Страдание святого священномученика Игнатия Богоносца. Жития святых

Свя-той Иг-на-тий Бо-го-но-сец име-ет осо-бое зна-че-ние для нас, по-то-му что он близ-ко об-щал-ся с апо-сто-ла-ми, непо-сред-ствен-но от них слы-шал хри-сти-ан-ское уче-ние и был сви-де-те-лем рас-про-стра-не-ния и раз-ви-тия пер-вых хри-сти-ан-ских об-щин. В сво-их се-ми пись-мах он за-пе-чат-лел для нас апо-столь-скую эпо-ху.

Свя-той Иг-на-тий ро-дил-ся в Си-рии в по-след-ние го-ды жиз-ни Спа-си-те-ля. Его жиз-не-опи-са-ние по-вест-ву-ет, что он был тем от-ро-ком, ко-то-ро-го Гос-подь взял на ру-ки и ска-зал: «Ес-ли не об-ра-ти-тесь и не бу-де-те как де-ти, не вой-де-те в Цар-ство Небес-ное» (). Бо-го-нос-цем он на-зван по-то-му, что, креп-ко лю-бя Гос-по-да, он как бы но-сил Его в сво-ем серд-це. Он был уче-ни-ком апо-сто-ла и еван-ге-ли-ста Иоан-на Бо-го-сло-ва. Из по-сла-ния свя-то-го Иг-на-тия к смир-ня-нам вид-но, что он был осо-бен-но бли-зок к апо-сто-лу Пет-ру и со-про-вож-дал его в неко-то-рых его апо-столь-ских пу-те-ше-стви-ях. Неза-дол-го до раз-ру-ше-ния Иеру-са-ли-ма в 72 го-ду, скон-чал-ся Евод, один из се-ми-де-ся-ти уче-ни-ков Хри-сто-вых, и его пре-ем-ни-ком на Ан-тио-хий-ской ка-фед-ре (в сто-ли-це Си-рии) стал Иг-на-тий.

Свя-той Иг-на-тий управ-лял Ан-тио-хий-ской цер-ко-вью в те-че-ние 40 лет (67-107 гг..). В осо-бом ви-де-нии он удо-сто-ил-ся уви-деть небес-ное бо-го-слу-же-ние и услы-шать Ан-гель-ское пе-ние. По об-раз-цу Ан-гель-ско-го ми-ра он ввел на бо-го-слу-же-ни-ях ан-ти-фон-ное пе-ние, в ко-то-ром два хо-ра че-ре-ду-ют-ся и как бы пе-ре-кли-ка-ют-ся. Это пе-ние из Си-рии быст-ро рас-про-стра-ни-лось в ран-ней Церк-ви.

В 107 го-ду во вре-мя по-хо-да про-тив ар-мян им-пе-ра-тор Тра-ян про-хо-дил через Ан-тио-хию. Ему до-ло-жи-ли, что свя-ти-тель Иг-на-тий ис-по-ве-ду-ет Хри-ста, учит пре-зи-рать бо-гат-ство, хра-нить дев-ство и не при-но-сить жерт-ву рим-ским бо-гам. Им-пе-ра-тор вы-звал свя-ти-те-ля и по-тре-бо-вал, чтобы он пре-кра-тил свою про-по-ведь о Хри-сте. Ста-рец от-ка-зал-ся. То-гда его в око-вах по-сла-ли в Рим, где на по-те-ху на-ро-да он был от-дан на рас-тер-за-ние зве-рям в Ко-ли-зее. По пу-ти в Рим он на-пи-сал семь по-сла-ний, ко-то-рые со-хра-ни-лись до на-ших дней. В сво-их по-сла-ни-ях свя-той Иг-на-тий про-сит хри-сти-ан не пы-тать-ся спа-сти его от смер-ти: «Умо-ляю вас, не ока-зы-вай-те мне небла-говре-мен-ной люб-ви. Оставь-те ме-ня быть пи-щею зве-рей, чтобы по-сред-ством их до-стиг-нуть Бо-га. Я - пше-ни-ца Бо-жия. Пусть из-ме-лют ме-ня зу-бы зве-рей, да сде-ла-юсь чи-стым хле-бом Хри-сто-вым». Услы-шав о му-же-стве свя-ти-те-ля, Тра-ян пре-кра-тил го-не-ния на хри-сти-ан. Мо-щи его бы-ли пе-ре-не-се-ны в Ан-тио-хию, а впо-след-ствии воз-вра-ще-ны в Рим и по-ло-же-ны в церк-ви во имя свя-щен-но-му-че-ни-ка .

