Творения архитектора матвея казакова век. Архитектор русской усадьбы

Творчество выдающегося зодчего XVIII столетия Матвея Федоровича Казакова, одного из основоположников архитектуры русского классицизма в Москве, можно с полным правом считать замечательным явлением истории русской культуры. Его деятельность охватывает более чем 50-летний период, начиная с 60-х годов XVIII столетия и кончая первым десятилетием XIX века. «Трудолюбивый гений» оставил след в истории архитектуры и как самый плодовитый русский зодчий XVIII века, количество его московских построек почти неправдоподобно велико.

Произведения Казакова и его знаменитых современников - В. И. Баженова, И. Е. Старова и других - выдвинули русскую классическую архитектуру на первые роли в истории мирового зодчества. Их сооружения и проекты свидетельствуют о блестящем творческом развитии приемов и принципов мирового архитектурного наследия, о гармоничном сочетании нового искусства с художественными традициями национального зодчества.

Так, в Петербурге Старов создал воспетый поэтами Таврический дворец, в Москве Баженов разработал проект грандиозного Кремлевского дворца и построил знаменитый дом Пашкова, Казаков в том же городе возвел величественное здание Сената и непревзойденное здание университета, а также множество других прекрасных общественных и частных домов. При этом он не получал заграничного образования, не учился в Академии, а воспитывался в московской среде под воздействием ее культурных и художественных традиций. Зодчий почти не соприкасался с архитектурной жизнью Петербурга, оставаясь в стороне от громадной строительной деятельности быстрорастущей столицы.

Кроме того, он оставил большое графическое наследство: изобразил лучшие образцы классической архитектуры Москвы, чуть ли не полностью погибшей в пожаре 1812 года. Теперь имя Матвея Федоровича Казакова определяет целую эпоху в архитектуре Москвы. Благодаря Казакову древняя столица превратилась из «большой деревни», как ее называли жители Петербурга, в город с прекрасной архитектурой. Хотя деятельность зодчего далеко перешагнула границы родного города, его творения зачастую называются «казаковской Москвой» - целостным и большим по значению понятием, раскрывающим особенности искусства русского классицизма конца XVIII столетия.

Начало карьеры

Матвей Федорович Казаков родился 28 октября 1738 года. Его отец, Федор Казаков, выходец из крепостных, был мелким служащим московского старого Комиссариата. Небогатая семья жила в Садовниках около Кремля, в районе Боровицкого моста. Первоначальные познания в грамоте мальчик получил у дьячка соседней Космодемьянской церкви. Он рано лишился отца.

На прошение, поданное матерью Казакова об определении сына на службу, последовал сенатский указ: «К обучению архитектуре Главного комиссариата умершего подканцеляриста Казакова сына Матвея… определить с награждением жалования против младших учеников по рублю в месяц». Помощь мальчику оказал М. М. Измайлов, бывший тогда главой Комиссариата.

Он обратил внимание на подростка, ходившего по лесам строек и постоянно рисовавшего. Так в 1751 году, в 13-летнем возрасте, Казаков вступил в знаменитую первую архитектурную школу князя Д. В. Ухтомского, открытую двумя годами раньше. Особое внимание в ней уделялось рисованию и черчению, приобщению к практической работе. Обучение происходило по прославленным трактатам Витрувия, Палладио, Виньолы, сочинениям французского теоретика XVIII века Блонделя.

Помимо теории архитектуры эти книги содержали превосходные гравюры известнейших зданий классической древно­сти, произведений великих зодчих Италии и Франции XVI-XVIII веков. Вместе с тем ученикам настойчиво прививалась любовь к древнерусской архитектуре.

Юность Казакова прошла в упорном постижении теории в тесной связи с практикой, которая состояла из тщательных обмеров древностей, реставрации ветшавших зданий Кремля, составления чертежей и смет, работы на стройках учителей. Это и оказалось его главной школой. Отсюда характерная особенность всего творчества Казакова - синтез основ классики и традиций древнерусского зодчества.

Вскоре он стал младшим помощником Ухтомского, который в эти годы возводил Кузнецкий мост через реку Неглинную, достраивал Арсенал в Кремле, «запасной дворец» у Красных ворот, реконструировал здание Главной аптеки и приспосабливал здания бывших присутственных мест для новооткрытого Московского университета.

Впоследствии все теоретические принципы и практические занятия были увековечены уже сложившимся мастером Казаковым в «новом» классическом стиле. В 1760 году Ухтомский ушел в отставку. Школу возглавил П. Р. Никитин, бывший до того его помощником. На свое место он выдвинул молодого Казакова, который в этом же году вышел из школы и получил чин «архитектурии прапорщика».

Первые самостоятельные работы

Матвей Федорович был назначен в команду Никитина, ставшего главным архитектором Москвы. В это время Казаков вел строительство в городе Яблоневе, вместе с тем работая в Московском Кремле. В одном из кремлевских храмов он выполнил проект иконостаса, который был перенесен позднее в собор Василия Блаженного. Впервые одаренность Казакова проявилась особенно ярко при восстановлении Твери после пожара 1763 года, когда город сгорел почти целиком. То событие произвело на всю страну огромное впечатление: стала очевидной необходимость провести серьезные градостроительные реформы во многих городах, так как скученность застройки, кривые улицы и переулки способствовали стихийным бедствиям и пожарам.

В Тверь была направлена команда архитекторов во главе с Никитиным, который включил в нее и молодого Казакова (туда также входили: Квасов, Белецкий, Карин, Селехов, Еготов, Обухов). Никитин в короткий срок продумал проект новой Твери, заслуженно считающийся одним из лучших в русском градостроительстве XVIII века. Детализацию и уточнение общего замысла, создание планов фасадической застройки доверили Казакову.

Здесь зодчий выступил уже как самостоятельный мастер: он проектировал торговую контору Н. А. Демидова, провиантские магазины, фасады зданий присутственных мест на главной площади, «деловые» и жилые дома, в том числе типовые проекты, рассчитанные на различные социальные слои. Екатерина II, придававшая большое значение Твери как крупному населенному пункту на пути между Петербургом и Москвой, поручила Казакову возвести, «не щадя труда человеческого», на руинах сгоревшего архиерейского дома путевой дворец императрицы - главное здание в городе.

Восстановление Твери за два с половиной года, короткий по тому времени срок, сразу выдвинуло Казакова в ряды страны. Он привлек внимание и как талантливый мастер, умевший строить в «новом вкусе». Поэтому именно ему П. Ф. Нащокин заказал проект церкви в своей подмосковной усадьбе Рай-Семеновское.

С первым серьезным частным заданием Казаков прекрасно справился. И когда у И. И. Бецкого возникла мысль устроить в Москве Воспитательный дом, то для выполнения проектов «фасадической части» был приглашен Матвей Федорович. Он составил план фасада и всего огромного участка с живописной обработкой площадей, зеленых насаждений, набережных и красивых спусков к Москве-реке.

Сотрудничество с Баженовым

Большое значение для творческого роста Казакова имело сотрудничество с В. И. Баженовым, который в 1768 году позвал его, как ближайшего помощника, в «Экспедицию по строению Кремлевского дворца». Судьба объединила усилия и таланты двух замечательных русских архитекторов на семь лет ради сооружения «наиславнейшего в свете здания» - Большого Кремлевского дворца.

Эта работа стала для Казакова высшей архитектурной школой. Баженов обучался в крупнейших художественных центрах Европы: Париже, Риме, Флоренции; за его плечами была Петербургская академия художеств. Его широчайшая архитектурная эрудиция, необычайный творческий размах дополнили и отшлифовали талант Казакова. В творениях Матвея Федоровича обнаруживаются приемы, схожие с приемами его начальника: в композициях планов и объемов, в архитектуре фасадов.

Грандиозный замысел Баженова не был осуществлен до конца: начатое в 1773 году строительство дворца было отменено в 1775-м из-за чрезмерности предстоящих затрат и осадки кремлевских соборов. В том же 1775 году Казаков был утвержден в звании самостоятельного архитектора, но все-таки до середины 80-х годов XVIII века продолжалась его совместная работа с Баженовым в «Экспедиции».

