Урок внеклассного чтения по рассказу А. Куприна "Чудесный доктор"

В 1987 году А. Куприн выпустил интересную, поучительную, реальную историю. Её название сразу даёт нам понять, о каком главном герое пойдёт речь. Это не обычный доктор. Время, описанное в произведении, конец декабря – время предпраздничного переполоха. Все готовятся к Новому году. Покупают диковинные продукты.

И в этот мир изобилия и ярких огней, попадают бедные, голодные, изнеможённые и больные дети. Им хочется попробовать вкусные фрукты и диковинные продукты. Они смотрят на всё жадными, голодными глазами. Холодный ветер пронизывает их насквозь. Одеты они в старые, застиранные до дыр одежды. Но, старший брат толкает младшего брата, и они продолжают путь домой. С отрицательным ответом. Швейцар прогнал их, не дав поговорить Внутренняя, душевная боль, подступившая внутрь при виде уставшей матери, больной сестры, разрывает уже не детскую душу. Противоречие между миром богатых и бедных ранят их.

Семья долгое время голодает. Одна дочь умерла, другая долгое время болеет, так как семья не может купить лекарств. Отца выгнали с работы, потому, что он долгое время болел тифом. Каждый день, бедный Мерцалов ходит в поисках работы, но приходит ни с чем. Он пробовал просить милостыню. Но, получал в ответ нравоучительные слова, чтобы шёл работать. И он решается на отчаянный поступок: покончить жизнь самоубийством. Он, не осознавая, что происходит вокруг, бродит и усаживается на лавочку. И тут рядом садится старичок. У него в руках подарки. Которые он показывает и рассказывает, что подарит их детям. Отец начинает отчаянно кричать, что ему не до подарков и старичок внимательно выслушивает и помогает его семье.

В главной роли, данного произведения, выступает «пожилой доктор». Он словно добрый «Дедушка Мороз» одаривает дошедшую до отчаяния семью. Помогает лекарствами, оставляет деньги. А также говорит, что на следующий день придёт доктор и скажет, что дальше делать.

Добрый врач помогает бедным людям, не называя даже своего имени. Он вселяет в них надежду. После его появления жизнь налаживается. Историю рассказывает, теперь всем известный и богатый, порядочный банкир, бывший маленький, голодный Гриша. Пережив страдания, он помогает бедным и не стыдится своего прошлого. А рассказывает людям.

Рассказ даёт нам возможность осознать: Какова доля страданий может попасть на семью, если болеет «главный кормилец». Жестокость и бесчувственность встречается и сейчас. Мало людей, которые безвозмездно, не требуя ничего, взамен могут протянуть руку помощи. А ещё страшней видеть, как умирают ни в чём, ни повинные дети. В наше время также можно увидеть, хотя очень редко «добрых людей», как Пирогов. И всё чаще, как швейцар.

В 1897 году Александр Куприн проживал в Киеве. От знакомого банкира он услышал одну жизненную историю, произошедшую около тридцати лет назад. И услышанная история натолкнула автора на написание рассказа «Чудесный доктор». С самых первых строк Куприн демонстрирует, что произведение «не есть плод досужего вымысла». И это заставляет читателей постигать рассказ с интересом. Само название рассказа сразу же говорит нам, о ком пойдет речь, кто главный герой.

Автор в произведении описывает город накануне Нового года, это время праздничной суматохи. Горожане ведут подготовку к декабрьским праздникам, украшают дома и скупают разнообразные вкусности. Автор в произведении раскрывает перед читателем две стороны медали. Как граничит безмятежная, сытая жизнь с убогой и нищей.

Куприн повествует о двух братьях из бедной семьи, которые долгое время голодовали. Они забрели на богатые улицы города. Прохаживаясь улицами с красивыми витринами и ярко украшенными домами. Они столкнулись с жестокостью со стороны богачей, которые гнали их прочь.

