Тьютор: кто это и зачем он нужен. Тьюторы в школе

Вступающий в силу с 1 сентября 2013 г. закон об образовании, включение в квалификационный справочник должности тьютор, введение федеральных государственных образовательных стандартов, переход на новую систему оплаты труда работников образования открывают реальные возможности введения в школах должности тьютор.

По сообщениям СМИ Министерство образования и науки РФ планирует ввести тьюторов в российских школах как новые штатные единицы с 2014 года.

Минобрнауки считает, что тьютор-наставник возьмет на себя функции классного руководителя, и тем самым позволит педагогу заниматься своей прямой обязанностью — преподавать профильный предмет. Планируется, что российский тьютор будет курировать сразу несколько классов одной возрастной группы или создавать собственные группы. На тьюторов будут возложены обязанности по индивидуальной работе с учениками. Они будут общаться с учеником, координировать его самостоятельные занятия, оказывать информативную помощь в выборе будущей специализации, способствовать достижению взаимопонимания с одноклассниками и преподавательским составом школы, а также подтягивать отстающих учеников по проблемным предметам.

Необходимость введения данной должности диктуется тем, что для индивидуального развития личностного и образовательного пути каждого ученика, как определено в новом законе об образовании и новых федеральных государственных образовательных стандартах, в образовательных учреждениях должны быть те, кто координирует самостоятельную учебу и выбор учебного профиля.

В настоящее время идет апробация возможных моделей тьюторства в пилотных регионах страны. Отрабатывается несколько моделей. Модель, когда классные руководители через повышение квалификации получают компетенции тьюторов, при этом они совмещают две должности. Модель, в которой в школах отменяют должность классного руководителя. Учителя занимаются преподаванием, а тьюторы - курируют классы.

Практика введения тьюторов в наших школах существует на протяжении нескольких лет. По сведениям Татьяны Ковалевой, президента тьюторской ассоциации, первый опыт тьюторской работы был зафиксирован 20 лет назад. Это была школа «Эврика и развитие» в Томском академгородке. В 1991 году в школе впервые была введена должность тьютора, тогда еще неофициально.

На сегодня тьюторы работают в школах и других образовательных учреждениях более 20 регионов РФ. Там, где есть группа тьюторских площадок и оформлена реальная тьюторская практика, создается тьюторский региональный центр.

Более 10 лет существует «Тьюторская Ассоциация», которая имеет филиалы в нескольких российских регионах и свой сайт.

1 сентября 2009 года в Московском педагогическом государственном университете состоялось открытие первой в стране магистратуры по тьюторству.

Есть также сертифицированные центры по подготовке тьюторов в некоторых российских городах, например, Томске, Ижевске, Волгограде, Чебоксарах и др.

Однако, институт тьюторства воспринимается педагогической общественностью неоднозначно.

Противники считают, что добиться реализации такой модели тьюторства в российских школах очень сложно. Не всякий зарубежный опыт годится для России.

В Англии, где, собственно, и появились тьюторы, это традиционная и уважаемая должность. Там наставник ведёт ребенка всю школу, а потом передаёт институтскому коллеге. С ним обсуждают не только проблемы по учебе, но и личные трудности. Как это приживется на российской земле?В нашей стране все вопросы по учебе ребенок вполне может решить с учителем, а остальные с мамой или папой, считает член координационного совета московского родительского комитета Татьяна Боровикова.

Некоторые учителя считают, что, не видя школьника в процессе обучения и не зная его реакции, тьютор вряд ли сможет оказать ученику такую же помощь, какую сегодня оказывают классные руководители.

Если школа сама не ориентирована на принцип индивидуализации и не рассматривает этот принцип в своей деятельности как базовый, то ей тьютор фактически и не нужен, считает Т.Ковалева.

Необходимость тьютора в школе должна быть осознана директором и администрацией. Они должны понимать: им важно заниматься индивидуальными учебными планами или нет? А следовательно, нужен ли им тьютор.

Введение тьюторов потребует разработки определенных школьных локальных актов: положение о тьюторе, должностная инструкция и др.

При подготовке использованы материалы ряда интернет – сайтов: газеты «Известия», газеты «Комсомольская правда», сайт «Навигатор образования», статьи Галины Кулешовой,к.п.н., Т.М. Ковалевой,президента МОО «Межрегиональная тьюторская ассоциация», д.п.н., профессора кафедры педагогики МПГУ, руководителя тьюторской магистратуры, ряда образовательных учреждений, «Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (Приказ № 593 Минздравсоцразвития России от 14.08. 2009)

Тьюторы в школе

Успешность инклюзивной практики в общеобразовательной школе зависит от многих факторов, один из них сопровождение ребенка с особыми возможностями здоровья тьютором.

Тьютор - (англ. tutor) исторически сложившаяся особая педагогическая позиция, которая обеспечивает разработку Индивидуальных образовательных программ учащихся и студентов и сопровождает процесс индивидуального образования в школе, вузе, в системах дополнительного и непрерывного образования.