На этом этапе они разработали в формах русской архитектуры проект оформления Ходынского поля, где планировались празднества по случаю завершения Русско-турецкой войны (1768-1774) Кючук-Кайнарджийским мирным договором. В серии офортов Казаков запечатлел «Ходынские увеселительные строения». Он немало потрудился над составлением проектов отдельных залов и их постройкой. Екатерина II, отмечая свое удовлетворение работой зодчего, поручила Казакову проект нового , расположившегося напротив ходынских павильонов.

Направление “русская готика”

Выстроив этот ансамбль, Матвей Федорович встал в один ряд с крупнейшими представителями направления псевдоготики: русской, или ложной готики, к формам которой он неоднократно возвращался в своей творческой деятельности. Так развернулась широкая деятельность Казакова, выросшего к тому времени во вполне зрелого архитектора. Огромный успех с тех пор не покидал его до самой смерти. В 1770-х годах Казаков показал высокое мастерство в своих первых крупных постройках в Москве.

Самостоятельно продолжая реконструкцию Московского Кремля, он также возвел в 1776-1787 годах здание Сената - одно из самых своих значительных творений, в котором принципы русской архитектуры второй половины XVIII века уже отчетливо обозначились. Одновременно Казаков строил усадьбу Петровское-Алабино (1775-1785) в имении Демидовых под Москвой. Особенностью ансамбля была необычная композиция.

Здание Сената

В центре квадратного парадного двора расположилось главное здание, имеющее в плане форму квадрата со срезанными углами, отчего объем здания казался треугольным. По проекту Казакова в 1776 году для князя С. В. Гагарина у Петровских ворот была выстроена городская усадьба, ее стиль раннего московского классицизма, тектоника, легкое декоративное оформление были совершенны. Отличительная черта творчества Казакова - разносторонность.

С одинаковым совершенством он строил монументальные правительственные здания, дворцы оригинальной архитектуры, большие усадьбы. Ему принадлежит идея классической формы выражения храмовых сооружений - церкви -ротонды, которая использовалась им при возведении мавзолея Барышникова в Никольском-Погорелом (1774-1802), в Москве - при создании церквей святителя Филиппа, митрополита Московского (1777-1788), Вознесения на Гороховом поле (1788-1793), Святых Космы и Дамиана на Маросейке (1791-1793)и других.

В конце 1770-х - 1780-х годах велось крупное дворцовое и усадебное строительство, в особенности частных, или, как они назывались, «партикулярных», домов в Москве.

Архитектура русского классицизма

С точки зрения градообразования построенные в это время Казаковым казенные и частные здания имели огромное значение, были в числе высших достижений русского классицизма. В 1782 году Матвей Федорович начал возведение здания Московского университета, которое осуществлялось в три этапа более десяти лет.

Зодчий отказался от усложненных элементов, обилия скульптуры, добиваясь простоты и величественности строения. В результате здание университета органично вошло в ансамбль центра Москвы, а своим обликом напоминало крупную городскую усадьбу. В 1786 году Казаков возглавил «Кремлевскую экспедицию», которая вела основные государственные строительные работы в Москве. Фактически он стал главным архитектором города.

В это время его талант раскрылся наиболее полно. Зодчий непрерывно получал заказы на возведение частных дворцов и домов, а также исполнял государственные поручения по проектированию в Москве и других городах Российской империи (Екатеринославе, Истре, Коломне и других). В те годы старая столица переживала настоящую «строительную горячку».

Градостроительно-архитектурные разработки Казакова

Представляет обустройство центральных площадей и улиц Москвы. Возведенные им дома определили облик Ильинки - единственной в XVIII столетии московской улицы, здания на которой стояли «сплошною фасадою» с соблюдением единой высоты. Среди них - дом купцов Калинина и Павлова (не сохранился), построенный в конце 1780-х годов на месте разобранного старого Посольского двора. Он знаменит тем, что был одним из первых строений в Москве, совмещавших жилые и торговые функции и отвечавших практическим требованиям времени, то есть являлся чем-то вроде жилого Гостиного двора.

И общественно-жилое назначение здания было новшеством. Этот дом занимал немалую часть улицы и выходил торцом на нее, таким образом оформляя парадный подъезд к планировавшейся на Ильинке новой площади. Сообразно занимаемому месту и общественной значимости он был выполнен в торжественных монументальных формах, а его ведущее место в создававшемся ансамбле было подчеркнуто «сильным» . Квартал рядом с ним занимал дом Хрящева (не сохранился), имевший скругленные углы и огибавшую его галерею; он был близок по высоте с соседним калининским домом, но выполнен в других архитектурных формах.

Обозреваемый главным образом с улицы, а не с площади, он был без крупных пластических перепадов. В нем преобладали горизонтальные членения, подчеркнутые сильно вынесенным и обогащенным карнизом, завершавшим второй этаж. Наиболее цельной по характеру архитектуры в то время была Тверская улица в отрезке между Охотным Рядом и Тверским бульваром.

Это была парадная улица города, чуть ли не целиком занятая дворцами знати. В 1773 году во время пожара деревянные дома на ней выгорели, а каменные почти все были повреждены, что предоставило возможность застроить Тверскую в относительно едином архитектурном облике. Двадцать лет Казаков возводил и реконструировал на этом участке почти все наиболее значительные здания и разработал проект планировки и архитектурного оформления Тверской площади.

Здесь проявились отличительные черты творчества Казакова, стремившегося к максимальному усилению регулярности и приданию уравновешенности сторонам улицы. Это особенно явно демонстрировали вынесенные на красную линию здания, ордерность архитектуры, примерно одинаковая этажность и высота зданий. Дом генерал-губернатора (ныне - мэрия Москвы) на Тверской площади Казаков выстроил и дополнил корпусами в 1782 году. Для него уже имелся проект и даже был выложен цокольный этаж.

Это единственный случай, когда зодчий строил здание по чужому плану. Но подъезд с улицы, интерьеры и главная лестница были спланированы им лично. В начале 1790-х годов, одновременно с окончанием строительства здания университета на Моховой улице, архитектор завершил и Университетский благородный пансион на Тверской (дворянский институт с пансионатом), украсив его строгим тосканским портиком.

Дома-дворцы

Велика роль Казакова и в создании нового классического типа городского жилого дома конца XVIII века - дворца, который выдвигался на красную линию улицы, а флигели и службы размещались по бокам дома или переносились за него. Из возведенных Казаковым жилых домов в Москве общностью композиционной схемы отличались дом Голицына на Лубянке, дома Прозоровского и Козицкой на Тверской, Демидова в Гороховском переулке и Губина на Петровке. Характерными для них являлись компактность плана и объема, а также пропорциональные соотношения длины, высоты и ширины (приближающиеся к соотношениям двух квадратов и их диагоналей, или трех квадратов).

Однако при общности основных построений архитектура их разнообразна по художественным приемам. Матвей Федорович строил усадьбы и по традиционной схеме русских дворянских имений - с курдонёром, что зачастую определялось укладом жизни заказчиков. Казаков первым в Москве построил большие доходные дома, а также сравнительно небольшие удобные жилые особняки, которые тогда только начали появляться в городе. Эти здания - мастерские образцы единства функциональных, конструктивных и эстетических начал архитектуры.

В них Казаков смело использовал новые приемы, внедряя в зодчество достижения науки и техники своего времени. Глубокая осмысленность архитектуры с точки зрения ее жизненного, общественного назначения, большая экономичность, целесообразность и остроумие планировочных и конструктивных приемов, художественное совершенство целого и каждой детали отличали сооружения Казакова.

Проектируя жилые дома, Матвей Федорович стремился к большей выразительности архитектурных элементов и, следуя особенностям развития стиля, отходил от измельченности, больше выявляя тектонику стены. В конце 1780-х годов сложилась, ставшая характерной для его творчества, система трехчастного построения фасада с портиком большого ордера в центре и малым ордером в обрамлении окон или балконных дверей боковых ризалитов.

Этим приемом была достигнута выразительность дома Барышникова на Мясницкой улице. Много внимания зодчий уделял и разработке интерьеров, монументальность которых в большинстве случаев была подчеркнута простыми объемами залов, перекрытых куполами или зеркальными сводами.

