Табаков олег павлович что с ним. Ошибка врачей или возраст? От чего умер Олег Табаков

Сегодня умер актёр и режиссёр, народный артист СССР Олег Павлович Табаков. Ему было 82 года. Последние несколько месяцев - c 27 ноября 2017 года - Табаков провёл в Первой градской больнице. А сегодня, по данным телеграм-канала Mash , у артиста случился сердечный приступ.

В СМИ были разные версии, почему Олег Табаков попал в больницу.

Он находится в Первой градской. Действительно, у него после обследования [диагностировано] воспаление лёгких, - говорил сын актёра Антон.

В ноябре СМИ озвучили и другую версию: всё из-за сепсиса (заражение крови), причина которого на тот момент не была установлена.

В декабре появилось уточнение: сепсис спровоцировали зубные импланты, которые актёру установили в элитной частной клинике. При этом те врачи не обратили должного внимания на возникшие осложнения.

Позже СМИ объединили эти версии: сначала были проблемы с зубом - не прижился имплант, начался сепсис. В ходе лечения, когда Олег Табаков сдавал анализы и проходил обследования, врачи выявили пневмонию. Она протекала бессимптомно: то есть без температуры и без кашля. Такое бывает, когда иммунитет на нуле. Из-за проблем с иммунитетом, вызванных возрастом и переутомлением (Олег Табаков играл по 6–7 спектаклей в месяц, руководил двумя театрами), лечить было трудно.

В больнице медикам пришлось ввести Олега Табакова в искусственную кому, чтобы снять нагрузку с внутренних органов. Также сообщалось, что артисту установили трахеостому - это отверстие в горле, где находится специальная дыхательная трубка. Такой метод используется в реанимации, чтобы обеспечить больному дыхательную функцию.

В декабре актёр пошёл на поправку.

Могу сказать, что на сегодняшний день состояние Олега Павловича стабильное, - говорил в декабре вице-мэр Москвы Леонид Печатников. - Все показатели, в том числе показатели крови, улучшаются. У него появился аппетит. Он понемногу начал вставать.

Сначала говорил, что это плановое стоматологическое обследование. Позже стало известно, что у Табакова обнаружили сепсис, была проведена операция, а состояние 82-летнего актера врачи оценивали как тяжелое. В декабре его даже ввели в искусственную кому — это было сделано, чтобы снять нагрузку с ослабевших от борьбы с болезнью органов; в театре, впрочем, опровергли это сообщение. Позже Табаков пришел в сознание.

В дальнейшем новости о состоянии артиста были разными — но он по-прежнему оставался в больнице. О смерти Табакова сообщил канал , эту же информацию подтвердили в пресс-службе театра.

Любимых артистов зрители всегда представляют по самых узнаваемым ролям. Для Олега Табакова таких ролей было несколько. Кто-то — чаще всего дети — знают его голос и образ артиста смешивается с образом нарисованного кота Матроскина из знаменитого мультсериала, одни взрослые помнят его по эпопее «Семнадцать мгновений весны» Лиозновой, в которой он играл Шелленберга, третьи представляют Табакова как «голубого воришку» Альхена из «Двенадцати стульев» . А для кого-то он — просто голос, начитавший пластинку-сказку «Конек-горбунок» или благородный Али-Баба из аудиосказки, записанной на стихи Татьяны и совместными усилиями артистов МХАТа и Таганки.

Впервые на сцену Олег Табаков вышел в родном Саратове, где играл в театральном кружке местного Дворца пионеров и школьников; в Москву он приехал после школы, поступать в театральный вуз, сумел сдать вступительные экзамены сразу в два — Школу-студии МХАТ и ГИТИС, — и выбрал в итоге мхатовское училище.

И уже на третьем курсе был взят в картину «Тугой узел» (1956, в прокат выходила как «Саша вступает в жизнь»).

«Первый фильм оказался для меня очень крупным везением, — вспоминал Табаков в книге «Моя настоящая жизнь». — Михаил Швейцер, являясь, на мой взгляд, одним из наиболее значительных режиссеров советского кинематографа, был традиционалистом в смысле обстоятельности, серьезности и фундаментальности подготовки к съемкам. Он умудрился пройти со мной всю линию Николая Ростова в романе «Война и мир» с той целью, чтобы я почувствовал масштаб художественных задач, которые стояли передо мною в освоении роли Саши Комелева, мальчика из колхозной деревни».

Табаков вообще снимался много и охотно.

Начав сразу с главной роли, он соглашался работать и в тех фильмах, где его персонаж всего лишь появлялся в эпизоде. «Дело «пестрых», «Испытательный срок» (экранизация повести Петра Нилова об уголовном розыске 1920-х), «Чистое небо» . Но удивительно, что даже недолгое пребывание Табакова на экране могло запомниться зрителям надолго.

Были в его ранней кинобиографии и большие проекты — вроде Николая Ростова в масштабной экранизации романа «Война и мир» или нацистского разведчика в «Семнадцати мгновениях...» (за которую Андропов ему выговорил после премьеры — «Олег, так играть — безнравственно»). Или совершенно замечательный король Людовик XIII в фильме «Д"Артаньян и три мушкетёра», Альхен в «Двенадцати стульях» Марка Захарова. Или мисс Юфимия Эндрю в «Мэри Поппинс, до свидания!» — одна из немногих женских ролей в советском кино в исполнении мужчины-актера.

Всего в фильмографии Олега Табакова — более полутора сотен сыгранных и озвученных ролей в кино, на телевидении и в мультфильмах.

Советская анимация в принципе старалась брать реальные образы актеров озвучки — и не просто так Винни-Пух похож на , Пятачок — на , а Карлсон, который живет на крыше — на . Для Табакова таким рисованным альтер эго стал Кот Матроскин из серии об обитателях деревни Простоквашино. Ну а сказанное намекающим голосом «Неправильно ты, дядя Фёдор, бутерброд ешь…» давно и прочно ушло в народ, как и другие фразы — вроде «Усы, лапы и хвост — вот мои документы!»

Но кино все равно оставалось для Табакова не больше, чем хобби. По-настоящему он нашел себя в театре — для работы в котором и учился в Школе-студии.