Подробнее

Тьюторство в инклюзивном образовании. Справка

Должностная инструкция тьютора

Научная дискуссия на тему «Тьюторство в инклюзивном образовании»

Материалы конференции: Отчет о работе мастерской «Тьюторское сопровождение ребенка с ОВЗ в инклюзивном образовательном учреждении. Опыт работы»

Основными задачами в работе тьютора являются:

  • Организация насыщенной образовательной среды. У ученика должна быть возможность доступа к разным пособиям, книгам и другой информации, которая ему может понадобиться;
  • Реализация принципа индивидуализации. У ученика должна быть возможность выбора собственного образовательного маршрута. Опора на интерес ученика. У учащегося с ограниченными возможностями здоровья ресурсы активности могут быть существенно ограничены, но собственный интерес к чему-либо может иметь высокий потенциал.
  • Участие в разработке ИОП . Индивидуальная образовательная программа, включающая в себя цели, задачи и отражающая систему деятельности каждого из специалистов психолого-педагогического сопровождения (включая учителя, тьютора), позволяет увязать в единую форму все образовательные мероприятия, в которые вовлекается учащийся. Программа позволяет ответить на вопрос «Что делать?». Индивидуальный образовательный план должен содержать примерные сроки решения поставленных задач (так как речь идет об учащемся с особенностями развития, то времени может понадобиться больше, чем запланировано), расписание уроков, время для других занятий. Необходимо продумать методы и методические приемы, благодаря которым предполагается решать поставленные задачи, то есть ответить на вопрос «Как это делать?».

Принципы, которые заложены в основу тьюторского подхода, могут помочь педагогу решить многие задачи, трудноразрешимые на первый взгляд:

Открытость – преодоление границ контекста стандартной учебной программы. Каждый элемент социальной и культурной среды может нести на себе определенный образовательный эффект, если его использовать соответствующим образом. В этом смысле очень важно, чтобы учащийся понимал, зачем и чему он учится. То есть формирование осознанности своего обучения – необходимый элемент в процессе образования. При этом для обычных учащихся существует множество секций, кружков, образовательно-развлекательных центров. Для ребят с ОВЗ их не так уж и много. Важно, чтобы тьютор или преподаватель группы имел представление о том, где и какие организации могут помочь учащемуся с ОВЗ и его семье углубить свое образование (Дома детского творчества, музеи, научно-познавательные центры и т.п.). Одна из главных целей открытого образования – научить учащегося и членов его семьи максимально использовать различные ресурсы для реализации своей образовательной программы. Образовательная же программа может формироваться за счет ресурсов образовательной организации, в которой осуществляется очная форма образования, либо дистанционная, либо совмещение и той, и другой.

Вариативность – создание насыщенной образовательной среды. Тьютор должен хорошо представлять, что может предложить учащемуся с ОВЗ образовательная организация – дополнительные занятия, кружки, секции, ресурсы библиотеки, электронные ресурсы. Если возникает необходимость в создании чего-либо нового – например, релаксационной комнаты, то тьютор может инициировать процесс организации такой комнаты.

Непрерывность – обеспечение последовательности и цикличности тьюторского сопровождения на каждой возрастной ступени развития учащегося. Этот принцип позволяет учитывать все тонкости и нюансы развития учащегося с ОВЗ. При этом степень тьюторского участия, а также его содержательная часть, скорее всего, будут меняться. Так, в первом классе, возможно, тьютор будет осуществлять сопровождение учащегося на всех уроках, на переменах. По мере освоения учащимся образовательной среды степень участия тьютора также изменяется: тьютор может помогать только на письменных предметах, на переменах проявлять свое участие только в случае конфликтных ситуаций и т.д. При сопровождении учащегося в колледже максимальное участие тьютора может быть только на первых порах. На более поздних этапах тьютор может подключаться к проектной деятельности студента, помогать ему в поиске дополнительных профессиональных курсов и т.д. При этом, несмотря на то, что непосредственное участие тьютора в образовательном процессе может снижаться, учащийся должен знать и чувствовать, что рядом с ним (и с его семьей) всегда есть внимательный, чуткий и проницательный помощник.

Гибкость – поддержка инициативы, форм, темпов, выбора способов получения образования учащегося. Многие учебные программы построены на двух основных принципах: линейном (от простого к сложному) и концентричном (возвращение к одному и тому же материалу несколько раз на разном уровне: например, темы «Части речи», «Состав слова», все математические операции и т.д. с каждым классом или курсом изучаются все более углубленно). Но учащиеся с особенностями развития могут запоминать не всю информацию; кроме того, более сложное для них может оказаться более понятным. То есть восприятие, переработка, понимание и оперирование информацией могут происходить мозаично, фрагментарно. Это не значит, что если учащийся на данном этапе обучения усвоит лишь часть информации, то он не сможет в дальнейшем пользоваться ею в полном объеме. «Достраивание до полной картины» может произойти гораздо позже.