В их декоративной обработке использовались колонны, пилястры, карнизы. Архитектурная декорация стен дополнялась росписью. Сохранившиеся интерьеры «Золотых комнат» в доме Демидова, здания Сената, Колонного зала дома Благородного собрания позволяют судить о Казакове как об изумительном мастере внутреннего декоративного убранства. В одних из последних и наиболее значительных произведениях Казакова - Голицынской и Павловской больницах - получили обобщение прогрессивные черты русской архитектуры второй половины XVIII века. К началу 1800-х годов архитектурные формы сооружений Казакова делаются еще более лаконичными, и в его творчестве начинают прослеживаться приемы, получившие дальнейшее развитие в зодчестве первой четверти XIX века.

Архитектор-педагог

Необходимо отметить, что Матвей Федорович обладал большим педагогическим талантом, организовав новую систему обучения. Его дом в Златоустовском переулке был не просто жилищем семьи Казаковых: именно здесь под руководством мастера много лет действовала архитектурная школа, из которой вышли Еготов, Бакарев, Бове, Карин, Мироновский, Таманский, Селехов, Родион Казаков, братья Поливановы и другие. Все три сына зодчего - Василий, Матвей и Павел - стали его помощниками и, направляемые отцом, осуществляли свои проекты.

Непрерывная преемственность связывает «казаковскую школу» с нынешним Московским архитектурным институтом. В 1799 году Академия художеств по предложению ее вице-президента Баженова выпустила указ об издании книг «Российская архитектура», включающих чертежи с планами, фасадами и разрезами зданий и нереализованных проектов различного назначения, «кои, по хорошему вкусу своему и архитектуре, то заслуживать будут».

Казаков принял активное участие в подготовке неосуществленного издания чертежей, составив альбомы «казенных» (10) и «партикулярных» (6) строений Москвы. В первом альбоме представлены чертежи 19 зданий Казакова, из которых до наших дней в первоначальном виде дошли только пять: дом Долгорукова (позже - здание Благородного собрания), дом Губина на Петровке, дом Барышникова на Мясницкой улице, дом Демидова в Гороховском переулке, дом Гагарина в Армянском переулке. В это же время Казаков выполнял сложную работу по составлению «фасадического», то есть аксонометрического плана Москвы и съемке генерального плана города с показом всех его строений.

Они осуществлялись не для фиксации архитектуры города, но и чтобы обозначить «ситуацию» для дальнейшей его застройки. Одной из особенностей «фасадического» плана явилось иллюстрирование таблиц атласа выполненными в крупном масштабе видами архитектурных ансамблей города. По чертежам Казакова можно судить о первоначальном облике немногих дошедших до нас зданий, которые были уничтожены пожаром 1812 года. При приближении в 1812 году французской армии к Москве семья Казакова вывезла больного зодчего в Рязань. Здесь он узнал о пожаре в старой столице и о том, что почти все, созданное им на протяжении жизни, превратилось в пепел. Он не перенес этого потрясения, и 7 ноября 1812 года великий строитель Москвы скончался. Матвей Федорович Казаков погребен в Троицком монастыре на окраине города.

В творческой биографии Казакова обращает на себя внимание необыкновенное многообразие практической деятельности мастера. Полный список работ этого зодчего занимает много десятков страниц. Для своего времени он был передовым архитектором и крупным градостроителем, создавшим ряд замечательных ансамблей Москвы конца XVIII века и во многом определившим новые пути развития архитектурного облика города.

В отличие от зодчих Петербурга, возводивших город, по существу, на пустом месте, мастер смог удачно вписать произведения «нового» стиля в древние кварталы Москвы. В лучших произведениях Казакова русский классицизм выступает как глубоко самостоятельный архитектурный стиль, как явление русской художественной культуры, врывающейся полноводным и мощным потоком в общее русло мирового зодчества.

Архитектор М.Ф. Казаков

Матвей Федорович Казаков (1738-1812) – русский архитектор, работавший в годы царствования Екатерины II.

Вступив в жизнь сыном крепостного, Казаков окончил её статским советником. В 1751 г., в двенадцатилетнем возрасте, Матвей был определён в учение к Дмитрию Ухтомскому . Через девять лет, в 1760 г., он получил чин "архитектурии прапорщика". Это было единственным образованием Казакова.

Часто среди архитектурных творений Казакова упоминают дом 14 на Тверской улице . У казаковского дома и современного общего не больше, чем у хозяйки литературного салона княгини Зинаиды Волконской и посетителя магазина Елисеева. Старый дом можно увидеть в правой части акварели Ф.Я. Алексеева.

Среди шедевров зодчего мог быть Большой Кремлёвский дворец , над проектом которого Матвей Казаков работал в 1768-1774 гг.

Дома Казакова в Москве

  • Армянский, 11. Усадьба Гагариных . М.Ф. Казаков, 1790-е.
  • Басманная Новая, 4. Городская усадьба. М.Ф. Казаков, конец XVIII в. – начало XIX в.
  • Басманная Новая, 6. Дом Куракина. М.Ф. Казаков, конец XVIII в.
  • Басманная Новая, 9 С1. Жилой дом. М.Ф. Казаков, конец XVIII в.
  • Басманная Новая, 12 С2. Жилой дом Плещеева. М.Ф. Казаков, 1797.
  • Басманная Новая, 26. Усадьба Демидова. Казаков, начало XIX в. С 1876 г. – Басманная больница.
  • Бауманская 2-я, 3. Дворец Лефорта – Дворец Петра I на Яузе. Растрелли и Фонтана, 1708; М.Ф. Казаков, 1801.
  • Бауманская 2-я, 5. Слободской дворец. Д.В. Ухтомский , 1749-1753; перестройка по проекту Дж. Кваренги под руководством Матвея Казакова, 1787-1794; Д.И. Жилярди, восстановление после пожара 1812 г. в ампирном стиле, 1827-1835.
  • Бауманская, 36-38. Дом с двумя флигелями. М.Ф. Казаков, конец XVIII в.
  • Воздвиженка, 5 / Староваганьковский, 25. Усадьба Талызина. М.Ф. Казаков, 1787. В 1845-1917 гг. в усадьбе помещалась Казённая палата. Сейчас – Музей архитектуры имени Щусева .
  • Воздушная, 1. Дворец "Царицыно" . В.И. Баженов , 1776-1785; М.Ф. Казаков, 1787-1793.
  • Волхонка, 16 / Знаменский Б., 2. 1-я Мужская гимназия. М.Ф. Казаков, 1774, 1806; А.Г. Григорьев , 1830.
  • Газетный, 1 / Никитская Б., 12 . Дом Сергея Александровича Меншикова, внука Меншикова . М.Ф. Казаков, 1778.
  • Гиляровского , 35. Церковь Филиппа Митрополита. М.Ф. Казаков и Карин, 1777-1778.
  • Гончарная, 12. Усадьба Тутолмина – Ярошенко. М.Ф. Казаков, В.И. Баженов , 1788-1801; В.В. Шервуд , перестройка 1905-1913; перестройка в 1930-е; Энговатов, Пушин, реставрация, 1950-е.
  • Гороховский, 4. Усадьба Демидова. М.Ф. Казаков. 1789-1791. С 1873 г. здание занимал Межевой институт. Теперь это – Институт инженеров геодезии, аэрофотосъёмки и картографии.
  • Дмитровка Б., 1 / Охотный ряд, 3 . Дворянское собрание . М.Ф. Казаков, 1770-е и 1784-1787; Бакарев, восстановление, 1814; Мейснер, перестройка, 1903-1905.
  • Златоустинский М., 1. Школа Казакова . М.Ф. Казаков, 1785-1800: перестройка, Быковский , 1875.
  • Златоустинский М., 3 С1. Дом Казакова . М.Ф. Казаков, середина 1780-х.
  • Златоустинский М., 3 С3. Дом Татищевой . М.Ф. Казаков, 1785-1800; Быковский , Грачёв, 1860-1870.
  • Знаменка, 12 . Усадьба Бутурлина. М.Ф. Казаков, конец XVIII в.
  • Знаменский М., 3. Усадьба Лопухиных – Протасовых. XVII в. М.Ф. Казаков, 1774.
  • Ильинка, 10 . Дом А.С. Павлова и Н.С. Калинина. "Банк Н.А. Найденова ". Казаков, 1785-1790; Фрейденберг , 1882.
  • Козицкий, 5. Усадьба Лобковой. М.Ф. Казаков, конец XVIII в. Перестроена в 1920-е.
  • Красная площадь . Лобное место. Сооружено в 1534 г. Перестроено Казаковым в 1786 г. Тогда и появилась круглая площадка из дикого белого камня с каменными перилами.
  • Кремль. Сенат. М.Ф. Казаков, 1776-1787.
  • Ленинградский, 40. Петровский путевой дворец – Военно-воздушная академия имени Жуковского . М.Ф. Казаков, 1776-1786.
  • Ленинский, 8. Голицынская больница – Городская клиническая больница № 1. М.Ф. Казаков, 1796-1801. Построена по завещанию дипломата, действительного тайного советника князя Д.М. Голицына (1721-1793).
  • Маросейка, 14 / Старосадский, 2. Кузьма и Демьян . М.Ф. Казаков, 1791-1793.