Он оказался выдающимся театральным строителем, причем смолоду: в 1957 году стал самым молодым из шести основателей театра «Современник», куда попал из Студии молодых актеров, созданной Олегом Ефремовым в Школе-студии МХАТ. Само появление этого театра было серьезным вызовом в тогдашней культурно-политической среде. На его сцене Табаков и дебютировал как театральный актер — в роли студента Миши в знаменитом спектакле «Вечно живые» по пьесе . В 1970 году ушел руководить МХАТом — и Табаков не побоялся стать директором «Современника», поддержав в качестве худрука. Его пребывание на этом посту ветераны театра вспоминают исключительно добром — однако через тринадцать лет он все же оставил «Современник» и перешел в труппу МХАТа в качестве артиста.

В 1987 году при разделе МХАТа Табаков снова поддержал Ефремова, у которого в 2000-м принял руководство главной драматической сценой страны.

Но до этого была еще «Табакерка» — театр-студия, за годы своей жизни ставшая неотменимым и необходимым элементом московской театральной жизни. Оставив директорский пост в «Современнике», в 1977 году Табаков получил в свое распоряжение бывший угольный склад на улице Чаплыгина. Вместе с гитисовским актерским курсом, мастером которого он был, очистил и отремонтировал заброшенное помещение. Первой премьерой стал спектакль «С весной я вернусь к тебе» по пьесе , представителя поколения «молодых и рассерженных». Площадке долго не давали официального статуса, однако выпускники курса Табакова продолжали собираться в «Табакерке» по ночам; фактически, площадка долго работала как любительская студия, в которой играли настоящие профессионалы.

Официальный статус «Табакерка» получила в 1986 году — объявило о создании трёх московских театров-студий, одним из которых стал театр Олега Табакова.

Однако последней — и самой значительной — стройплощадкой для Табакова стал МХТ. Уже одно то, что возглавив театр в 2000 году, он вернул ему прежнее — данное при Станиславском и Немировиче-Данченко — название, говорит о многом. Олег Табаков за считанные годы перестроил работу захиревшей театральной громадины на совершенно новый лад. Фактически, Табаков превратил ефремовский МХАТ в своего рода театральный супермаркет. В один и тот же вечер здесь можно было посмотреть, к примеру, хитовую комедию «Номер 13» по Рэю Куни, «Изображая жертву» по братьям Пресняковым или экспериментальные постановки по пьесам вчерашних лауреатов конкурса «Любимовка».

Он находился в постоянном поиске --

приходил смотреть новых артистов на нарождающихся в Москве маленьких независимых театральных площадках, а потом переманивал в труппу МХТ. Жадно читал новую драматургию. Откровенно увлекался молодыми режиссерами — в 2000-х фактически выдал карт-бланш на работу Кириллу Серебренникову. В 2010-х — Константину Боголомову. Уже зная о болезни мэтра, Богомолов в прошлом сезоне поставил спектакль-приношение «Юбилей ювелира».

Арифметика жизни Олега Табакова внушает безмерное уважение и тонкий трепет.

За спиной у Олега Павловича 60 лет службы в театре и больше 100 ролей в кино.

В 21 год Олег, он же Лелик, вошел в правление самого молодого и самого революционного по тем временам московского театра «Современник».

В 29 лет получил инфаркт.

В 32 — первую Государственную премию.

В 35 стал директором «Современника».

В 39 начал «учить детей», взяв себе первых учеников.

В 50 встал у руля Школы-студии МХАТ.

В 52 создал свою «Табакерку», театр на улице Чаплыгина.

До 82 лет выходил на сцену.

Когда родился старший сын…

О том, что для Олега Табакова театр всегда был на первом месте, говорят многие факты его биографии. Вот, например, родился первенец: старший сын Антон. Ему бы побольше внимания уделить… Не тут-то было!

Олег Табаков с сыном Антоном. Фото: www.globallookpress.com

Вот как рассказывал об этом несколько лет назад Антон Табаков:

— По иронии судьбы я появился на свет на родине отца, в Саратове, где гастролировал «Современник». Из роддома в Москву меня «депортировали» в люльке с незнакомой стюардессой. Та долго отказывалась от «подарка», пока родители не поклялись ей, что ребенка непременно встретят. Встретили. И, надеюсь, ни с кем не перепутали.

Прелести кочевой театральной жизни я испытал вскоре после своего рождения. Как-то, опаздывая на поезд, папа с мамой (актрисой театра «Современник» Людмилой Крыловой . — Ред.) бежали по перрону, схватив меня, тогда еще младенца, в охапку. Состав вот-вот должен был тронуться, поэтому ребенка, словно какой-то сверток, начали по рукам передавать в вагон. Едва родители, запыхавшись, прыгнули на подножку, поезд отошел от перрона. Думаю, сцена была впечатляющая. В общем, в раннем возрасте, да и потом, конечно, жизнь родителей я не облегчал. Однажды, рассказывал отец, не зная, как меня унять, он не придумал ничего лучшего, чем залезть в деревянную кроватку и сунуть мне свою грудь.

Людмила Крылова с сыном Антоном. Фото: www.globallookpress.com

Отец вместе с Олегом Ефремовым и Евгением Евстигнеевым в те годы трудился над созданием «Современника» и все свое время уделял любимому детищу. На собственных чад — меня, Мишу и Дениса — времени практически не оставалось.

— Но вами наверняка занимались бабушки и дедушки. Кем были родители Олега Павловича?

— Дедушка Павел Кондратьевич был удивительный! В своих рассказах он поразительным образом умел сочетать научные познания с цитатами классиков, наизусть читал Аверченко... Приезжая в Москву из Саратова, дедушка всякий раз останавливался не у нас, а как человек независимый предпочитал жить в гостинице «Пекин»: для него это был своего рода шик. Для меня же походы к нему становились еще одним развлечением. Дедушка к тому времени был в разводе, очень любил женский пол, и, естественно, ему хотелось произвести впечатление.

