойка образованных людей прорус­ской ориентации.

Благотворно сказалось заселение равнинной зоны горцами на развитии бытовой культуры. Планировка домов в адыгских аулах стала более упорядо­ченной, в селениях появились улицы, покрытые гравием. В центре аула ста­ли строить лавки и общественные здания, постепенно исчезали рвы и плет­ни, окружавшие селения горцев в годы войны. В целом российские власти всячески стремились к распространению в среде адыгов новых строитель­ных традиций, что способствовало появлению в адыгских жилищах потолка, застекленных окон, одностворчатых дверей из досок, крепившихся петлями. В обиходе появились русские фабричные изделия; железные кровати, сту­лья, шкафы, посуда (в том числе самовары), керосиновые лампы.

Значительное место в духовной культуре адыгов занимало устное народ­ное творчество. Активную жизнь продолжали нартские сказания. Жизнь глав­ных героев нартских сказаний Сосруко, Сатаней, Адиюх, их изречения и мо­ральные нормы оставались для адыгов второй половины XIX-начала XX в. об­разцом мужества, смелости, любви к Родине, примером честности и благо­родства, верности в дружбе.

Безусловно, развитие грамотности, обогащение традиционной культуры заимствованиями благотворно сказывалось на развитии взаимопонимания горцев и казаков. Русская администрация стремилась поднять завесу, скры­вающую склад прав и обычаев этих народов, заглянуть в их внутреннюю жизнь. Процесс культурного влияния был двусторонним. Казаки перенимали не­которые бытовые традиции у адыгов. Так, в линейных и закубанских станицах хранили в плетеных больших корзинах корма для домашнего скота, ставили плетеные изгороди, использовали обмазанные глиной плетеные ульи для пчел, заимствовали некоторые элементы в формах керамической посуды.

Значительное влияние горской культуры сказалось на вооружении и одеж­де казаков. Первыми одежду черкесского образца стали носить линейные казаки, а в начале 1840-х гг. для черноморских казаков была установлена единая форма по примеру линейных. Эта форма стала единой и для образо­вавшегося в 1860 г. Кубанского казачьего войска, она состояла из черкески черного сукна, шаровар темных тонов, бешмета, башлыка, зимой - бурки, папахи, сапог или ноговиц. Черкеска, бешмет, бурка - прямые заимствова­ния у адыгов.

Значительную роль в культурной жизни региона играли города. Екатери-нодар оставался центром общественно-политической и культурной жизни. Все большую роль начинают играть местные культурные центры Новорос­сийск, Майкоп, Ейск, Армавир. В них появлялись просветительские и обще­ственные учреждения, складывались группы людей, стремящихся к культур­ному общению. Получила развитие музыкальная и театральная жизнь, изда­вались новые газеты и журналы. С 1860-х гг., после окончания Кавказской войны была сформирована сеть учебных заведений, в результате обществен­ной инициативы появились библиотеки, начали выходить местные газеты, свои труды публиковали кубанские историки, экономисты, географы.

Если к началу 1860-х гг. в крае действовали одно среднее учебное заве­дение (войсковая мужская гимназия) и около 30 начальных училищ, то через 50 лет число гимназий выросло до 12, начальных училищ Министерства на­родного просвещения стало 1 033. Кроме них существовали реальные, про­мышленные училища, учительские семинарии и другие типы учебных заве­дений. Получило развитие и женское образование.

Первое женское учебное заведение (Мариинское женское училище) было открыто в 1863 г., в 1902 г. оно было преобразовано в Мариинский женский институт, дававший среднее образование. К 1912 г. только женских гимна­зий в Кубанской области и Черноморской губернии было 8 (что превышало число мужских в 2 раза), так как в семьях купцов, мещан, лавочников счита­лось престижным давать дочерям среднее образование.

Значительное место в культурной жизни Кубани занимали музеи. Пер­вый на Кавказе краеведческий музей был открыт в 1864 г. при штаб-кварти­ре Псекупского полка в станице Ключевой. Он создавался по инициативе известного историка и литератора И.Д. Попко. Создание краеведческого музея в г. Екатеринодаре связано с именем неутомимого энтузиаста Евгения Дмит­риевича Фелицына. Здесь были собраны интересные коллекции по истории казачества, природе Кубани, имелся горский отдел. В основу музея легли личные коллекции Е.Д. Фелицына по археологии и этнографии. В 1907 г. музей стал самостоятельным учреждением, получил и новое название - Эт­нографический и естественноисторический музей Кубанского казачьего вой­ска. Музеи создавались в Ейске, Майкопе, Армавире, Новороссийске.

В заключение следует отметить, что Кубань на протяжении долгих сто­летий была многонациональным регионом, в котором сочетались культур­ные традиции различных народов. Взаимовлияние и культурный обмен при­вели к формированию уникального феномена - поликультурного простран­ства Кубани.

Особое влияние на развитие региона оказала казачья колонизация. С первых лет переселения на Кубань казаков начинали складываться торго­вые связи, происходил культурный обмен с местными народами. Кавказская война существенно затормозила и осложнила процесс складывания дружес­ких отношений, единого ментального поля, но не могла его остановить. По окончании военных действий межкультурный диалог развивался более ин­тенсивно. Весомым фактором в формировании прорусски ориентированной прослойки в среде горцев стала система горских школ, предоставление воз­можности для горцев получить высшее и среднее образование в учебных заведениях России. Несмотря на некоторые негативные факты, связанные с молодеческими традициями горцев, культурное взаимодействие в дорево­люционный период привело к формированию прочных начал духовной общ­ности горских племен и русского народа.

Контрольные вопросы

1. Военно-казачья колонизация Кубани в первой половине XIX в.

2. Социально-экономическое и политическое развитие Кубани в первой по­ловине XIX в.

3. Адыгские племена в конце XVIII - первой половине XIX в.: социально-эко­номическое и политическое развитие.

4. Кавказская война на Северо-Западном Кавказе. Присоединение Закубанья.

5. Кубанская область во второй половине XIX в. Народная колонизация.

6. Развитие аграрного и промышленного капитализма на Кубани.

7. Народы Кубани. Традиционная и инновационная культура конца XVIII-начала XX вв. Общественное движение.

8. Выдающие ученые и общественные деятели Кубани: Ф.А. Щербина, Е.Д. Фелицын, В.В. Латынцев, В.М. Сысоев, Ш. Ногмов.