В сво-ем по-сла-нии к Ефе-ся-нам свя-той Иг-на-тий пи-сал: «Хра-ни-те ве-ру и лю-бовь и на де-ле по-ка-зы-вай-те се-бя хри-сти-а-на-ми. Ве-ра и лю-бовь суть на-ча-ло и ко-нец жиз-ни. Ве-ра - на-ча-ло, а лю-бовь - ко-нец, обе же в со-еди-не-нии суть де-ло Бо-жие. Все про-чее от-но-ся-ще-е-ся к доб-ро-де-те-ли от них про-ис-хо-дит. Ни-кто ис-по-ве-ду-ю-щий ве-ру не гре-шит, и ни-кто стя-жав-ший не нена-ви-дит».


Игнатий, носящий имя Богоносца, епископ святой Божией Церкви, находящийся в Антиохии, радуйтесь! Исполняя мою волю, Господь дарует мне увидеть вас, чего я очень желаю. Узник Иисуса Христа, умоляю вас, не мешайте мне любовью вашей. Теперь предоставляется мне возможность перейти… Оставьте меня быть пищей зверей, через что я приближусь к Богу. Я - пшеница Божия, да измолот буду зубами зверей, чтобы мне показаться чистым хлебом для Бога… От Сирии даже до Рима со зверями борюся, на суше и на море, днем и ночью связан я с десятью леопардами… которые тем делаются грубее и хуже, чем более добра я им делаю (конвой из десяти воинов, сопровождавший святого Игнатия из Сирии в Рим, был ужасно жестоким). Простите меня, братия, и не мешайте мне получить жизнь, ибо Иисус Христос есть Жизнь вечная… Поминайте в молитвах ваших Церковь Сирскую, которая имеет, кроме меня, Живого Пастыря-Христа. Тот Пастырь посетит ее и позаботиться о ней. Я же стыжусь называться одним из пастырей, почитая себя недостойным носить это имя… Пишу вам из Смирны через ефесских христиан. Здесь со мною находится и Кронос со многими другими, идущими из Сирии в Рим ради славы Божией. Написал вам это в 107 году, 24 дня, месяца августа. Здравствуйте всегда, братия, в терпении Иисусовом Христовом. Аминь”.

Это Послание (в сокращении) святого Игнатия Богоносца, епископа Антиохийского, написанное им к римским христианам. За веру Христову его оклеветали перед Траяном. Клеветники говорили, что Игнатий - главный предводитель христиан, что он проповедует Христа распятого, Который установил закон о целомудрии и презрении богатств.

“Ты ли называешься Богоносцем и ты ли противишься моим повелениям, развращая всю Антиохию проповедью о Христе?” - спросил Траян святого Игнатия. “Да, это я”, - ответил епископ. “Что означает название “Богоносец?” - спросил царь. “Богоносец называется тот, кто имеет в душе и сердце своем Христа Бога нашего”, - сказал Игнатий. “Так ты носишь своего Христа в сердце?” - продолжал спрашивать Траян. “По-истине ношу, - ответил святый, - ибо в Слове Божием написано: вселюся в них и буду ходить в них” (2 Кор. 6, 16). “А разве ты думаешь, - возразил Траян, - что мы не носим в душе богов своих?” - “Увы! Царь, - ответил святой Игнатий, - ты по заблуждению своему бесов называешь богами. Бог только Один, Который сотворил небо и землю, море и все, что в них” - ответил Игнатий. “Оставь все это, Игнатий, что ты говоришь, а лучше послушай меня, - сказал Траян, - принеси жертву богам нашим, и я сделаю тебя первосвященником Дия, да еще назову тебя отцом Сената”. - “Какая мне польза быть первосвященником твоего Дия, когда я - архиерей Христа моего”, - ответил святый епископ. “Кому ты служишь, Игнатий, Тому ли, Кого распял Понтий Пилат?” - вопрошал император. “Да, Который был пригвожден ко кресту, умер и воскрес и сокрушил силу диавола!” - отвечал мученик. “Мне кажется, - сказал царь, - что ты, Игнатий, не имеешь здравого ума и неправильно рассуждаешь, насколько полезно повиноваться царским указам. Принеси же жертву богам со всем моим народом”.

Святой Игнатий с особым воодушевлением ответил: “Если ты, царь, отдашь меня на съедение зверям, если распнешь на кресте, если предашь меня мечу или огню, то все-таки я не поклонюсь пред бесами, не убоюсь смерти за Господа Христа, пострадавшего за меня волею… Кто ваши боги, царь? Люди безчестные и злые. Дий - первый ваш бог - был погребен на Крите, Асклепий погиб, пораженный молнией, гроб богини Венеры - в г. Нафосе, Геркулес - сожжен огнем”.

