Тема Великой Отечественной войны в повести В. Кондратьева «Сашка

Урок литературы в 11 классе по повести В.Кондратьева «Сашка»

Цели: 1) обсуждение повести В.Кондратьева "Сашка» с целью осмысления характера простого человека во время Великой Отечественной войны;

2) развитие умения анализировать текст;

3) нравственное и патриотическое воспитание учащихся на художественном материале, связанном с родным краем в годы Великом Отечественной войны.

0борудование урока: выставка литературы по теме, портрет писателя, аудиокассеты с записями военных песен, магнитофон.

Оформление доски:

У каждого писателя должна быть сверхзадача. И для меня она заключалась в том, чтобы рассказать ту правду о войне, которая ещё не написана.

В.Кондратьев.

Ход урока.

  1. Оргмомент. Приветствие классу, объявление темы и цели урока.
  2. Звучит фонограмма песни М.Ножкина "Под Ржевом".
  3. Вступительное слово учителя.

Шестьдесят восемь лет назад, осенью 1941 г., на ржевской земле шли тяжёлые бои. Они длились почти 15 месяцев. И каждым день, каждый час, каждый миг могла оборваться чья - то жизнь. Да не одна! Потери в Ржевской битве были самые огромные.

Каждый, кто прошёл через «ржевскую мясорубку», помнит о ней до сих пор.

Как помнил о ней бывший солдат Вячеслав Кондратьев, написавший целый цикл произведений о боях на ржевской земле. Одно из произведений - повесть "Сашка".

  1. Несколько слов об авторе повести "Сашка" Вячеславе Кондратьеве. (Прослушать сообщение ученицы)

Вячеслав Кондратьев вошел в литературу позже других писателей фронтового поколения: Бакланова, Быкова, Астафьева, Константина Воробьёва. Они вошли в конце 50-х, в период "оттепели", а он чуть не двадцать лет спустя, в конце 70-х, когда ему было уже под шестьдесят. Вошёл активно, словно бы предугадывая, что судьбою отпущено не так уж и много, а рассказать надо то, что видел и испытал именно он и что другой за него не расскажет.

Оказывается, Кондратьев много лет писал что называется в стол, и, начиная с 1979г., когда в журнале "Дружба народов» появилась повесть «Сашка», он стал активно печататься.

Первоначально Кондратьев смотрел на своё предназначение просто: рассказать правдиво, не выдумывая, как происходили бои на ржевской земле. Рассказывал о боях под Ржевом, а получилось, что рассказал обо всей стране, обо всём воюющем народе. Повести «Сашка», «Селижаровский тракт», «Отпуск по ранению», «Встречи на Сретенке» составляют своеобразную тетралогию о путях фронтового поколения на войне и сразу после неё.

Род Кондратьевых корнями уходил в Ивановский край. Родившийся в 1920 году Вячеслав учился в Москве, кадровую службу проходил на Дальнем Востоке, воевал подо Ржевом и принадлежал к тому поколению, для которого четыре года войны навсегда остались «самыми главными» в жизни.

5. Слово учителя

Одно из интервью Вячеслава Кондратьева было озаглавлено «О войне придумывать не надо». В нём он так сказал о своем творчестве: «У каждого писателя должна быть сверхзадача, для меня она заключалась в том, чтобы рассказать ту правду о войне, которая ещё не написана». Эта сверхзадача, владевшая им всю жизнь, заставила Вячеслава двадцать лет спустя после войны , летом 1961 года, пройти по местам своих ржевских боев. Работал он в то время художником-плакатистом и не помышлял, что когда-то станет известным писателем.

После возвращения из поездки Кондратьев написал поэму «Деревни русские». В этой поэме всё - правда. Не претендуя на совершенство стиха, автор точно отразил время и чувства, им владевшие.

6. Фонограмма песни «На безымянной высоте». (1 куплет)

7. Учащиеся читают в отрывках поэму "Деревни русские".

8. Слово учителя.

Мы увидели с вами ещё одну грань В.Кондратьева как человека, который всю свою жизнь посвятил тем, кто был с ним на фронте, и тем, кому не суждено было вернуться.

Повесть "Сашка" была напечатана в 1979г., а в 1981вышла первая книга В.Кондратьева под тем же названием. Автор книги приезжал в Ржев, встречался с читателями. На память Центральной библиотеке имени А.Н.Островского он подарил книгу со своим автографом.

Эпиграф книги: «Всем, воевавшим подо Ржевом, – живым и мёртвым – посвящена эта повесть».

9. Беседа с ребятами:

  • А вам, ребята, интересно было читать повесть "Сашка"?
  • А почему?
  • Каким вы представляете себе Сашку по характеру? (Надёжным, совестливым, находчивым, смелым)
  • Назовите ключевые эпизоды, в которых раскрывается характер Сашки.

(1 - с валенками, 2 - пленение фрица, 3 - противостояние комбату, 4 - забота о раненом, 5 - встреча с Зиной в медсанбате, 6 - дорога в госпиталь по тыловым деревням, встреча со стариком, с Пашей, 7 - эпизод с тарелкой, 8 - встреча с девушками, отправляющимися на фронт)

Кондратьев ставил задачу рассказать правду о войне. Удалось ли ему это? Подтвердите примерами.

(«С хлебцем плохо. Навару никакого. Полкотелка жидкой пшёнки на двоих - и будь здоров. Распутица!»

«Но ещё большее удивление, если не сказать недоумение, вызвало у немца то, как Сашка, вынув кресало и трут - катюшей они это называли, - начал выбивать искру... и трут никак не разгорался».

«Ротный обмундированием от Сашки не отличался, такая же телогрейка, грязью заляпанная, ремня широкого командирского ему ещё не выдали, такое же оружие у него солдатское – автомат».

«Про своё житье-бытьё Сашка, разумеется, рассказывать бы не стал, хвалиться пока нечем. И со жратвой туго, и с боеприпасами. Но это всё временное, далеко от железном дороги оторвались, распутица».)

Когда, в какой момент Сашка думает: «Жизнь такая - откладывать ничего нельзя»?

(эпизод с валенками)

  • Почему Сашка, рискуя жизнью, пополз за валенками?

