Узбек – сам себе господин. О происхождении этнонима узбек и кочевых узбеков

Узбеки — это тюркоязычный народ, коренное население Узбекистана и самая большая нация на территории Средней Азии. По-узбекски их национальность звучит — “узбеклар”. Ранее на территории Узбекистана многие народы называли “сарт”, что обозначалось, как “торговец”. Узбеки действительно испокон веков активно вели торговлю, но и земледелием также увлекались.

Численность

Среди народов Средней Азии узбеки — самый численный. И в самом Узбекистане коренное население составляет 80%. Во всем мире, по последней переписи населения, насчитывалось около 40 млн. человек, из них 27 млн приходится на Узбекистан. Кроме того диаспоры встречаются в таких странах:

  • Афганистан (4 млн);
  • Таджикистан (1,2 млн);
  • Киргизия (875 тыс);
  • Казахстан (550 тыс);
  • Россия (290 тыс);
  • Туркмения (приблизительно 250-500 тыс);
  • Турция (75 тыс);
  • Пакистан (70 тыс);
  • США (50-80 тыс);
  • Украина (12 тыс);
  • КНР (10 и 12 тыс);
  • Швеция (3,5 тыс);
  • Белоруссия (1,5 тыс);
  • Монголия (550 чел);
  • Латвия (340 чел).

Происхождение

Уйгуры и халаджи — родственные народы. А вот узбеки считаются потомками таких народностей:

  • согдийцы;
  • арабы;
  • монголы;
  • карлуки;
  • бактрийцы;
  • огузы;
  • хорезмийцы;
  • кипчаки;
  • ферганцы;
  • сакомассогетские племена;
  • тюрки (Золотая орда).

С веками и в процессе слияния разных народностей и возник такой народ, как узбеки. Но большое влияние на формирование будущей нации имели племена узбеков Дешт-и-Кипчака. Таких племен насчитывали аж 92, но мнения историков про их список расходятся. Но племена кырк, юзы и минг встречаются чаще всего в различных исторических документах. На территории современного Узбекистана ранее находилось три могучих государства: Согд, Бактрия и Хорезм.

Языковые группы

Узбекский язык принадлежит к тюркской группе языков. Также входит в состав карлукских языковых групп, которым предшествовал древнетюркский язык. Письменность основана на руническом алфавите. С приходом ислама в страну, в IX появился и арабский алфавит. Ближе к нашему времени вводился латинский алфавит, а после и кириллица. В 1992 году официально закрепили латиницу.

В наше время насчитывается много форм местного диалекта, притом сложных форм:

  • ферганский;
  • ташкентский;
  • туркестано-чимкетский;
  • каршинский;
  • самаркандско-бухарский;
  • хорезма;
  • дари.

Не редко встречается и двуязычие.

Религия

Религиозное верование — ислам, суннизм. Очень редко встречаются другие верования и исповедования. Самарканд — столица духовной жизни в Узбекистане.

Традиционная кухня

Для узбеков характерно изобилие в меню, а также гостеприимность. Даже при выпечке хлеба они могут смешивать несколько сортов, а то и разновидностей муки. Традиционно готовят лепешки, патир или оби-нон. Мясо употребляют говядину, баранину и курятину. Распространённые молочные продукты (каймак, пишлок). Любят специи, но в основном травяные. Лучшее блюдо — это узбекский плов, его приготовление это целая традиция. Также цениться зеленый чай, который прекрасно утоляет жажду. Среди фруктов пользуются спросом дыни, арбузы и виноград. Грибы и рыбу употребляют редко.

Национальная одeжда

Вeрхняя одeжда у мужчин называется камзол. Это длинная рубаха, примерно по колено, где в талии немного сшита. Головной убор — тюбетейка. Женщины носят платье. Покидая пределы дома нужно на лицо накидать паранджу. Но эта традиция отходит, также, как ношения платка на голове. Обувь — резиновые сапоги, поверх которых нужно обувать калоши.