Индивидуальный подход. Учащиеся с особенностями развития требуют и особого индивидуального подхода к себе. И тьютору, и преподавателю в первую очередь необходимо выработать единую систему коммуникации, учитывающую индивидуальный способ восприятия и переработки информации учащимся. Для ряда учащихся с ограниченными возможностями здоровья эта система, вероятно, и останется единственно возможной. Как известно, каждый человек предпочитает воспринимать поступающую информацию извне тремя основными способами: преимущественно визуально, преимущественно аудиально или преимущественно кинестетически. Таким образом, если ребенок не может понять что-то через один канал, скорее всего, та же информация, но поданная в иной форме, с опорой на другой канал восприятия, может быть им усвоена очень хорошо. А после того, как ребенок получил некоторое знание через предпочитаемый канал восприятия, велик шанс, что он захочет и сможет усвоить информацию и через неведущую систему.

Индивидуализация. Ориентация на индивидуальные образовательные приоритеты каждого учащегося, помощь в определении собственного образовательного пути и сопровождение его в построении ИОП. Принцип индивидуализации основан на том, что каждый учащийся проходит свой собственный путь к освоению того знания, которое именно для него сейчас является наиболее важным. Поясним это на примере. При изучении темы «Животные Африки» каждый из учащихся может подготовить доклад об одном из животных. А учащийся с ограниченными возможностями здоровья, который очень любит слушать песни и разную музыку, но мало интересуется самими животным (в то время, когда изучается эта тема), может подготовить подборку африканской музыки, а также включить ее для прослушивания во время представления другими одноклассниками докладов. Такой подход можно использовать в рамках урока. В рамках образовательной программы важно учитывать, что, например, некоторые учащиеся будут посещать вместо одних уроков другие.

Использованы материалы публикаций: Карпенкова И. В. к.с.н., психолог, АНО «Наш Солнечный Мир», член Тьюторской Ассоциации Литература: Т.М.Ковалева, Е.И.Кобыща, С.Ю.Попова (Смолик), А.А.Теров, М.Ю.Чередилина. Профессия «Тьютор» – М., 2012; И.В.Карпенкова. Тьютор в инклюзивной школе.- М.: 2012.

Кто такой тьютор? Что это за профессия, из какой она области и зачем она нужна? Чем занимается тьютор?

Первая мысль, которая приходит в голову — очередная новомодная профессия, о которой в нашей стране ничего не слышали. Если о ней раньше ничего не слышали, нужна ли она вообще?

Тьютор — это личный наставник или куратор школьника, студента, новичка на предприятии. Сегодня тьюторы появляются во многих московских школах, внедряясь в систему нашего образования со школьного звена. У нас на таких специалистов родители смотрят с недоверием, а вот за рубежом, в Америке или Англии, эта профессия широко распространена.

Кто такой тьютор расскажет это короткое видео:

Нельзя сравнивать тьютора с учителем, так как цели их работы тоже различны. Наставник основной целью ставит индивидуальное обучение ребенка, школьника, студента. Его задача — организационный процесс индивидуального обучения, правильный психологический настрой подопечного, подготовка расписания занятий в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка. Индивидуальный тренер обязан найти подход к любому ребенку, вне зависимости от уровня его успеваемости и поведения, наладить с ним более глубокий психологический контакт, позволяющий разобраться в том, что ребенку в действительности интересно, и понять, какими талантами он обладает.

Подобный подход позволяет еще на раннем этапе провести профориентацию школьников и направить их на изучение необходимых в будущем предметов и наук.

Тьюторы пришли к нам из университетов Кембриджа и Оксфорда, где они считались связующим звеном между студентами и профессорами. Личные наставники следили за тем, какой курс выбрали их подопечные, какие предметы они посещают и как эффективно они занимаются самообразованием. В их задачу также входила адаптация подопечного в университете, выбор подходящих курсов для слушания, составление расписания учебного процесса, подготовка к экзаменам. Однако, тьюторы не являются индивидуальными консультантами — они работают с группами студентов, уделяя каждому из них достаточно внимания.

Где в России работают тьюторы?

Как правило, в частных школах. В общий образовательный процесс эта профессия еще не вошла. Часто наставники работают с детьми с ограниченными возможностями, когда стандартное обучение невозможно.

Сложностью этой работы является то, что возникает необходимость четкого распределения обязанностей и времени, так как необходимо оказать равное внимание каждому подопечному. Каждого нужно поддержать, настроить на обучение, помочь наладить общение в коллективе, решить организационные вопросы, разъяснить, как занять свое место в жизни даже человеку с ограниченными возможностями, вдохнуть в него стремление развиваться и силу воли. Принято считать, что наставник всегда поможет решить сложную ситуацию, связанную с учебой, расскажет, как поступать и что делать.

Однако есть один минус — в России практически нет подобных специалистов, а также очень мало учебных заведений, которые проводят профессиональную переподготовку кадров по данной профессии. Из-за нехватки профессиональных кадров функции наставников при работе с детьми — инвалидами берут на себя родители, социальные работники, педагоги школ, волонтеры. Наставник приучает детей к самостоятельности, объясняет, как жить с особенностями и выстраивать отношения со здоровыми людьми и окружающим миром.

