В помощь учителю. «Урок мужества» по роману А. Фадеева «Молодая гвардия»

Потемкина Светлана Николаевна

МОУ «Борчанская СОШ» Валуйского района Белгородской области

Урок мужества

«Набат войны нам вновь стучит в сердца»

по роману А.Фадеева «Молодая гвардия»

Библиотекарь:

Сегодня мы с вами поговорим о романе Александра Александровича Фадеева «Молодая гвардия».

В основе романа лежат действительные события, которые происходили в 1942-I943годах на Донбассе, в оккупированном фашистами г.Краснодоне. Здесь велась героическая подпольная борьба. Арестами и казнями гитлеровцы пытались сломить волю и мужество советских людей. Живьём были закопаны в землю 32 краснодонских шахтёра, которые умерли с пением «Интернационала». Но борьба продолжалась. А в сентябре 1942г. была создана тайная комсомольская организация «Молодая гвардия». Именно об этой организации и рассказывает в своём романе А.Фадеев.

В тех случаях, когда меры на самом деле мягкие, это, по-видимому, считается успешным результатом, признаком того, что урок хорошо усвоен. Таким образом, цель заключается в меньшем наказании и более хорошем театре, а также урок, который дается. С точки зрения судей эта динамика представляется более эффективной, чем меры, предусмотренные законом.

Герц предупреждает, что для того, чтобы правильно говорить о культурной основе права, нужно учитывать местное «чувство справедливости». Антрополог ссылается не только на контекст, но и на то, что означает «делать правосудие» в этом контексте. В рассматриваемом здесь случае можно проследить путь? от самого широкого до самого частного? что приведет к более четкому определению того, каким будет это чувство справедливости. Мы начинаем с западной модели права и справедливости и отношений, которые Бразилия устанавливает с законами в целом; мы продолжаем неравномерное распределение доходов в стране, чего было бы достаточно, чтобы задать вопрос о том, позволит ли эта социальная среда эгалитарная деятельность закона.

Ведущий:

Молодогвардейцы... Это были не картинные герои, а жизнелюбивые с ребячьими недостатками и проказами мальчишки и девчонки, только что ставшие юношами и девушками. Да разве думали они о смерти, о героизме такой ценой? Но как порой думаем мы, с тревогой и смутной надеждой: «А мы смогли бы?» И, может быть, главный их подвиг в том, что они сумели повзрослеть, когда пришло время.

Кроме того, у нас возникает чувство незащищенности, вызванное насилием в метрополиях, спорами вокруг Статута ребенка и подростков, восстаниями в феврале и, наконец, фигурой «несовершеннолетнего правонарушителя» в качестве главного героя преступных действий. Сочетание этих элементов формирует то, что мы можем назвать чувством справедливости в отношении молодых людей, находящихся в конфликте с законом. Такое настроение имеет право влиять с позиции государственного министерства на решения судей; превращается из чувства безнаказанности, социального выздоровления и крика справедливости.

Не все они были пай-мальчиками. Мы видим Сергея Тюленина, которого посетил директор школы с угрозой исключить его за озорство и хулиганство. Да, с ним пришлось хлебнуть родителям и учителям. Но видимо неплохие педагоги были а этой краснодонской школе, если смог этот «не то мальчик, не то маленького роста паренёк» отойти от детства, пойти на шахту, а потом стать отчаянным подпольщиком.

Трудности с исполнением Статута ребенка и подростка? как его применение Судебной властью, так и ее осуществление в качестве инструмента реабилитации? вводят в заблуждение относительно их роли в перевоспитании и социальной реинтеграции молодых людей, находящихся в конфликте с законом. Социально-образовательная мера, которая не считается уголовным наказанием, рассматривается как наказание. Фактически, это карательное требование формируется социальными ценностями, которые проникают в среду аудиторий и, следовательно, вселенную судей.

Оспаривая пространство с техничностью правоохранительных органов, они создают дискриминационный обряд, который касается стереотипов и предрассудков. Однако отношение судей не может толковаться только в ключе наказания. Восприятие этой реальности, по-видимому, направляет действия судей, которые обращаются к ресурсу «урока», как способ компенсировать эту неспособность, пытаясь сконденсировать процесс образования и ресоциализации в возможных последствиях его дискурса. Понятно, что такая позиция порождает отношения, которые не являются именно «интерпретацией закона», а скорее проявлением личных ценностей каждого судьи и политическим направлением самого общественного обвинения, переведенным в поведение, ответственное за ограничения, которые могут быть столь же непримиримыми, как и применение серьезной социально-образовательной меры.

Литературоведы:

1. «Сергей Тюленин. Небольшого роста паренёк, худенький, цепкий. Быстро оглядывал всё, что ему предстало. Движения его были необыкновенно быстрыми и ловкими. У него были чуть курчавые, жесткие волосы, сильная, грубоватая складка губ, тонких, немного выдающихся вперёд, словно под ними немного припухло. Быстрый взгляд его был озорной, но проницательный».

Получено для публикации 28 февраля. Из-за размера и формата этого текста были подавлены важные дискуссии о мировом законодательстве в отношении детей и молодежи, Статута ребенка и подростка, а также размышления о специфике этнографии, когда закон является объектом. Бурдье, Пьер. Символическая сила. Практикующие юридические лица определяются как «юридические лица, такие как профессор права, юрисконсульт, судья, член прокуратуры, адвокат». Как и во всех профессиях, разные профессионалы по-разному соотносятся с законом, некоторые посвящают больше их практическому применению, а другие - более философским размышлениям о дисциплине.