С обидой и разочарованием в душе дети возвращаются домой в убогий и мрачный подвал. В этом подвале они жили с матерью и отцом, с больной сестричкой и плачущим от голода младенцем. Глава семейства, Мерцалов, был беспомощным неудачником. Накануне праздника ничем не мог помочь своей семье. Осознавая это Мерцалов хотел облегчить свою участь и покончить собой, искавши умиротворение.

Но всё кардинально изменила случайная встреча с врачом, который помог вылечить нездоровую девочку и заодно помог всей семье. Доктор Пирогов, для семьи Мерцаловых был как глоток свежего воздуха, луч солнца, озаривший их мрачное бытие. И самое главное он зарождает в их душах надежду на лучшую жизнь. Пожилой врач помогает бедолагам так бескорыстно, и даже не называя сначала своего имени.

Эту историю повествует тот самый голодранец, которому в своё время протянули руку помощи, а теперь он успешный банкир. Пройдя через все трудности, голода, холода, став успешным, он сам протягивает руку помощи бедным.

Рассказом «Чудесный доктор» Куприн показывает такое человеческое качество ка милосердие, такое чистое и бескорыстное.

Несколько интересных сочинений

    Одним из основных персонажей произведения является Сергей, служащий приказчиком купца Зиновия Борисовича.

    Природа – это прекрасный мир, который окружает человека. Это горы, поля, леса, реки, озера. Природа дает людям кров, пищу и одежду, это воздух, которым они дышат. Не беречь природу, значит не беречь себя и своих близких.

А. Куприн писал рассказы и повести не только о любви. Также в его творчестве поднимались темы человеколюбия, милосердия. Как отмечали многие, писатель любил изучать людей и все явления жизни. Поэтому нет ничего удивительного в том, что он затрагивал такие важные вопросы. О добре и милосердии говорится в рассказе "Чудесный доктор", анализ которого представлен ниже.

История создания

В анализе "Чудесного доктора" необходимо отметить следующее: еще в самом начале повествования автор настраивает читателя на серьезный лад. Он пишет, что данная история - это не выдумка. И в самом деле эту удивительную историю Куприну рассказал знакомый банкир.

Произведение написано в 1897 году, когда писатель был в Киеве. Его знакомый рассказал о событиях, случившихся около 30 лет назад. Это история про одно семейство, находящееся на грани отчаяния. Они ютились в каморке, не было денег не то что на еду и лекарства, им огонь-то развести было нечем.

Сестренка рассказчика заболела, а лечить было нечем. Родители пытались найти немного денег, но их отовсюду прогоняли. И, когда глава семейства уже решился покончить с собой, с ним случилось новогоднее чудо. Он познакомился с известным доктором Пироговым. Николай Иванович помог бедному семейству и даже не стал называть своего имени. Лишь позже они узнали, что это был Пирогов Николай Иванович.

Как отмечали те, кто знали доктора, для него такая бескорыстная помощь была естественной. Он отличался своим человеколюбием, милосердием. Он принес счастье в семейство Мерцаловых: после его визита их жизнь наладилась, дела пошли хорошо. Эта история настолько поразила писателя, что он создал произведение, которое относят к жанру рождественских историй.

Особенности построения композиции

В анализе "Чудесного доктора" следует отметить особенности композиции. В самом начале автор описывает двух мальчиков, которые стоят и разглядывают витрины - яркие, праздничные. Но когда они идут домой, то окружающая обстановка становится темнее, мрачнее. Уже нет праздничных огней, а их дом и вовсе напоминает подземелье. На таких контрастах и построено все произведение.

Все готовятся к новогоднему празднику, наряжают елки, покупают подарки. Все шумят, суетятся, и людям нет никакого дела до бедного семейства Мерцаловых. У них не было денег, они находились в весьма затрудненном положении. И вот такой резкий переход от праздника к тьме позволяет читателю глубже ощутить отчаяние Мерцаловых.

В анализе "Чудесного доктора" следует выделить, что имеется контраст и среди действующих лиц. Глава семейства показан как человек слабый, отчаившийся настолько, что он видит только один выход - покончить с собой. А Пирогов показан как человек добрый, сильный, деятельный. И он, словно луч света, озаряет мрак в семье Мерцаловых. Контрастность позволила передать всю важность встречи тех людей с Пироговым, всю чудесность его появления.