Родился Матвей Федорович в 1738 году. Выдающийся русский архитектор эпохи классицизма М. Ф. Казаков известен как один из авторов уникальных типов московских жилых домов для богатой знати и монументальных общественных зданий в столице. Многое из созданного Казаковым испепелил пожар 1812 г., но немало и сохранилось до наших времен: здание Сената в Кремле, Голицынская больница (сейчас это первая городская больница) и некоторые другие здания.

Ученичество

Отец Казакова был из рода крепостных, работал копиистом в Главном Комиссариате, семья жила бедно. Когда отец умер (1751), мать устроила двенадцатилетнего сына в известную архитектурную школу Дмитрия Васильевича Ухтомского, где Матвей проучился до 1760 года, получив чин «архитектурии прапорщика». Затем - перевод на учебу и работу к городовому архитектору Никитину. Под его руководством юный зодчий начал свои первые шаги в архитектуре: был участником строительства Коловинского дворца, восстановления Черниговского собора, а также церкви «Спаса на бору». Но первой крупной работой Матвея Казакова как зодчего было участие в восстановлении сгоревшей в пожаре 1763 года Твери: составление плана города, проект и строительство Путевого дворца для императрицы Екатерины Второй (1763 - 1767).

Работа с Баженовым

В 1768 г. определилась творческая судьба Матвея Казакова - его взяли на работу по реализации проекта «Экспедиция строения Кремлевского дворца», которым руководил знаменитый архитектор . Для молодого зодчего это был счастливый случай. В сотрудничестве с Баженовым Казаков учился на практике принципам применения полученных ранее знаний о классических формах и пропорциях. Пять лет они вместе работали над баженовским проектом Большого Кремлевского дворца. Это было для Казакова самым серьезным периодом учения - высшим архитектурным образованием. На этом этапе Казаков в тандеме с Баженовым разрабатывал проект перестройки Ходынского поля, где планировались празднества по случаю завершения русско-турецкой войны (1768 - 74) Кючук - Кайнарджийским миром.

Самостоятельная деятельность

С 1775 года Казаков начал свою самостоятельную архитектурную деятельность. И первой крупной работой зодчего стало проектирование и сооружение здания Сената на территории (1776 - 1787). Это величайшее произведение зодчего. В нем впервые воплощена идея купольного покрытия огромного диаметра. А в знаменитом круглом зале Сената, одном из красивейших в Москве, автор воплотил идеи гражданственности, равенства и согласия, выраженные в торжественной и высокой архитектонической композиции. Великолепные коринфские колонны, поддерживающие грандиозный купол, гармоничные архитектурные формы зала Сената - все это как бы переносит нас в мир эпохи Просвещения, в мечту о мироустройстве, где безгранично развитие, где царит разум и всеобщее согласие. Работа Казакова была высоко оценена специалистами и самой Екатериной Второй, а заодно поставило зодчего в число лучших архитекторов эпохи.

Второе крупное творение Казакова - Московский университет, который стал опорным сооружением центра города (1786 - 1793). Позже университет перестраивал Д. И. Желярди. Императрица лично заказала Казакову возведение
подъездного дворца - Петровского замка (ныне здесь располагается военно-воздушная академия). Декор фасадов дворца сохранил классическую основу, но был оживлен Казаковым псевдоготическими и древнерусскими элементами.

Расцвет творчества

Рос успех М. Казакова и у частных заказчиков. Все чаще они стали заказывать ему проекты домов и дворцов. И поскольку работы становилось все больше, Казаков стал брать учеников и помощников. Старые городские усадьбы планировались таким образом, что дом на ней был окружен служебными и подсобными постройками и оказывался в
центре участка. Казаков внес в такую традицию свое новшество, делающее усадьбу более красивой и удобной: он ставил дом на линию улицы, а прочие постройки - позади него, вглубь усадьбы. Поэтому красивые и роскошные дома, построенные Казаковым, выгодно вписывались в общий вид улицы и города. Эти дома и дворцы по всей Москве были свидетельством профессионального мастерства зодчего и его своеобразного художественного языка, поэтому все, созданное им, было узнаваемым.

Его здания во многом определяли облик Москвы до пожара . и даже повлияли на характер ее последующей застройки. За десять лет (1780 - 1790) Казаков построил несколько десятков дворянских усадеб, богатых особняков, церквей и общественных зданий. Вот некоторые из них: дом на Петровке по заказу заводчика Губина, усадьба Барышникова на ул. Мясницкой, Голицынская и Павловская больницы.

Последние годы

В 1800 - 1804 годах Казаков создавал генеральный план Москвы и ее «фасаднический» план, т. е. с «высоты птичьего полета», а параллельно работал над серией архитектурных альбомов, содержащих наиболее значительные московские здания. Несколько сохранившихся альбомов Казакова позволяют судить об эволюции типов московских усадеб и жилых домов. Казаков открыл свою архитектурную школу, в которой учились многие выдающиеся русские зодчие: О. И. Бове, И. В. Еготов и другие. Когда в 1812 г. французская армия стала приближаться к Москве, семья Казакова уехала в . Здесь и узнал великий зодчий ужасную весть: сгорела Москва. Все, что с такой любовью он создавал на протяжении жизни, превратилось в пепел. Он не перенес этого потрясения, и 7 ноября 1812 г. великий строитель Москвы покинул этот мир.

на тему: «Творчество архитектора М.Казакова».

Введение 3

1Началосамостоятельной работы 4

1.1 Годы учения 4

1.2 Начало самостоятельной работы 5

2 Творческий расцвет. Последние годы жизни 7

Список использованных источников 10

Приложение А (иллюстрации) 11

Введение

Казаков Матвей Федорович (1738-1812) - русский архитектор, один из основоположников русского классицизма. В Москве разработал типы городских жилых домов и общественных зданий, организующих большие городские пространства: Сенат в Кремле (1776-87), университет (1786-93), Голицынская больница (ныне 1-я городская; 1796-1801), дома-усадьбы Демидова (1779-91), Губина (1790-е гг.) псевдоготический Петровский дворец (ныне Военно-воздушная академия; 1775-82). Применил большой ордер в оформлении интерьеров (Колонный зал Дома Союзов). Руководил составлением генерального плана Москвы, организовал архитектурную школу.

Про творческий расцвет, самостоятельную работу и последние годы жизни этого замечательного архитектора я расскажу в своем реферате.
1 Начало самостоятельной работы

1.1 Годы ученичества

Казаков Матвей Федорович , русский архитектор, один из основоположников классицизма в русской архитектуре 18 веке. В Москве разработал типы городских жилых домов и общественных зданий, организующих большие городские пространства. Руководил составлением генерального плана Москвы, организовал архитектурную школу.

Родился в семье копииста главного Комиссариата. Его отец был выходцем из крепостных, семья постоянно бедствовала. В 1751 после смерти отца мать определила 12-летнего Матвея в архитектурную школу известного зодчего князя Д. В. Ухтомского, откуда в 1760 он с чином «архитектурии прапорщика» был переведен в мастерскую городового архитектора П. Р. Никитина. Участвовал в работах по строительству Головинского дворца, восстановлению Черниговского собора и церкви Спаса «на бору». Первая крупная работа была связана с восстановлением Твери после пожара 1763: участвовал в составлении плана города, проектировал и строил Путевой дворец для Екатерины II (1763-67).

В 1768 произошло событие, определившее дальнейшую творческую судьбу Казакова - он начал работать с В. И. Баженовым в «Экспедиции строения Кремлевского дворца» (в чине «заархитектора»). С этого времени все его работы были связаны с Москвой.