Моя бабушка была первой или второй супругой Павла Кондратьевича, а вообще у дедушки было столько жен, что эту цифру даже страшно произнести вслух. В те годы он работал в санатории «Пады» под Саратовом, мы летом ездили к нему погостить. Дед выращивал фантастически вкусные помидоры «бычье сердце». Благодаря своим познаниям в области биохимии он их так удобрял, что они были немыслимых размеров и весили по 2,5 килограмма каждый.

Бабушка, папина мама Мария Андреевна , жила с нами. Врач-рентгенолог, светская дама и эстетка, рожденная в местечке Балта, она всегда была подчеркнуто вежлива и корректна. Надо сказать, Мария Андреевна (а до нее — баба Катя и баба Аня, мои прабабки) с трепетом относилась ко всему, что связано с фамилией Табаковых. В то время мы жили в коммунальной квартире, у нас не было телефона, а чтобы позвонить по автомату, надо было спускаться вниз. Родители бесконечно спорили, кто это сделает. Отец просил: «Люся, ну пойди позвони, мне срочно надо...». Мама отвечала: «Я не могу, ты же понимаешь...» Начиналась перепалка, во время которой качающая меня в колясочке баба Катя с умилением говорила: «Вот Антошенька вырастет, он-то и будет бегать для папки по телефону звонить».

Артисты Людмила Крылова и Олег Табаков. 1964 г. Фото: РИА Новости / Мирослав Муразов

А еще у меня была замечательная няня Мария Николаевна . Она растила моего отца в Саратове. Потом он перевез ее в Москву, и она стала пестовать меня. Поставив на ноги сначала папу, затем — меня, Мария Николаевна, верующая одинокая женщина, с чувством выполненного долга решила, что пора помирать. Зачем жить дальше? Она не видела в этом смысла, тем более что была очень больным человеком: ее мучили тромбофлебит и куча других недугов. И вот Мария Николаевна начала договариваться с отцом: вот, мол, Олежек, ты меня похорони там-то, у меня есть сберкнижка, все готово... Но родилась сестра Сашка — и случилось чудо: няня воскресла, хотя действительно была на пороге смерти. Обретя смысл жизни, она еще восемь лет жила, забыв о своих болячках.

Мне было лет пять, когда папе и Евгению Александровичу Евстигнееву выделили малогабаритные квартиры в новом блочном пятиэтажном доме в районе метро «Аэропорт». Но очень скоро мы перебрались на Тверскую-Ямскую, в довольно большую квартиру, правда, на последнем этаже и, как положено, с протечками.

Казалось, он работал 24 часа в сутки

— Отец в те годы был общественным директором «Современника», ходил с большим портфелем и помогал решать в театре административно-хозяйственно-художественные вопросы. Он всегда или почти всегда делал то, что хотел, и по-другому жить не мог. Так что определенный его культ существовал и дома. Если был голоден — все кидались его кормить. Если был сыт — веселился, шутил, и все радовались вместе с ним. Мама пыталась обратить внимание на заботы, связанные с ней, с детьми, с домом, но отца они волновали мало.

Актеры московского театра «Современник» Евгений Евстигнеев, Олег Табаков и Андрей Мягков в сцене из спектакля «Большевики» по пьесе Михаила Шатрова. 1969 г. Фото: РИА Новости

Казалось, он работал 24 часа в сутки. Думаю, из-за этого в 29 лет у него случился обширный инфаркт. Положение было настолько серьезным, что друзья приходили к нему прощаться. Только после этого папа научился отдыхать. Например, вернувшись с репетиции, он всегда спал перед вечерним спектаклем. Вокруг могло происходить что угодно, — гроза, землетрясение — но отец знал, что организм нуждается в восстановлении, и мог спать стоя, лежа, сидя. Эта способность передалась и мне. Хотя я никогда не думал, что мне она может пригодиться. Тем более что я сам, в отличие от отца, не слишком серьезно относился к театру. Отец таланта во мне не видел и рекомендовал обратить внимание, например, на завод «Калибр».

— Когда вы осознали, что ваш отец — знаменитый актер?

— Мне кажется, я всегда предполагал это, потому что видел его не только дома, но и на экране. Другое дело, что я считал это естественным. Однажды произошла такая история. Мы поехали к дедушке в деревню Пады под Саратовом (мы часто ездили туда на папиной «Волге», всегда по одной и той же дороге, мимо разных русских деревень со старинными названиями типа Конь-Колодец) и где-то возле Воронежа попали под дикий проливной дождь. Представьте себе: грунтовая дорога, мокрая глина, суглинок, колеса пробуксовывают... Короче, застряли капитально. Под жутким ливнем, в ночном кошмаре пытаемся в ближайшей деревне отыскать трактор. Долго стучим в дверь какого-то дома, пока нам наконец не открывают... А дальше — немая сцена. В те дни (это были семидесятые годы) по телевизору как раз демонстрировался фильм «Семнадцать мгновений весны». Вышедший на крыльцо сельчанин просто обалдел: предположить, что в его деревне Конь-Колодец застрянет машина «самого Шелленберга», он, понятное, дело, не мог. Нас не только вытащили, но и обогрели, накормили и оставили ночевать. Вот она, волшебная сила искусства!

Олег Табаков в роли Шелленберга. 1973 г. Фото: РИА Новости

— Вы обижались на отца?

— Я обижался на отца всегда. И то, что он не взял меня к себе на курс, а потом в театр, — это как раз ерунда. Другое дело, я считал, что он очень мало уделяет мне внимания, что несправедлив, слишком категоричен. Хотя в «Табакерку» отец все-таки меня взял...

— Ну о чем-то вы с ним все-таки беседовали?

— Помню, папа рассказывал, что в молодости покупал по 10-15 экземпляров приложения к журналу «Красноармеец», в котором печатались «Озорник» Ардова, «Прекрасная дама» Толстого, «Золотой теленок», и хранил эти книжечки до тех пор, пока они не становились дефицитом, после чего продавал их за большие деньги. А в 9 лет он припрятывал от родителей довески от буханки: хлеб тогда выдавали по карточкам. Когда скопленные кусочки по весу составили целую буханку, он отнес их немецкому военнопленному, который ремонтировал школу, а тот в обмен сделал ему деревянный автомат…

12 ярких ролей Олега Табакова в кино

Удавалось ли отцу скрывать свой обман?