(«Для себя ни за что бы не полез, пропади пропадом эти валенки! Но ротного жалко».)

  • На какие детали обращает наше внимание автор в этом эпизоде?

(Лицо мёртвого немца сравнивается с куклой, т.к. оранжевого цвета; Сашке неловко стало, что оказался он случайно в безопасности во время артналёта; «курнуть захотелось смертно»)

Вывод: Решившись на поступок, Сашка всё тщательно планирует. Иначе – смерть.

  • При каких обстоятельствах Сашка впервые встретился с немцами?
  • Что помогло Сашке пережить ужас от встречи с немцами?

(Заминка фрицев перед тем, как выполнить приказ: значит, они тоже боятся.)

  • Взаимовыручка в бою - самое важное. Как помог Сашка ротному?

(отдал свой запасной диск)

  • Почему даже без патронов пополз Сашка за немцем?

(«Сколько ребят из разведки положили, пока за языком лазили, Сашка знал»)

  • Поединок с немцем был честный. Сашка немца взял в плен (ротный помог), и вести его в штаб Сашке. Зачитайте размышления героя об этом.

(«И тут понял Сашка, какая у него сейчас страшная власть над немцем. Ведь тот от каждого его слова или жеста то обмирает, то в надежду входит. Он, Сашка, сейчас над жизнью и смертью другого человека волен. Захочет - доведет до штаба живым, захочет - хлопнет по дороге! Сашке даже как-то не по себе стало, и немец, конечно, понимает, что в Сашкиных руках находится полностью. А что ему про русских наплели, одному богу известно! Только не знает немец, какой Сашка человек, что не такой он, чтоб над пленным и безоружным издеваться".

Вспомнил Сашка, был у них в роте один больно злой на немцев, из белорусов вроде. Тот бы фрица не довёл. Сказал бы: «При попытке к бегству», - и спросу никакого.

И стало Сашке как-то не по себе от свалившейся на него почти неограниченной власти над другим человеком».)

Вывод: Как легко переступить грань дозволенного нравственным сознанием, но Сашка, хоть и молодой, оказался на высоте.

Почему у Сашки нет ненависти к пленному фрицу?

(«Вот когда поднялась они из-под взгорка - серые, страшные, нелюди какие-то, это были враги! Их-то Сашка готов бел давить и уничтожать безжалостно! Но когда брал он этого фрица, дрался с ним, ощущая тепло его тела, силу мышц, показался он Сашке обыкновенным человеком, таким же солдатом, как и он, только одетым в другую форму, только одураченным и обманутым…»,

  • Комбат отдал приказ Сашке: пленного расстрелять. Отчего мучается Сашка? Как быть? Выполнить приказ надо, но для Сашки - невозможно. И не выполнить - нельзя. Прав ли был комбат, отдав такой приказ?
  • Какие попытки предпринял Сашка, чтобы отменили приказ? (1 - обратился к дежурному лейтенанту, 2 - думал забежать в санчасть, чтобы военврач, тоже капитан, отменил приказ. «Что же мне теперь делать? что?» - мучается Сашка)
  • Почему для Сашки был мучителен вопрос, как решить судьбу пленного? Какой человек Сашка?

(Совестливый)

Как автор показывает метания Сашки? («Тут подумал Сашка, а как бы ротный на его месте поступил? Ротного на горло не возьмешь! Он бы слова для капитана нашёл! А что Сашка - растерялся начисто, лепетал только «не могу».... да что может Сашка, рядовой боец, которому каждый отделенный! - начальник? Ничего вроде бы. Но хватало же у него духу начальнику перечить, а сейчас такое умыслил, душа переворачивается - приказ не выполнить! Да кого? Самого командира части.

Впервые за всю службу в армии, за месяцы фронта столкнулись у Сашки в отчаянном противоречии привычка подчиняться беспрекословно и страшное сомнение в справедливости и нужности того, что ему приказали. И ещё третье есть, что сплелось с остальным: не может он беззащитного убивать. Не может, и всё!»)

  • Как разрешились мучительные размышления Сашки? (Комбат отменил приказ. А в жизни было по-другому.)
  • Почему Сашка, раненный в руку, вернулся в роту? Как это его характеризует? (Надежный товарищ)
  • Почему Сашка возвращается за раненым в лес, хотя только что пережил страх от обстрела? («А ведь он слово дал. Умирающему - слово! Это понимать надо»)

10. Сценка «В медсанбате»

  • Целую гамму чувств испытал Сашка в медсанбате. Что это были за чувства? (1 - радость от встречи с Зиной, 2- негодование по отношению к старшему лейтенанту, 3 - обида, что в штабе будет вечеринка по поводу 1 Мая)

Вывод: Сашка и Зина. Как всё сложно складывается в их судьбе: любовь и ревность переплелись. И всё же после расставания Сашка говорит: «Неосудима Зина. Просто война... И нету у него зла на неё». Это равносильно пушкинскому «Как дай вам бог любимой быть другим».

Вот и опять мы увидели зрелость Сашки. А ведь ему - чуть-чуть за двадцать: отслужив срочную службу на Дальнем Востоке, попал на ржевскую землю, где принял боевое крещение.

  • Почему Сашку так обидела вечеринка в штабе? («Что ни говори, пока война, пока истекает кровью его батальон, пока белеют нижним бельём незахороненные, какие могут быть праздники, какие танцы?»)
  • Сколько обиды, злости было у Сашки, Жоры и лейтенанта Володьки, пока брели до госпиталя. Им, фронтовикам, побираться? просить еду, как нищим?

Вспомните деда, что дал раненым дельный совет копать картошку на поле и жарить лепёхи. Снабдил и махоркой, а на прощанье подколол: «Как дальше воевать-то будете?»

(Философский ответ: «Не беспокойся, дед, провоюем и немца погоним», - сказал Сашка.)

  • Разбередил дед душу Володьке. А Сашка, утешая, сказал: «Война всё спишет». Согласны ли вы этими словами?
  • Какие мысли не дают покоя лейтенанту Володьке?