2. «Ульяна Громова. Девушка с чёрными волнистыми косами, с повлажневшими чёрными глазами, сама походила на лилию, отразившуюся в тёмной воде»

1. «Любовь Шевцова. Девушка кружилась на сцене и пела, кружилась в зале и пела, она кружилась до утра, и голубые её глаза сверкали от счастья! За розовое личико, которое она всегда оберегала от солнца, аккуратно подвитые и уложенные волосы, маленькие точеные ручки с блестящими ноготками, стройные ножки в туфлях на высоких каблуках и за постоянную готовность петь и танцевать, мальчишки её прозвали Любкой-артисткой!»

Книги, которые в настоящее время используются на юридических курсах, являются, пожалуй, лучшей иллюстрацией. По словам Цинты, Гринновера и Динамарко, на примитивных этапах цивилизации народов не было достаточно сильного государства, чтобы преодолеть индивидуалистические импульсы людей и навязать закон выше воли людей: поэтому не было государственного органа, который с суверенитетом Интервью с судьями и прокурорами, представленные в этом документе, были проведены в июне 2003 года. Роберто ДаМатта показывает, как в Бразилии правовая система имеет другое значение для разных слоев общества. индивидуальный склон, присутствующий в юридическом аппарате «отдельным лицам, закону, людям, всему».

2. «Иван Земнухов. Ваня смотрел на Клаву сверху своими близорукими глазами. Он стоял спиной к парку. Вся перспектива улицы открывалась

перед ним. Многие из проходящих людей были ему знакомы, но он, в озарении своей первой любви, ничего и никогда не видел... Строка за строкой, рождались в его душе новые стихи.»

1. «Высокий, светловолосый юноша, с непокрытой головой, протянул сильную загорелую руку, поднял большие, в тёмных ресницах глаза, простодушно и весело улыбнулся. Весь он дышал силой и здоровьем. «Олег Кошевой», - чуть заикаясь, назвал он себя.»

ДаМатта, Роберто. Карнавалы, мошенники и герои. В этом стихотворении рассказывается о родном месте Уго Фоскоколо. Знаменитый поэт родился и учился в Далмации, а затем переехал в Венецию, где поэт вспоминает вечер, в котором поэт описывает вечер как единственный момент дня, когда он может восстановиться. это также стихи, собранные в Чайках и те, которые содержатся в литературном произведении «Последние письма» Якопо Ортиса. Альтернативная версия 1 - Альтернативная версия 2 - Альтернативная версия 3 - Альтернативная версия 4 - Альтернативная версия 5.

Ведущий:

Они были разными, эти люди, которым к войне исполнилось 16-17 лет. Хорошо о них сказал поэт военного поколения Павел Коган.

Чтец 1:

Мы были всякими, любыми,

Не очень умными подчас,

Мы наших девушек любили,

Волнуясь, мучаясь, горячась.

Мы были всякими, но, мучаясь,

Мы понимали: в наши дни

Нам выпала такая участь,

Он учился в Далмации, а затем приехал в Венецию в возрасте подозреваемого, поэтому переехал в республику Цис-Падана, где он встретил идеалы Наполеона. Уго Фосколо вернулся в Венецию, был назначен секретарем временного муниципалитета, был отправлен в командировку в Бонапарт, но остается разочарованным встреча. Договор Кампофорнио был воспринят Уго как конец Италии. Он переехал в Милан, встретился с Парини и Монти, начал писать последние письма Якопо Ортиса. Он зачислен в Национальную гвардию, сражающуюся с французами.

После победы Бонапарта он отправился во многие города. Его постановка включает в себя различные литературные жанры, от романа до лирики, театра. В этих работах Фосколо, являясь неоклассиком, неоклассические тенденции переплетаются в поисках равновесия, гармонии, которая напоминает классическую древность и подражание грекам и римлянам, а также является проповедником романтики. Неоклассические тенденции переплетаются с преромантическими особенностями, характеризующимися страстями, выражением сильных чувств.

Что пусть завидуют они.

Историк:

Перед молодыми людьми, которые готовили себя к мирным делам на благо страны, с приходом в Краснодон немцев встал вопрос: что делать? Они понимают, что сидеть, сложа руки, преступно. И, наученные опытом отцов и дедов, создают подпольную организацию. Дети перенимают революционный опыт отцов. Недаром Олег Кошевой, став руководителем «Молодой гвардии», взял в качестве подпольного псевдонима фамилию покойного отчима Кашука, участника гражданской войны на Украине.

Этот роман подвергся нескольким временам пересмотра, в течение которых было опубликовано несколько изданий. Язык: - это аулика, хочет сделать бессмертной красоту женщины, в которой она превращает Диану и Венеру в бессмертные божества. публичной и гражданской, а частная поэзия предполагает вечную функцию, проецируя красоту в бесконечное измерение.

Мысль и поэтика: - Страстная страсть, которая привела его к сильным разочарованиям, он участвовал в событиях своего времени интеллектуально и эмоционально. Его работы автобиографичны. Эти положительные значения не имеют объективной основы в жизни человека, но являются причиной утешения. Функция поэзии. По словам Фосколо, поэзия выполняет функцию празднования и создания вечных душ и людей, которых они защищали во время их существования. Поэзия также становится инструментом нравственного и гражданского образования, и она имеет дидактическую функцию, преодолевая конфликт, чтобы создать мир безмятежности и гармонии.