Основная мысль рассказа

В анализе "Чудесного доктора" Куприна нужно выделить главную идею произведения. Писатель хотел показать, насколько редкими качествами стали милосердие, внимание к ближнему, бескорыстность, что они воспринимаются как чудо. Автор на примере известного человека показал, как одно доброе дело может изменить к лучшему жизнь других.

Почему рассказ был так назван

В анализе произведения "Чудесный доктор" также стоит объяснить смысл названия рассказа. Николай Иванович Пирогов был удивительным человеком. Он обладал на самом деле чудесными способностями - доброта. Именно эти качества Куприн высоко ценил в людях. И для него их проявление было подобно чуду. Писатель хотел показать, что добрые дела нужно не только совершать по праздникам, а стараться их делать ежедневно. Тогда в жизни человека каждый день будет чудесным.

А. Куприн писал истории не только о любви, но и о том, как важно оставаться добрым, человеколюбивым, и что нужно помогать другим людям. Это рассказ о том, что в жизни каждого есть место для чуда, которое может оказаться помощью и добрыми словами от другого человека. Ниже вы сможете познакомиться с анализом рассказа "Чудесный доктор".

История написания

Анализ "Чудесного доктора" следует начать с того, что писатель в самом начале своего произведения просит читателя воспринимать эту историю серьезно. Потому что она не выдумка, а случай, произошедший на самом деле с одним знакомым Куприна.

Это произведение было написано в 1897 году, когда писатель находился в Киеве. Банкир, с которым был знаком Куприн, рассказал эту рождественскую историю, которая произошла почти 30 лет назад.

Семья находилась на грани отчаяния: у них не было денег ни на еду, ни на огонь, и приходилось им ютиться в каморке. Когда заболела маленькая сестра рассказчика, родители просили помощи у более состоятельных людей, но им всюду отказывали. И когда глава семейства уже отчаялся, он встретил одного доктора. Доктора, который изменил всю их дальнейшую жизнь. Это был Пирогов Николай Иванович.

Те, кто был с ним знаком, отмечали, что он всегда был готов помочь ближнему, все делал бескорыстно и был очень добрым человеком. С его приходом в эту семью пришло счастье: жизнь их стала постепенно налаживаться. Эта добрая и волшебная история поразила Куприна, и он написал этот рассказ, который получился красивой рождественской историей.

Композиционные особенности рассказа

В анализе "Чудесного доктора" один из пунктов - это особенности композиции рассказеа. Все произведение построено на противопоставлении. В Рождество все покупают подарки, все дома сияют праздничными огнями, украшают елки, а витрины магазинов яркие, так и манят покупателей.

И всей этой обеспеченности и роскоши противопоставляется семья Мерцаловых. Им приходилось жить в каморке, у них не было денег для того, чтобы купить еду и огонь, не говоря о подарках. И вот на этом контрасте появление чудесного доктора кажется еще большим чудом в жизни этой семьи.

Также противопоставляются и герои произведения. Если глава семейства Мерцалов показан как человек слабый, который отчаялся настолько, что готов покончить с жизнью, то Пирогов Николай Иванович - сильный, добрый и деятельный человек. Именно он показал героям, что никогда не нужно терять веру в чудо и добрых людей.

Главная мысль

Анализируя "Чудесного доктора", следует выделить главную мысль рассказа. А. Куприн хотел показать читателям, что такие человеческие качества, как доброта, милосердие, умение сопереживать и бескорыстие, стали очень редкими. Настолько, что они кажутся людям чудом. И на примере Пирогова Н. И. писатель показал, что одно доброе дело может изменить жизнь людей к лучшему.

Смысл названия рассказа

В анализе "Чудесного доктора" также нужно объяснить, почему рассказ так называется. Это связано не с каким-то волшебством, а с тем, что Пирогов Николай Иванович был удивительным человеком. Для него совершать добрые дела совершенно бескорыстно, стараться помочь ближнему было абсолютно естественно.