Царь и члены Сената, боясь, чтобы святой Игнатий своими рассуждениями совсем не разоблачил богов, велели отвести его в темницу. На утро он вынес решение: отправить святого Игнатия в Рим, чтобы там отдать его львам на растерзание. Траян не хотел мучить святого Игнатия в Антиохии чтобы не возмутить город, а в Риме его не знали и могли подумать, что он большой преступник и злодей. Услышав такой приговор, святой Игнатий поднял взор к небу и благодарил Господа за такую милость. Антиохийцы плакали с женами и детьми, провожая своего святителя. Они падали на землю и целовали его ноги, одежду. “На кого ты оставляешь нас, пастырь добрый, беззащитных овец твоих?” - говорили они святителю, плача и рыдая. “Сам Христос упасет вас, - утешал их святой Игнатий, - и никто из вас не погибнет”.

Святого Игнатия передали десяти самым свирепым и жестоким воинам, которые и повезли его в далекий Рим. Они всю дорогу мучили святителя, делая его путь ужасным и невыносимым. Недаром в своем послании к римским христианам святой епископ называет их леопардами, которым чем больше делаешь добра, тем они становятся злее. Святой Игнатий опасался, что римские христиане силою или подкупом захотят избавить его от мученической смерти. Поэтому он еще из города Смирны пишет им послание, в котором умоляет не препятствовать ему умереть за Христа и быть пшеницей, измолотой зубами зверей… Римские христиане получили это послание и плакали от умиления. Они встретили конвой со святым епископом еще за городом Римом и поклонились святому Игнатию, как мученику и страдальцу за Христа. В Риме святого Игнатия заключили в темницу до приезда Траяна. Возвратившись в Рим после войны с персами, Траян устроил для народа множество кровавых игр и зрелищ. На одном из них был выведен и святой Игнатий Богоносец. Это было жуткое зрелище, когда голодные звери рвали тело осужденного на куски, заглатывая мученика и ломая его кости. Когда святого Игнатия вывели на арену цирка, среди многотысячной толпы зрителей водворилась могильная тишина. Никто не мог согласиться с тем, что перед ними один из восточных предводителей шайки разбойников, как оповестили глашатаи о святом Игнатии. Благородный, степенный вид святителя говорил обратное. Видя седые волосы и кроткий спокойный взгляд, народ проникся тайным уважением к осужденному. “Епископ, епископ, христианский епископ”, - слышался шепот. И когда завизжали железные двери, и на арену вышли, щурясь от яркого солнца, звери, то многие отвернулись, чтобы не видеть, как они будут терзать этого маститого старца. Святой мученик знал, что на его смертный подвиг пришли посмотреть и многие римские христиане. От такого сознания ему было легче на душе. Языческий город Рим, столица всей великой империи, доживал последние свои золотые годы. Христиан было в Риме уже очень много, и настанет скоро время, когда гордая столица склонит свои колени перед Распятым Христом.

Когда звери, заметив жертву свою, стали медленно подкрадываться к святому Игнатию, он поднял свои руки к небу и стал вслух молиться:

“Господи Иисусе Христе, Бог правды и любви, Ты молился за распинающих Тя, услыши и меня, раба Твоего, молящегося за город и народ сей, обрати сердца их к любви Твоей. Прости, Господи, гонителей веры Твоей и народа Твоего, не вмени им и мою смерть, раба Твоего. Спаси, Господи, Церковь Твою, в крови обагренную, и мою паству Антиохийскую”…

Вдруг раздался страшный женский крик. Он походил на вопль отчаянно бьющегося за жизнь человека… Вслед за этим рев набросившихся на жертву зверей заглушил все прочее…

По толпе зрителей пробежал холод непонятного страха, и римляне со своим цезарем и сановниками поняли, что они все - убийцы…

Послания св. Игнатия Богоносца

Послание к Ефесянам

Игнатий Богоносец достоблаженной церкви Ефесской в Азии, благословенной в полноте величия Бога Отца, прежде век предназначенной быть, в вечную и неизменную славу, всегда соединенную и избранную в истинном страдании, по воле Отца и Иисуса Христа, Бога нашего, желаю премного радоваться о Иисусе Христе радостью непорочною.

Глава I

Похвала ефесянам за их посольство и похвала Онисиму.