— Если уж вернуться к теме обид, то больше всех в нашей семье, вне всякого сомнения, страдала мама. Когда папа стал директором «Современника», она фактически осталась без ролей. Отцу проще было сказать ей, чем кому-либо из артистов: «Люся, ты пойми, я исполняющий обязанности директора театра. Ну как я могу? Ну дам тебе роль, и как я буду людям в глаза смотреть? Неловко, некорректно это...» Иногда он был искренен, иногда кривил душой...

— И вы, и ваша сестра Александра были сильно обижены на Олега Павловича, когда он ушел к Марине Зудиной. Какую боль он причинил вашей маме, и говорить не приходится…

— Родители не ладили давно. Часто скандалы возникали из-за ерунды, из-за какого-то пустяка, а закончиться могли чем угодно. Удавалось ли отцу скрывать свой обман? Мне было понятно, что происходит, думаю, матери — тоже. Да и Саша, вне всякого сомнения, догадывалась. Но мы делали вид, что все нормально. Папа потом объяснял, что скрывал роман с Мариной исключительно из нежелания причинить нам боль. Он сам испытал это на себе, когда его отец, которого он очень любил, оставил мать. Вернувшись с войны, мой дед привез новую семью и ушел из дома. Папа тогда действительно очень страдал (в ту пору ему было лет 13), но я не уверен, что воспоминания о тех переживаниях были главной причиной того, что он так долго не решался оставить нас. В каком-то интервью отец рассказал об эпизоде, который все расставил на свои места. Будто в очередной раз, вернувшись со съемок, уставший и раздраженный, он спросил нас с Сашей: «Что вас связывает со мной?» Мы вроде ушли от ответа, и тогда что-то в нем надорвалось. Ему показалось, что дома его не уважают, тем более что отношения с мамой уже лет десять как испортились, и она в порыве не раз говорила: «Нам надо развестись». Мне его рассказ кажется слишком театральным. Может, он спрашивал, может, мы что-то отвечали. Но не те слова и не в том контексте. Мать многое позволяла отцу и делала все, чтобы ему было хорошо, комфортно, чтобы он мог заниматься любимым делом.

Олег Табаков и актриса Марина Зудина с сыном Павлом и дочерью Машей. Фото: РИА Новости / PR-департамент BOSCO

Представить Олега Табакова вне сцены было действительно трудно. Сам он признался как-то: «Занятие театром — работа почти солдатская. Не хочется — надо! Холодно — надо! Жарко — надо! Я был директором „Современника“, когда умерла мама. Похоронил ее — и тут же должен был выйти на сцену… Человек должен быть счастлив от того, что он делает. Если бы мне не давали играть, я бы платил, чтобы выйти на сцену… Немного, рублей по триста, но платил бы…»

Олег Павлович Табаков – советский и российский актер, режиссер и педагог, актер озвучивания, один из основателей театра «Современник», руководитель театра «Табакерка» и МХТ им. Чехова, ректор Школы-студии МХАТ (1986 – 2000). Большинство фильмов с его участием стали классикой отечественного кинематографа: «Живые и мертвые», «Война и мир», «Гори, гори, моя звезда», «Семнадцать мгновений весны», «12 стульев», «Неоконченная пьеса для механического пианино», «Д"Артаньян и три мушкетера», «Несколько дней из жизни Обломова», «Человек с бульвара Капуцинов»... Этот список можно продолжать еще очень долго, а ведь за его плечами множество не менее выдающихся театральных работ.

Детство и юношеские годы

Олег Павлович Табаков родился 18 августа 1935 года в семье врачей Павла Кондратьевича Табакова и Марии Андреевны Березовской. Свое детство будущий актер и худрук провел в коммунальной квартире и уже с детства знал, какую цену имеет рубль, заработанный взрослыми, как честность, доброта и трудолюбие близких соседствуют с лицемерием, ханжеством и приспособленчеством общества.


Тем не менее, все ранние детские воспоминания Олега Табакова окрашены в светлые оттенки. Эти годы он ассоциирует со свободой, солнцем, пространством и счастьем. Его окружали только любящие люди: мама и папа, бабушки Оля и Аня, дядя Толя и тетя Шура. Маленький Олег очень много читал и уже тогда увлекался театром – с удовольствием посещал саратовский ТЮЗ, многие постановки смотрел по несколько раз и знал наизусть.

Все изменилось, когда грянула война. Отец ушел на фронт, работал на санитарном поезде, Олега с мамой эвакуировали на Урал, и в военные годы Мария Андреевна трудилась в военном госпитале у железнодорожной станции Эльтон. Глава семейства вернулся домой, но вскоре после этого они с женой разошлись. Это стало огромным ударом для мальчика, причинило буквально физическую боль.


Оставшись без мужской опеки, мальчик едва не попал в дурную компанию, связавшись с уличной шпаной. Кто-то рассказал об этом маме Олега, и женщина взяла сына за руку и привела его в драмкружок «Молодая гвардия» при Дворце пионеров. Ему повезло попасть к педагогу Наталье Иосифовне Сухостав, которую Табаков впоследствии называл своей крестной мамой в актерской профессии. Хотя на прослушивании в студию он говорил очень тихо и неразборчиво, женщина приняла его в группу, и уже через несколько месяцев он блистал на сцене в ключевых ролях. В драмкружке он занимался с 1950 по 1953 год.


Окончив саратовскую школу №18, Табаков решил отправиться в Москву, чтобы поступить в театральное училище. Родственники отговаривали его, искренне желая добра – мало кто верил, что юноша из провинции с тремя годами местного драмкружка преодолеет жестокие вступительные испытания. Но, видимо, саратовская театральная школа всегда была сильной: Олега приняли в Школу-студию МХАТ и в ГИТИС. Он отдал предпочтение первому, так как считал этот вуз «вершиной театральной педагогики».

Первые роли

В учебных спектаклях Табаков играл преимущественно положительные роли. Сыграв однажды Хлестакова из «Ревизора», он получил комментарий от одного из педагогов: «Оказывается, в вас дремал прекрасный комедийный актер». Диплом об окончании Школы-студии он получил в 1957 году, после чего его приняли в театр Станиславского.