Работа с Баженовым для начинающего архитектора была прекрасной школой и способствовала глубокому освоению принципов применения классических форм и пропорций, что повлияло на его дальнейшую деятельность. Казаков стал соавтором Баженова при разработке проекта оформления Ходынского поля для празднования заключения Кючук-Кайнарджийского мира.

1.2 Начало самостоятельной работы

В 1775, став полноправным архитектором, Казаков получил право на самостоятельную работу. Это было время становления классицизма в русской архитектуре. Одной из первых крупных самостоятельных работ зодчего было строительство здания Сената в Московском Кремле (1776-87) - монументального сооружения, треугольного в плане. При его строительстве Казаков впервые в России применил купольное покрытие большого диаметра. Возвышающаяся над Кремлевской стеной ротонда с куполом (над центральным залом Сената) стала акцентировать поперечную ось Красной площади.

Вторым крупным сооружением Казакова был Московский университет (1786-93), ставший одним из опорных сооружений в системе центральных площадей города (позже перестроен Д. И. Жилярди). По поручению императрицы Казаков возвел подъездной дворец - Петровский замок (ныне Военно-воздушная академия; 1775-82), в декоре фасадов которого при сохранении классической основы здания были использованы псевдоготические и древнерусские элементы.

Одновременно со строительством университета Казаков занимался перестройкой дома князя Долгорукого-Крымского в Охотном ряду (ныне Колонный зал Дома Союзов). Перекрыв внутренний двор дома и расположив по периметру великолепные колонны коринфского ордера, он превратил его в парадный Колонный зал. Основные конструкции зала, выполненные из дерева, в значительной степени способствовали его прекрасной акустике (после пожара 1812 перестроен учеником Казакова архитектором А. Бакаревым).


2 Творческий расцвет. Последние годы жизни

В работах Казакова органично сочетаются широта градостроительных начинаний, рациональность плановых построений с возвышенностью архитектурных образов. Его талант в наибольшей степени раскрылся в многочисленных проектах жилых домов и усадеб. Они свидетельствуют не только о высоком профессиональном мастерстве зодчего, но и о своеобразии его художественного языка. Эти постройки в значительной степени определили облик допожарной Москвы, в частности, Тверской улицы (дома: московского главнокомандующего, Бекетова, князя С. Голицына, Ермолова и др.), и повлияли на масштаб и характер ее дальнейшей застройки.

Расцвет творчества Казакова приходится на 1780-90-е гг., когда им были построены десятки частных дворянских особняков, усадеб, общественных зданий, церквей. Среди них: усадьба Демидова в Петровском-Алабине, дом заводчика М. И. Губина на Петровке (1790-е гг.), усадьба Барышникова на Мясницкой (1797-1802), Голицынская (ныне 1-я городская; 1796-1801) и Павловская больницы (1802-07) и др.

Особенностью их композиционного построения является двуплановость, когда главный корпус располагается в глубине обширного двора, а арки ворот, флигели, ограды выходят на красную линию улицы. Здания, основная часть которых акцентируется портиками большого ордера и куполами, отличаются простым четким планом и скупостью декора. Выразительность интерьера достигается не только использованием большого ордера, как в Колонном зале, но и введением скульптуры (Сенат, университет), а также живописностью декора (так называемые Золотые комнаты дома Демидова, 1779-91). Целостные пластичные архитектурные формы преобладают и в культовых сооружениях Казакова (церкви: Филиппа Митрополита, 1777-88, Вознесения, 1790-93, Косьмы и Дамиана, 1791-1803, - все в Москве).

По распоряжению императрицы Казаков сменил Баженова на строительстве императорской усадьбы в Царицыне (1786), где возвел новое здание дворца, оставшееся недостроенным.

В 1800-04 работал над созданием генерального и «фасадического» («с птичьего полета») планов Москвы и серии архитектурных альбомов (13) наиболее значительных московских зданий. Сохранилось несколько «Архитектурных альбомов М. Ф. Казакова», включающих планы, фасады и разрезы 103 «партикулярных строений» самого архитектора и его современников. Благодаря альбомам можно проследить эволюцию типов московского жилого дома и усадьбы.

Организовал архитектурную школу при «Экспедиции кремлевского строения», откуда вышли многие выдающиеся зодчие (И. В. Еготов, О. И. Бове и др.).

Автор многочисленных акварельных рисунков, архитектурных чертежей, офортов: «Увеселительные строения на Ходынском поле в Москве» (1774-75; тушь, перо), «Строительство Петровского дворца» (1778; тушь, перо), виды Коломенского дворца (1778, тушь, перо).

Портрет Р.Р.Казакова (?)

Моя статья про него, опубликованная под названием "Известен только специалистам"(за что особое спасибо редакции!) в газете "История" (издательский дом "Первое сентября"). 2007. № 24. http://his.1september.ru/2007/24/20.htm
Писалось, естестенно не для них, а для академического вестника истории литературы искусства. Самой газеты еще не выдел, поэтому текст даю в том варианте, в котором он был в нее отправлен, кроме ссылок, в газетном варанте они будут, а в жжшном убились. То же и с картинками: наверяка в газетный вариант они вошли не все. В "Вестнике" старые чернобелые картинки будут в самой статье, а цветные на вклейках.

"Имя выдающегося архитектора Родиона Казакова известно главным образом лишь специалистам по истории архитектуры. Слава его великого учителя и старшего товарища Матвея Казакова несравненно больше, хотя Родион Казаков оказался достоин своего учителя. Начав свой творческий путь архитектурным учеником "Экспедиции Кремлевского Строения", он, обучаясь у Василия Баженова и Матвея Казакова, успешно продолжил их деятельность, а затем возглавил московскую архитектурную школу, вырастившую многих мастеров классицизма. Из за своей фамилии (в советском архитектурном «пантеоне» не могло быть сразу двух Казаковых) Р.Р.Казаков оказался менее известен и его творчество не так детально изучено, хотя, безусловно, это был зодчий первого плана, очень яркий и талантливый мастер, имевший свою творческую индивидуальность, создавший постройки, которые долгое время определяли образ Москвы.

Библиография о Р.Р.Казакове очень скудна. Хотя по его творчеству защищена диссертация П.В.Панухина «Творчество Родиона Казакова и его место в архитектуре московского классицизма» , но, к сожалению, она так и не была издана в виде монографии. До нас не сохранился даже достоверный портрет Р.Р.Казакова. Копийное изображение, находящееся в Музее русской усадебной культуры в Кузьминках, и выдаваемое за портрет Р.Р.Казакова вряд ли таковым является…
Родион Родионович Казаков (1758 –1803), родившийся на двадцать лет позже Матвея Казакова и умерший на девять лет раньше, был потомственным москвичом. Он происходил из семьи мелкопоместного дворянина прапорщика архитектуры в «архитекторской команде» князя Д.В.Ухтомского. От отца Р.Р.Казаков и получил первоначальные знания об архитектуре. Детство и юность Р.Р.Казакова прошли в родительском доме недалеко от Кремля в Староваганьковском переулке (впоследствии его собственный дом находился в Немецкой слободе на Гороховом поле) .
В 1770 г. в шестнадцатилетнем возрасте Р.Р.Казаков выдержал экзамены и поступил в Архитектурную школу Экспедиции Кремлевского строения Московского отделения Сената, которой в то время руководил В.И.Баженов, участвовал в создании макета Большого Кремлевского дворца, спроектированного В.И. Баженовым. В качестве ученика (гезеля) он в 1774 г. был направлен к М.Ф.Казакову; под его руководством в составе архитектурной команды занимался разборкой ветхих строений Кремля, составляя их обмерные чертежи в 1770-1773 гг. Как лепщик Р.Р.Казаков работал на строительстве спроектированного М.Ф.Казаковым Пречистенского дворца Екатерины II в Москве, и за эту работу получил чин сержанта.
В 1776 г. он создал свой первый самостоятельный архитектурный проект классицистического Нововоробьевского дворца – дворца императрицы на Воробьевых горах, сооруженного с использованием бревен Пречистенского дворца. За этот проект, принесший ему известность, Р.Р.Казаков получил звание архитектора, и стал одним из признанных московских зодчих.
С того времени он стал получать множество заказов: в 1781-1782 гг. принял участие в строительстве Екатерининского дворца в Лефортове (сначала его строил архитектор князь П.В.Макулов, но из-за просчетов при строительстве его пришлось начинать заново, кроме Р.Р.Казакова в постройке Лефортовского дворца принимали участие В.С.Яковлев, А.Ринальди, а с 1780-х гг. Д.Кваренги, который создал портик со стороны сада и знаменитую многоколонную лоджию на фасаде).