(« Вы, рядовые, вам что, вы никого на смерть не гнали. Ничего не спишется. Всю жизнь помнить буду, как глядели на меня ребята, когда я им приказ на наступление выкладывал. Всю жизнь»)

  • Почему Сашка взял на себя вину лейтенанта Володьки, метнувшего тарелку в офицера? (именно потому, что готов защитить Володьку: ему трибунал грозил бы худшими последствиями. А что с рядового взять? Сашку никто не просил, он сам всё видит, понимает и поступает по совести)
  • Лейтенант особого отдела тоже поступил по-человечески: отпустил Сашку в отпуск, чтобы он не попал под трибунал. И вот Сашка отправляется домой долечиваться. Встреча с девушками, едущими на фронт, на вокзале в Клину - небольшой штрих к портрету Сашки. Вспомните, о чем думал герой, размышляя об этой встрече?

11. Обобщение: В образе Сашки Вячеслав Кондратьев нам открывает характер человека из народа, сформированный своим временем и воплотивший черты своего поколения. Сашка-человек не только с обостренным нравственным чувством, но и с твердыми убеждениями. И прежде всего он человек размышляющий, проницательно судящий о происходящем.

Константин Симонов так сказал о герое повести Кондратьева: «История Сашки – это история человека, оказавшегося в самое трудное время в самой трудной должности – солдатской».

12. Домашнее задание: мини-сочинение «О чём меня заставила задуматься повесть Кондратьева «Сашка»?

Использованная лит-ра: учебник 11кл.автор Агеносов В.И., Методическое пособие того же автора


1. «Окопная правда» В. Кондратьева.
2. Пленный немец и Сашка.
3. Настоящий подвиг человеколюбия.

Приказ не выполнить! Да кого? Самого командира части...
В. Л. Кондратьев «Сашка»

Война! Что она сделала с людьми? Она разрушила семьи, оставила женщин скорбными вдовами, а детей сиротами, в чьих по-взрослому серьезных глазах отражаются блики автоматных очередей, от которых погибли их отцы... Вот одна из трагедий войны: человек убивал человека, и не важно, какова его национальность. Захватчик и защитник, победитель и побежденный — все они люди. Странно, наверное, зная о том, что творили фашисты на нашей земле, говорить о равенстве советских солдат и немецких. Первые шли на смерть за Родину, а вторые оказались в России по разным причинам, но большинство из-за того, что принимали присягу или «были одурачены и обмануты».

Раньше печатались только такие произведения, где агрессоры-немцы были все на одно лицо. Но появлялись такие писатели, как Вячеслав Кондратьев со своей «окопной правдой». Они сами прошли войну, и именно эти бывшие солдаты понимают, что нельзя рисовать людей только черной краской. И немцы-захватчики не одинаковы: одни — фашисты, нацисты, звери, для которых не существуют простые человеческие чувства, такие как жалость, сочувствие, а другие — такие же, как наши солдаты, тоскующие по родине, семье, любимой девушке. Им эта война была не нужна. Кондратьев развил эту мысль в своей повести «Сашка», она была напечатана лишь в 1979 году.

В повести рассказывается о том, как в одном из боев русский солдат Сашка взял в плен молодого немца: «Был он вроде бы Сашкин одногодок, дет двадцати, курносый, веснушчатый, на вид прямо русский». Этот немец даже напомнил Сашке его деревенского друга Димку. Когда русский солдат брал «этого фрица» в плен, «показался он Сашке обыкновенным человеком, таким же солдатом, как и он, только одетым в другую форму, только одураченным и обманутым». Кондратьев здесь одним из первых показывает, что и немец и русский не испытывают ненависти друг к другу. Сам «фриц» (его имя в повести не упоминается) протягивает пленившему его русскому солдату зажигалку, и Сашка принимает ее. Есть в произведении интересный эпизод. По пути в штаб Сашка, рассердившись на фрица, называет его фашистом, на что немец неожиданно для героя отвечает: «Их бин нихт фашист, их бин дейче зольдат...». Не фашист? Это странно для Сашки: немец — значит, фашист. По дороге русский солдат узнает, что «его немец» на гражданке был «штудент». «Выходит, грамотный немец, а в Гитлере не разобрался. Эх ты... штудент, а пошел с фашистами», — без злобы подумал Сашка. Приведя немца в штаб к капитану, Сашка получает прямой приказ: «Немца — в расход!» А накануне солдат показал немцу листовку, где говорится, что пленным гарантируется жизнь и возвращение на родину. Кондратьев мастерски показывает психологическое состояние героев. Капитан отдал приказ о расстреле, потому что вчера убило его любимую девушку, и, поддаваясь горю, он винит во всем случайно попавшего к нему немца только из-за его национальности. А Сашка, вместо того чтобы подчиниться, начинает еле слышно оспаривать решение своего командира: «Товарищ капитан... Я ж обещался ему... Я листовку нашу ему показывал, где все сказано...». Вот это настоящий подвиг совести. Но приказ выполнять все-таки пришлось. Дорога к старому сараю, где решили расстрелять немца, — самая тяжелая долгая в жизни как Сашки, так и приговоренного немца. Рука не поднимается у героя на безоружного, так похожего на него самого солдата, пусть говорящего на другом языке, курящего иной табак, ведь «обещал он жизнь немцу». «Обещал. Сроду никого не обманывал, а тут обманул», — мучается Сашка. Поднял немец взгляд — «померкшие глаза и мука в них: чего тянешь, чего выматываешь?...» Вот стоят друг против друга два солдата, воевавшие по разные стороны баррикад, два человека... Один из них ждет смерти, «беспрерывно сглатывая слюну», а другой не решается нажать на курок...

Неожиданно и Сашку и немца спасает сам комбат. Подойдя к Сашке, он сказал, отводя глаза: «Немца отвести в штаб бригады. Я отменяю свое приказание». Капитан все-таки одолел свой гнев, горе, отказался от несправедливого приказа. Кондратьев умеет без пафоса, пространных рассуждений показать настоящий человеческий подвиг милосердия и справедливости. И Сашка, и комбат даже не гордятся собой, а воспринимают сделанное как должное, самое обычное дело. Сашка всего лишь подумал: «...коли живой останется, то из всего, им на передке пережитого, будет для него этот случай самым памятным, самым незабывным...».

Урок-конференция по повести В. Л. Кондратьева «Сашка»

Тема урока: «Человек на войне. Проблема нравственного выбора».