Еще в 1956 году он с группой единомышленников-выпускников МХАТовской школы (среди них были Олег Ефремов, Игорь Кваша , Галина Волчек , Евгений Евстигнеев и др.), основал театр «Современник» (тогда он назывался «Студия молодых актеров»). В качестве пробы пера выбрали спектакль «Вечно живые»: худруком был Олег Ефремов (он же исполнял роль Бороздина), Табаков (Лёлик, как звали его друзья) играл студента Мишу.

Репетировали 4 месяца, премьера состоялась 8 апреля 1957 года. Критики отмечали, что не увидели в постановке ничего нового – это был просто «классический хороший МХАТ». Эти слова группа молодых актеров восприняла как похвалу, ведь именно возрождение эстетических идеалов театра, свободного от налета «советчины», было их главной целью.


Первое время «Современник» жил под крылом МХАТа, но после третьего спектакля, «Никто» (в котором Табаков исполнил сразу 3 роли), руководство театра обвинило артистов в попрании традиций и выгнало их из помещения. Лишь через 4 года театр выбил собственное здание, располагавшееся на улице Маяковского. Табаков являлся постоянным артистом «Современника» до 1983 года, был задействован более чем в 30-ти постановках.


Еще будучи студентом, Табаков начал сниматься в кино. Вначале это были роли в массовке, но в 1956 году ему досталась главная роль в картине «Тугой узел». По сюжету у его героя Саши Комлева умирает отец, и парня усыновляет председатель колхоза, который в фильмы был показан отъявленным бюрократом. Это не понравилось цензорам, актера, исполнявшего роль председателя, заменили, а фильм получил другое название – «Саша вступает в жизнь». Оригинал зрители все же увидели, но лишь 30 лет спустя.


На рубеже 50-х и 60-х о талантливых актерах театра «Современник» знала вся Москва. А поистине народную славу Табаков приобрел после выхода в 1960 году на экраны двух картин подряд: драмы «Люди на мосту» и остросюжетной картины «Испытательный срок».


Первых героев Табакова называли «розовскими мальчиками». Школьник по имени Олег Савин, которого сыграл Табаков в ленте «Шумный день» по пьесе «В поисках радости» Виктора Розова – это воплощение лучших черт в людях хрущевского времени: прямота суждений, чистота помыслов, умение отстаивать свою позицию. Это относится и к Олегу Савину и к Виктору Булыгину из фильма «Люди на мосту», и к Саше Егорову из «Испытательного срока», и к Сереже из «Чистого неба», и ко многим последующим ролям Табакова

От этого амплуа он отошел в фильме «Молодо-зелено» (1963). Многие сомневались, что Табаков с его юношеской внешностью сможет убедительно сыграть бригадира и депутата Бабушкина. Но ему это мастерски удалось, и следом его утвердили на роль лейтенанта Крутикова из «Живых и мертвых» – первая отрицательная роль в фильмографии Табакова.


Всесоюзная слава

По воспоминаниям актеров «Современника», в те годы они были столь востребованными, что иногда сотрудники Мосфильма поджидали их прямо на выходе из театра, сажали в машину и везли на съемочную площадку. Безумный рабочий график сказался на здоровье Табакова – в 29 лет у него случился инфаркт. Прогноз врачей был неутешительным – ему советовали завязать с выступлениями навсегда. Но прошла пара месяцев, и он уже каждый вечер репетировал спектакль «Обыкновенная история», который в 1967 году получил госпремию Советского Союза, а сам Табаков за совокупные заслуги был награжден Знаком Почета.


В 1966 году зрители увидели Табакова в роли Николая Ростова в «Войне и мире» Сергея Бондарчука , в компании Вячеслава Тихонова и Людмилы Савельевой .


В 1968 году Олега Табакова пригласили в пражский театр «Чиногерны клуб» сыграть Хлестакова в постановке «Ревизор». Всего чешским зрителям было продемонстрировано 30 спектаклей, каждый из которых срывал овации,

В 1970 году, после того, как Олег Ефремов ушел во МХАТ, Олег Табаков возглавил «Современник», при этом продолжая выходить на сцену вместе с другими актерами. Он проявил себя достаточно жестким и бескомпромиссным руководителем: без колебания наказывал прогульщиков и разгильдяев, а однажды уволили Олега Даля – тот явился на спектакль пьяным и не смог выйти к зрителям. По мнению Олега Павловича, театр – это большая семья, где все дети должны расти в справедливости.

Олег Павлович стал одним из первых, кто принял участие в телеспектаклях: первым опытом стали работы в постановках «Рисунок карандашом» и «Продолжение легенды». На ТВ он записывает и два моноспектакля («Василий Теркин» и «Конек-Горбунок»). После этого с блеском сыграл главные роли в телевизионных спектаклях «Шагреневая кожа», «Иван Федорович Шпонька и его тетушка», «Эзоп» и «Печники», принимал участие в создании телеверсии постановки Современника «Двенадцатая ночь».


В 1973 году ему досталась роль эсэсовского генерала Шелленберга в «17 мгновений весны» с Вячеславом Тихоновым в главной роли, после чего его начали узнавать и за пределами Советского Союза.


В 1976 году он вновь проявил свой комедийный талант в «12 стульях» Марка Захарова . В эпопее о похождениях героев Андрея Миронова и Анатолия Папанова он сыграл застенчивого завхоза-воришку Альхена.

«12 стульев»: Табаков в роли «голубого воришки»

В 1978 году Табаков начал работу над озвучиванием кота Матроскина из мультфильма «Трое из Простоквашино». Шарика озвучил Лев Дуров , а дядю Федора – Мария Виноградова. Сегодня сложно представить, что будет если любимые с детства герои заговорят другими голосами. Это одна из самых известных работ Табакова как актера дубляжа, но далеко не единственная. Видимо, ему лучше всего удаются голоса героев-котов – он дублировал голос главного героя в фильме «Гарфилд» и его продолжении.