Пирогов Н. И. обладал такими качествами, которые высоко ценил в людях А. Куприн. Это человеколюбие, милосердие, сострадание, готовность помочь и поддержать человека. Эти качества стали очень редкими, и если они есть у человека - это настоящее чудо.

Это был краткий анализ "Чудесного доктора" Куприна. Недаром писатель отнес этот рассказ к жанру рождественских историй. Потому что особенно в Рождество сильна вера в чудо. И делать добрые дела нужно не только тогда, когда наступает этот праздник, но и каждый день. Ведь даже просто сказанное доброе слово может изменить жизнь человека к лучшему. И это и станет для него настоящим чудом.

Надо ли в сегодняшней жизни следовать совету Пирогова: « … главное — не падайте духом»?

Профессор Пирогов сыграл в жизни семьи Мерцаловых большую роль. Он не просто помог им в трудную минуту. Семью Мерцаловых весь год накануне преследовали несчастья. Сначала Емельян Мерцалов заболел тифом, и все деньги семьи ушли на его лечение. Потом у них умерла дочь. Мерцалова выгнали с работы. Жена Мерцалова, Елизавета Ивановна, кормила грудного ребенка и ездила на другой конец города стирать белье за деньги. Дочь Машутка сильно болела, мать ухаживала и за ней. Семья голодала. В день, когда Мерцаловы познакомились с профессором Пироговым, мальчики Гриша и Володя возвращались домой.

Мама поручила им отнести письмо к бывшему хозяину Емельяна Мерцалова. Родители обращались с просьбой о помощи ко многим людям, но все им отказывали. В доме было очень холодно. Лежала в бреду Машутка. Елизавета Ивановна пыталась помочь дочери и качала люльку с маленьким. Пришел отец и сказал, что он ничего не раздобыл. Потом Емельян Мерцалов посмотрел вокруг, взял свою легкую одежду и ушел из дома. Он сказал, что сидя ничем не поможешь. Но Мерцалов не стал ничего делать. Он бесцельно ходил по городу. Мне кажется, что ему уже ничего не хотелось. Он пытался и просить и только когда мальчик умер, он стал счастливым. Мальчик попал на Христову елку. Там было много детей. Он узнал, что все они умерли. Но мальчику не было страшно. Там была красивая елка, а рядом была его мама.

Автор написал этот рассказ, чтобы люди помнили, как нелегко приходится детям-сиротам. Мне кажется, что в этом рассказе финал и радостный, и печальный. Грустный потому, что мальчик умер. Радостный потому, что мальчик попал на небеса, в рай, на елку Христа. Он радовался там вместе с другими, такими же, как он, детьми, рядом с ним была его мама. Мальчику было тяжело в чужом городе, без семьи, среди людей, которые думают только о себе. Грустно и больно сознавать, что ты никому не нужен, тебя нигде не ждут.

Мальчик умер. Но на небесах он обрел спокойствие, любовь и тепло. Я думаю, что в смерти мальчика виноваты люди, которые отвергли его. И блюститель порядка, и четыре барышни, и злой мальчишка, отнявший у него картуз. И лишь Господь принял его. В мире лжи, смерти, негодования и жестокости очень тяжело выжить маленькому человеку. Читая рассказ, понимаешь, что рядом с радостью есть горе, рядом с богатством — нищета. Я думаю, что все на земле будут когда-нибудь счастливы!

Заключительный урок по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор».

Цели урока:

Развивать навыки анализа художественного произведения;

Закрепить понятие жанра рождественского рассказа;

Донести до сведения детей основные моменты из биографии известного хирурга Пирогова;

Воспитывать в детских душах любовь и сострадание к людям; пробудить у учащихся раздумья над такими вопросами морали и поведения, как милосердие, сострадание, доброта;

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «КУЛЛЕ-КИМИНСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

ИМЕНИ СИБГАТА ХАКИМА

АТНИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

(рассказ А. И. Куприна «Чудесный доктор»).

Урок русской литературы в 6 классе.