Я принял о Боге ваше многолюбезное имя, по всей справедливости славящееся за веру и любовь во Иисусе Христе, Спасителе нашем. Как подражатели Богу, воспламенившись божественною кровью, вы совершенно исполнили в отношении ко мне родственное дело. Когда вы услышали, что я связан в Сирии за общее имя и упование, (вы поспешили видеть меня), надеющегося по вашей молитве принять в Рим битву со зверями, чтобы посредством мученичества мне сделаться учеником Того, Кто Самого Себя принес за нас в приношение и жертву Богу. И вот я, во имя Божье, принял многочисленное общество ваше в лице Онисима, мужа несказанной любви, вашего во плоти епископа. Любите его, умоляю вас Иисусом Христом, и все будьте подобны ему; ибо благословен Тот, Который даровал всем быть достойными иметь такого епископа.

Глава II

Похвала прочим лицам посольства.

И о Вурре, моем сотруднике, о вашем о Боге дьяконе, во всем благословенном, молюсь, чтоб он оставался к чести вашей и епископа. А Крок, достойный Бога и вас, которого я принял как образец вашей любви, во всем успокоил меня. Отец Иисуса Христа также да утешит и его, вместе с Онисимом, Вурром, Евплом и Фронтоном, чрез которых я видел любовь всех вас. Желал бы я и всегда радоваться вами, если буду достоин. Посему следует всячески славить Иисуса Христа, который прославил вас, для того, чтоб вы в единодушном повиновении были утверждены в одном духе и в одних мыслях, и все вы говорили одно, чтобы, повинуясь епископу и пресвитерству, вы были освящены во всем.

Глава III

Игнатий не гордостью, но любовью возбуждается увещевать к единению с епископом.

Не приказываю вам, как что–либо значащий; ибо хотя я и в узах за имя Христово, но еще не совершен в Иисусе Христе; теперь только начинаю учиться, и обращаюсь к вам, как моим соучителям: ибо мне надлежало бы получить от вас укрепление к вере, к вразумлению себя, к терпению и великодушию. Но как любовь не позволяет мне молчать в отношении к вам, то я и решился убеждать вас, чтоб вы сходились с мыслью Божьею. Ибо и Иисус Христос, общая наша жизнь, есть мысль Отца, как и епископы, поставленные по концам земли, находятся в мысли Иисуса Христа.

Глава IV

Подражайте единению пресвитеров с епископом.

Посему и вам надлежит согласоваться с мыслью епископа, что вы и делаете. И ваше знаменитое достойное Бога, пресвитерство так согласно с епископом, как струны в цитре. Оттого вашим единомыслием и согласною любовью прославляется Иисус Христос. Составляйте же из себя вы все до одного хор, чтобы, согласно, настроенные в единомыслии, дружно начавши песнь Богу, вы единогласно пели ее Отцу чрез Иисуса Христа, дабы он услышал вас, и по добрым делам вашим признал вас членами Своего Сына. Итак, полезно вам быть в невозмутимом единении между собою, чтобы всегда быть и в союзе с Богом.

Глава V

Важность единения церковного.

В самом деле, если я в короткое время возымел такое дружество с вашим епископом, - не человеческое, а духовное, то сколько, думаю, блаженные вы, которые соединены с ним так же, как Церковь с Иисусом Христом, и как Иисус Христос с Отцом, дабы все было согласно чрез единение. Никто да не обольщается! Кто не внутри жертвенника, тот лишает себя хлеба Божьего. Если молитва двоих имеет великую силу, то сколько сильнее молитва епископа и целой Церкви? Поэтому кто не ходит в общее собрание, тот уже возгордился и сам осудил себя; ибо написано: Бог гордым противится. Постараемся же не противится епископу, чтобы нам быть покорными Богу.

Глава VI

Смотрите на епископа как на Самого Христа.

И чем более кто видит епископа молчащим, тем более должен боятся его. Ибо всякого, кого посылает домовладыка для управления своим домом, нам должно принимать так же, как самого пославшего. Поэтому ясно, что и на епископа должно смотреть, как на самого Господа, Впрочем сам Онисим чрезвычайно хвалит ваше благочинное о Боге поведение, что все вы живете сообразно с истиною, что среди вас нет никакой ереси, но что вы и не слушаете никого, кроме Иисуса Христа, проповедующего истину.

Глава VII

Бегите от еретиков. Един есть врач Иисус Христос - Богочеловек.

Некоторые имеют обычай коварно носить имя Христово, между тем делают дела, недостойные Бога. От них вы должны убегать, как от диких зверей; ибо это бешенные псы, исподтишка кусающие. Вам должно остерегаться от них, ибо они страдают неудобоисцелимым недугом. Для них есть только один врач, телесный и духовный, рожденный и нерожденный, Бог во плоти, в смерти истинная жизнь, от Марии и от Бога, сперва подверженный, а потом не подверженный страданию, Господь наш Иисус Христос.