Через год зрители по достоинству оценили его исполнение короля Людовика XIII в мюзикле «Д"Артаньян и три мушкетера», в котором собрался воистину звездный состав: Михаил Боярский , Вениамин Смехов , Игорь Старыгин, Ирина Алферова , Алиса Фрейндлих , Маргарита Терехова . Вокальные партии Табакова исполнял Владимир Чуйкин.

Песни Людовика XIII, не вошедшие в «Трех мушкетеров»

Четыре года спустя Никита Михалков представил результат их сотрудничества – драму «Неоконченная пьеса для механического пианино» по мотивам чеховских рассказов. В том же году ему присудили звание Заслуженного артиста РСФСР. В 1980 свет увидела другая картина Михалкова с Табаковым в главной роли – «Несколько дней из жизни Обломова», которая получила зрительский успех за пределами страны, собрала премии международных фестивалей и 10 дней демонстрировалась в нью-йоркском кинотеатре «Эмбасси» с непременным аншлагом.


В 1983 году многолетнее сотрудничество с «Современником» закончилось переходом в МХАТ. Первой ролью Олега Павловича, сыгранной на этой сцене, стал Сальери из «Амадея».


В 1988 году Табакову было присвоено звание Народного артиста. К началу 90-х он был одним из самых богатых актеров Союза (хотя денежная реформа 1992 года плачевно сказалась на его состоянии). После развала СССР Олег Павлович продолжал сниматься в кино («Ширли-Мырли» с Верой Алентовой , «Внучка президента» с Надеждой Михалковой , «Сирота Казанская» с Еленой Шевченко и др.), регулярно выходил на сцену, но большую часть времени у него отнимало преподавание актерского искусства молодому поколению.

Педагогическая деятельность

В 1974 году у Табакова, уверенного, что необходимо «постоянно приобретать и коллекционировать свои профессиональные умения», возникла идея создать свою студию. Желающих заниматься у самого Табакова оказалось более четырех тысяч, но прошли отбор лишь 18 человек. Пятеро из них поступили в ГИТИС, на курс, который взялся учить Табаков.


Программа на курсе Табакова сильно отличалась от того, что преподавали студентам в других театральных. Ученики читали «запрещенку», устраивали встречи с культовыми фигурами в искусстве того времени, вроде Владимира Высоцкого и Булата Окуджавы .

Олег Табаков и его «цыплята табака»

В 1977 году этот курс стал основой для будущего театра «Табакерка». Среди молодых людей были многие известные сегодня артисты: Игорь Нефедов, Андрей Смоляков , Елена Майорова.


В 1986 году Табаков стал ректором Школы-студии МХАТ. Эту должность он занимал до 2000 года, после чего возглавил кафедру мастерства актера. В 1992 году по его инициативе была основана Летняя актерская школа имени Станиславского в Бостоне

В 2000 он стал художественным руководителем МХТ им. Чехова. Первым делом новый худрук взял курс на полное обновление репертуара, для чего пригласил режиссеров со свежим взглядом (Кирилл Серебренников , Константин Богомолов , Сергей Женовач) и актеров (Константин Хабенский , Юрий Чурсин , Ирина Пегова , Максим Матвеев и др.).


В 2009 году артист объявил о создании актерского колледжа при «Табакерке». Каждый год в заведение принимали 24 человека, проживание и все нужды которых финансировались из бюджета Москвы. При этом, по словам Табакова, педагоги колледжа сами искали молодые талантливых актеров, путешествуя по отдаленным уголкам России.

Театр нуждается в самородках из глубинки, и начинать учиться актерскому мастерству нужно сызмальства.

В августе 2015 года Олег Табаков отметил свое восьмидесятилетие. Свой юбилей он встретил в должности директора и художественного руководителя МХТ им. А. П. Чехова, а также члена Совета по культуре и искусству при Президенте России.

Олег Табаков и Марина Зудина в «Вечернем Урганте»

Личная жизнь Олега Табакова

Первой женой Олега Табаков стала актриса Людмила Крылова (1938 г.р.), которая родила супругу двоих детей:

Казалось, их брак выдержит любые невзгоды и перипетии актерской профессии, но в 1981 году на курс Табакова в ГИТИСе поступила 16-летняя Марина Зудина . За годы учебы их отношения вышли далеко за рамки «студент – педагог» (несмотря на 30-летнюю разницу в возрасте), но долгое время им удавалось скрывать этот факт. В 1995 году, после 10-летнего романа, Олег Табаков и Марина Зудина расписались. Свой уход из семьи Олег Табаков так и прокомментировал: «Как ни банально это звучит, пришла любоф-ф-ф…»


Почти 20 лет спустя он поведал в одном из интервью, что отношения между ним и Людмилой испортились, потому что она неоднократно избавлялась от его любимых собак, пока он был на гастролях.

Познер. Олег Табаков. Фрагмент (2011 год)

Дети от первого брака не простили отцу разрыв с Крыловой. Антон и Александра ушли из актерской профессии. Сын занялся ресторанным бизнесом, воспитал четверых детей: Никиту, Анну, Антонину и Марию. Дочь, порвавшая отношения с Табаковым, какое-то время была радио- и телеведущей, затем вышла замуж за немецкого кинодеятеля Яна Лиферса, от которого в 1988 году родила дочь Полину. После развода Александра с дочерью (которая носит фамилию отца) вернулись в Москву.


В 1995 году Марина Зудина подарила Олегу Павловичу сына Павла, а в 2006 году дочку Марию. Повзрослев, Павел Табаков продолжил дело отца: окончил школу-студию Олега Табакова, поступив туда честно, без блата, был занят в постановках МХТ им. Чехова, сыграл в ряде нашумевших картин («Звезда», «Орлеан», «Дуэлянт», «Empire V»).


Смерть Олега Табакова

В ноябре 2017 года актер попал в реанимацию, что стало шоком для всех поклонников его творчества. Масла в огонь подлили и диаметрально противоположные сообщения в СМИ: одни утверждали, что Табакову диагностировали сепсис, вторые писали, что он проводит плановое обследование. Антон Табаков сообщил, что его отец попал в реанимацию из-за воспаления легких (эта версия впоследствии подтвердилась). Вскоре артисту сделали трахеостомию. 25 декабря врачи сообщили об ухудшении состояния Табакова. Его пришлось ввести в искусственную кому. Очнувшись, актер перестал узнавать жену и сына.