Составила: Батршина Сания Фаритовна

учитель II кв. категории

русского языка и литературы

2012-13 учебный год.

Тема: По рецепту профессора Пирогова (рассказ А. И. Куприна «Чудесный доктор»).

Цели:

Развивать навыки анализа художественного произведения; - закрепить понятие жанра рождественского рассказа;

Донести до сведения детей основные моменты из биографии известного хирурга Пирогова;

Воспитывать в детских душах любовь и сострадание к людям; пробудить у учащихся раздумья над такими вопросами морали и поведения, как милосердие, сострадание, доброта;

Слайд 1.

Эпиграф к уроку: А ты? Скажи:

Какой ты след оставишь?

Незримый прочный след

В чужой душе на много лет?

Ольга Высоцкая.

Слайд 2. (иллюстрация к рассказу)

Учитель: Композиция произведения необычна. Здесь два рассказчика. Это … Такая форма построения произведения называется рассказ в рассказе. Куприн услышал эту историю от Григория Мерцалова, преуспевающего банкира, благополучного, богатого человека, который был известен как образец порядочности и благодетельности. Но только жизнь этого человека в юности была трудной, безрадостной, тоскливой. Что вспоминает Григорий Мерцалов?

Ответ: Григорий Мерцалов вспоминает, как они с братом стояли у витрины гастронома (чтение описания витрины по учебнику).

Учитель: Почему воспоминания мальчиков автор начинает с описания витрин гастронома, случайно ли это?

Ответ: Сильно голодные… Никогда они не видели у себя на столе столько вкусного, столько еды…

Учитель: Какую жизнь наблюдали мальчики по дороге домой? Как она отличалась от их жизни?

Ответ: Широкие, ярко освещенные улицы, высокие дома, роскошные витрины магазин сменялись узкими, неосвещенными переулками, низкими бедными домами… Сияющие елки, рысаки, мчавшиеся под своими синими и красными сетками, праздничное оживление толпы, веселый гул… - дом Мерцаловых,темный узкий коридор, обстановка в комнате, Елизавета Иванвна, больная девочка…

Учитель: Что помогло нам сильнее ощутить, нищету трагедию обездоленных людей?

Учитель: Какие слова в описании бедного жилища помогают нам представить ужасающее положение семьи? Найдите в тексте и прочитайте. Ответ: подземелье; закоптелые, плачущие от сырости стены; мокрые отрёпки, керосиновый запах; запах крыс…

Слайд 3.

Учитель: Перед вами иллюстрации к рассказу художника Натальи Салиенко. Кого вы здесь узнаете? Какие краски использовал художник? Почему? Совпадают ли иллюстрации с вашими собственными представлениями?

Ответы: художник использовал темные, мрачные краски. Так он показывает нищету. Жизнь семейства Мерцаловых такая же темная, мрачная.

Учитель: Что стало причиной столь бедственного положения семьи Мерцаловых? Какие попытки предпринимает сам Мерцалов, чтобы помочь семье?

Ответы: Мерцалов из-за болезни потерял работу, все сбережения ушли на лекарства и на лечение;он искал работу; униженно выпрашивал милостыню; его ругали, считая его тунеядцем; пригрозили отправлением в полицию…

Вывод: Есть еще черствые и бездушные люди, которые не способны сделать что-то полезное и помочь нуждающимся.

Учитель: Какие были отношения между членами семьи Мерцаловых в столь тяжелый момент жизни?

Ответы: они поддерживали друг друга; не ругались; не обвиняли друг друга…

Слайд 4 (иллюстрации Натальи Салиенко).

Учитель: Жизнь людей не бывает всегда простой, безоблачной. Разные испытания и проблемы могут возникнуть у любого из нас. Самые трудные из них, наверное, - это безработица, отсутствие средств к существованию, болезни, невозможность ничем помочь самым близким, дорогим людям. Эти испытания могут быть такими тяжёлыми, что иногда даже у самого сильного человека опускаются руки. Им овладевает отчаяние. В таком положении остался и Мерцалов. Зачем писатель ведёт своего измученного, голодного героя в городской сад?