В отличии от России, в Америке и Европе тьюторы работают со всеми желающими. За рубежом каждый студент знает, что по любому вопросу, связанному с образовательным процессом, он может обратиться к своему куратору.

Каковы требования к кандидатам на должность тьютора?

Этот человек должен хотеть помогать другим людям и, преимущественно, детям. Он должен быть всегда в хорошем настроении, доброжелателен и позитивно настроен, относиться к воспитанникам как к равным. Все эмоции и недовольства придется держать при себе, контролировать свою мимику, жесты, поведение. Коме этого, при работе с детьми необходимо хорошо разбираться в педагогике, быть психологом для каждого подопечного, знать и уметь применять методики коррекционного развития. Также тьютор для школьников и детей детсадовского возраста должен иметь высшее педагогическое образование со специализацией «тьюторское сопровождение образовательной деятельности».

Преподаватель кафедры ООТ

Тьютор как новая профессия в образовании

В современной российской школе появилась новая должность и соответственно новая педагогическая позиция – тьютор.

Заметим, что понятия «тьютор» и «тьюторство», «тьюторское сопровождение» не являются в строгом смысле новыми для достаточно большой части педагогического сообщества. С 1996 года в Томске проводятся Межрегиональные научные тьюторские конференции, по материалам которых выпущены сборники научных докладов и методических разработок. В сфере дистанционного образования взрослых и профессионального повышения квалификации тьюториалам и индивидуальным тьюторским занятиям отведена большая часть учебного времени. В прессе, освещающей заказы на образовательные услуги, достаточно часто встречаются упоминания о гувернерах-тьюторах в качестве индивидуальных репетиторов.

С 2002 года на кафедре открытых образовательных технологий Московского института открытого образования открыты курсы повышения квалификации, на которых учителя знакомятся с понятием «тьютор» и осваивают различные виды деятельности , характерные для этой специальности. В 2010 на кафедре открыты курсы профессиональной переподготовки педагогических кадров по специальности «тьютор в сфере образования».

«Тьютор» в переводе с английского – педагог-наставник. Этимология слова «тьютор» - tutor (от латинского глагола tueor - «смотреть», «надзирать») связана с понятиями – «защитник», «покровитель», «страж». От его варианта с приставкой «inturor» произошло слово «интуиция».

В чем базовая принципиальная особенность образования, сердцевиной которого является тьюторство?

Тьюторство – это педагогическая позиция, которая связана со специальным образом организованной системой образования. Главные «движущие силы» в такой системе – это педагог-тьютор и обучающийся, его подопечный. Учебный процесс, режим и характер занятий выстраиваются и складываются исходя из познавательного интереса, склонностей, способностей восприятия обучающегося. Главный инструмент обучения и воспитания в такой образовательной системе и базовая функциональная обязанность педагога-тьютора – создание индивидуальной образовательной программы . Эта программа постоянно уточняется и корректируется, изменения вносятся в зависимости от совместного анализа успехов и продвижений обучающегося на пути освоения знаний. Стержневое понятие такой педагогики – уникальность человеческой личности, ее предназначения (в том числе и профессионального) и связанное с этим понятием индивидуализация образования.

Итак, тьютор – это педагог, который работает с принципом индивидуализации и сопровождает построение учащимся своей индивидуальной образовательной программы (, д. п.н., профессор МПГУ, президент тьюторской ассоциации в России.)

Исходя из данного определения, принцип индивидуализации лежит в основе тьюторской работы. Однако зачастую и в теории, и на практике происходит путаница хорошо известного и достаточно разработанного принципа «индивидуального подхода» и рассматриваемого «процесса индивидуализации», а вслед за ней очевидная подмена смыслов, которая ведет к искажению целей и результатов педагогической деятельности.

Рассмотрим каждое из понятий с точки зрения трех составляющих: субъекта обучения - учащегося, средств обучения – методов и приемов и знания, то есть содержания образования. На необходимость и в каком-то смысле обреченность индивидуального подхода в обучении указывал еще в «Великой дидактике». Уже тогда знаменитый пансофик продемонстрировал глубокое понимание того, что все люди – разные. А поскольку цель всеобщего обучения формулировалась как «обучить всех – всему», то есть каждого словно подтянуть, «подтащить» к единому знанию, то эту «разность» нужно преодолеть, нивелировать с помощью специально подобранных средств – методов обучения.

Исторически обоснованная иллюзия о том, что «всех всему» обучить в принципе можно, что видимый и доступный мир познаваем, а сумма знаний постоянна и неизменяема, постепенно развеивается. Однако общая схема индивидуального подхода (выросшая из данного принципа) остается неизменной. Учащиеся «разные», так как у каждого собственный ведущий тип восприятий, но научить необходимо всех одному и тому же. Итак, содержание общее, учитель выбирает адекватные методы и средства, подходы к обучению в зависимости от индивидуальных особенностей учеников.