Литературовед:

Клятва: «Я, вступая в ряды членов Молодой гвардии, перед лицом своих друзей по оружию, перед лицом своей родной многострадальной земли, перед лицом всего народа, торжественно клянусь: беспрекословно выполнять любые задания организации; хранить в глубочайшей тайне всё, что касается моей работы в Молодой гвардии. Я клянусь мстить беспощадно за сожженные, разорённые города и сёла, за кровь наших людей, за мученическую смерть героев-шахтёров. И если для этой мести потребуется моя жизнь, я отдам её без минуты колебаний. Если же я нарушу эту священную клятву под пытками или из-за трусости, то пусть моё имя, мои родные будут навеки прокляты, а меня самого покарает суровая рука моих товарищей. Кровь за кровь, смерть за смерть!»

В поэзии должны быть признаны три основные функции. Вечная жизнь поэзии-цивилизации: гармония, с которой выражались идеалы, побуждала людей их культивировать. -Рассенатор и утешительный человек, чтобы удовлетворить его в своей потребности в совершенстве и абсолюте. Он подтвердил эти принципы в опере: «Принципы поэтической критики», описание того времени, когда жил Фосколо.

После Договора о полевых формах Наполеон передал Венецию в Австрию и Фосколо, разочаровавшись в этом решении, некоторое время укрылся на холмах в Эугане. Здесь он написал роман послания «Письма Якопо Ортиса». После входа австрийцев в Милан, Фосколо, он решил пойти на добровольное изгнание в Швейцарию, а затем в Англию, где впоследствии умер. Мысль: он считается высшим представителем неоклассицизма, но также является предшественником нового культурного движения под названием «Романтизм». Первые части композиций фоскоко уважают преромантские аспекты, но затем примиряются с романтическими аспектами.

Ведущий:

Недаром они клялись перед лицом всего народа. Слова клятвы крепко связали их. Фадеев пишет, что «вчера они были просто школьниками, школьными товарищами, беспечными и озорными. Но с того дня, как они дали клятву, каждый из них словно простился с собой прежним». Старшему из тех, кто давал клятву, было 19 лет. А вдохновителю и организатору - всего 16.

Работы всегда ищут формального совершенства. Но у работ есть пессимизм, но к этому пессимизму человек может отреагировать на «иллюзии финикийцев», которые всегда поддерживают идеалы любви, справедливости, красоты и свободы. Поэзия переводит эти иллюзии в художественную форму, которая возрождает древние мифы, чтобы осветить настоящее и красоту гармонии. Наиболее важные работы: письма Якопо Ортиса, Всех «восстановленных друзей», «Град», гробницы, в Закинтосе, вечером, являются наиболее важными работами.

Жизнь: личность Уго Фосколо характеризуется противоречием, колеблющимся между противоположными настроениями, и его поэзия приносит признаки этого дисбаланса и нового состояния интеллектуалов, которое считается с их собственной автономией. Рождение на острове, связанное с греческой культурой, имеет некоторое отношение к любви к классическому миру. В 1993 году он достиг своей матери в Венеции, является подростком, но на родном языке греческий добавляет глубокое владение итальянским и классическим классическим языком.

Историк:

Юные патриоты свято выполняли клятву. Они в бою добывали оружие, уничтожали врага и технику; писали листовки, в которых рассказывалось о том, какие потери несет враг, какие города освобождены и развешивали их в городе. Организовывали диверсии на складах с оружием. Взлетали на воздух фашистские машины, пропадали без вести гитлеровские солдаты и офицеры. Боевая группа под руководством Сергея Тюленина уничтожила вражескую автоколонну. Из Волченского концлагеря молодогвардейцы освободили более 70 пленных. Фашистские грабители пытались угнать скот в 500 голов в Германию. По указанию командира «Молодой гвардии» Ивана Туркенича боевая группа расстреляла за городом охрану, скот разогнала по ближайшим сёлам.

Он имеет возможность быть оцененным в престижных венецианских литературных средах. Он привержен революционной Франции и вынужден покинуть город. Когда Наполеон дает Венецию Венеции с Договором Кампоформио, идеологические позиции молодого поэта терпят неудачу. Он переезжает в Милан и публикует «Последние письма Якопо Ортиса», оду «Луиджи Паллавичини, упавшей на лошади». Он назначен профессором латинского и итальянского красноречия в Университете Павии. После поражения Наполеона в Лейпциге он посвятил себя защите итальянского королевства в миланском возмущении.

7 ноября 1942г. над городом реяли красные флаги. Целый день фашисты не могли их снять, так как молодогвардейцы повесили табличку «Заминировано». Юные патриоты сожгли «биржу труда», там находились списки тех, кого должны были угнать в Германию. От немецкой неволи молодогвардейцами были спасены более тысячи людей. Их героизм вселял уверенность советским людям. Те видели, что врага уничтожают, и верили в победу.

Он бежит в изгнании, сначала в Швейцарию, затем в Германию и, наконец, в Англию. Это будет самая сложная поэма для поэта, в которой возникают два аспекта его личности: уважение его идеалов и достоинства в жизни; и стремление к роскоши и спорный темперамент. Проблемы со здоровьем добавляются к экономическим проблемам, которым помогает ее дочь и несколько друзей, хотя ей удается подготовить ряд работ: «Письма из Англии», последние штрихи Ортиса, «Благодарения», «Письмо апологетики». От Просвещения Фосколо получает светский взгляд на историю и общество, а также на прочную материалистическую перспективу.

Во второй половине декабря 1942г. началось отступление немецких войск, разгромленных на Волге, день и ночь через Краснодон тянулись длинные обозы. Радость переполняла сердца краснодонцев, близился конец «нового порядка». Немцы всячески пытались скрыть свои поражения на фронте.

Молодогвардейцы готовились к самой важной операции - вооруженному восстанию, чтобы прийти на помощь нашим войскам во время освобождения Краснодона. Но не пришлось юным мстителям встретить освободителей, потому что в их рядах оказался предатель, и начались массовые аресты. Гестаповцы подвергали арестованных молодогвардейцев нечеловеческим пыткам.