Ответы :- Писатель снова использовал прием контраста. На сказочном фоне очаровательной, торжественной, величественной природы чувствуется сильнее, что переживает человек. Тишину и спокойствие природы Куприн противопоставляет истерзанной душе Мерцалова. В покое и тишине он ощутил жажду такого же спокойствия и тишины. И у него возникают мысли о самоубийстве. (Под рубахой на животе он почувствовал верёвку).

Красота пейзажа создается с помощью метафор, олицетворений, эпитетов. Все это, во-первых, служит контрастом, т.е. противопоставлением. Царственная, спокойная, роскошная природа и нищенское существование семьи Мерцаловых. Во-вторых, подталкивает Мерцалова к такому же спокойствию, такой же тишине, и он уже готов исполнить свое намерение.

Учитель: Что помешало Мерцалову осуществить задуманное?

Встреча Мерцалова с незнакомцем.

Несколько слов учителя о суициде (безвыходных ситуаций не бывает).

Слайд 5 (иллюстрации Натальи Салиенко).

Учитель: Помощь, которая (к сожалению, далеко не всегда) приходит в критический момент, воспринимается как ЧУДО. Согласитесь, любому хочется надеяться на возможность такой чудесной помощи. Очень хочется! Поэтому каждый подобный случай, услышанный где-то, рассказанный кем-то, только подкрепляет эту надежду. Можно ли назвать появление доктора в жизни Мерцаловых таким чудом? Почему?

Ответы : во-первых, Мерцалов остался жив; во-вторых, в комнате Мерцаловых все изменилось: мальчики затопили печь, поставили самовар; Мерцалов принес булочки, чай, горячее на деньги, которые дал ему доктор; в-третьих, через некоторое время Мерцалов нашел работу, Машутка выздоровела, мальчики начали учиться в гимназии.

Слайд 6

Учитель: Действие происходит накануне праздника Рождества. Рождество – религиозный праздник, день рождения Христа. Существует такое понятие – рождественский рассказ, святочный рассказ. "Чудесный доктор" (1897), опубликованный в рождественском номере газеты «Киевское слово», написан в жанре святочного рассказа. Для этого жанра характерно описание чуда, спасающего человека в трагической ситуации. Цель таких рассказов – помочь забыть житейские заботы и поверить в чудо, почувствовать атмосферу семейного праздника, пробудить в сердцах любовь и милосердие. Поэтому выстраивается рассказ таким образом: в определённой жизненной ситуации в результате чуда обиженный обстоятельствами герой забывает о несчастье, и всё кончается удачно, как в сказке.

В России готовили к Рождеству специальные сборники, существовала традиция семейного чтения вслух святочных рассказов. «Чудесный доктор» относится именно к таким произведениям. Но в своем рассказе Куприн подчеркивает реальность случая. И даже подчеркивается, когда и где «В Киеве лет около 30 назад».

Учитель: Почему главный герой рассказа назван то незнакомцем, то доктором, а его фамилию мы узнаем только по записи аптекаря на ярлыке лекарства: «По рецепту профессора Пирогова»?

Ответы учащихся .

Итог: Слова «незнакомец», «доктор», «профессор Пирогов» возникают попутно при описании событий. Каждое новое определение постепенно знакомит нас с каким-то новым качеством героя. Какими качествами обладал Пирогов Н.И.?
- Скромность, доброта, сострадание, сочувствие, милосердие.
Словарная работа:

Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.

Сострадание – чувство жалости к тому, у кого несчастье, горе.

Сочувствие – отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других.

Докажем его скромность (не назвал себя ), доброту (помог деньгами, помого как врач), сострадательность (пожалел Мерцалова, его жену, детей), милосердие (сам откликнулся помочь ).

Слайд 7.

Учитель: Кто он профессор Пирогов в действительности? Послушаем сообщение

Выступление подготовленного ученика о Пирогове.

Учитель: Пирогов был не только опытным врачом, но незаурядным добрым спасителем человеческих душ. Он безвозмездно помогал страдающим людям, не требуя наград и похвал. Ведь истинную доброту не выставляют напоказ. А свершают её от чистого сердца, искренне, тайно. Именно поэтому Пирогову установлено много памятников.