Глава VIII

Вы велики и духовны.

Итак, никто да не обольщает вас, впрочем, вы и не поддаетесь обольщениям, будучи всецело преданы Богу. Ибо, когда между вами не возникло никакой распри, которая могла бы расстроить вас, то подлинно вы живете, как угодно Богу. Я отребье ваше, и должен очиститься вашею, ефесяне, знаменитою в веках Церковью. Плотские не могут делать духовного, ни духовные плотского, подобно как и вера - дел, свойственных неверию, и неверие - дел веры. Но у вас духовно и то, что вы делаете по плоти, потому что вы все делаете во Иисусе Христе.

Глава IX

Вы не внимали ложным учителям.

Узнал я, что некоторые пришли оттуда к вам с злым учением. Но вы не позволили рассеевать его между вами, заградивши слух свой, чтобы не принять рассеевамого ими, так как вы истинные камни храма Отчего, уготованные в здание Бога Отца; вы возноситесь на высоту орудием Иисуса Христа, то–есть крестом, посредством верви Святого Духа; вера ваша влечет вас на высоту, а любовь служит путем, возводящим к Богу. Потому все вы спутники друг другу. Богоносцы и Храмоносцы, святоносцы, во всем украшенные заповедями Иисуса Христа. Оттого–то я и радуюсь тому, что удостоился письменно беседовать с вами и разделить с вами радость мою, что вы, как свойственно другой жизни, ничего не любите, кроме одного Бога.

Священномученик Игнатий Богоносец , родом из Сирии, был учеником , вместе со (память 23 февраля), епископом Смирнским. Святой Игнатий был вторым епископом Антиохийским, преемником епископа Евода, святого апостола от 70-ти.

Предание сообщает, что когда святой Игнатий был ребенком, Спаситель обнял его и сказал: "Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное" (). Богоносцем же он наименован потому, что имел Имя Спасителя в своем сердце и непрестанно Ему молился.

Святой Игнатий ревностно и не жалея сил трудился на ниве Христовой. Ему принадлежит установление в церковной службе антифонного пения (на два лика или хора). Во время гонений он укреплял души своей паствы и сам горел желанием пострадать за Христа.

В 106 г. император Траян (98-117), по случаю победы над скифами, приказал повсеместно приносить жертвы языческим богам, а христиан, отказывающихся поклониться идолам, убивать. Во время похода против армян и парфян в 107 г. император проходил через Антиохию. Здесь ему донесли, что епископ Игнатий открыто исповедует Христа, учит презирать богатство, вести добродетельную жизнь, хранить девство. В это время святитель Игнатий добровольно явился к императору, чтобы отвратить гонение на антиохийских христиан. Настойчивые просьбы императора Траяна принести жертву языческим идолам были решительно отвергнуты святым Игнатием. Тогда император решил отдать его на съедение зверям в Риме. Святитель Игнатий с радостью принял вынесенный ему приговор. Его готовность к мученическому подвигу засвидетельствована очевидцами, сопровождавшими святого Игнатия из Антиохии в Рим.

На пути в Рим корабль, отплывший из Селевкии, остановился в Смирне, где святой Игнатий встретился со своим другом епископом Поликарпом Смирнским. Из других городов и сел к святому Игнатию стекались священнослужители и верующие. Святитель Игнатий увещевал всех не бояться смерти и не скорбеть о нем. В своем послании к римским христианам от 24 августа 107 года он просил их содействовать ему молитвами, просить Бога укрепить его в предстоящем мученическом подвиге за Христа: "Его ищу, за нас умершего, Его желаю, за нас воскресшего... Моя любовь распялась, и нет во мне огня, любящего вещество, но вода живая и говорящая во мне, изнутри взывает мне: "Иди к Отцу"". Из Смирны святой Игнатий прибыл в Троаду. Здесь его застало радостное известие о прекращении гонений на христиан в Антиохии. Из Троады святой Игнатий отплыл в Неаполь (в Македонию) и потом в Филиппы. По пути в Рим святой Игнатий посещал храмы, произносил поучения и наставления. Тогда же он написал еще шесть посланий: к ефесянам, магнезийцам, траллийцам, филадельфийцам, к епископу Смирнскому Поликарпу. Все эти послания сохранились и дошли до наших дней.