Литературоведы:

1. . . . Гитлеровцев раздражала поэтическая приподнятость Вани Земнухова и они старались вытравить её особо зверскими пытками...

2. . . .Их раздражала яркая красота Ульяны, и они изощрялись в

уничтожении этой красоты.. . «С запрокинутым бледным лицом и

волочащимися по полу косами Улю швырнули к стене. Она застонала,

и попросила Лилю Иванихину поднять кофточку, очень жгло. Лиля в

ужасе отпрянула и заплакала: на спине Ули горела пятиконечная звезда.»

1. . . .Их раздражал презрительный взгляд Олега Кошевого, поседевшего от мук, но не сдавшегося.

2. . . .Их раздражали крепко сжатые, чуть выдающиеся вперед губы худенького Сергея Тюленина, которого пытали вместе с матерью.

1. . . . Их раздражала Любка-артистка и её песни, звучавшие в камере, на допросах, во время пыток - и её пытали дольше всех.

Историк:

После страшных пыток и мучений, несломленные, гордые, они были казнены.

Родина не забыла о подвигах своих сыновей и дочерей. 13 сентября 1943г. руководителям штаба «Молодой гвардии» Олегу Кошевому, Ивану Земнухову, Сергею Тюленину, Ульяне Громовой, Любови Шевцовой было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Ведущий:

Подвиги молодогвардейцев... Вся их жизнь - подвиг. И вершиной его явилась мученическая смерть, принятая гордо и мужественно. Давайте друзья всегда помнить об этом.

В романе А.Фадеева торжествует нравственная сила, торжествует жизнь. Поэтому его книга - книга большого жизнелюбия, веры в жизнь, гордости. Но это и книга большого гнева и скорби.

Библиотекарь:

Большую помощь писателю оказали рассказы краснодонцев о погибших героях, фотографии, ученические тетради, дневники молодогвардейцев, встречи с родными и друзьями.

По роману «Молодая гвардия» были созданы театральные постановки, кинофильм режиссером С. Герасимовым, опера композитором Ю. Мейтусом, «Песня о краснодонцах» поэтом С.Островским и композитором В. Соловьёвым-Седым.

Это было в Краснодоне,

В грозном зареве войны.

Комсомольское подполье

Поднялось за честь страны...

Краевед 1:

Подобная подпольная комсомольская организация действовала у нас на Белгородчине, в селе Кубраки. В неё входили 16-18-летние ребята. Подпольщики держали связь с действующей армией, не раз переходя линию фронта. Они писали и развешивали листовки, разоблачающие ложь фашистов о взятии Москвы, Сталинграда. Уничтожали гитлеровцев и полицаев, отбивали угоняемый скот, возвращая его владельцам.

Немцы долго не могли напасть на след подпольщиков, пока не нашли провокаторов. Тогда и начались аресты комсомольцев. Схвачены были

братья Колесник, арестовали Петрова, Кравченко, Колчанова, Игнатова, Горишняка. Первые допросы немцы провели в Кубраках. Зверски избили и, ничего не добившись, увели всех в Вейделевку.

Краевед 2:

Вспоминает чудом оставшийся в живых Николай Колесник:

«Допрашивали каждую ночь с 20 до 6 утра. Жестоко избивали. Рукоятками пистолетов, прикладами автоматов, плетьми со свинцом на конце. Палачи менялись через сутки, допрашиваемые превращались в кровавое месиво. Чтобы не пачкаться кровью, немцы придумали желоба спуски из пыточных камер.

Нужных показаний от пленных враги не добились. А Красная Армия уже приближалась. Подпольщиков повели на расстрел. Убивали в карьере. Перед расстрелом заставили всех раздеться. Одежду потом забрали полицаи. Один из подпольщиков попытался бежать. Его догнали и стали грызть овчарки...»

Краевед 1:

И ещё одна подпольная комсомольская организация существовала на территории нашей области - в с.Мясоедово под Белгородом. Её возглавили Мария Ушакова и Андрей Золотухин. Члены этой группы были тесно связаны с партизанским отрядом, собирали нужные для партизан сведения о фашистах, писали и развешивали листовки об истинном положении на фронте.

Гитлеровское командование решило уничтожить Мясоедово. Ночью 13 января 1 942г.каратели выгоняли людей в поле, поджигали дома, расстреливали сопротивляющихся. В ту страшную ночь погибли многие:

одни под пулями, другие замёрзли среди поля в сугробах. Погибли и почти все подпольщики.

Ведущий:

Молодёжных подпольных организаций было немало. Но только одна стала широко известна - «Молодая гвардия», благодаря писателю А.Фадееву и его роману.

После войны из этого поколения осталось всего несколько процентов.

Чтец 2:

Мы были большими, как время,

Мы были живыми, как время.

Теперь - мы в легендах прославленных дней,

Теперь - мы в граните и в бронзе,

Теперь - мы в поэмах и в прозе,

Теперь - мы в безмолвье могильных камней..

Спасибо за память, потомки,

Спасибо за верность, потомки,

Спасибо за то, что алеет заря.

Не зря мы над смертью смеялись,

Не зря наши слёзы и ярость,

Не зря наши песни и клятвы не зря.

А вы оставайтесь живыми,

Прекрасно и долго живите.

Мы знаем, дорога у вас не проста.

А вы - продолжение наше,

А вы - утешение наше,

А вы - наша память и наша мечта.


ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 40

г.Енакиево

Читательская конференция по роману «Молодая гвардия»

«Набат войны нам вновь стучит в сердца»

Мероприятие проведено Максимовой Т.А. совместно с библиотекарем библиотеки-филиала №6 Енакиевской ЦБС Юрченко Н.М.