Цель урока: попытаться прикоснуться сердцем к живым истокам Великой Победы, прежде всего – нравственным, «примерить на себя» и героизм, и трагизм тех дней.

Оборудование урока: компьютер, проектор, мультимедийная презентация; стенд, посвящённый произведению В. Кондратьева «Сашка» (на нем вопросы для обсуждения повести, высказывания о ней, иллюстрации); материалы, подготовленные к уроку учащимися (печатные тексты выступлений).

Методические приёмы: обмен информацией (выступления учащихся - биографа, литературоведа, историков); беседа; краткий пересказ; анализ эпизодов; сопоставление; решение проблемного вопроса.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент. Объявление темы и цели урока. (Слайды 1-3)

II. Вступительное слово учителя.

Всё дальше и дальше уходят от нас в прошлое годы Великой Отечественной войны. Все меньше остаётся среди нас её участников. Ушёл из жизни и писатель В. Л. Кондратьев. Но голос его продолжает звучать со страниц его произведений, «трепещет – как на ладони! – его израненное, но продолжающее болеть – за всех нас! – сердце…»

В одном интервью В.Л.Кондратьев сказал: «У каждого писателя должна быть сверхзадача. Для меня она заключалась в том, чтобы рассказать ту правду о войне, которая ещё не написана». (Слайд 4)

«Не за победными трофеями возвращается настоящая литература на поля давних сражений… и не славы она ищет, а хочет понять, каким он был, тот человек, спасший нашу землю от фашистского нашествия? Какими они вообще были, вставшие от края и до края? Ведь было в них, наверное, что-то, ЧТО НЕ ПОЗВОЛЯЕТ УГАСНУТЬ ВЕЧНОЙ НАДЕЖДЕ НА ЛУЧШИЕ И СВЕТЛЫЕ, ЧИСТЫЕ СИЛЫ ЧЕЛОВЕКА?» (И.Дедков) (См. стенд)

Что выше, что важнее: приказ, общее мнение, обстоятельства, воля кого-то, кто выше тебя, или ты сам со своим пониманием совести и добра? Старое и вечное испытание человека: переступить или не переступить?

III . Выступления учащихся: биографа, литературоведа, историков.

    Биография писателя В. Кондратьева. (Слайды 5-6,8, 9)

    Литературное творчество. (Слайды 6-7)

    История создания повести «Сашка». (Слайд 10)

    История города Ржева. (Слайды 11, 12, 14)

    Воспоминания маршалов Г.К. Жукова и К.К. Рокоссовского. (Слайд 13)

IV . Фоторяд под фонограмму песни М. Ножкина «Под Ржевом». (Слайд 15)

V . Обсуждение повести В. Кондратьева «Сашка».

Мысленно перенесёмся в то время и на ту землю, о которых узнали по воспоминаниям военачальников и прочли в повести «Сашка».

1. Два месяца воюет Сашка. Много это или мало? Какие детали, картины помогают писателю воссоздать, а нам представить это время?

(Быт войны. Тот самый, про который писатель скажет: «…вся война из этого быта и состояла. Сами бои составляли не главную часть жизни человека на войне. Остальное был быт, непомерно трудный, связанный с лишениями и с огромными физическими нагрузками»).

Как показан военный быт в повести? (Слайд 16)

(«Ни окопов, ни землянок у первой роты не было, ютилась битая-перебитая в шалашиках. Только у ротного был жиденький блиндажик».

«И со жратвой туго, и с боеприпасами… нету силёнок ребят хоронить, нету… Ведь себе, живым, окопчика вырыть не в силах»

«Войско вроде зимой тут стояло, а может, и бои были, потому как валялись по сторонам каски простреленные, ящики цинковые от патронов, обмотки ржавые, обрывки бинтов окровавленных и даже труп один они приметили, но подходить не стали - хватит, на всю жизнь насмотрелись»

« - Сколько у вас в роте было человек?

Сто пятьдесят…

Сколько осталось?

Шестнадцать…»)

- Зачем Кондратьев так дотошно выписывает этот убогий быт войны?

(Мы понимаем, что эта правда детали, быта выводит к той самой главной истине, ради которой живёт наша литература, – к правде человека, решившегося остаться человеком в этой страшной войне).

Сашка добывает валенки для ротного.

Сашка берёт в плен немца и отказывается его расстрелять.

Раненый Сашка под огнём возвращается в роту проститься с ребятами и отдать автомат.

Сашка ведёт санитаров к раненому, не полагаясь на то, что они сами его разыщут.

Встреча с Зиной.

Сашка выручает лейтенанта Володю.

3. Один из критиков заметил, что В. Кондратьев провёл своего героя через испытания властью, любовью, дружбой. Как выдержал Сашка эти испытания?

VI. Анализ отдельных эпизодов.

Эпизод пленения немца. Испытание властью. («И тут понял Сашка, какая у него сейчас страшная власть над немцем. Ведь тот от каждого его слова или жеста то обмирает, то в надежду входит. Он, Сашка, сейчас над жизнью и смертью другого человека волен. Захочет - доведет до штаба живым, захочет - хлопнет по дороге! Сашке даже как-то не по себе стало, и немец, конечно, понимает, что в Сашкиных руках находится полностью. А что ему про русских наплели, одному богу известно! Только не знает немец, какой Сашка человек, что не такой он, чтоб над пленным и безоружным издеваться.

Вспомнил Сашка: был у них в роте один больно злой на немцев, из белорусов вроде. Тот бы фрица не довёл. Сказал бы: «При попытке к бегству», - и спросу никакого.

И стало Сашке как-то не по себе от свалившейся на него почти неограниченной власти над другим человеком».)

Каким мы видим Сашку в этом эпизоде? Какие чувства вызывает он у нас? Что мы ценим в нём? (+ обращение к иллюстрации. См. стенд)

(Сашка вызывает симпатии, уважение к себе добротой, участливостью. Гуманностью. Война не обезличила, не обесцветила Сашкин характер. Он любознателен и пытлив. На все события имеет свою точку зрения. Сашке не по себе от почти неограниченной власти над человеком, он понял, какой страшной может стать эта власть над жизнью и смертью. Мы ценим в Сашке и огромное чувство ответственности за всё. Даже за то, за что отвечать он не мог. Стыдно перед немцем за никудышную оборону. За ребят, которых не похоронили: он старался вести немца так, чтобы не видел тот наших убитых и не захороненных ещё бойцов, а когда всё-таки натыкались они на них, стыдно было Сашке, словно он в чём-то виновен).