Обычаи узбекского народа

Родители юношей и девушек самостоятельно выбирают пару своим детям и мнение молодоженов не учитывается. Дети всегда прислушиваются к родителям и выполняют их поручения. За невесту принято платить калым. Но иногда невесту воруют, а милиция не особо берется за поиски. Мужчина — глава семьи, религия позволяет иметь до 4 жен. В семье первым говорит отец, лишь по разрешению могут заговорить сыновья, жена говорит последней, но в семье все решает отец. Несмотря на дискриминацию, в семье мягкие отношения.

Для узбеков характерны земледелие и скотоводство. Последние строили юрты. Также живут в шатре.

Народ поддерживает традицию Махалля, когда все родственники и все всех знают. А еще особенное чаепитие в узбеков: если налито чуть-чуть чая, то хозяин хочет, чтобы кто-то был частым гостем и просил добавки, а если много налито, то чтобы гость допивал побыстрее свой чай и уходил, он здесь не жданный гость.

Черты характера

Узбеки гостеприимны, очень добродушны. Не любят, когда их оскорбляют. Слегка гордые, патриотичные, любят свою страну и свой народ. Всегда придут на помощь.

Узбеки формировали свою нацию на протяжении многих веков, поэтому им есть чему гордиться. Они сохраняют свои традиции, хотя многие обычаи стали поддерживаться только небольшими группами. Много времени и внимания отдают религии.

Если вы безумно влюблены в мужчину узбека и согласны на все, чтобы быть с ним вместе, вам однозначно стоит прочитать эту статью, написанную русской женщиной, вышедшей замуж за узбека 6 лет назад, специально для сайта сайт.

Об Узбекистане

Узбекистан расположен в самом сердце Средней Азии, и именно через него когда-то проходил Великий шелковый путь. Обычно россияне и жители других стран представляют нашу страну как очень отсталое государство, в котором жители ездят на ишаках, носят только национальные одежды и живут в глиняных домиках.

И нередко приехавшие в страну удивляются, что здесь все по-другому, правда, это касается преимущественно Ташкента и Ташкентской области. Действительно, столичный регион совсем другой, гораздо более современный и терпимый, например, к шортикам и топикам, которые любят носить девушки.

Что касается областей – там вообще девушки одни на улицу редко выходят, без сопровождения родственников-мужчин, не говоря уже об открытой одежде. Вообще лиц европейских национальностей становится все меньше – многие уезжают на ПМЖ в Россию, Казахстан, США и т.д., так что коренное население заметно преобладает.

Что касается национального состава страны – более 80% жителей составляют узбеки, затем идут русские, таджики, казахи, каракалпаки, татары, корейцы, киргизы и пр., но сразу скажу – русских за пределами Ташкентской области можно по пальцам пересчитать, там живут в основном коренные узбеки, а если случайно встретятся представители других национальностей, они обычно говорят на государственном языке как на родном.

Теперь о климате. Действительно, погода и климат в Узбекистане благодатные, правда, летом очень жарко, но достаточно сухо (низкая влажность), так что 40 градусов мало кого пугают. Осень и весна прекрасны – осень теплая, до самого декабря можно одевать легкую ветровку, дожди редко бывают холодными и продолжительными.

Весна – самое восхитительное время года, она начинается в конце февраля и уже в середине мая переходит в лето. Все цветет, благоухает, легкий ветерок, ласковое солнышко, дожди бывают редко и очень теплые, ласковые. Но самая красивая весна в горах! Отроги Тянь-Шаньского хребта великолепны – туда каждое лето на выходные выбираются отдохнуть многие жители столичного региона, а весной там цветут маки, тюльпаны, да и сами горы напоминают Швейцарию.

О Ташкенте

Если вы познакомились с мужчиной узбеком, и он вас очаровал с первого взгляда (кстати, у современных образованных парней отлично получается охмурять россиянок), стоит для начала узнать, где он родился и вырос. Обычно с парнями из областей лучше не связываться – там слишком силен восточный менталитет, который рано или поздно даст о себе знать, даже если молодой человек очень европеизирован и легко общается на русском языке.

В то же время ташкентские мужчины считаются более скупыми, расчетливыми, хотя везде есть исключения.