Принцип индивидуализации состоит в том, что каждый из обучающихся проходит собственный путь к освоению того знания, которое именно для него является более необходимым. Цель педагога - помочь каждому определить собственный путь к области знания, нужной для него. С каждым обучающимся «по-разному двигаться к разным областям знания». Особенно актуален этот тезис в контексте профильной школы. Каким образом и в каком объеме должна преподаваться математика в гуманитарных классах, в классах естественно-научного профиля, физико-математического? А если учащийся считает для себя, для своего будущего равно важными занятия по математике, истории архитектуры и музыки, какова должна быть особенность его образовательной траектории? Учет и соблюдение принципа индивидуализации предполагает построение наряду с классно-урочной системой (в свете максимального использования и развития ее возможностей) педагогики открытого образования.

Открытость как специфическое качество системы образования в данном контексте понимается в качестве организационно-педагогического условия. Речь идет о предоставлении возможности самостоятельного выстраивания учащимся своей образовательной программы. Отметим, что открытость отличается от вариативности . Принцип вариативности развивает культуру выбора из готовых, предложенных кем-то вариантов: кружков в дополнительном образовании , факультативов и элективных курсов. Вариативность - принцип выстраивания учебного плана (как компонента программы).

Открытость – образовательной программы. В перспективе открытости весь окружающий мир для ребенка начинает обладать образовательным потенциалом. Ученик сам реализует познавательный интерес, выбирает желаемое из многообразия всего, что для него на данный момент существует. Самостоятельно – отнюдь не значит стихийно и бесконтрольно. Тьютор оказывает тщательно спланированное и организованное сопровождение. Тьютор учит искать эффективные ходы, задавать грамотные вопросы, а главное, осмысливать полученный опыт, его успешность или ограниченность, уязвимость. Задача наставника-тьютора - научить подопечного планировать собственную деятельность, осуществлять ее анализ, самостоятельно ставить задачи собственного развития, намечать перспективы роста.

Очевидно, что такая деятельность не может быть осуществлена в массовом порядке в пространстве школьного урока. Принцип открытости реализуется в преодолении школьного контекста, размывании школьных рамок, внешних границ. Изменение такого обыденного мыслительного стереотипа, согласно которому обучение – это то, что происходит в школе, регламентируется установленными учебниками, календарно-тематическими планами , школьными звонками. Открытость в образовании осуществляется в максимальном использовании образовательных ресурсов. Совместно с тьютором учащийся планирует и осуществляет индивидуальные исследовательские работы, участвует в групповой исследовательской деятельности . Реализует личные и коллективные проекты, анализирует опыт игровой деятельности. Традиционные уроки в этом случае получают иное освещение и наполнение для учащегося. Во-первых, он приходит туда со значимым для него вопросом, который сформулирован в ходе тьюторской встречи (вопрос может касаться как предметного материала, так и способа организации занятий, взаимодействия с другими учениками, учителем). Во-вторых, любое событие на уроке, которое произведет впечатление на ученика, будет непременно зафиксировано и осмыслено с помощью тьютора. Возможно, ретроспективно наполнено иным содержанием.

Например, учащийся 8-го класса, анализируя во время тьюторского часа наиболее неудачный, с его точки зрения, урок, обратил внимание на то, что неуспех связан с его неумением быстро и разборчиво вести записи. Был сформулирован рабочий вопрос: «Какие существуют эффективные способы ведения конспекта?». Согласно базовой тьюторской технологии (ведущий инструмент – вопрос: «А как ты думаешь, где можно найти ответ?») учащийся составил карту предполагаемого поиска и запланировал миниисследование. Это было открытое интервью с одноклассниками, родителями, педагогами, а также с помощью тьютора была организована встреча со значимым для учащегося человеком, чье мнение и профессиональные навыки он считал безупречными. По результатам опросов был составлен личный план развития – «Мое золотое перо». Далее работа велась в двух направлениях: регулярное совершенствование моторных навыков письма и следующий виток исследования: сравнительный анализ обучения чистописанию в школах разных стран. Особенно привлекло учащегося иероглифическое письмо в современных Китае и Японии. В качестве прикладного проекта им были разработаны упражнения на основе восточной каллиграфии, цель которых «привести ум в порядок, дать ощущение легкости кисти руки».

Если функция учителя – передача знаний, воспитателя – формирование нравственных ценностей и норм, то тьютор осуществляет особый тип гуманитарного педагогического сопровождения – тьюторского сопровождения . Это сопровождение процесса индивидуализации в ситуации открытого образования.

Понятие тьюторского сопровождения находится в ряду понятий «педагогическая поддержка», «педагогическое сопровождение», однако имеет существенный отличительный признак.

В ситуации тьюторского сопровождения педагогический фокус направлен на самостоятельное разрабатывание приемлемых для данной личности норм, которые затем обсуждаются с тьютором.

Чтобы тьюторское сопровождение осуществилось, учащийся должен сам совершить некую «образовательную пробу», результаты которой и будут предметом совместного анализа. Например, учащийся идет в поход. Педагогическое сопровождение: четкий инструктаж, список необходимых предметов, знакомство с предстоящим маршрутом, распределение должностей и обязанностей, возможно, совместное планирование досуга и т. д.