2016 год

Цель. Закладывать основу патриотического и национального сознания учащихся, любовь к родной земле, к своей малой Родине. Развивать интерес к историческому прошлому. Воспитывать патриотическую гордость за прошлое и современное родного края, за людей, живших и боровшихся за свободу и независимость Донбасса. Формировать духовно развитую личность.

Слайд 1

Звучит песня «Это было в Краснодоне»

Уважаемые ребята, в этом году мы будем отмечать великий праздник 71-ю годовщину Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Сегодня, накануне Дня Отечества, мы проводим читательскую конференцию в рамках этой знаменательной даты.

Мы с вами прочитали роман А. Фадеева «Молодая гвардия». (показываю роман»

СЛАЙД2

В основе романа лежат действительные события, которые происходили в 1942-I943годах на Донбассе, в оккупированном фашистами г.Краснодоне. Здесь велась героическая подпольная борьба. Арестами и казнями гитлеровцы пытались сломить волю и мужество советских людей. Живьём были закопаны в землю 32 краснодонских шахтёра. Но борьба продолжалась. А в сентябре 1942г. была создана тайная комсомольская организация «Молодая гвардия». Именно об этой организации и рассказывает в своём романе А.Фадеев.

Молодогвардейцы... Это были не картинные вымышленные герои, а жизнелюбивые с ребячьими недостатками и проказами мальчишки и девчонки, только что ставшие юношами и девушками. Да разве думали они о смерти, о героизме такой ценой? Прочитав роман, я уверена, каждый из нас подумал, с тревогой и смутной надеждой: «А мы смогли бы?» И, может быть, главный их подвиг в том, что они сумели повзрослеть, когда пришло время.

Сегодня мы попытаемся разобраться, какая сила заставила молодых юношей и девушек вытерпеть все муки, которым подвергли их фашисты и отдать свои жизни, не предав товарищей, во имя победы.

ВСТУПЛЕНИЕ.

Мы знакомимся с героями романа в то время, когда немцы вторглись в Донбасс и через Краснодон из занятых немцами территорий шли отступающие части Красной Армии, эвакуируемые организации и предприятия и просто люди

А фашисты все ближе подходили к Краснодону. Снаряды и мины рвались совсем близко. Все вокруг было охвачено волнением отступления и спешной эвакуации.

- Кто из вас помнит, какой вопрос постоянно задают друг другу молодые юноши и девушки в первые дни немецкой оккупации? (Как жить дальше собираешься?)

Давайте вспомним, какими были эти молодые люди в это тяжелое время до вступления в организацию. Вот некоторые из них

Слайд 3

(ФОТО О Кошевого) (выходят 2 ученика)

    Олег Кошевой.

1.Олег Кошевой учился в самой крупной краснодонской школе – имени Горького _ расположенной в городском парке.

Как только возникла непосредственная угроза Ворошиловграду, Олег, впервые скрыв от матери свое намерение, пошел в райком комсомола и попросил, чтобы его использовали при организации подпольных групп, но ему посоветовали уезжать.

2.При первом же своём появлении на страницах романа Олег встаёт перед нами в напряжении борьбы. «Громадные гнедые кони, обезумев, рвались по вытоптанному хлебу среди людей и подвод, вздымаясь на дыбы, храпя и брызгая пеной. Вдруг с брички впереди соскочил высокий, широкоплечий светловолосый юноша и кинулся, казалось, под самых коней.» Этим поступком он спас, быть может, не одну человеческую жизнь.

1. Во внешнем облике Кошевого автор много раз подчеркнул его опрятность. Олег всегда "аккуратно одет, чисто вымыт". Ботинки его хорошо вычищены. Эта внешняя подтянутость как бы дополняет обрисовку внутренней собранности и дисциплинированности Олега.

2. Возвращаясь после неудачной эвакуации, Олег, идя по степи, иногда впадал в задумчивость. И тогда он "шагал рядом с бричкой молчаливый,... с упрямой, ещё детской складкой полных губ,... с глазами, устремлёнными вдаль, с задумчивым, сурово-нежным выражением" .
Этот штрих портрета -"сурово-нежное выражение" - подчёркивает соединение в натуре Олега юношеской нежности и суровости борца.

Вот как он вспоминает мамины руки…( зачитать текст стр 55-57)

ВЕДУЩИЙ. (читаю)

Тяжело было в эти дни тем, кто покинул родные места, дом, близких людей. Но те, кто успел уйти от немца, шли уже по своей, советской земле. Насколько тяжелее было тем, кто приложил все усилия, чтобы уйти от немца, и увидел смерть перед лицом своим, и теперь брел по родным местам, которые еще вчера были своими – брел без пищи, без крова, павший духом.

    В то мгновение, когда в открытой яркой степи Олег и его товарищи увидели двигавшиеся прямо на них немецкие танки, душа их содрогнулась, впервые став перед лицом смерти.

Олег переступил порог родного дома, занятого немцами.

    Темперамент борца бурно сказался во всей деятельности Олега и в каждом отдельном её эпизоде. Вот замечательная сцена схватки его с денщиком, в которой прорвалась вся пылкая ненависть Кошевого к немцам-оккупантам. Здесь сказались и остроумие, и смелость Олега, и горячий протест со стороны попранного в нём чувства человеческого достоинства, и бесконечное презрение к врагам

    В Краснодоне действовала подпольная организация.

Олегу и его товарищам удалось установить с ней связь, и они стали выполнять первые задания: разбрасывали листовки, узнавали количество техники у немцев, тайно слушали радио.