Римские христиане встретили святого Игнатия с великой радостью и глубокой скорбью. Некоторые из них надеялись уговорить народ отказаться от кровавого зрелища, но святитель Игнатий умолил не делать этого. Преклонив колена, он молился вместе со всеми верующими о Церкви, о любви между братиями и о прекращении гонений на христиан. В день языческого праздника 20 декабря святого Игнатия вывели на арену цирка, и он обратился к народу: "Римские мужи, вы знаете, что я осужден на смерть не ради злодеяния, но ради Единого моего Бога, любовью к Которому я объят и к Которому стремлюсь. Я Его пшеница и буду смолот зубами зверей, чтобы быть Ему чистым хлебом". Сразу же после этого были выпущены львы.

Предание повествует, что, идя на казнь, святой Игнатий непрестанно повторял Имя Иисуса Христа. Когда его спросили, почему он это делает, святой Игнатий отвечал, что носит это Имя в своем сердце, "а Кто запечатлен в моем сердце, Того я устами исповедую". Когда святой был растерзан, оказалось, что сердце его нетронуто. Разрезав сердце, язычники увидали на внутренних сторонах его золотую надпись: "Иисус Христос". В ночь после казни святитель Игнатий явился многим верующим во сне, чтобы их утешить, а некоторые видели его молящимся. Услышав о великом мужестве святителя, Траян пожалел о нем и прекратил гонение на христиан.

(сведения об этом помещены 29 января), а впоследствии со славою возвращены и положены 1 февраля в церкви во имя священномученика Климента, папы Римского (91-100).

*На русском языке издано:

Письма / Слав. пер. Преосвященного Амвросия (Зертис-Kаменского). М., 1779. То же / Пер. протоиерея Герасима Павского // Христианское чтение. 1821. 1828. 1829. 1830. То же // Православный собеседник. 1855. Отд. отт. Казань, 1857. То же / Пер. протоиерея Преображенского. М., 1860. Изд. 2-е. СПб., 1902.*

Иконописный подлинник

Новгород. XV.

Святители Афанасий, Кирилл Александрийские, Игнатий Богоносец. Икона (таблетка). Новгород. Конец XV в. 24 х 19. Из Софийского собора. Новгородский музей.

Афон. Ок. 1290.

Сщмч. Игнатий. Мануил Панселин. Фреска. Афон (Протат). Около 1290 г.

Дечани. Ок. 1350.

Свт. Игнатий Богоносец. Фреска. Церковь Христа Пантократора. Дечани. Сербия (Косово). Около 1350 года.

  • 09 Октябрь 2018
  • Встреча с Россией (Исповедь горожанина)

    Я не знал, что такое Россия,

    Хоть и жил в ней от самых пелен…

    В суете я расходовал силы,

    Моя жизнь проносилась, как сон.

    Лишь к земле прикоснувшись, очнулся

    И почуял таинственный ток.

    Встрепенулся мой дух, оглянулся

    И… заплакал. Ах, если б я мог

    Все оставив, бежать в эти дали

    И забыть городские шумы,

    Чтоб метели мой след заметали,

    Как лиса заметает следы…

    Я люблю это поле и реку,

    И сходящий под вечер туман…

    На земле можно стать человеком,

    А быть может - и выстроить храм

    В своем сердце, забыв о тревоге,

    Затерявшись в путях без дорог…

    Я сегодня увидел Россию

    Оком сердца… И больше не смог

    Жить, как прежде. Отныне надеждой

    На свободу горит моя грудь.

    Я нежданно увидел Россию…

    И надеюсь, в нее я вернусь

  • 13 Август 2018
  • Сбылась моя многолетняя мечта: я побывала в такой глуши, где почти совсем нет цивилизации. Где люди не испорчены суетой и спешкой, а природа не осквернена пластиком и выхлопными газами. Где не надо "кадрировать" свой взгляд, чтобы не видеть всяческих железяк: от ржавой арматуры до новенького (но воняющего бензином) авто. Где лес щедро дарит грибы и ягоды, а люди так привыкли к этой щедрости, что переняли ее и с радостью сообщают друг другу о найденном ими малиннике или земляничнике. Плодом путешествия стали несколько стихов. Радостных - и немного грустных, ведь возвращаться пришлось очень скоро...

    Забытый рай

    Здесь когда-то играли свадьбы

    И кипела жизнь через край,

    Украшались к балам усадьбы,

    А теперь здесь забытый рай.

    Тишиной заповедной этой

    Мою душу он исцелит.

    Но… Что будет грядущим летом? -

    Мысль об этом в уме саднит…

    Три козы у бабушки Оли,

    Обнесенный жердями двор…

    Крытый погреб, да чисто поле,

    Темный лес - до небес шатер.