Лефортовский дворец. Фото кон. 19-нач. 20 в Частное собрание (Москва)

В Москве и Подмосковье по проектам Р.Р.Казакова велось интенсивное строительство частных особняков. В 1782-1792 гг. вместе с другими архитекторами Экспедиции Кремлевского строения Р.Р.Казаков работал по заказам наместника Новороссийского края и фаворита Екатерины II князя Г.А. Потемкина (предполагается, что Р.Р.Казаков был приглашен для их проектирования и сооружения ворот крепости в г. Херсоне). Особое место в творчестве Р.Р.Казакова занимает и культовое зодчество. Все спроектированные им культовые постройки декоративны и носят ярко-выраженные светские черты. Типичными их элементами являются ротонда-бельведер и использование дорического ордера. Практически во всех своих работах Р.Р.Казаков выступает, как талантливый представитель зрелого («строгого») московского классицизма. Крупным этапом в жизни Р.Р.Казакова стала его длительная работа в 1778-1803 гг. в подмосковном имении княгини А.А.Голицыной Кузьминки, ныне уже давно находящимся в городской черте. Сменив на посту архитектора Кузьминок И.П.Жеребцова, не изменяя в основном уже сложившуюся планировку Кузьминок, Р.Р.Казаков дал ей новую жизнь перестроив отдельные ее элементы. За время работы в Кузьминках Р.Р.Казакова были реконструированы господский дом и флигеля, церковь, Слободка - комплекс для дворовых людей, был построен еще один хозяйственный комплекс – Садоводство с оранжереями и домами для садовников и Китайским (Щучьим) прудом, выкопан канал, соединивший Китайский пруд с устроенным на речке Чурилихе (Голедянке) Нижним или Мельничным прудом(в настоящее время Нижний Кузьминский).

Господский дом в усадьбе Кузьминки (вверху северный фасад, внизу южный). Фото нач. 20 в. (из изд.: Порецкий Н.А. Село Влахернское, имение Князя С. М. Голицына. М., 1913).

Обилие работ требовало привлечения к ним и других архитекторов, в 1783 г. Р.Р.Казаков, занятый и на выполнение других архитектурных заказов, привлек к деятельности в Кузьминках мужа своей сестры архитектора Ивана Васильевича Еготова (1756-1814), первое время осуществлявшего функции надзора за строительством (сразу же ему был поручен надзор за перестройкой господского дома) , т.е. занимавшегося реализацией казаковских проектов. Впоследствии И.В.Еготову пришлось доделывать многое, начатое или спроектированное в Кузьминках Р.Р.Казаковым, но только после его смерти И.В.Еготов начал самостоятельную деятельность, в Кузьминках. Несмотря на значительный масштаб деятельности Р.Р.Казакова в Кузьминках, этой части его архитектурного наследия не повезло. При восстановлении усадьбы после Отечественной войны 1812 г. многие сооруженные им здания были заменены новыми по проекту Д.И. и А.О.Жилярди. В 1916 г. пожар уничтожил господский дом Кузьминок, реконструированный в 1783-1789 гг. по проекту Р.Р.Казакова (архитектурный надзор вел И.В.Еготов). Тогда его надстроили антресольным этажам, парадные помещения: спальня, кабинет, зал были украшены живописью, переделали и другие помещения. Одновременно и реконструировали и флигеля, которых тогда было не два как сейчас, а четыре - небольшие одноэтажные деревянные здания, выдержанные в классицистических формах.
Судить о творчестве Р.Р.Казакова даже по старым изображениям этого несохранившегося до наших дней ансамбля достаточно сложно, самые ранние из них относятся к 1828 и 1841 гг., а после смерти Р.Р.Казакова дом перестроил в 1804-1808 гг. И.В.Еготов, одновременно реконструировав флигеля и спланировав территорию Парадного двора. Ансамбль перестраивали и позже. После Отечественной войны 1812 г. господский дом Кузьминок был восстановлен и заново обставлен, однако флигеля, сильно обветшавшие к тому времени были заменены новыми, сооруженными в 1814-1815 гг. по проекту Д.И.Жилярди. В 1830-1835 гг. господский дом, флигеля и галереи были реконструированы, но изменения в основном коснулись внутренних планировок этих сооружений. Эти работы была начаты Д.И.Жилярди, а после ее отъезда за границу продолжены его двоюродным братом А.О.Жилярди. Так окончательно сформировался облик, по определению Ю.И.Шамурина этого самого деревенского из всех подмосковных помещичьих домов. На его месте по проекту С.А.Торопова в 1927 г. был выстроен новый главный корпус Института экспериментальной ветеринарии, значительно превосходящий его по габаритам, но более простой по силуэту.
В настоящее время единственным памятником архитектуры в Кузьминках, связанным с именем Р.Р.Казакова, является церковь Влахернской иконы Божьей матери, к которой относительно недавно вернулась прежняя роль доминанты в ансамбле имения. Ее сооружали в два этапа. В 1759-1762 гг. были выстроены: церковное здание, первоначально имевшее барочный декор (окончательно отделано и освящено только в 1774 г.), а также отдельно стоявшая деревянная колокольня. На основании косвенных данных можно предположить, что авторство проекта церкви принадлежало петербургскому архитектору С.И.Чевакинскому, по проекту которого то время шло строительство “Пречистенского дома” М.М.Голицына (ныне Волхонка, 14). Автором проекта колокольни, выполненного весной 1760 г., был И.П.Жеребцов. Хотя имя Р.Р.Казакова прямо не указано в документах, авторство проекта церкви несомненно принадлежит ему: в то время он был единственным крупным проектирующим архитектором в имении, а функции И.В.Еготова носили технический характер. Церковь была реконструирована в 1784-1785 гг. в формах зрелого классицизма. Также была построена новая колокольня вместо прежней. В ходе реконструкции церковь получила новое завершение – круглый барабан с люкарнами, увенчанный главкой. С четырех сторон были пристроены портики и крыльца. Перед церковью возвели круглую в плане каменную двухъярусную колокольню с ордерным членением фасадов. Любопытно, что какое то участие в этих работах принимал В.И.Баженов: его имя значится в смете, составленной для покупки необходимого строительного материала.

Церковь Влахернской иконы Божьей Матери в усадьбе Кузьминки. В верху фото нач. 20 в. (из изд.: Порецкий Н.А. Село Влахернское, имение Князя С. М. Голицына. М., 1913), внизу фото М.Ю.КОробко 2005 г.

К сожалению, этот интереснейший памятник сильно пострадал в советское время. Церковь была закрыта в 1929 г. и обезглавлена, а в 1936-1938 гг. в результате перестройки под Дом отдыха ЦК профсоюза автомобильной промышленности (видимо, по проекту С.А.Торопова), она утратила прежние стилистические черты, превратившись в трехэтажный жилой дом. Только в 1994-1995 гг. по проекту архитектора Е.А.Воронцовой был проведен комплекс работ по восстановлению церкви: в ходе реставрации разобрали поздний третий этаж, воссоздали прежнюю систему арок и сводов, возвели колокольню на монолитном железобетонном фундаменте на месте старых остатков, выявленных в результате археологических раскопок; провели большой объем работ по вычинке кирпичной кладки и воссозданию белокаменного и лепного декора фасадов; изготовили конструкции кровли с покрытием медью, главы и кресты с позолотой.
Параллельно с деятельностью в Кузьминках Р.Р.Казаков выполнял ряд не менее важных и ответственных заказов, среди которых особое место занимает застройка района Андрониевской площади в Москве. По его проектам были построены церковь Мартина Исповедника в Алексеевской Новой слободе – бывшей вотчине Андроникова монастыря (Большая Коммунистическая улица, 15/2) доминирующая в панораме Заяузья, расположенное поблизости частное народное училище и грандиозная четырехъярусная надвратная колокольня Андроникова монастыря, ставшая второй по высоте в Москве после кремлевского Ивана Великого (высота 79 м). Выстроенная в 1795-1803 гг. колокольня, создав новый образ парадного въезда в монастырь, стала его доминантой (этот интереснейший памятник классицизма был уничтожен в 1929-1932 гг.). Рядом с колокольней была построена усадьба городского головы П.Хрящева. Таким образом, был сформирован классицистический образ Андрониевской площади, фрагментарно сохранившийся до наших дней.