Тем не менее, жизнь в столице, пусть даже Узбекистана – наиболее приемлемый вариант для девушки-россиянки, решившей связать свою жизнь с узбеком. Дело в том, что жизнь в Узбекистане и жизнь в Ташкенте – это две разные вещи. В столице вы встретите достаточно много представителей нацменьшинств, в том числе русских, здесь есть парки, театры, выставочные залы и галереи, да и развлечений, по сравнению с регионами, в разы больше.

Кроме того, в самом Ташкенте очень многие узбеки владеют русским языком, так что проблем с общением быть не должно. Более того, некоторые семьи настолько современны, что даже государственный язык используют в общении реже, чем русский.

Кстати, интересный момент – если на базаре вы, покупая продукты, обращаетесь на узбекском, да ещё мастерски торгуетесь, вас ждет более низкая цена, так что выучить язык, хотя бы для общения на бытовом уровне, очень желательно, тем более что он гораздо легче русского.

О мужчинах-узбеках

Если вы решили выйти замуж в Узбекистан, не торопитесь и как следует узнайте своего избранника. Конечно, все мужчины в период ухаживания становятся принцами на белых конях, однако розовые очки лучше снять до вступления в брак.

Давайте познакомимся с теми типами узбекских мужчин, которые можно выделить:

1. Самый неудачный вариант – парень приехал в Россию на заработки, сам он из какого-нибудь Янгиарыка где-нибудь в Кашкадарьинской области, работящий, веселый и добрый, но плохо знает русский, не имеет образования, а прибыл он сюда, потому что дома его ждут мать, отец, 5-6 братишек-сестренок, которых надо женить-выдавать замуж, а это все деньги.

Вполне возможно, что этот наивный товарищ пустится во все тяжкие, поскольку там, где он живет, и слыхом не слыхивали о тех возможностях и искушениях, которые в России встречаются на каждом шагу. От такого бежим, и подальше. Примеры таких историй есть, увы, и на нашем форуме.

2. Бывает, что мужчина приезжает на заработки, уже умея что-то делать, более-менее грамотный и образованный, также работящий и без вредных привычек. Он может очаровать вас своей домовитостью, хозяйственностью, мужественностью, а ещё многие восточные мужчины очень трепетно относятся к детям, и, возможно, вы даже захотите от него ребенка.

Однако стоит помнить всегда одно «но» — рано или поздно он захочет вернуться на родину, или даже не захочет, но заставят обстоятельства (родители болеют, свадьба сестренки). А если уедет – никто не гарантирует, что вернется.

3. Этот вариант похож на предыдущий: он может очаровать вас своей мужественностью, надежностью и стабильностью, но вполне вероятно, что дома этого товарища ждут-не-дождутся жена и 3-4 детей, которых он содержит. И очень редко, точнее, почти никогда мужчины-узбеки не бросают жену – им гораздо удобнее совмещать.

4. Пожалуй, самый оптимистичный вариант – перспективный молодой человек, современный, независимый, но главное – с такими же современными родителями, желательно переехавшими из Узбекистана на ПМЖ куда-нибудь в Европу… Да-да, бывают и такие мужчины-узбеки, да ещё получившие отличное образование. В таком случае над вами не будет довлеть необходимость строить свою жизнь по указке его родителей, что так часто встречается в самом Узбекистане.

О семейном укладе

Прежде всего, менталитет узбеков таков, что именно жена подстраивается и даже прогибается, причем не только под мужа, но и под его близкую родню: родителей, золовок и деверей. И ваша задача – им понравиться, желательно с первого взгляда. Кстати, нередко невестка играет роль служанки, готовя на всю семью, за всеми стирая, убирая, накрывая на стол, даже при том, что она также работает с утра до вечера.

Менталитет узбеков зачастую не позволяет говорить что-то неприятное прямо в лицо, поэтому свекровь может мило улыбаться и любезничать и тут же хорошенько перемывать вам косточки за спиной. Однако она – непререкаемый авторитет, в том числе для вашего мужа, который в случае конфликта почти всегда встанет на её сторону.