1.. По доносу предателя было арестовано несколько коммунистов. Комсомольцы собрались на совещание. (СЦЕНКА стр.349-351)

2.Ульяна Громова (ФОТО)
Ещё совсем маленькой девочкой она любила лежать в степи на спине и смотреть в небо. С годами выросла и укрепилась любовь к родной степи с её холмами, к картинам восхода и заката солнца. Любовь Ули к природе, к ясному небу, деревьям, траве под ногами - одно из проявлений её патриотизма, её проникновенной любви к Родине. Как могла Уля не любить свой город Краснодон? Деревья и кусты городского парка она сама садила совсем ещё маленькой школьницей, вместе со своими подругами и товарищами по школе.

Высокий стройный стан с гибкой и сильной талией, длинные, крепкие стройные ноги, продолговатые ладони. Волосы чёрные, крупно вьющиеся по вискам, заплетённые в тяжёлые волнистые косы. Глаза Ули, - большие, чёрные прекрасные глаза с длинными ресницами. Это портрет Ульяны Громовой.

Уля окончила школу весной 1942 года на руднике Первомайском.

(СЦЕНКА стр 7)

ВЕДУЩИЙ. (читаю)

Со времени великого переселения народов не видела Донецкая степь такого движения народных масс людей как в июльские дни 1942 года. По шоссейным, грунтовым дорогам и прямо по степи под палящим солнцем шли со своими обозами, артиллерией отступающие части Красной Армии, детские дома, стада скота, грузовики, беженцы – то колоннами, то вразброд, толкая перед собой тачки с вещами и с детьми на узлах. Все сходились к переправе через Донец, где у паромов и понтонных мостов подвергались вражеской бомбардировке с воздуха.

И именно в этот поток попала запряженная двумя добрыми конями селянская телега, на которой ехала вместе с другими первомайцами Уля.

Война выбросила Улю из обычной колеи и положила начало новому этапу в её жизни, как и в жизни её подруг и товарищей.

Встал вопрос об эвакуации. Нужно оставить милых сердцу старых и больных родителей, которые очень любят свою дочку. Автор очень жизненно рисует колебания, борьбу противоречий в душе Ули. У неё возникает настроение: ничего не решать, ничего не делать, уйти от страшной действительности в свою хатку, затаиться в ней вместе с близкими людьми. Но жизнь и комсомольская совесть властно требуют иных решений.
Она взрослеет, становится способной принимать самостоятельные решения.
Во время эвакуации Уле пришлось быть свидетельницей мучительной гибели советских людей от взрыва бомбы. (зачитать стр 110)

Чуткое и доброе сердце девушки обливается кровью. Впечатления войны, страдания людей, картины ужаса и разрушения заставляют Улю повзрослеть ещё больше.

3.Иван Земнухов.(ФОТО)

Ваня Земнухов - юноша "длинный, нескладный, сутуловатый. У него были длинные руки, бледное лицо, длинные прямые тёмные волосы". К тому же он был явно застенчив.
Вдохновение, ровным и ясным светом неустанно горевшее в душе Вани, является основной чертой духовного облика этого юноши. Оно отражается и в лице его. После разговора с Клавой "То вдохновение, которое, как угли под пеплом, теплилось в душе его, теперь, как пламя, освещало необыкновенное лицо его, но ни Клава и никто из людей не видел его лица теперь, когда оно стало таким прекрасным" (73).
Умного, серьёзного, начитанного Ваню товарищи по школе прозвали профессором. Этот жадный к знанию интеллигентный юноша горячо любит поэзию. Возле кровати его "стояла этажерка с книгами, среди которых главное место занимало собрание сочинений Пушкина" Ваня пишет и сам.

Ивану присуще чувство ответственности.

Он не уехал сразу из города, вместе с юридическими курсами, где учился этим летом, отказался эвакуироваться с Олегом, т к считал своим долгом помогать уезжать другим: детскому дому, школам, больнице, находил транспорт, грузил вещи и оборудование.

Как и все его товарищи, не успев эвакуироваться, он возвратился в город.

4. Сергей Тюленин. (ФОТО)

Это была жажда деятельности героической, что и составляет основную черту характера Тюленина.
Жизненная предистория Серёжи Тюленина рисует перед нами шустрого мальчика из рабочей шахтёрской семьи. Жизнь не балует Серёжу. Он - одиннадцатый ребёнок в семье Стр 125 зачитать .

Серёжу увлекают и зажигают книги, рассказывающие о замечательных путешествиях, открытиях, полётах на луну, о героической борьбе за завоевание природы. Он с восторгом читает о подвигах людей на войне. Его преклонение вызывают такие люди, как Фрунзе, Ворошилов, Орджоникидзе, Киров.
С первого же дня прихода немцев в Краснодон Серёжа почувствовал себя во власти единой идеи - идеи неустанной, непрерывной, смертельной борьбы с ненавистным врагом. Серёжа по собственной инициативе взрывает здание треста, в котором разместился немецкий штаб. Смотря на пылающий трест, "Серёжа чувствовал, что сердце его расширяется и летит". Он размещает раненых по квартирам, собирает на полях оружие, прячет бутылки в зажигательной смесью. Когда пытается поступить в военную школу летчиков, его не принимают, т.к. еще молод. Он идет на строительство оборонительных сооружений перед Ворошиловградом. И с какой настойчивостью этот мальчик рвётся на передовую линию огня! "Пропадёшь ты", - со страхом говорит ему сестра Надя. "Лучше пропасть, чем ихние сапоги лизать или просто так небо коптить", - отвечает Серёжа.

Вместе с Олегом Кошевым «они составляют план действий: присматриваться к молодежи, брать на примету наиболее верных, стойких, готовых к работе, узнать, кто арестован в городе, найти возможность помощи им и непременно разведывать среди немецких солдат о всех мероприятиях их командования.»