Учитель: Имеется ли в рассказе образ противоположный профессору Пирогову?

Ответы : Да. Швейцар…

Учитель: Как вы думаете, почему Куприн заканчивает свою историю рассказом о дальнейшей судьбе членов семьи Мерцаловых? Ответы : Добро, которое сделал для Мерцаловых доктор, живет в поступках, делах детей Мерцаловых.

Учитель: Тема нашего урока - «По рецепту профессора Пирогова». Как вы думаете, какой рецепт оставил профессор детям Мерцалова и нам, только ли медицинский или … Да, он оставил еще рецепт жизни, выписал такие лекарства, которые помогут любому из нас стать настоящим человеком. Что на этом рецепте он написал, как вы думаете?

Слайд 8.

По рецепту профессора Пирогова

Станешь настоящим человеком, тебя в сердце: Доброта

Сострадание

Сочувствие

Милосердие

А главное, никогда не падать духом!

Учитель: Какова, на ваш взгляд, главная мысль рассказа? К чему он призывает нас?

О тветы учащихся.

Слайд 9.

Учитель: Я составила для вас рецепт Пирогова, хочу,

чтобы он был всегда с вами и чтоб лечили вы свои

души именно по нему (учитель дарит рецепт каждому ученику).

Учитель: Теперь вы, наверное, поняли суть нашего эпиграфа к уроку:

А ты? Скажи:

Какой ты след оставишь?

Незримый прочный след

В чужой душе на много лет?

Подумаем, что вы можете делать, руководствуясь рецептом Пирогова?

Ответы: помогать одиноким старикам, больным людям; делать кормушки для птиц, скворечники; заботиться о братьях наших меньших…

Учитель: Актуален ли рассказ в наши дни?

Ответы: Да, много людей, которые нуждаются в чьей-либо помощи.

Слайд 10.

Учитель: Много благотворительных фондов. Например, помогает больным детям фонд «Доброе сердце» газеты «Аргументы и факты». Существует с 2003 года. Руководитель программы «АиФ. Доброе сердце» - Маргарита Широкова. Этот фонд оказывает материальную помощь больным людям. Есть фонд « Подари жизнь ». Одним из учредителей этого благотворительного фонда является наша соотечественница Чулпан Хаматова. Они поддерживают детей с онкологическими заболеваниями.

Слайд 11.

Посмотрите на экран. Здесь логотипы всего нескольких благотворительных фондов. Значит, есть еще среди нас те, которые живут по рецепту профессора Пирогова. Значит, есть еще на Земле Добро, Сочувствие, Сострадание, Милосердие. И главное – никогда не падать духом, бороться с обстоятельствами и при первой же возможности протянуть руку тому, кто нуждается в помощи.

Домашняя работа: написать письмо профессору Пирогову.

Итог.

Помощь, которая приходит в критический момент, воспринимается как ЧУДО. Согласитесь, любому хочется надеяться на возможность такой чудесной помощи. Очень хочется! Поэтому каждый подобный случай, услышанный где-то, рассказанный кем-то, только подкрепляет эту НАДЕЖДУ.

Рождественский рассказ, святочный рассказ описание чуда, спасающего человека в трагической ситуации

И.Е. Репин. Портрет хирурга Н.И. Пирогова. Николай Иванович Пирогов с сыновьями. 1850 г.

г. Москва, ул. Большая Пироговская, по проекту академика В.О. Шервуда Эстония, г. Тарту. Авторы бюста – Й. Раудсепп, М. Мельдер, П. Тарвас, А. Вольберг.

Доброта Сострадание Сочувствие Милосердие А главное, никогда не падать духом! Станешь настоящим человеком, если у тебя в сердце:

Ольга Высоцкая.

Существует с 2003 года. Руководитель программы «АиФ. Доброе сердце» Маргарита Широкова Чулпан Хаматова является одним из учредителей благотворительного фонда « Подари жизнь ».