Колокольня Андроникова монастыря. Фото 1882 г. из альбома Н.А.Найденова. ГНИМА им. А.В.Щусева

Церковь Мартина Исповедника - большой мощный пятиглавый храм, сооруженный в 1791-1806 гг. на средства одного из богатейших московских купцов В.Я.Жигарева, позже ставшего городским головой (здание частного народного училище было сооружено в 1798 г. также на средства В.Я.Жигарева). Церковь состоит из двухсветного четырёхстолпного четверика с большой полукруглой апсидой, примыкающего к нему с запада притвора (повторяет форму апсиды) и соединённой с ним коротким переходом высокой трехъярусной колокольни. Подчеркнутая монументальность постройки, несвойственная московской архитектурной традиции, породила легенду о том, что Р.Р.Казаков повторил в нем собор св. Петра в Риме (одним из поводов для сооружения храма было посещение Москвы императором Священной Римской империи Иосифом II). После Отечественной войны 1812 г. церковь, пострадавшая от пожара, восстанавливалась в 1813-1821 гг.: тогда приводились в порядок железные покрытия и облицовка здания. При одном из ремонтов был заложен открытый прежде переход между храмом и колокольней, восстановленный при реставрации здания (церковь, в 1931 г. была закрыта и стала снова действующей только в 1991 г.).

Церковь Мартина Исповедника. Фото 1882 г. из альбома Н.А.Найденова. ГНИМА им. А.В.Щусева

Еще одно известное культовое здание, сооруженное по проекту Р.Р.Казакова и являющееся хорошим образцом зрелого классицизма, является одноглавая церковь Варвары на Варварке - первая от Кремля в знаменитой цепи храмов и палат Зарядья (Варварка, 2). Небольшая, но поставленная в самом начале улицы, она до сих пор определяет ее образ (первоначально фиксировала угол квартала на пересечении улицы Варварки и несохранившегося Зарядьинского переулка). Церковь одноглавая, завершена купольной ротондой с барабаном и главой, крестообразная в плане; из-за пониженного рельефа местности поставлена на высокий подклет, к улице она обращена восточным фасадом, поэтому алтарь выделен не в самостоятельный апсидный объем, а декорирован мощным коринфским портиком, также как и другие фасады здания. Двухъярусная колокольня, сооруженная по проекту А.Г.Григорьева в 1820-х гг., была снесена в советское время, но восстановлена при реставрации 1967 г. (ныне церковь действующая). Здание было выстроено в 1796-1804 гг. на средства майора И.И.Барышникова и московского купца Н.А.Смагина. В 2006 г. под церковью Варвары был обнаружен прекрасно сохранившийся белокаменный подклет более древнего храма, возведенного на этом месте в 1514 г. зодчим Алевизом Новым – автором Архангельского собора в Московском Кремле. Постройка Р.Р.Казакова, большая по площади, превратилась в своего рода футляр для остатков алевизовского здания, и, благодаря этому, оно прекрасно сохранилось.

Церковь Варвары на Варварке. Фото 1882 г. из альбома Н.А.Найденова. ГНИМА им. А.В.Щусева

С именем Р.Р.Казакова связывают сооруженную в 1798-1802 гг. огромную городскую усадьбу владельца железоделательных заводов И.Р.Баташева, (с 1878 г. Яузская больница, ныне Городская клиническая больница № 23, Яузская ул. 9-11). К сожалению, авторство Р.Р.Казакова не имеет точного документального подтверждения, однако художественные достоинства памятника и характер прорисовки многих его деталей дома дают основания предполагать, что в его создании принимал участие Р.Р.Казаков. Реализовывал проект крепостной архитектор Баташевых М.Кисельников, видимо тот, который строил и баташевское родовое гнездо в усадьбе Выкса.
Усадьба И.Р.Баташева с господским домом и флигелями, формирующими ансамбль парадного двора, является выдающимся памятником эпохи классицизма, ее ордерный и лепной декор - один из лучших в московских постройках начала XIX в. (одно время этот комплекс даже приписывался В.И.Баженову). Первоначально господский дом имел декоративную лоджию и галерею, с которой открывался вид на парк в сторону Яузы. Усадьба серьезно подновлялась после пожара 1812 г., а после организации здесь Яузской больницы, была частично перестроена: открытые галереи парадного двора и лестницы-лоджии заложены; в 1899 г. была построена церковь. Часть интерьеров при этом, правда, была утрачена, но главный фасад сохранился.

Господский дом усадьбы И.Р.Баташева в Москве. Фото нач. 20 в. Частное собрание (Москва)

Параллельно с усадьбой И.Р.Баташова по проекту Р.Р.Казакова в в 1799-1801 гг. прошла реконструкция городской усадьбы вице-канцлера князя А.Б.Куракина, возглавлявшего в то время Коллегию иностранных дел России (ул. Старая Басманная, 21). Главный дом стал двухэтажным, получив портик коринфского ордера. К отдельно стоящему «полуциркульному» служебному корпусу была сделана пристройка- коридор шириной в 1 м. 60 см., т.е. одна из внешних стен корпуса превратилась в перегородку внутри здания. Анфиладная планировка была заменена на череду изолированных комнат и зал с объединенным коридором вдоль наружной стены здания (в 1836-1838 гг. архитектор Е.Д.Тюрин надстроил корпус вторым этажом и соединил его с главным домом) .
В 1790-1800 гг. Р.Р.Казаков вместе со своим учителем М.Ф. Казаковым работал над созданием «Альбома партикулярных строений города Москвы» - своеобразного каталога построек московского классицизма, так называемых «казаковских альбомов» (всего их шесть). В «Альбомы» вошло описание 103 московских особняков, более 360 чертежей и планов. Р.Р.Казаков был создателем большей части изобразительного материала для них. Чертежи хранились в «Чертежной» при Оружейной палате Московского Кремля, директором которой Р.Р.Казаков стал в 1801 г. В том же году он работал «по исправлению» Кремлевского дворца, а в 1802 г. осматривал “ветхости” в Кремле.
Имя любого крупного мастера, как правило, связано и с ложными атрибуциями: многочисленными и зачастую, неаргументированными попытками увидеть его руку в неатрибутированных памятниках. В данном случае Р.Р.Казаков не исключение. Ложным атрибуциям способствует его фамилия, велик соблазн приписать многие его работы более знаменитому М.Ф.Казакову. К сожалению, некоторые атрибуции памятников Р.Р.Казакову имеют откровенно фантастический характер. Значительный размах деятельности Р.Р.Казакова в Кузьминках привел к тому, что с его именем стали ошибочно связывать и некоторые работы, проведенные в этой усадьбе, но не имеющие к нему никакого отношения. Согласно справочнику «Зодчие Москвы времени барокко и классицизма (1700-1820-е годы)» от деятельности Р.Р.Казакова в Кузьминках «…сохранился только немного измененный главный дом Слободки на Тополевой аллее» . Однако Слободка в Кузьминках не имеет, да и никогда не имела никакого «главного дома». Видимо, автор статьи в справочнике имел в виду больницу или больничный флигель, сооруженный в 1808-1809 гг., по проекту И.Д.Жилярди - деревянное одноэтажное здание с мезонином и двумя, выступающими по краям ризалитами. Действительно в специальной литературе его строителями обычно называют Р.Р.Казакова и И.В.Еготова, забывая или не зная, что ни в одном из документов по строительству больницы в Кузьминках никто из них не упоминается (Р.Р.Казаков вообще скончался за пять лет до начала ее сооружения).
Не является постройкой Р.Р.Казакова и Дом садовника (Серая дача) на Садоводстве в Кузьминках, сооруженный в 1829-1831 гг., видимо, по проекту Д.И.Жилярди (в 1972 г. он сильно пострадал от пожара, из-за аварийного состояния часть уцелевших от пожара стен была разобрана, в 1975 г. произошло полное обрушение деревянной части здания, что помешало проведению дополнительных исследований по нему, в 1976-1979 гг. дом был воссоздан по проекту архитектора И.В.Гусева, т.е. на его фундаменте был возведен новодел).
Р.Р.Казаков действительно проектировал Дом садовника для Кузьминок, построенный в 1797 г., но это было совсем другое здание, занимавшее другой участок. Известно, что в 1829 г., заключив контракт с новым садовником Андреем Ивановичем Гохом, владелец Кузьминок князь С.М.Голицын распорядился выстроить ему новый флигель"…избрав для сего приличнейшее место позади оранжерей, чтоб его не видно было от дому и из саду… Старый же флигель, где жил прежний садовник, оставить для помещения садовых учеников" , т.е. казаковский Дом садовника некоторое время существовал и после постройки нового, но впоследствии был разобран (в паспорте на Серую дачу, годом ее постройки ошибочно указан - 1797 –й, охранная доска с этой же датой висит и на самой Серой даче).
Обычно Р.Р.Казакову приписывают и устройство «Звезды» - французской, то есть регулярной части парка Кузьминок, состоящей из 12 аллей, расходящихся из одного центра, (она же «Двенадцатилучевой просек», "Роща 12 -ти прешпектив" или "Часы"). Однако, нам удалось установить, что «Звезда» была создана еще до привлечения Р.Р.Казакова к работам в Кузьминках. Ее автором был садовник И.Д.Шрейдер (Шнейдер), под руководством которого весной и летом 1765 г. в прилегающем к усадьбе лесу были прорублены "прешпекты", один из которых открыл вид на церковь со стороны Выхинского поля. Тогда же, очевидно по желанию мужа владелицы имения М.М.Голицына возник вопрос о переносе одного из павильонов – "галереи", которую И.Шрейдер предложил поставить "прямо против прешпекту нового на конце у пруда" («Звезда» в Кузьминках была одним из первых отечественных парков, имевших такую планировку, и как выяснилось, была создана раньше подобного парка в знаменитом Павловске под Петербургом, ранее считавшегося образцом для нее).
Вместе с тем с большой долей уверенности с именем Р.Р.Казакова можно связать сооружение господского дома в подмосковной усадьбе бригадира Н.А.Дурасова Люблино, расположенной по соседству с Кузьминками (ныне в черте Москвы). Считается, что уже в 1801 г. там был сооружен ныне существующий господский дом, имеющий, в плане форму креста, концы которого соединены колоннадами (хотя, скорее всего, это лишь дата начала строительства). Такая необычная композиция породила легенду о том, что якобы дом построен в виде ордена святой Анны, которым очень гордился его хозяин. Правда реальных доказательств этого нет, как, впрочем, и документа, подтверждающего награждение Н.А.Дурасова этим орденом. Однако, это предание интересно само по себе, как пример народного полунаивного объяснения того, как могла появиться постройка, отличавшаяся от принятого в то время стандарта для загородных помещичьих домов.