Педагог-тьютор задаст вопрос: «Как ты думаешь, где (и когда) можно узнать о том, как подготовиться к походу?». И на основании уже имеющегося опыта поможет составить карту предстоящего поиска. Пообщаться с бывалыми туристами? Какие вопросы задать? Как поступить с полученной информацией? Всему ли следует безоговорочно доверять? Почитать готовые инструкции и советы? Как искать и работать с источниками? Совершить пробную «вылазку»? Сымитировать, проиграть предстоящий поход? Тьютор поможет спланировать подобный способ действий. А каким ты видишь активный отдых? Был ли у тебя подобный опыт? А чем для тебя экскурсия отличается от путешествия? Можно ли превратить самую скучную экскурсию в увлекательное действо?

Педагог-тьютор старается использовать практически любую ситуацию в качестве образовательного ресурса.

В осуществлении тьюторского сопровождения соблюдается ряд принципов .

В первую очередь следует отметить принцип модульности . Модуль понимается как завершенный цикл деятельности обучающихся. В соответствии с представлениями ряда исследователей (например, Дж. Дьюи) о ведущих формах познавательной активности детей выделяются три базовых образовательных модуля: исследовательский (его еще называют знаковым, научным), коммуникативный (в центре внимания – общение), игровой (или ролевой – в котором знания получаются через живое действие).

Формы работы в научном модуле: от простых и привычных в школьной жизни, однако вызывающих затруднения, до освоения технологии учебного исследования. От культуры составления доклада, сообщения, реферата, конспекта, анализа материала в учебных пособиях , составления библиографии и т. п. до прохождения полного алгоритма исследования с формулированием проблемы, выделением объекта и предмета исследования, выдвижением гипотезы, методов и приемов, планирования работы, анализ и публичная защита полученных результатов т. д.

Осваивая коммуникативный модуль, учащийся учит задавать вопросы, брать интервью, участвовать в групповых дискуссиях, круглых столах , конференциях.

Богатейший образовательный опыт несомненно можно приобрести, проигрывая вымышленные ситуации в деловой или ролевой игре, тренинге, на театральной сцене.

Задача тьютора – «провести» обучающегося через разные способы работы. Осмыслить успехи и неудачи. Путем анализа пройденного пути прояснить индивидуальный «образовательный профиль». Собственные предпочтения и попутно сформируются навыки работы в каждом модуле.

Следующий принцип – гибкость. Это проявляется в ориентации тьюторского сопровождения на расширение социальных контактов, неизменная поддержка инициативы в выборе способов деятельности.

Соблюдение принципа непрерывности позволяет обеспечить последовательность, цикличность, своевременность процесса развития познавательного интереса.

Учет принципа индивидуализации позволяет ориентироваться на личностные образовательные запросы учащегося, его особенности, интересы и склонности, общую направленность.

Открытость реализуется в создании условий для управления учащимся собственной познавательной и образовательной деятельностью .

Схему полного тьюторского действия можно представить, используя три измерения, например, отложив их на трех осях: ось X, ось Y, и ось Z.

Позиция педагога, осуществляющего тьюторское сопровождение, состоит в максимальном открытии перед ребенком возможностей окружающего мира, которые в дальнейшем помогут, во-первых, удовлетворить стихийно возникший познавательный интерес, во-вторых, сформировать особый комплекс умений – культуру работы с собственным образованием, выстраивание личной траектории.

Ось X – представляет собой шкалу так называемого инфраструктурного расширения. Это направление тьюторского сопровождения связано с расширением «образовательной географии»: учащийся в беседе с тьютором узнает о тех местах в социуме, где он может чему-либо научиться. Встречи, спецкурсы, тренинги, клубы, открытые семинары и конференции и т. п. Чрезвычайно важно: педагог-тьютор не предоставляет готовые перечни, варианты учебных занятий, а рисует карту вместе с ребенком, опираясь на актуальный на данном этапе уровень осведомленности. Случается, что источник информации находится совсем рядом и фактически доступен ребенку, однако тот даже не догадывается о его существовании либо не умеет воспользоваться такого рода услугами. Библиотека на соседней улице, в которой проходят научные и деловые встречи; факультатив либо элективный курс в другой школе, или классе, занятия в студии, семинары, куда можно прийти вольным слушателем.

Тьютор несомненно раздвигает границы, работая в зоне ближайшего развития. Однако в строгом соответствии с принципами тьюторского сопровождения темп, маршрут и характер движения задается обучающимся. Задача тьютора на этом уровне работы – так организовать общение с ребенком, чтобы проявить, сделать очевидным образовательный потенциал, плавно переведя его в доступный для работы ресурс. Разумеется, профессионал тьютор сам должен обладать полнотой информации, постоянно обновляя собственный инфраструктурный «ареал».

Например, учащийся заинтересовался научными разработками на стыке биологии и химии, тьютор помог выбрать подготовительные курсы в вузе и спланировал посещение конференции проектных исследований студентов 3-4 курсов, открытую лекцию по нанотехнологии, помог оформить подписку на тематическую рассылку (новости научного мира).