Обычно узбекская семья, пусть даже интернациональная, представляет собой современный домострой – именно женщина отвечает за уют в доме, собственноручно приготовленную еду, воспитание детей. Обязательно к приходу мужа заваривается горячий чай, готовится горячий ужин, жена встречает мужа, обихаживает его, даже при том, что сама также работает. Это Восток [Об особенностях мусульманских жен читайте в . Прим.редакции]

Муж-узбек вполне может сказать вам не одевать открытые блузки или короткие юбки, и это при том, что порой в Ташкенте можно встретить очень откровенно одетых узбечек. Однако женщины здесь тоже не так просты, и хотя номинально глава в семье – мужчина, жена обычно руководит очень многим, в том числе распределением финансов. Однако если раньше восточная жена сидела дома, то сегодня многие жены узбеков работают, и, кстати, свекрови предпочитают невесток, окончивших медицинский или педагогический ВУЗ, чтобы она ещё и пользу семье приносила.

Впрочем, очень многое зависит от характера самого мужа — он может оказаться очень современным и будет позволять вам все, что пожелаете – у меня очень много положительных примеров таких браков (в том числе мой собственный), в которых мужья-узбеки и жены- кореянки, русские или татарки живут в любви и согласии, прекрасно находят общий язык, идут друг другу навстречу и находят компромиcсы.

О воспитании детей

Очень интересно отношение к детям в Узбекистане. Менталитет узбеков таков, что они очень искренне и по-особому любят детей, хотя при этом могут не вкладываться в их развитие и образование. С самого рождения малыши окружены огромной любовью и всеобщим обожанием, с ними нянчатся, носятся, однако при этом уже с года и даже раньше приучают к уважению взрослых, особенно по отношению к отцу.

Кстати, вас могут шокировать такие пережитки, как прикармливание грудного младенца соками уже с 2-3 месяцев, а самое неожиданное – малышу вместо соски могут предложить дать кусочек сала (думба), завернутый в марлечку. Но не пугайтесь, все же последнее слово остается за матерью малыша.

В Узбекистане большинство молодых мам кормят грудью, причем если в столице грудное вскармливание прекращают к 1,5-2 годам, то в областях могут позволять ребенку прикладываться чуть не до 6-7 лет.

Кстати, в традиционных семьях молодой невестке часто помогает с малышом свекровь – она может пойти с ним погулять, покупать, поиграть, пока молодая мамочка делает домашние дела или уходит из дома.

Большой плюс Ташкента, в частности, в том, что устроить ребенка в садик – вообще не проблема, а, скорее, вопрос денег. В сады принимают с двух лет, в группах по 20-30 человек, стоимость государственных садиков – 25-35 долларов в месяц, частных – от 250 и выше.

Ещё один момент – для Узбекистана большая редкость, если в семье меньше трех детей. В областях даже в наши дни женщины рожают по 4-5 детей, но, если честно, по моим наблюдениям, особо в них могут и не вкладываться – ребенок может в 7 лет пойти в школу, не умея читать и писать.

В Ташкенте тенденции другие – здесь женщины выходят замуж чуть позже, но тоже стараются до 25 лет, рожают по 2-3 детей и предпочитают отдавать их в русскоязычные группы и классы, как в более сильные в плане обучения.

О еде

Вы наверняка слышали про культ еды в Узбекистане. И это чистейшая правда. Женщины-узбечки очень много готовят, на все праздники (а их очень много) каждая мать семейства приходит с большим тазиком, в котором покоятся горячие слоеные самсы, беляши, мясные пироги или шашлычки.

Потом это все раскладывается по тарелкам и расставляется по столам, которые в буквальном смысле ломятся от угощений. Именно поэтому каждая невестка после свадьбы почти всегда первые полгода живет со свекровью, показывает свои умения и заодно перенимает опыт, учится готовить то, что любит кушать её муж.

Вас могут испугать следующие моменты:

· почти все первые и вторые блюда очень жирные,

· плов готовится в традиционных семьях только на хлопковом масле (в том числе из экономии),

· используется много животного жира,

· женщины часто и помногу пекут.