Люблино. Фрагмент гравюры по рисунку неизвестного художника. Сер. 19 в. ГИМ.

Господский дом в усадьбе Люблино. Фото нач. 20 в. Частное собрание (Москва)

В действительности же формы господского дома в Люблине восходят к проектам “знаменитого Неффоржа” – теоретика французского классицизма Жана-Франсуа Неффоржа, которые имели вполне заслуженную популярность во 2-й половине XVIII в. Среди них есть и тот, который можно с полным правом признать в качестве прототипа дома в Люблине: так называемый “Проект центрического сооружения”, датированный 1757-1778 гг. Разумеется, при своем воплощении он был существенно переработан, однако основная идея Ж.Неффоржа, выразившаяся в создании центрического особняка, была сохранена. Не исключено, что, в основе именно такой композиции здания лежит масонская символика. Существует устойчивая традиция, приписывающая на основании литературных данных авторство господского дома усадьбы Люблино архитектору И.В.Еготову, но основания для этого весьма сомнительны. Кроме того, сам И.В.Еготов не создал, и даже не спроектировал ничего такого, что можно было бы поставить рядом с Люблиным. Анонимный автор одной из первых статей о Люблине, опубликованной в журнале “Живописное обозрение” в 1838 г., судя по тексту, близкий тогдашним владельцам Люблина Писаревым, являвшихся родственниками Н.А.Дурасова, не упоминая И.В.Еготова, сообщил, что Н.А.Дурасов “…поручил строение господского дома отличному архитектору Казакову, и как видно, требовал не столько удобств для самого себя, сколько простора и роскошного помещения для своих гостей” . Безусловно, здесь имеется ввиду Р.Р.Казаков, под руководством которого И.В.Еготов работал в Кузьминках. Эта публикация по-новому рисует роль Р.Р.Казакова: очевидно, Р.Р.Казакову принадлежал проект люблинского дома, а непосредственное наблюдение за строительством осуществлял И.В.Еготов. Именно так этот тандем работал в Кузьминках, и нет оснований полагать, что этот порядок, мог быть нарушен в Люблине.

Господский дом в Люблине (фрагменты). Фото М.Ю.Коробко. 2007 г.

Одновременно с господским домом в Люблине были возведены или реконструированы другие усадебные сооружения, в основном возведенные из кирпича, в отличие от большинства подмосковных усадеб того времени (среди них был и большой комплекс театральных зданий) и нельзя исключить участие Р.Р.Казакова и в этих работах.
Документальное изучение памятников архитектуры может расширить круг работ Р.Р.Казакова, сделав наше представление о нем и его творчестве существенно полнее. Поиск произведений Р.Р.Казакова возможен как в Москве, так и в провинции. В частности, к кругу его работ Р.Р.Казакова обычно относят двухколоколенную церковь Святого Духа, построенную в подмосковном селе Шкинь (ныне Коломенский район Московской области) - выдающийся памятник классицизма. Церковь в Шкини была сооружена между 1794 и 1798 гг. по заказу генерал-майора Г.И.Бибикова, также являвшегося владельцем известной подмосковной усадьбы Гребнево, правда в последнее время авторство этого памятника связывают с творчеством Н.Леграна, что не бесспорно (наблюдал за строительством, видимо, архитектор И.А.Селехов) . По нашему мнению не исключена причастность Р.Р.Казакова и к проектированию огромной белокаменной церкви в Гусе-Железном Баташевых. Вполне возможно казаковское авторство и проектов церквей принадлежавшим Баташевым селам вокруг Выксы: Досчатое и Виля. Возможно, памятником, построенным по проекту Р.Р.Казакова, является церковь Симеона Столпника за Яузой.
Далеко не все попытки обнаружить новые казаковские работы бесспорны: есть мнение о том, что Р.Р.Казаков привлекался к разработке замысла подмосковной усадьбы князя А.В.Урусова Осташево (Волоколамский район) – известно, что он принимал участие в строительстве на территории московской городской усадьбы Урусовых. Однако на наш взгляд это маловероятно: флигеля с башнями в Осташове якобы выполненные по проектом Казакова производят впечатление хозяйственных построек по недоразумению поставленных неопытным архитектором на парадном дворе усадьбы вместо хозяйственного (отметим, что очень похожие постройки входят в состав конного двора в усадьбе князей Меньшиковых Черемушки или Черемушки-Знаменское, ныне оказавшейся в черте Москвы). Традиционно Р.Р.Казакову приписывается сооружение пригородной дачи на берегу реки Яузы (ныне Волочаевская ул., 38). Теоретически через Голицыных – владельцев Кузьминок Р.Р.Казаков мог получить такой заказ (Строгановы являлись их родственниками). Однако нет документальных оснований для такой атрибуции. Тем не менее поиски казаковских работ должны быть продолжены, поскольку Р.Р.Казаков является крупным, но незаслуженно забытым зодчим, по вкладу в московскую архитектуру стоящим в одном ряду со своими учителями В. И. Баженовым и М. Ф. Казаковым".
Автор Михаил Коробко

АПД: "Серьезный" вариант статьи cо всеми ссылками опубликован в изд:
Коробко М.Ю. Родион Родионович Казаков// Вестник истории, литературы, искусства. Т. 6. М., 2009.