- Вспомните похожий эпизод романа «Война и мир» (Бой под Островной. Николай Ростов и француз. Состояние Николая).

Почему Сашка не выполнил приказ? Это ведь немыслимое в армии событие – неподчинение приказу старшего по званию.

(Сашка жалеет немца, не представляет, как сможет нарушить данное ему слово. «Цена человеческой жизни не умалилась в его сознании»).

- Есть ли похожий эпизод в романе «Война и мир»? (Долохов и Денисов: спор о пленных).

- «Сашка вздохнул глубоко, полной грудью…и подумал: коли живой останется, то из всего им на передке пережитого, будет для него случай этот самым памятным, самым незабываемым…». Почему? (Слайд 18)

(Сашка ходил в атаки, часто безнадёжные и поэтому смертельно опасные, отбивал нападения немецкой разведки, бился один на один с немцем, видел смерть, но самый памятный день – это тот, когда не убил немца. Не убил, чтобы остаться человеком.

Не убитый им немец – это сила души, борющейся с таким победоносным, с таким могучим злом. И Кондратьев убеждает, что мы победили не потому, что были сильнее, а потому, что были выше, духовно чище.)

Какой из этих поступков - пленение немца или спасение его - можно назвать подвигом? Какой из них достоин награды?

- Сопоставьте жизненные принципы Сашки и связного комбата Толика. На чьей стороне вы?

(Девиз Толика – «наше дело телячье». Но Сашка не хочет быть телёнком, он хочет оставаться человеком. Сашка и Толик противопоставлены, как ответственность и безответственность, сочувствие и равнодушие, честность и шкурничество).

- Не напоминает ли вам Толик Николая Ростова? В каких эпизодах? (Разговор Николая с Пьером о тайном обществе. Николай: «Ты лучший друг мой…, но…начни вы противодействовать правительству, какое бы оно ни было, я знаю, что мой долг –повиноваться ему. И вели мне сейчас Аракчеев идти на вас с эскадроном и рубить – ни на секунду не задумаюсь и пойду»)

- Что, по-вашему, повлияло на решение комбата отменить приказ о расстреле пленного немца?

- Какие качества Сашки проявляются в эпизодах:

1. Раненый Сашка под огнём возвращается в роту проститься с ребятами и отдать автомат.

2. Сашка ведёт санитаров к раненому, не полагаясь на то, что они сами его разыщут.

(Ответственность, верность слову)

- Можно ли сказать, что Сашка – « рыцарь без страха и упрёка»?

(Сашка не раз испытывал страх, но умел его преодолевать).

Сопоставление с эпизодом: «На батарее Раевского.

Пьер: «А разве ты боишься?»

Солдат: «А то как же?.. Ведь она не помилует. Она шмякнет, так кишки вон. Нельзя не бояться…».

Поэт-фронтовик Ю.Друнина писала: «Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне»)

Эпизод «Встреча с Зиной». Испытание любовью.

-Что значит Зина в Сашкиной жизни? (+ Обращение к иллюстрации. См. стенд)

(Сашка и Зина. Как всё сложно складывается в их судьбе: любовь и ревность переплелись. И всё же после расставания Сашка говорит: «Неосудима Зина. Просто война... И нету у него зла на неё». Это равносильно пушкинскому «Как дай вам бог любимой быть другим».

Вот и опять мы увидели зрелость Сашки. А ведь ему - чуть-чуть за двадцать: отслужив срочную службу на Дальнем Востоке, попал на ржевскую землю, где принял боевое крещение.)

Противоречит ли поведение Сашки вашему мнению о его характере или, наоборот, подтверждает уже сложившееся мнение о нём?

(Сашка остаётся Сашкой: справедливость, доброта и здесь взяли верх. Сашка не ожесточился, не огрубел, сумел понять Зину и не осудить её, хотя горько ему и больно. «Неосудима Зина… Просто война… И нету у него зла на неё!..»

Раз у них любовь, какое право он имеет ей мешать? И Сашка уходит, не причиняя Зине боли лишними разговорами. Он бы по-другому не мог).

Эпизод «Фронтовая дружба с Володей». Испытание дружбой.

- Как проявляет себя Сашка во время краткой фронтовой дружбы с лейтенантом Володей?

-Осуждаем ли мы или оправдываем Сашку в эпизоде с утихомирива-нием солдат? А автор?

(Автор сочувствует Сашке: он, на вид совсем не геройский, не лихой солдат, оказался сильнее и смелее отчаянного лейтенанта с Марьиной Рощи, выручает его из беды. «История эта нервишек стоила, если по-честному, то совсем не «наплевать» было Сашке»)

VII. Решение нравственной проблемы

- Есть «надо» и «сверх надо». Сашка делает «сверх»? Или это командует совесть?

(С точки зрения Сашки, его поведение, поступки – это норма, ничего сверхъестественного. Он иначе не может. Нет двух совестей – совести и иной совести: совесть или есть, или её нет, как нет двух патриотизмов).

VIII. Выводы

- Чем привлекателен Сашка? Что хотел показать в нём автор? (Слайд 19)

Характер Сашки – открытие Кондратьева. Пытливый ум и простодушие, жизнестойкость и деятельная доброта, скромность и чувство собственного достоинства – всё это соединилось в цельном характере героя. Кондратьев открыл характер человека из народной гущи, сформированный своим временем и воплотивший лучшие черты этого времени. «История Сашки – это история человека, оказавшегося в самое трудное время в самом трудном месте на самой трудной должности – солдатской». «…Не прочитай я «Сашку», мне что-то не хватало бы не в литературе, а просто-напросто в жизни. Вместе с ним у меня появился ещё один друг, полюбившийся мне человек», – писал К. Симонов.

- А что для вас значит Сашка, ведь по возрасту он близок вам?