    Старики доживают годы,

    Молодежь в городах давно,

    Заросло иван-чаем поле,

    Не родит к сентябрю зерно…

    Что здесь будет грядущим летом? -

    Это ведает добрый Бог.

    Здесь сегодня приют поэтам,

    На столе - с молоком пирог.

Объявления

  • 18 Июль 2011
  • Дорогие друзья!

    Если Вы хотите перепечатать что-то из моих произведений - пишите мне на электронный адрес [email protected] - думаю, мы найдем общий язык.

Житие священномученика Игнатия Богоносца

Будущий святой Игнатий Богоносец был очень счастливым ребёнком. Он родился в те времена, когда на земле жил и учил Господь Иисус Христос. Родители Игнатия часто ходили слушать Божественного Учителя и брали с собой маленького сына. Мальчик во все глаза смотрел на Христа, всей душой внимал Его дивным словам.

Однажды он услышал, как ученики спросили Спасителя:

- Господи, кто больше всех во Царствии Небесном?

Христос внимательно посмотрел на вопрошавших, а затем вдруг протянул руку и вывел из толпы маленького Игнатия. Забилось, радостно затрепетало сердечко ребёнка. А Спаситель ласково обнял малыша и произнёс:

- Если не обратитесь и не будете как дети, не войдёте в Царство Небесное. Итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше во Царствии Небесном.

На всю жизнь запомнил Игнатий, как держал его на руках Спаситель Мира. С тех пор сердце мальчика загорелось горячей любовью ко Христу. Он не хотел думать ни о чём, кроме Бога, его душе были не интересны земные развлечения. Как хотелось ему всегда следовать за Господом Иисусом, не отходить от Него ни на шаг! Но Игнатий был ещё слишком мал для этого.Когда же он вырос, Христос уже вознёсся на Небо, и юноша сделался учеником ближайшего из Его апостолов - Иоанна Богослова. Вместе с ним ходил Игнатий по разным странам, проповедовал людям веру во Христа. А затем апостолы, помолившись возложили на него руки, и Игнатий стал епископом - главой церкви в Антиохии.

Святой Игнатий был добрым пастырем словесных овец - антиохийских христиан. Он учил их не только словом, но и примером своей благочестивой жизни: помогал нуждающимся, примирял ссорящихся, а главное - что бы ни делал епископ Божий, сердце его всегда пребывало со Христом, горело тайной молитвой к Богу. Замечая это, христиане назвали святого Игнатия Богоносцем.

Однажды, когда епископ молился в своей келье, Господь сподобил его чудесного видения. Игнатий вдруг оказался в раю - на небесах, близ престола Божия. Среди неизреченного света он увидел Ангелов, воспевающих Творца. Небесные певцы были разделены на два дивных хора, поющих попеременно. Ангелы прославляли Святую Троицу, как бы передавая друг другу песнопения: когда пел первый хор, второй молча внимал ему; затем первый хор замолкал, а второй начинал сладкогласную песнь. Получив такое откровение, святой епископ решил ввести в церкви обычай петь подобно ангелам - на два хора. До сих пор мы можем слышать в храмах такое пение, называемое антифонным.

Сорок лет управлял святой Игнатий антиохийской паствой; проводил строгую подвижническую жизнь, и в то же время согревал сердца людей Божественной любовью. Ведь совершенная любовь к людям есть у того, у кого в сердце горит истинная любовь к Богу. А потом Господь призвал своего служителя к высшему подвигу, показавшему всему миру силу той любви, что горела в душе Богоносца.

Языческий император Траян воздвиг гонение на христиан за то, что они отказывались приносить жертвы идолам - ложным богам, которым молился он сам. Отправляясь на войну, Траян по пути зашёл в Антиохию, где и услышал о святом Игнатии. Он вызвал епископа к себе и грозно обратился к нему:

- Ты ли, называемый Богоносцем, противишься нашему повелению и развращаешь всю Антиохию, ведя её вслед своего Христа?

- Да, это я. - Спокойно ответил святой.

- Что значит название твоё - «Богоносец»? - спросил царь.

- Носящий Христа Бога в душе своей есть Богоносец.

- Но и мы носим богов своих в памяти и они помогают нам!

- Горько мне, что ты называешь богами бездушных идолов - произнёс святой - Потому что Един есть Бог Истинный, Создатель неба и земли, и царству Его не будет конца. Если бы ты уверовал в Него, царь, то порфира твоя, и венец, и престол твой были бы ещё более могущественными.