В январе 2018 года появилась информация, что артисту стало лучше, но позже в прессе стали появляться новости о неутешительном состоянии Табакова, якобы у него начал отказывать мозг, хотя его близкие эту информацию опровергали. Тем не менее, выяснилось, что организм актера настолько ослаб, что мог функционировать только в состоянии искусственной комы. Наконец, 12 марта родные решили отключить Табакова от системы жизнеобеспечения. 82-летний актер ушел из жизни на больничной койке, в окружении близких. Прощание с актером состоялось на сцене МХТ, а похороны – на Новодевичьем кладбище.

Актер, режиссер, художественный руководитель двух ведущих московских театров и Учитель с большой буквы для нескольких поколений российских артистов. В его фильмографии около 130 киноролей и сотня спектаклей. Его голос знала вся страна, особенно он полюбился детям, которые росли на озвученных им мультфильмах - от “Простоквашино” до “Ильи Муромца и Соловья-разбойника”. Последние несколько месяцев Олег Табаков провёл в больнице. Он был госпитализирован ещё 27 ноября прошлого года. Ему поставили диагноз “сепсис”.

Рядом с Олегом Табаковым до самой его кончины всё время были его близкие.

Президент России Владимир Путин выразил соболезнования в связи с кончиной советского и российского актёра, режиссёра театра и кино, народного артиста СССР Олега Табакова.

Напомним, что ранее Олега Табакова поместили в реанимацию с подозрением на воспаление легких. Табаков был экстренно госпитализирован в Первую Градскую больницу Москвы.

Позднее СМИ сообщили о крайне тяжёлом состоянии Олега Табакова. Состояние здоровья художественного руководителя МХАТ имени Чехова Олега Табакова резко ухудшилось. Актер находился на искусственной вентиляции легких в реанимации. Медики оценивали состояние Табакова как крайне тяжелое. Рядом с легендарным актером находились члены семьи.

Олег Табаков: биография

Олег Павлович Табаков родился 17 августа 1935 года в Саратове в семье медиков. Первые годы жизни будущий актёр провел в коммунальной квартире. Детские воспоминания Олега Табакова очень светлые. Его окружало множество любящих людей: мама, отец, две бабушки, дядя с тётей, сводные брат и сестра.

Однако эта счастливая, безмятежная жизнь закончилась в июне 1941-го. В первые дни войны отец ушёл добровольцем на фронт. В конце 1942 года мама Олега Табакова заболела брюшным тифом и даже после выздоровления долго не могла встать на ноги.

Весной 1943 года Мария Андреевна, взяв с собой детей, отправилась в городок Эльтон, расположенный на севере Прикаспия. Здесь, вступив в действующую армию, она проработала в госпитале врачом-терапевтом два года. В Эльтоне Олег пошёл в школу. Но потом семья вернулась в Саратов, где Табаков продолжил обучение в мужской средней школе.

Восьмиклассником Олег Табаков попал в знаменитый на весь Саратов детский театр «Молодая гвардия» под руководством Натальи Иосифовны Сухостав, которую он называет своей крёстной матерью в актёрской профессии. Занятия в детском театре сыграли решающую роль в выборе будущей профессии.

Поступать в театральный институт Олег Табаков решил в столице. Он подал заявления в Школу-студию МХАТ им. Немировича-Данченко и в ГИТИС. Его приняли сразу в оба института, но Табаков отдал предпочтение МХАТу, который считал «вершиной театральной педагогики».

Руководителем курса, на котором учился Олег Табаков, был один из крупнейших театральных педагогов своего времени, народный артист СССР, заведующий кафедрой актёрского мастерства Школы-студии Василий Топорков. Одновременно с Табаковым в Школе-студии МХАТ учились будущие мастера сцены Валентин Гафт, Галина Волчек, Леонид Броневой, Евгений Евстигнеев, Олег Басилашвили, Татьяна Доронина, Михаил Казаков и другие.

Театр

После Школы-студии молодой актёр был распределен в Московский драматический театр имени Станиславского. Но судьба привела Табакова в новый, созданный Олегом Ефремовым, театр, который позже получил название «Современник».

После ухода Ефремова во МХАТ «Современник» почти на семь лет возглавил Олег Табаков. В декабре 1986 года вышел приказ о создании в Москве трёх новых театров. Среди них был и Театр-студия под руководством Олега Табакова. Так сбылась его заветная мечта о собственном театре, который вскоре окрестили «Табакеркой».

Начало пути «Табакерки» не было безоблачным. Некоторые критики не восприняли всерьёз появление новой студии. Зато в зрительном зале театра на улице Чаплыгина всегда был аншлаг. Первой работой Театра-студии под руководством Олега Табакова стал спектакль «Кресло» поставленный Табаковым по повести Юрия Полякова 1 марта 1987 года.

За период правления театром Табакова здесь происходит коренное обновление репертуара и актёрского состава. В труппу принимается целый ряд молодых и талантливых актёров: Марина Неёлова, Константин Райкин, Юрий Богатырёв и другие. Обновился и репертуар. Олег Табаков привлекал в театр для новых работ известных режиссёров и писателей, приносивших свежие идеи и новый импульс для творческого развития.

Театральная биография Олега Табакова очень богата и разнообразна. Табаков много работал за рубежом в качестве преподавателя и режиссёра-постановщика. Российский мэтр поставил более четырёх десятков спектаклей советской, русской и зарубежной классики в театрах Чехии, Финляндии, Германии, Дании, США и Австрии. А на базе Гарвардского университета актёр открыл Летнюю школу имени Станиславского, которую сам и возглавил. С 1986 по 2000 год он – ректор Школы-студии МХАТ, руководитель совместной аспирантской программы Школы-студии и Университета Карнеги Меллон (США).

С 2000-го Олег Табаков – руководитель Московского Художественного театра имени Чехова.

Помимо кино и работы в театре Олег Табаков появлялся и на телевидении. Именно Табаков стал одним из первых актеров, который участвовал в телевизионных спектаклях, которые транслировались в прямом эфире. На его счету два моноспектакля – «Конек-Горбунок» и «Василий Теркин».