Мы не случайно пытались сопоставлять эпизоды повести В. Кондратьева и романа Л.Н. Толстого. Какие толстовские традиции в изображении «войны» и «мира», человека на войне вы обнаружили?

IX. . Заключительное слово учителя.

Действительно, многие толстовские мысли о войне и мире нашли свое отражение в повести В. Кондратьева. И поэтому, наверное, уместно закончить урок обращением писателя В. Кондратьева к вам, ученикам-старшеклассникам (См. стенд):

«К ребятам: для нашего военного поколения самым главным было то, что мы с детства были пополнены великой русской литературой прошлого века. Она воспитала в нас гражданские и высокие нравственные понятия, которые позволили нам прожить в страшное время и остаться чистыми, не запятнать свою совесть ничем. Желаю всем вам того же, т.е. чтобы читать и читать святую русскую литературу».

X. Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение: «Почему повесть «Сашка» - произведение, нужное сегодня?» или дать развёрнутый ответ на вопрос «Какое впечатление произвела на меня повесть «Сашка»? «Как вы понимаете слова «Сердца! Да это же высоты, которых отдавать нельзя»? (См. стенд)

Использованная литература

    В.Л. Кондратьев. Привет с фронта. Повести и рассказы – Москва, «Художественная литература», 1995.

    Произведение о Великой Отечественной войне на уроках литературы и во внеклассной работе. – М., «Просвещение», 1985.

    Н. Крупина, Н. Соснина. «Я вам жизнь завещаю…» (Старшеклассники обсуждают повесть В. Кондратьева «Сашка») – «Литература в школе», №3 1989.

    А. Коган. …Жил и умер, как солдат. О Вячеславе Кондратьеве, его жизни и творчестве, его непростой судьбе. – «Литература в школе», №2 1995.

Цели урока: вызвать у обучающихся размышления о прочитанном, переживания, душевный отклик; совершенствовать умение анализировать текст.

Оборудование урока:

Методические приёмы: анализ текста, беседа.

Ход урока

I . Слово преподавателя

Вячеслав Кондратьев предваряет свой рассказ так: «Всем павшим подо Ржевом — живым и мертвым посвящена эта повесть». Насколько она автобиографична? Наверное, это неважно. Судьба автора во многом сходна с судьбой его героя, с судьбой его боевых товарищей. Насколько важна правда факта, документальность в произведении? Главное, как писал Виктор Некрасов, даже не «так было», а «не могло быть не так».

II. Беседа

(Автор сразу вводит читателя в повествование, без всяких предварительных слов: «К вечеру, как отстрелялся немец, пришло время заступать Сашке на ночной пост». Он не называет бойца по фамилии, не называет его звания, герой — просто Сашка.

Просмотр содержимого документа
«Урок 5. Обсуждение повести В. Кондратьева «Сашка»»

Урок 5. Обсуждение повести В. Кондратьева «Сашка»

Цели урока: вызвать у детей размышления о прочитанном, переживания, душевный отклик; совершенствовать умение анализировать текст.

Оборудование урока: можно попросить принести на урок какие-нибудь семейные реликвии времен войны: письма, документы, фотографии, газеты, вещи.

Методические приёмы: анализ текста, беседа.

Ход урока

I . Слово преподавателя

Вячеслав Кондратьев предваряет свой рассказ так: «Всем павшим подо Ржевом - живым и мертвым посвящена эта повесть». Насколько она автобиографична? Наверное, это неважно. Судьба автора во многом сходна с судьбой его героя, с судьбой его боевых товарищей. Насколько важна правда факта, документальность в произведении? Главное, как писал Виктор Некрасов, даже не «так было», а «не могло быть не так».

II. Беседа

(Автор сразу вводит читателя в повествование, без всяких предварительных слов: «К вечеру, как отстрелялся немец, пришло время заступать Сашке на ночной пост». Он не называет бойца по фамилии, не называет его звания, герой - просто Сашка. Повествование ведется, кажется, от лица автора, но в то же время создается впечатление, что рассказывает сам герой. Этому способствует и сталь рассказа - простой, разговорный, и инверсии, характерные для разговорной речи: «У края рощи прилеплен был к ели редкий шалашик для отдыха, а рядом наложено лапнику густо...», и просторечия: «середка», «побоязничали», «подремливали», «свербит» и т. д.)

Чем занимается Сашка на фронте?

(В первом эпизоде мы видим Сашку, когда он задумывает достать валенки с мертвого немца для своего ротного. Речь идет не о боеприпасах, не о боевой задаче - о валенках, это жизненно важно. Вообще «жизнь такая» - откладывать ничего нельзя».)

Как изображается война?

(«А ночь плыла над передовой, как обычно... Вплескивались ракеты в небо, рассыпались там голубоватым светом, а потом с шипом, уже погасшие, шли вниз к развороченной снарядами и минами земле... Порой небо прорезывалось трассирующими, порой тишину взрывали пулеметные очереди или отдаленная артиллерийская канонада... Как обычно...» Дважды повторяется «как обычно», хотя речь идет о страшных вещах. «Привык уже Сашка к этому, обтерпелся и понял, что непохожа война на то, что представлялось им на Дальнем Востоке...» Война оставляет следы разрушения и смерти: «Деревни, которые они брали, стояли будто мертвые... Только летели оттуда стаи противно воющих мин, шелестящих снарядов и тянулись нити трассирующих. Из живого видели они лишь танки...» Странное сочетание - «живые танки».)

Автор показывает военный быт: «Ни окопов, ни землянок у первой роты не было, ютилась битая-перебитая в шалашиках (это зимой!). Только у ротного был жиденький блиндажик. И со жратвой туго, и с боеприпасами... нету силенок ребят хоронить, нету... Ведь себе, живым, окопчика вырыть не в силах». Жалкие слова - «шалашик», «окопчик», «блиндажик» подчеркивают шаткость, ненадежность положения.

Мы узнаем о численности личного состава Сашкиной роты:

«- Сколько у вас в роте было человек? - спросил Сашку капитан.

Сто пятьдесят...

Сколько осталось?

Шестнадцать…»

Выходит, меньше чем за два месяца из каждых десяти человек девять погибли!