5. Любовь Шевцова (ФОТО)

Люба училась в школе имени Ворошилова, но ушла из школы еще до войны, окончив 7 классов: она решила стать артисткой и выступала в театрах и клубах района с песнями и танцами.
Портрет Любы Шевцовой часто даётся как бы пронизанный светом, освещенный солнцем. "Утреннее солнце блестело в её волосах... А яркое платье так ловко обхватывало её талию и так легко, воздушно облегало её стройные полные ноги... от всей девушки исходило ощущение чего-то необыкновенно естественного, подвижного, лёгкого, воздушного"
Главное в характере Любы Шевцовой - жажда деятельного добра, потребность немедленного и активного вмешательства в жизнь.
"...совсем маленькой девочкой, она была доктором". Шестилетняя Люба "перевязывала своего отца и мать, и всех знакомых, взрослых и детей, и всех собак и кошек".

Люба от природы богато одарённая натура. Она легко училась в школе. Всё она делала ловко и весело. Это натура отважная. Ещё в детстве Любе хотелось быть Чапаевым. Когда она выросла, отвага сформировалась в ней в одну из главных черт характера. Если в детстве черта эта выражалась в том, что Любка "дралась с мальчишками до победного конца", то в юности она вылилась в свершение больших патриотических дел.

Любовь Шевцова была выдвинута в распоряжение партизанского штаба для использования в тылу врага. Она заканчивала военно-фельдшерские курсы и собиралась уже отправиться на фронт, но ее перебросили на курсы радистов там же, в Ворошиловграде.

Когда пришли немцы, она стала связной краснодонских коммунистов с обкомом партии

Вторая часть

Слайд 7

Через Ворошиловградскую область проходили теперь важнейшие коммуникации немецкой армии. Все, решительно все, что создавалось советским подпольем было направлено на то, чтобы там, за сотни и сотни километров от Донбасса, была выиграна великая битва за Сталинград.

(выходят сразу 5 учеников и читают клятву…)

Слайд 8

КЛЯТВА

Я, Олег Кошевой, вступая в ряды членов Молодой гвардии, перед лицом своих друзей по оружию, пед лицом родной многострадальной земли, перед лицом всего народа торжественно клянусь…

Я, Ульяна Громова, вступая в ряды членов Молодой гвардии…

Я. Иван Земнухов….

Я, Сергей Тюленин…

Я, Любовь Шевцова…

ВЕДУЩИЙ

Недаром они клялись перед лицом всего народа. Слова клятвы крепко связали их. Фадеев пишет, что «вчера они были просто школьниками, школьными товарищами, беспечными и озорными. Но с того дня, как они дали клятву, каждый из них словно простился с собой прежним». Старшему из тех, кто давал клятву, было 19 лет. А вдохновителю и организатору - всего 16.

Слайд 9

Сначала организация была немногочисленной. В нее входило 30 человек.
А уже к концу сентября 1942 года организация "Молодая гвардия" выросла в большую, разветвлённую по всему Краснодонскому району организацию. Она насчитывала более ста членов. "И еще больше того, было у неё помощников" Главной задачей было проведение диверсий на дорогах области."... на дорогах района и далеко за его пределами действовали три постоянные боевые группы "Молодой гвардии". Одна группа... нападала на легковые машины с немецкими офицерами. Вторая группа... нападала на машины-цистерны: уничтожала водителей и охрану, а бензин выпускала " землю... Третья группа... задерживала немецкие грузовые машины с оружием, продовольствием, обмундированием и охотилась за... отставшими немецкими солдатами..."
Душою и центральной фигурой всей организации был Олег Кошевой. Во главе "Молодой гвардии" стоял штаб, через членов которого Олег держал связь с руководителями пятёрок. Организацию в посёлке Краснодон возглавлял Коля Сумской. Душою организации на Первомайке были Уля Громова и Анатолий Попов. Нина Иванцова работала как связная от штаба. На Первомайском руднике молодогвардейцы установили свой радиоприёмник, по которому получали оперативные сводки от советского информбюро. Юные подпольщики создали свою тайную типографию, которая выпускала сводки информбюро и листовки.

К первому заданию по распространению листовок готовились тщательно. Это было первое мероприятие, по которому население должно было узнать о существовании «Молодой гвардии». Листовки расклеивали и разбрасыали на глазах полицейских. (читаем текст листовки стр 39

и чтение листовки людьми.

На одном из заседаний штаба Сергей Тюленин предложил расправиться с Игнатом Фоминым. «Этот Иуда выдал немцам двоих наших людей, и мы еще не знаем, сколько наших шахтеров лежит на его черной совести! Я предлагаю его убить». Полицая повесили на воротах парка, к груди прикололи записку «Так будем поступать со всеми предателями наших людей».
Большим делом молодогвардейцев был сбор и хранение оружия. "Гуляя" в степи, они собирали патроны, гранаты, ружья, револьверы, винтовки. Они похищали оружие у остановившихся на постой немецких и румынских солдат и офицеров. Оружие имели теперь все молодогвардейцы-юноши, а лишнее - пряталось на тайном складе, местоположение которого знал С Тюленин.

Первое серьезное испытание штаб поручил первомайской группе, которой руководила Уля Громова: освободить военнопленных, работавших в лесхозе на хуторе. На ночь военнопленных загоняли в барак, обнесенный решеткой, их охраняли часовые. Ребята убрали часового, перекусили проволоку-заграждение и освободили людей.