- Игнатий! - раздражённо ответил царь - оставь то, что ты говоришь и послушайся меня: если желаешь сделать мне угодное и быть в числе моих друзей, принеси с нами жертву богам. Я сделаю тебя первосвященником великого бога Дия, ты будешь жить в большом почёте!

- Что пользы мне становиться первосвященником Дия, - твёрдо ответил Богоносец, - когда я - архиерей Христа, Которому я всегда приношу хвалу и хочу всецело принести себя в жертву, чтобы иметь в себе подобие Его добровольной смерти.

Разгневался царь и велел отвести епископа в темницу, а сам стал думать, какой смертью казнить его. Всю ночь выбирал он - какой род смерти страшнее, и наконец решил отдать Игнатия на растерзание диким зверям. «Но не здесь, не в Антиохии казню я непокорного - думал жестокий император - лучше, отправлю его в Рим. Пусть дорогой помучается, подумает - может, и не выдержит тягот дальнего пути и ожидания смерти… И кончину примет на чужбине, где никто не будет знать, кто он и за что страдает».

Услышав приговор, святой Игнатий не испугался, не огорчился, но на удивление всем радостно воскликнул:

- Благодарю Тебя, Господи, что сподобил меня засвидетельствовать любовь к Тебе!

Горько плакали верующие, расставаясь со своим добрым пастырем. А святой горячо помолился об остающейся без епископа Антиохийской церкви, вручил её Богу, и, охраняемый десятью жестокими воинами, отправился в дальний путь. Некоторые из верных учеников святого последовали за ним, не желая оставлять одного своего духовного отца.

Тяжела, длинна была дорога до Рима. Жестокие воины всячески досаждали святому узнику, но он кротко терпел и молился за обижавших его. Зато верующие, христиане тех стран, через которые приходилось следовать невольному путешественнику, выходили навстречу епископу, старались, чем могли, помочь ему. Они радовались возможности видеть Богоносца, о котором слышали немало хорошего, внимали его исполненным благодати словам и ужасались готовящейся ему страшной участи. А святой всей душой стремился поскорее добраться до Рима и претерпеть мученическую кончину, чтобы разрешиться от тела и быть со Христом, Которого он любил больше жизни. Одного боялся Богоносец - он опасался …как бы христианам не удалось спасти его от смерти, лишить возможности пострадать за Распятого ради людей Бога. Игнатий писал в послании к римским христианам: «Я уже не буду иметь лучшего случая, чем теперь, достигнуть Бога.Молитесь обо мне, чтобы мне не лишиться приготовленного для меня мучения… Я - пшеница Божия и хочу быть смолот зубами зверей».

Наконец, дальняя дорога осталась позади. Воины привели святого епископа на место осуждения. Весь Рим собрался на зрелища, желая видеть, как примет смерть великий праведник. Плачут и молятся христиане, веселятся, шутят развращённые язычники. Ни малейшего страха не видно на лице приговорённого к смерти. Тишина, покой и ожидание радостной встречи, к которой стремился он всю жизнь отражаются на лике святого. Уста его тихо шепчут Имя Иисусово…

- Старик, что ты шепчешь? - насмешливо спросил Богоносца один из римских воинов.

- Я молюсь Господу Иисусу Христу, исповедую Имя Того, кого ношу в своём сердце. - Кротко ответил епископ.

Вот и арена Колизея. Сколько невинной крови проливается здесь! А вокруг - ряды сидений для зрителей, жадных до человеческих мучений. Игнатия вывели на арену. Не скрывая любопытства, глазеют плебеи, снисходительно взирают знатные патриции.И вдруг осуждённый заговорил. Громко зазвучал его спокойный голос.

- Римские мужи, взирающие на подвиг мой! Вы знаете, что я принимаю казнь не за злодеяние, но ради веры в Бога моего, любовью к Которому объято моё сердце, к встрече с Которым я сильно стремлюсь. Я - пшеница Его, и буду смолот зубами зверей, чтобы быть для Него чистым хлебом.

Шёпот недоумения пробежал по рядам. Но вот выпустили зверей. Свирепые львы стремглав бросились к святому и через несколько минут на арене остались лежать лишь его кости. А среди них - оставшееся нетронутым сердце.

Звери не тронули его сердца… - удивился наблюдавший за зрелищем епарх Рима, управлявший городом в отсутствие императора. -Этот странный человек говорил, что у него в сердце - Христос… Посмотрим, так ли это.

Он сделал знак рукой, и один из воинов побежал на арену. Принёс сердце, рассёк его мечом. И… трепет и недоумение объяли видавших виды римлян. На обеих внутренних сторонах разрезанного сердца ясно виднелись золотые письмена: «Иисус Христос».