(Сашка добывает валенки для ротного; раненый Сашка возвращается в роту проститься с ребятами и отдать автомат; Сашка ведет санитаров к раненому; Сашка берет в плен немца и отказывается его расстрелять; встреча с Зиной; Сашка выручает лейтенанта Володю. Эти эпизоды раскрывают личность Сашки с разных сторон, он как бы проходил испытания на выносливость, на человечность, на верность в дружбе, в любви, испытания властью над другим человеком.)

III. Пересказ и работа с эпизодом пленения немца

Сашкина рота напоролась на немецкую разведку и стала поспешно отходить. Фашисты хотели отрезать от наших свою разведку: полетели мины. «Но все это было привычное, испытываемое ими каждодневно и потому особого страха не вызывало». Сашка оторвался от своих, рванул через огонь и тут увидел немца. Сашка проявляет отчаянную храбрость - берет немца голыми руками, патронов у него не было, свой диск он отдал ротному. При этом вовсе не считает себя героем - на вопрос ротного, как это вышло, отвечает: «А шут его знает. Дуриком». На допросе немец молчит, и ротный приказывает Сашке вести немца в штаб. По дороге Сашка думает, что немец не трус, раз не поддакивает на его «Гитлер капут» говорит, немцу, что у нас пленных не расстреливают, обещает ему жизнь. Комбат в штабе, не добившись от немца никаких сведений, приказывает его расстрелять. Сашка приказу не подчинился.

Почему Сашка не подчиняется приказу?

Как расценивать этот его поступок?

Сашке нетрудно было бы убить немца в бою. Этот же был пленным, расстрелять его, после того как обещал сохранить жизнь, Сашка не мог. Между двумя солдатами - русским и немецким - завязываются человеческие отношения: оба умываются и чистят одежду перед тем, как прийти в штаб; немец угощает Сашку сигаретами; Сашка обращается к пленному уже не так, как сначала, - «фашист», а «фриц», более нейтрально, ведь Фриц - немецкое имя; Сашке уже хочется поговорить с немцем, жаль, немецкого не знает. И главное вдруг понял Сашка - «какая у него сейчас страшная власть над немцем. Он, Сашка, сейчас над жизнью и смертью другого человека волен. И стало Сашке не по себе от свалившейся на него почти неограниченной власти над другим человеком». Сашка увидел в пленном не просто врага, а другого человека: «когда брал он этого фрица, дрался с ним, ощущая тепло его тела, силу мышц, показался он Сашке обыкновенным человеком, таким же солдатом, как и он, только одетым в другую форму, только одураченным и обманутым... Потому и мог разговаривать с ним по-человечески, принимать сигареты, курить вместе».

Сашка вызывает уважение к себе своей добротой, гуманностью. Война не искалечила его душу, не обезличила его. Удивительно огромное чувство ответственности за все, даже за то, за что он не мог отвечать. Стыдно ему было перед немцем за никудышную оборону, за ребят, которых не похоронили: он старался вести пленного так, чтоб не видел тот наших убитых и не захороненных бойцов, а когда натыкались на них, стыдно было Сашке, словно он в чем-то виновен.

Сашка жалеет немца, не представляет, как сможет нарушить данное ему слово. «Цена человеческой жизни не умалилась в его сознании». И не выполнить приказ комбата тоже невозможно. Сашка ведет пленного немца на расстрел, изо всех сил тянет время, и автор растягивает их путь, заставляя читателя переживать: чем же это кончится? Приближается комбат, и Сашка не опускает перед ним взгляда, чувствуя свою правоту. «И отвернул глаза капитан», отменил свое приказание. Сашка же испытывает необыкновенное облегчение, видит будто впервые и «церкву разрушенную», и «синеющий бор за полем, и нешибко голубое небо» и думает: «коли живой останется, то из всего, им на передке пережитого, будет для него случай этот самым памятным, самым незабывным...»

Можно обсудить этот поступок Сашки в классе, найдутся те, кто считает его неправым - приказы на войне надо выполнять.

Какова роль эпизодического героя, связного комбата Толика?

(Девиз Толика - «наше дело телячье», он уже примеривается к часикам еще не расстрелянного немца, готов торговаться с Сашкой, чтобы «трофей» не упустить. Нет у него в душе заслона, преграды как у Сашки. И Сашка понимает, что «Толик похвалиться любит, а сам слабак». Сашка и Толик противопоставлены как ответственность и безответственность, сочувствие и равнодушие, честность и шкурничество.)

Какое качество героя подчеркивает Кондратьев в эпизоде возвращения раненого Сашки в роту?

(Сашка очень совестливый человек чувством ответственности, ему, раненому, «неловко как-то и совестно - вот он уходит, а ребята и небритый осунувшийся ротный должны остаться здесь, в этой погани и мокряди, и никто не знает, суждено ли кому из них уйти отсюда живым, как уходит сейчас он, Сашка». Сашка все эти страшные два месяца только и делал, чего неохота. И в наступлении, и в разведке - все это ведь через силу, превозмогая себя, заколачивая страх и жажду жить на самое донышко души, чтоб не мешали они делать ему то, что положено, что надо».)

I V . Работа с эпизодом о любви Сашки к Зине

Война не убивает в Сашке человеческого, а даже обостряет жажду жить, любить. Какое место в жизни Сашки занимает Зина?

(Сашка спас Зине жизнь. Это его первая любовь. По дороге в госпиталь, когда страшное напряжение передовой постепенно отпускает и радость, что он все же живой, нахлынула в душу, Сашка разрешает себе подумать о Зине, сестренке из санроты, которую прикрыл своим телом от обстрела. Ожидание встречи с Зиной постоянно прерывается тревогой о родной роте: ей опять дрожать в шалашиках, а «кого-то беспременно сегодня шлепнет». Предстоящая вечеринка, о которой он узнает от Зины, вызывает у него гнев: «Какие танцы! Врешь, Зина! Быть этого не может!», и шатнуло его даже. Он говорит строго: «Понимаешь, нельзя это... Веселиться нельзя, когда все поля в наших! Понимаешь?»

Думается Сашке, что любовь их с Зиной будет такой же короткой, как вспышка ракеты. «Погорит немного, согреть как следует не успеет и... погаснет - разведет их война в разные стороны».