Ось Y отмечает продвижение в границах учебного предмета. Проникновение учащегося в разные области знаний. Задача тьютора – ввести юного исследователя в культурную традицию. Познакомить с типами специализаций в выбранной области. Например, Московская и Санкт-Петербургская лингвистическая школы, их отличие. В перспективе сопровождение познавательного интереса учащегося, его расширение и углубление, предельно раздвигает, расширяет предметные рамки.

Ось Z измеряет работу в антропологическом русле. Это объясняется осознанием, насколько важно понимать себя, свои силы, знать границы своих возможностей. Допустим, учащийся планирует стать врачом. Продолжить династию. Задача тьютора – так построить совместную работу, чтобы ребенку стало ясно, с какими трудностями (боязнь крови, физические нагрузки, сложный режим, общение с людьми) придется столкнуться и на какие собственные качества можно опереться, какой личный опыт использовать.

Тьюторское сопровождение разворачивается в виде единого цикла – взаимосвязанных этапов: диагностический, проектировочный, реализационный, аналитический . Каждый из этапов имеет свою специфику и способы работы педагога и учащегося.

На первом этапе происходит встреча тьютора с подопечным, выяснение образовательной ситуации. На данной начальной ступени особенно значимо создание ситуации «позитивной атмосферы», психологического комфорта, который способствует вхождению учащегося в тьюторское взаимодействие, готовности продолжать сотрудничество. Тьютор фиксирует первичный образовательный запрос учащегося, его интересы, склонности. Демонстрирует значимость интереса и перспективы совместной работы в этом направлении. Выясняет планы учащегося и образ желаемого будущего. Инструменты диагностики – педагогические. Разработаны специальные тьюторские методы и приемы: начало сбора портфолио, анкетирование, тестирование, свободное интервью, измерение имеющегося объема знаний по теме заявленного интереса. Учащийся готовит «Представление» выбранного интереса, рассказ о себе, историю возникновения интереса. В целом работа на данном этапе направлена на развитие и стимулирование мотивации образовательной деятельности.

Следующий шаг – проектирование предстоящей работы. Организация сбора информации относительно зафиксированного познавательного интереса. Тьютор помогает выбрать ведущий образовательный стиль (модуль) и спланировать его освоение. Составляется так называемая «карта» интереса. Собирается тематический портфолио, посвященный данной теме. Тьютор проводит консультации, оказывает необходимую помощь в формулировании вопросов, сужении или расширении темы. Задача тьютора – поддержать самостоятельность мышления ребенка, активность, стремление отыскать собственный оригинальный способ решения поставленной задачи. Здесь развивается содержательно-деятельностный компонент познавательного интереса.

Третий этап - собственно реализация образовательного поиска и представление найденных сведений, полученных результатов. Защита-представление организуется разными способами: от устного 3-х минутного сообщения во время тьюториала (занятия в минигруппе, не более 15 учеников), классного часа , урока (тьютор поможет договориться с учителем-предметником) до специально оформленной презентации в период Конференции учебно-исследовательских и проектных работ, творческих фестивалей и т. п. Тьютор не вмешивается, оказывает консультации «по требованию».

Аналитический (условно завершающий) направлен на самоанализ пройденного пути, достигнутых результатов. Это способствует развитию самооценки, умению рефлектировать собственные и чужие способы действия, понимать происходящие в себе и в окружающих изменения. Удачно ли был сформулирован вопрос? Насколько полным и исчерпывающим оказался найденный ответ? Как учащийся оценивает эффективность выбранного ведущего образовательного модуля? Определяются перспективы продолжения поиска по той же теме, либо аргументируется отказ продолжать поиски.

На отдельной встрече организуется тьюторская консультация по итогам представления результатов - презентации. Анализируются трудности, возникшие во время доклада, проводится групповая рефлексия с целью получения каждым выступающим обратной связи с аудиторией. По возможности устраивается индивидуальное, а при желании учащегося и групповое, обсуждение видеозаписи выступления. Тьютор совместно с подопечным разрабатывают критерии удачного выступления, структуры анализа(устного и графического). Завершает цикл – планирование будущего поиска, фиксация пожеланий в выборе темы, характера материала, групповой или индивидуальной работы и своей роли в ней.

Основной инструмент тьюторской работы – вопрос. Уместно и вовремя поставленные открытые и закрытые вопросы, умение предельно сузить или наоборот расширить тему, применение техники активного слушания характеризуют профессионально организованное тьюторское занятие. Базовая технология – индивидуальная встреча, консультация. Используется групповая работа, метод анализа конкретных ситуаций (кейс-метод), технология модерации, тьюторское сопровождение познавательных интересов, проектной и исследовательской деятельности, целенаправленная работа с процессом самообразования подростков. В качестве отдельных технологий в групповой работе активно используются образовательный туризм («клуб образовательных путешествий») и тьюторское сопровождение коллективной творческой деятельности в сфере дополнительного образования.