Слайд 10

В городе уже около трех месяцев господствовали немцы. Приближалась 25-я годовщина Великой Октябрьской революции.. Накануне праздника штаб «Молодой гвардии» выдал денежную помощь некоторым семьям фронтовиков, которые находились в бедственном положении. Молодогвардейцы проявляли в своей деятельности огромную инициативу, находчивость, совершенно невероятную смелость. Над оккупированным городом, над немецким засильем, утром 7 ноября на здании школы, райисполкома, шахтами развевались красные флаги. Победные красные флаги обновили дух измученных людей

. "Калерия Александровна... глядела на флаги с выражением экстаза на лице. Слёзы ручьями бежали по её худым тёмным щекам... Маруся! - сказала она, - это сделано для нас, советских людей. О нас помнят, мы нашими не забыты" "Народ со всех концов города стекался смотреть на флаги. У зданий собирались целые толпы. Жандармы и полицейские сбились с ног, разгоняя народ, но никто из них не решался снять флаги: у подножия каждого флага прикреплен был кусок материи с черной надписью: «ЗАМИНИРОВАНО». Цель молодогвардейцев была достигнута. Флаги говорили нашим людям о том, что живы и могучи силы советской земли, о том, что эти силы действуют и идут к победе. "Молва о красных флагах, вывешенных в Краснодоне,... прошла по всем городам и посёлкам Донецкого бассейна" (438).

"Во второй половине ноября... стало известно, что немцы гонят в тыл из Ростовской области большое стадо скота, полторы тысячи голов...при стаде, кроме чабанов - украинцев с Дона, шла вооружённая винтовками охрана. В ту же ночь, как стало это известно, группы Тюленина, Петрова и Мошкова, вооружённые винтовками и автоматами, сосредоточились в лесистой балке..." Они перестреляли немецких солдат, охранявших стадо, затем частью разогнали, частью перестреляли коров и овец, чтобы не доставались немцам.
Уля Громова по поручению штаба «Молодой гвардии» ведала всей работой против вербовки и угона молодежи в Германию. Она выпускала листовки, иногда и прятала по хуторам тех, кому грозил угон. Но все равно немцы смогли угнать в Германию более 800 человек. Уля узнала, что немцами изготовлен тайный список еще на полторы тысячи. Она предлагает сжечь биржу, где хранятся эти списки.

Слайд 11

Это одно из самых фантастических дел осуществили Сережка Тюленин и Любка Шевцова.(читать стр 148)

.Слайд 12
Молодогвардейцы добились разрешения открыть клуб, якобы для культурного обслуживания населения в духе "нового порядка". Клуб в руках "Молодой гвардии" мог служить хорошей ширмой для всей деятельности организации. И вот эта молодёжь девятнадцатого декабря 1942 года провела во вновь открытом клубке свой первый эстрадный вечер, на котором присутствовали все крупнейшие представители городских немецких властей. Сцена была закрыта "занавесом", украшенным по всему полю гербами СССР с серпом и молотом" (463). Володя Осьмухин, исполняя пародии на цыганские романсы, "спел, обращаясь, главным образом, к портрету фюрера: "Эх, расскажи, расскажи, бродяга... Ой, да и получишь скоро по заслугам" (464). А в это же время Олег принял сообщение о большом наступлении советских войск…
слайд 12

Третья часть
ВЕДУЩИЙ

Пять месяцев боролись краснодонцы в рядах "Молодой гвардии". "Пять месяцев под властью немцев... Сколько познали высокого и ужасного, доброго и чёрного, сколько вложили светлых, прекрасных сил своей души в общее дело и друг в друга"Умственно и нравственно окрепнув, они активно боролись за торжество справедливости, добра и правды на земле. . Бесконечно ненавидя гитлеровцев, они готовы идти и мужественно идут до конца в страшной борьбе с ними.

Ваню Земнухова взяли на заре.

Так были арестованы первые молодогвардейцы.

В штабе шло совещание…

Слайд 13

СЦЕНКА В ШТАБЕ

И Стахович не выдержал.стр.228-229 читать.

После очередных признаний Стаховича арестовывали все новых членов организации.

Давайте прочитаем некоторые эпизоды, которые показывают мужество и героизм молодогвардейцев в ответ на жестокость и зверство фашистов.

Слайд 14 слайд 16

Стр. 239, 250, 252.283, 290(Олег), 286-290

Слайд «ВЕЧНЫЙ ОГОНЬ» МУЗЫКА…

Учащиеся читают по одному:

Валя Борц, . Нина Иванцова, Толя Орлов, Иван Туркенич - лейтенант Красной Армии, командир "Молодой гвардии" Виктор Петров, Лиля Иванихина, Радик Юркин, Виктор Лукьянченко, Володя Осьмухин…

Последний слайд, и на фоне музыки звучит стих.

Мы были большими, как время,

Мы были живыми, как время.

Теперь - мы в легендах прославленных дней,

Теперь - мы в граните и в бронзе,

Теперь - мы в поэмах и в прозе,

Теперь - мы в безмолвье могильных камней..

Спасибо за память, потомки,

Спасибо за верность, потомки,

Спасибо за то, что алеет заря.

Не зря мы над смертью смеялись,

Не зря наши слёзы и ярость,

Не зря наши песни и клятвы не зря.

А вы оставайтесь живыми,

Прекрасно и долго живите.

Мы знаем, дорога у вас не проста.

А вы - продолжение наше,

А вы - утешение наше,

А вы - наша память и наша мечта.

А теперь, наши дорогие слушатели и зрители, давайте с вами поговорим.

Понравился вам роман?

Какими были молодогвардейцы?

Ребята, у нас в Донбассе было еще много партизан и подпольщиков. Фадеев сделал молодогвардейцев известными на весь мир.