Самыми известными постановками на телевидении с участием Табакова стали «Эзоп», «Шагреневая кожа», «Печники». Также актер и режиссер приложил руку к созданию телевизионный версии спектакля «Современника» под названием «Двенадцатая ночь».

Фильмы

Уже на третьем курсе МХАТа театральная биография Олега Табакова начинает переплетаться с кинематографом. Дебютной была роль Саши Комелева в фильме «Саша вступает в жизнь» Михаила Швейцера. Она помогла актёру познакомиться с «кухней» кино.

Первых героев Табакова называли «розовскими мальчиками». Школьник по имени Олег Савин, которого сыграл Табаков в ленте «Шумный день» по пьесе «В поисках радости» Виктора Розова – это воплощение лучших черт в людях хрущёвского времени. Прямота суждений, чистота помыслов, умение отстаивать свою позицию – это всё относится и к Олегу Савину, и к Виктору Булыгину из фильма «Люди на мосту», и к Саше Егорову из «Испытательного срока», и к Серёже из «Чистого неба». Сюда же можно отнести и Николая Ростова из «Войны и мира», и Колю Бабушкина из фильма «Молодо-зелено». Эти картины, безусловно, лучшие роли актёра в начале кинопути.

Экранные роли Олега Табакова начали появляться в период, когда в обществе происходила переоценка системы ценностей. Героев Табакова в молодости объединял гражданский пафос и прямота суждений. Это можно увидеть, к примеру, в «Шумном дне» или «Испытательном сроке».

На счету Табакова участие более чем в 120 фильмах. Не во всех он играл главную роль, но все его роли - заметные и харизматичные. На съемочной площадке судьба сводила Табакова с большим количеством признанных и даже великих актеров. В легендарном сериале о Штирлице «Семнадцать мгновений весны» с Табаковым снимались Вячеслав Тихонов и Леонид Броневой. В «12 стульях» партнерами «голубого воришки» Табакова стали Андрей Миронов и Анатолий Папанов.

В оскароносном фильме Сергея Бондарчука «Война и мир» (1968) Табаков сыграл Николая Ростова. В картине «Несколько дней из жизни И.И. Обломова» (1979) Олег Павлович гениально воплотил в жизнь образ Ильи Ильича. В том же году Табаков засветился в еще одном легендарном советском фильме «Москва слезам не верит». В «Д’Артаньяне» он очень точно преподнес зрителю глуповатого короля Людовика. Еще один яркий персонаж был воплощен актером в «Человеке с бульвара Капуцинов», где Табаков буквально слился с образом жадного до денег владельца салуна Гарри Маккью. Его партнерами по фильму стали Андрей Миронов, Николай Караченцов, Лев Дуров, Леонид Ярмольник.

С его участием вышло на экраны большое количество детских фильмов и киносказок. В «Мэри Поппинс, до свидания» (1983) Табаков перевоплотился в мисс Эндрю, в фильме «После дождичка в четверг» актер сыграл самого Кащея Бессмертного. После озвучки кота Матроскина в уже ставшем культовым для многих поколений мультфильме «Простоквашино» Табаков просто не мог не озвучить и голливудского кота Гарфилда в одноименном мультфильме.


Îëåã Òàáàêîâ

Личная жизнь

В начале 1990-х личная жизнь Олега Табакова на долгое время стала топ-темой таблоидов. После 35 лет совместной жизни с первой женой - актрисой Людмилой Крыловой - Табаков ушёл из семьи к актрисе Марине Зудиной. Разница в возрасте между Табаковым и Зудиной, которая годилась актеру в дочери, составляет 30 лет. Дети Табакова, Антон и Александра, поддержали маму и в знак протеста даже ушли из профессии. Со временем наладились отношения с отцом только у Антона Табакова.

Олег Табаков и Марина Зудина расписались в 1995 году после 10-летнего романа. Свой уход из семьи Табаков так и комментирует: «как ни банально это звучит, пришла любофф». Все факты из своей личной жизни и карьеры и, конечно, свою историю любви Табаков описал в автобиографической книге «Моя настоящая жизнь».

Роман с Мариной Зудиной был не первым в жизни актера, когда он заинтересовался молодой актрисой. Поговаривают о страстном романе 34-летнего на тот момент Табакова и 16-летней Еленой Прокловой, который завязался на съемках фильма «Гори, гори, моя звезда». Проклова не скрывает, что Табаков был ее первой настоящей любовью, а разные сплетни вокруг их отношений и несовершеннолетие актрисы только помешали их дальнейшим отношениям.

Молодая жена в 1995 году подарила Олегу Павловичу сына Павла, а в 2006 году - дочь Марию.

Павел Табаков успел вырасти и продолжить дело папы. Окончил школу-студию Олега Табакова (говорят, поступил туда безо всякой протекции) и играет в спектаклях МХТ им. Чехова. На его счету участие в таких известных картинах, как «Звезда», «Дуэлянт», «Орлеан».

У актера три внука: Никита, Аня и Полина.

Наше время

Осенью 2016 года произошло долгожданное событие. На Сухаревской площади состоялось открытие новой сцены театра Олега Табакова. Новоселье «Табакерки» посетил мэр столицы Сергей Собянин. Он, в частности, поведал, сколь скрупулезен и въедлив был художественный руководитель театра, который не разрешил упростить проект. Зато театр получился суперсовременным, с продуманным до мелочей оборудованием.

Режиссер добился возможности компьютеризовать всю технику и декорации. Помимо большой сцены был оборудован зал на 400 мест и дополнительный, малый зал. Премьерным в новом здании театра стал спектакль «Матросская тишина» по произведению А.Галича.

В 2017 году «Табакерка» отпраздновала 30-летний юбилей. В первый день весны на новой сцене на Сухоревской состоялся фестиваль под названием «Бенефис тридцатилетних», который собрал всех тех, кто стоял у истоков театра – Олега Табакова, Марину Зудину, Андрея Смолякова, Сергея Беляева и других. В рамках фестиваля состоялась постановки спектаклей «Чайка», «Лицедей», «Год, когда я не родился», «В ожидании варваров».