А потом Сашка узнает, что Зина все-таки пошла на вечер, танцует с лейтенантом, и «нарастало комом в груди что-то холодное, тяжелое, подступало к горлу, давало...» Будто разорвалось что-то в Сашкиной голове», когда он увидел в окне Зину, услышал ее разговор с лейтенантом и понял, что «любовь у них...»

Но, несмотря на потрясение, боль и обиду, припомнив их с Зиной разговоры и представив ее жизнь тут за эти месяцы, пришел он к тому - неосудима Зина... Просто война... И нету у него зла на нее...» А раз любовь, какое право он имеет ей мешать? И Сашка уходит, не причиняя Зине боли лишними разговорами. Он по-другому не может, справедливость и доброта опять берут верх.)

Обсуждение в классе - может, Зина достойна осуждения, предала их с Сашкой любовь, изменила ему?

Как проявляет себя Сашка во время краткой фронтовой дружбы с лейтенантом Володей?

(В эпизоде в эвакогоспитале румяный, сытый майор успокаивает возмущенных раненых - дали всего две ложки каши. В сердцах лейтенант запустил в майора тарелкой, и Сашка выгораживает друга, которого подведут под трибунал, а ему, рядовому, ничего не будет - дальше передовой не пошлют. Автор сочувствует Сашке: он, на вид совсем не геройский, не лихой солдат, оказывается сильнее и смелее отчаянного лейтенанта с Марьиной Рощи выручает его из беды. «История эта нервишек стоила, если по-честному, то совсем не «наплевать» было Сашке».)

V . Заключительное слово преподавателя

Характер Сашки - открытие Кондратьева. Пытливый ум и простодушие, жизнестойкость и деятельная доброта, скромность и чувство собственного достоинства - все это соединилось в цельном характере гущи, сформированный своим временем и воплотивший лучшие черты этого времени. «История Сашки - это история человека, оказавшегося в самое трудное время в самом трудном месте на самой трудной должности - солдатской». «…Не прочитав я Сашку», мне чего-то не хватало бы не в литературе, а просто-напросто в жизни. Вместе с ним у меня появился еще один друг, полюбившийся мне человек», - писал К. Симонов.

Домашнее задание

1. Написать сочинение по повести Кондратьева «Сашка» по следующему плану:

1) Мое впечатление от повести «Сашка».

2) Легко или трудно иметь такого друга, как Сашка?

3) Что главное в Сашки ном характере?

4) Время и пространство в повести.

Война была крайним испытанием духовной прочности советского человека и всего народа: «Она поставила человека на край бездны, как будто проверяла, на что он способен, чем он жив, где берет силы»

Особенностью литературного процесса того времени заключалось в том, что советские писатели всматривались прежде всего в духовные, нравственные истоки Победы, показывали, с какой явственностью и неопровержимостью выявила трагедия войны духовные и нравственные ценности, силу духа советского человека.

Писатели этого времени, изображали войну, где сотни, тысячи, миллионы людей действуют по приказу и выполняют распоряжения своих командиров, часто в центре повествования ставили ситуацию личного нравственного выбора, самостоятельного решения. В таких решениях, принимаемых в критические моменты, абсолютно один на один только с самим собой, человек раскрывается по-настоящему. Ведь именно в ситуации личного нравственного выбора проявляется суть человека, его совестливая первооснова. И вместе с тем становится особо очевидной роль отдельного человека и значение его поступка, поведения.

В произведениях писателей военного времени мы не увидим ни грандиозных танковых сражений, ни решающих операций. Они все свое внимание уделяют внутреннему миру человека на войне, стремясь правдиво и художественно верно показать величие духа людей, истоки их беспримерного героизма.

Проблема нравственного выбора героя на войне характерна для творчества таких писателей, как Кондратьев, Распутин, Быков и др.

И, несомненно, Кондратьев в своем произведении. Об этом и пишет повесть: о страшной войне и сохраненной на ней человечности.

Исходя из первой главы нашей курсовой работы, можем заключить, что один из главных эпизодов повести «Сашка» В. Кондратьева - это отказ Сашки расстреливать пленного немца. Когда у Сашки спрашивают, как же он решился не выполнить приказ - не стал расстреливать пленного, разве он не понимал, чем это ему грозило, он отвечает просто: «Люди же мы, а не фашисты…» В этом он непоколебим. Простые его слова исполнены глубочайшего смысла: они говорят о неодолимости человечности.

Сашка вызывает уважение к себе своей добротой, гуманностью. Война не искалечила его душу, не обезличила его. Удивительно огромное чувство ответственности за все, даже за то, за что он не мог отвечать. И не выполнить приказ комбата тоже невозможно. Сашка ведет пленного немца на расстрел, изо всех сил тянет время, и автор растягивает их путь, заставляя читателя переживать: чем же это кончиться?

Приближается комбат, и Сашка не опускает перед ним взгляд, чувствуя свою правоту. «И отвернул глаза капитан», отменил свое приказание.

Сашка же испытывает необыкновенное облегчение, видит, будто впервые и «церковь разрушенную», и «синеющий бор за полем, и не шибко голубое небо» и думает: «коли живой останется, то из всего, им на передке пережитого, будет для него случай этот самым памятным, самым незабавным…»

Писатель показывает, что душа мирного человека, став душой солдата, не потеряла ничего от коренных устоев человеческой нравственности.

Тонкий и проникновенный психологический анализ, свойственный Кондратьеву, вскрывает, что и первое движение души у героя, и привычные мысли, и обдуманные поступки всегда направлены в одну сторону: сначала о других, потом о себе.

Стоит также отметить, что художественное исследование нравственных ценностей, предпринятое Кондратьевым, убедительно благодаря точным деталям. Когда смертельный конфликт благополучно разрешился, Сашка заметил разрушенную церковь. Церковь упомянута потому, что Сашка исполняет библейскую заповедь, не убий. В 70-е гг. советская цензура не позволяла прямо писать о Боге, о вере, о церкви, но литература по возможности приближалась к этим темам, говорила обиняками о религиозном чувстве, о христианской доброте, о христианской любви, о бескорыстии. Замечательный пример этого мы видим в повести Кондратьева.