Например, когда я вышла замуж, именно свекровь научила меня делать настоящий плов, раскатывать тесто в большой тончайший лист и тянуть уйгурский лагман. Кроме того, если молодая невестка живет недалеко от свекрови, она обязательно угощает родителей мужа приготовленной едой, в основном печеным или вторыми блюдами.

Помните, в любых правилах есть исключения, так что, возможно, именно ваш брак с узбеком будет несколько другим (не таким, как я описала выше). В любом случае желаю всем читательницам сайта, чтобы их семейная жизнь сложилась прекрасно, вне зависимости от национальности вашего избранника.

12 августа 2014

Понравилась статья? Подпишись от журнала "Замуж за иностранца!"

136 комментариев к “Что нужно знать про мужчин и жизнь в Узбекистане

  1. Оленушка:

    Спасибо, очень познавательно. У меня заказчик узбек, покупает кое-что, очень образованный, вежливый и порядочный.

  2. tanyacherry:

    Ужас а не брак! это как же надо любить мужчину!!

    • Elena:

      Согласна! ЖЕСТЬ! Работать, готовить, и еще накрывать бесконечные поляны для родственников, еще и дети 4 штуки. Караул помогите!

    • Ника:

      Спасибо за рассказ. Но меня шокировали Ваши слова «…вас могут шокировать такие пережитки, как прикармливание грудного младенца соками уже с 2-3 месяцев». Я с 3-х месяцев прикармливала соками, ничего страшного. Здоровые лбы по 30 лет выросли, все нормально.

      • Ольга:

        Да, Ника, вы правы — и в России могут прикармливать детей, давая попробовать морковные, яблочные соки, но не кусочек сала вместо соски же)) Просто я — сторонница ГВ и педприкорма, поэтому не прикармливала детей до 6 месяцев, но это уже частности))

      • Elena:

        Объективная статья- подтверждаю. Потому что сама родом из Ташкента.Один минус у них сильный- который может поводом к разводу послужить. ВСЕ гости могут приходить без приглашения.Особенно родня- так в любое время суток- и ты обязана их принять и накормить.И накормить по полной программе и уделить кучу времени на разговоры.Моя подруга узбечка была счастлива,когда ее два сына женились на русских.Вы выходите замуж не только за конкретного мужчину, а ещё и за всю его родню…Но исключения,конечно,бывают.И ещё надо помнить:говорят одно,делают другое,думают третье… Это тонкости Востока. Обязательность и пунктуальность также редки.Могут обещать и не делать. Но,повторяю,везде есть исключения.А так,народ добрый и гостеприимный.

        • Kseniya:

          Только я, к сожалению, не могу никак оставить здесь свою почту для связи (((попытаюсь вот так

          k9268844259 собака gmail.com

        • admin:

          У меня вопрос- а сколько процентов женщин в Узбекистане работает (вне дома)? потому как мне сложно представить, что женщина может совместить работу, нескольких детей, да еще и все описанные дела по хозяйству. Работают ли женщины наравне с мужчинами, как в России?

          • Ольга:

            Конечно, точной статистикой я не владею, но согласно данным пресс-службы Президента, «Сегодня в Узбекистане более 62 процентов женщин трудоспособного возраста активно работают в различных отраслях экономики, в сфере управления и производства.» Т.е. чуть меньше половины женщин занимаются домом и детьми, а также подрабатывают неофициально, например, готовят на заказ, шьют и т.д. В столице процент работающих женщин выше, в областях — ниже, но в целом хочу сказать, что узбекские женщины — очень работящие, к тому же молодой невестке, пока она хлопочет по дому, помогают с детьми свекровь, сестры и братья мужа, которые могут жить все вместе.