Результаты, «материальные следы» совместной работы учащегося с тьютором фиксируются и сохраняются в портфолио – специально структурированной папке. Тьюторский портфолио, который ведется учащимся на протяжении нескольких лет, накапливая материал, структурируя его, видоизменяясь и помогая отслеживать этапы образовательного пути, является инструментом самооценки.

Педагог-тьютор организует сбор и анализ портфолио учащимся и одновременно ведет собственный портфолио, фиксирующий применяемые педагогические стратегии и их эффективность.

Литература

1. Ковалева сопровождение как управленческая технология. - Технологии открытого образования: Сборник научно-методических материалов. – М.:АПКиПРО,2002.-с.69.

2. Основы деятельности тьютора в системе дистанционного образования. Специализированный учебный курс/, Теслинов А. Г, и др. – 2-е изд., испр. – М.: Дрофа, 2006.

3. Тьюторство: концепции, технологии, опыт. Юбилейный сборник, посвященный 10-летию тьюторских конференций..-Томск, 2005.

4. Школа персонального образования. Руководство для управленцев в сфере образования, педагогов, родителей. – М.: Институт учебника «Пайдейя», -2003.

Современный мир характеризуется довольно-таки яркой тенденцией к использованию всего американизированного, нерусского: индивидуальные занятия заменяются коучингами , вместо изменений происходит ребрендинг , а учителя и преподаватели превращаются в тьюторов . Последняя тенденция – в области образования – особенна интересна: первые два слова укоренились в бизнес-сфере, а вот к тьютору Марье Ивановне привыкнуть как-то сложнее. Отсюда – попытаемся определить, кто же такой тьютор и насколько сильно он отличается от учителя?

Слово «тьютор» пришло к нам из языка Шекспира, Бернса, Мильтона и Дефо и является по сути «прочтением» слова-оригинала tutоr . Цель тьютора – это качественное обеспечение и сопровождение индивидуального обучения учеников и студентов. Иными словами, тьютор – это личный куратор для каждого из обучающихся : он контролирует расписание, помогает уточнять организационные моменты и всячески направляет и наставляет своего подопечного. В нашей системе образования тьютор – «приобретение» достаточно новое, недавнее, а вот в Америке и Европе тьюторство – обычная практика, довольно успешная и активная педагогическая позиция.

Ошибочно думать, что тьютор «пришел» к нам из XX века. Напротив, феномен тьюторства как новообразования в сфере обучения берет свое начало в европейских университетах XIV века : в Оксфорде и Кембридже тьютор воспринимался как наставник. Это время характеризовалось значительной либеральностью в плане образования: студенты по сути не были закреплены за конкретным университетом, могли «перетекать» из одного курса на другой, а также слушали только те циклы, которые предпочитали сами. Университет ограничивал студентов только требованиями, предъявляемыми к экзаменам, а вот способ и средства, которыми будет достигнуто отличное знание предмета, оставалось на совести студента и его тьютора.

Тьютор рассматривался как посредник между университетом в лице профессора и студента в лице оного же. Это посредничество было жизненно необходимо обеим сторонам, т.к. в то время больше всего ценилась свобода , а свободному профессору сложно выловить не менее свободного студента и наоборот. Поэтому тьютор выполнял важную и необходимую функцию для своего времени: он адаптировал личные предпочтения обучаемого к требованиям обучающего. Кроме того, на тьюторе лежала и еще одна важная задача: он контролировал процесс самообразования студента.

С XVII века тьютор приобретает все более образовательные функции, становясь главным «путеводителем» студента по терниям учебного процесса: он советует студенту, какие курсы посетить, помогает ему составить индивидуальный план занятий и решить проблемы. Именно в XVII веке тьюторство стало официальным преподавательским «институтом» и закрепилось как неотъемлемая часть английской образовательной системы: тьютор не только направлял студента и помогал ему, но и готовил его к сдаче экзаменов.

Сейчас нередко возникают споры относительно оправданности введения института тьюторства. По сути своей тьютор – это тот же преподаватель, но не все так просто. Учитель – в нашей системе – ориентирован на группу обучающихся, т.к. применять индивидуальный подход не всегда возможно в силу отсутствия соответствующей методической базы, ограниченности времени урока, большой нагрузки на преподавателя и др. Тьютор же – это учитель образовательной, социальной и психологической «направленности», если так можно выразиться. Учитель учит и воспитывает, тьютор учит, контролирует, сопровождает, помогает, адаптирует и др. Иными словами, при разработке индивидуальноориентированного образования тьютор – незаменимая фигура. Тьютор – и психолог также: он помогает ученику / студенту определиться с предпочтениями, с направлением творческой или исследовательской деятельности и др., помогает справляться с трудностями в процессе получения образования. Иными словами, тьютор – это тот, кто организовывает максимально комфортные условия для реализации обучаемого как личности.

Проанализировав изложенный материал, мы приходим к выводу о том, что тьюторство – не такая уж и популистская концепция, если объемно и полно рассматривать понятие «тьютор», то мы можем прийти к кардинально новому проекту образовательного процесса, основанного на формировании и развитии человека как личности в условиях взаимопонимания и поддержки.

blog.сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.