          • Elena:

            Многие женщины работают наравне с мужчинами и упахиваются,конечно же. Во многих состоятельных семьях приходят наемные помошницы:няни и уборщицы.Везде по разному.Кто то в 5 утра встает -чтобы перед работой успеть часть дел пределать. А кто то и не притрагивается ни к чему- это у кого достаточно средств для найма прислуги. В узбекских домах в Ташкенте,как правило, очень чисто и ухожено.Не в обиду русским сказано,- но узбекские женщины больше следят за домом и чистотой в нем — чем многие русские хозяйки. Восточные мужчины не помогают в быту.Только готовят иногда- особенно по праздникам. Это традиционно. Кстати, немцы очень охотно женятся именно на узбечках,потому что в приоритете узбекских женщин,именно семья и уважение к мужу, что уже не так часто встретишь на Западе.

          • Вика И.:

            Ольга, спасибо вам большое за такой подробный и познавательный рассказ? У меня вопрос такого плана: как в Узбекистане с культурным досугом для русских жен? Есть ли какие-то клубы русских жен и т.д. Где, кстати, учат узбекский язык? И насколько тяжело жить только со знанием русского? Спасибо.

            • Ольга:
            • Elena:

              В Ташкенте практически все говорят по-русски. Только те, кто приехал из области- плохо говорят или совсем не говорят.Но знание русского включено в арсенал образованных узбеков. В Ташкенте очень насыщенная культурная жизнь- множество театров, прекрасных выставок и т.д. В Ташкенте достаточно русских чтобы с кем-то дружить и общаться. Там микс культур и наций.Очень спокойный город.Русские, за редким исключением,-не говорят по узбекски.Максимум- несколько слов для торговли на рынке с крестьянами- которые не знают русского.Курсов узбекского языка полно. Но литературный и бытовой вариант сильно отличаются. Многие узбеки совершенно не могут превести что написано в газетах или в документах и квитанциях.Вот такой парадокс.

            • Екатерина:

              Здравствуйте!Очень понравилась статья!Очень познавательная!Совсем по-новому взглянула на Узбекистан и на узбеков.Захотелось побывать в этой замечательной стране.Возникли вопросы.Как познакомится с образованным и воспитанным узбеком?В мой город приезжают только на заработки мало воспитанные и совершенно не грамотные представители этой нации,которые пьют спиртное в больших количествах и не брезгуют криминальными заработками.Хотя у меня в школе была учительница-узбечка.Замечательный,добрый,воспитанный и очень образованный человек.Ценят ли в Узбекистане русских невест?Нужно ли русской девушки принимать религию мужа?

              • Elena:

                В мусульманстве допустимо чтобы жена была христианкой и не меняла своей веры- но дети в этом браке будут мусульманами. Страна,конечно,прекрасная- но практически все хорошо образованные парни из хороших семей уехали в Европу,Россию и США. Это связано с нынешним режимом. Те единицы- кто остался в Ташкенте- как правило из богатых семей и женятся только на узбекских девушках. Хотя сейчас повальная тенденция уезжать в ту же Москву.Практически все богатые семьи имеют там квартиры. У узбеков есть кастовость. И они не мешают кровь плебеев с представителями знатных родов. Смешанные браки возможны только в интеллигентных семьях- там более демократичный подход.Но вообще — это нетипично- слишком разный менталитет. Понимаете- этот народ из феодализма сразу попал в социализм и не прошел каких то этапов развития. Я лично вам не советую выходить замуж за узбека. Ищите кого то своей веры.Разный менталитет- поверьте.Слышали фразу: » Восток — дело тонкое»?Там принято говорить одно -а делать другое или вообще не делать, а только обещать. Обязательностью не страдают совсем. И ещё одна важная вещь- там женщина — это второй сорт. Есть, конечно,исключения везде. Но не факт что вы это исключение встретите.

              • Sandra:

                Я родилась и живу в Ташкенте. По поводу количества русских в Узбекистане, статистика говорит, что нас тут осталось процента 3. И русский язык здесь уже не так распространен, как еще несколько лет назад. Городские узбеки уезжают в Россию, Европу, многие в США. А их постепенно заменяют приезжие с периферии, которые практически не говорят по-русски. Порой на базаре бывает трудновато объяснить какой товар нужен. Что касается чистоты в узбекских домах…Узбеки часто оставляют двери квартир открытыми. Проходишь мимо и чувствуешь как перехватывает дыхание от невыносимых запахов. Детки, пардон, писаются в кровать (ну с кем не бывает), а «хозяюшки» не удосуживаются почистить матрасик, одеяло, белье. Они вывешивают это на просушку и все… Ну могут просто в воде прополоскать. Зато свои дворики и подъезды поливают и метут каждый день.Теперь о русских невестах. В Узбекистане они, увы, ну никак не в почете. В 99% случаев узбекская семья НЕ будет рада русской невестке. Они будут дружелюбны до тех пор, пока русская девушка — это просто девушка, но никак не будущая жена. Родителей устраивает то, что сынок развлекается по-мужски. Узбечки в этом плане до свадьбы в основном недоступны, поэтому развлекаются с русскими. Обидно, но про наших девушек за спиной так и говорят «русская б****» 🙁 В общем, не советую никому из русских девушек и женщин выходить за узбеков. Менталитет слишком разный, привыкнуть будет оооочень сложно. Если только вас устраивает роль в некотором роде рабыни. Куча родственников, визиты которых напоминают нашествие орды))) Вставать по утру очень рано и готовить большой завтрак на всех членов семьи(самсы наделать, еще чего-то). И дом, и двор на вас будет, и куча детишек. Редкая узбекская семья обходится 1-2 детьми. Ну и свекровь с золовками пошпыняют как следует.

                • Elena:

                  Полностью согласна с вами! Но я много общалась с интеллигентными узбеками с хорошим доходом -ташкентскими по происхождению.А кто приехал с области- так от них самих какой запах идет!!!Дочь моей одноклассницы собралась замуж за узбекского парня.У них была любовь и отношения и она даже забеременела от него! Родители этого парня на всех перекрёстках кричали сто только через их труп он женится на ней -хотя она была красавицей блондинкой,воспитанная и добрая.Они стали активно искать методы избавления от неё даже не скрывая это… Я забыла написать в своих комментариях о том- что в Узбекистане очень активно местным населением используется магия. По поводу и без повода!И много «специалистов»! Так вот- эта девочка сейчас в могиле.Врачи даже не могли диагноз поставить-как в таких случаях бывает…Кома и смерть.И ничего никто сделать не может.Была цветущая девочка,будущая мама- одна дочь у родителей.И таких случаев знаю несколько.Я тоже не советую русским девушкам связываться с узбекскими мужчинами.Исключения бывают — но крайне редко…

                • Узбек:

                  День добрый дами я случайно зашел и прочитал конечно таких браков не допускают но иногда матери тоже добро даёт,вот я тоже женат на русскую девушку тут без согласи как женился бы. Нас четь магию конечно тут уже перебор даже взять по религию не возможно это же грех.если не будет ветера ветки не шевелиться конечно.

                • Карина:

                  Мне очень нравится парень узбек,из интеллигентной современной семьи,и мне кажется,что у него нормальные взгляды на жизнь. Он очень культурный и развитый разнопланово человек. Вот только как стать той единственной и неповторимой для него,если мы в разных странах и знакомы всего месяц. Я сама метиска с четырьмя национальностями в крови,среди которых русские и татары

                  • Elena:

                    Есть очень хорошие парни.Вам надо лучше узнать его и все обговаривать заранее.Также узнать о его семье -что очень важно.

                  • Бохрам узбек:

                    Всем Привет. Кто говарит что плохо узбек они идет просто идет. Мы главный очень любым семья и уважаем женщины.
                    Я сам из области что у меня есть запах? Нет нет вы не правда. Я тоже ищу русский девушка. 89673510722 пишете мне. 😎

                  • nasiba:

                    тут много интересного и нелицеприятного говорят про узбеков но я хочу сказать вам русские парни тоже не уступают в подлости и неверности узбекам я 27 лет прожила с русским он умер год назад конечно о мертвых не говорят плохо девочки выходите за своих любите своих годы не вернуть ни за что вот сейчас на закате я так жалею о своем выборе но увы

                    • Лера:

                      Согласна с вами полностью, всегда были парни русские! Сейчас встречаюсь с узбеком (сама русская), я его очень уважаю и люблю, как и он меня! А вы говорите, что они бьют своих жен, заставляют варить кушать им, держат «в цепях»…а русские не бьют? Русские парни не просят есть разве, работать? Не запрещают гулять????Парень конечно не ангел, но живем вместе месяц не чего такого не замечала))

                    • Шохин:

                      Добрый день милые женщины!
                      Случайно наткнулся на статью и увидев Слово Узбекистан внимательно прочитал.
                      Сразу возник у меня вопрос к автору статьи, СЧАСТЛИВА ли она, выйдя замуж за узбека? У нее при написании статьи думаю была мысль написать о том, что она счастлива, но как водиться у русского человека она, не написав о главном переключилась в частности.
                      Что является семейной счастьем для женщины, разве не то чтобы муж любил ее, чтобы родить детей, чтобы был свой дом, чтобы была, родня рядом в горе и радости, и чтобы муж обеспечивал семью. Я по специфике работы бываю в Узбекистане в год пару раз так вот я уверенно скажу, что там русские женщины выходя замуж за узбеков во главе угла ставили семейное они счастливы, и ни при каких обстоятельствах не хотели бы поменять своих мужей узбеков на русских мужчин.
                      И что характерно, всегда улыбка на их лицах. Они в отличие от нас говорят на несколько языках в том числе и на узбекском, у ни по двое или трое детей которые при встрече определив по внешним признакам кто ты по национальности первыми здороваются “ Здравствуйте” или
                      “Ассалому алейкум” не хмурим лицом как у нас в России, а с улыбкой на устах, и еще обязательно пригласят домой.
                      А прочитав комментарии наши женщин приходишь в ужас, разве у нас в России все такие интеллигентные люди живут, хотя мы перешли в социализм не из феодального строя?
                      Разве у нас мало семьи где вонь и бардак в квартирах считается нормой?
                      Мы что поголовно говорим на других языках? Почему мы русские хотим, чтобы все остальной мир знал и говорил именно по русский и обязательно очень хорошо. Чуть ли не 80 % нашего населения не может без ошибки написать, а говорит в основном на матерном.
                      От того что у нас женщины считаются главами семьи, они т.е женщины стали счастливыми в браке?
                      Мы что счастливы от того что наша родня приходить к нам по приглашению два раза за жизнь нашу, и мы на старости лет не находим человека с кем пообщаться.
                      Что мы наших стариков встречаем на улице бодрыми и радостными гуляющими с внуками, а не вечно хмурыми не довольными ни детьми и жизнью наших стариков, которым на старости лет не кому стакан воды подать.
                      Что толку от того что наши женщины красивые в молодости, после замужества становятся стервами, не успевающими не за собой ухаживать ни за детьми, не говоря о мужьях. Почти любая русская женщина приходя домой становиться ведьмой, она считает, что она должна быт красивой на улице и на работе. А муж обязан любить ее такую какая она есть ведьму.
                      А причина всему этому то что наши женщины любят только себя, и хотят жить без обязательств перед родней перед старшим поколением…. и много еще чего….
                      ))) А в чем вы видите семейное счастье?
                      P.S. А вы уверены в том что узбекские мужчины хотят на вас жениться, я не раз от них слышал что не надо идти против природы, “нет льва который живет с антилопой и не бывает чтобы слон женился на змее”.

                    • Лера:

                      В любом браке вам придется готовить и работать, не только в узбекской

                    • алекс:

                      Господи помилуй. !Статья писалась в 2014 г и именно в этом году произошло так называемое возможное ‘порабощение’ русских девушек, которые не смогли уехать. Узбекские парни открыто и нагло домогаются светловолосых девушек а старые негласно их этому учат. Прийдите на любой корпоратив по случаю любого праздника в простое кафе и увидите что происходит. Если парень русский, например, в школе дружит со светловолосой девушкой, узбеки толпой его пытаются ‘сломать’ чтобы она досталась какому нибудь их «товарищу» Знают, что у нее нет защитника. Многие русские за эти пару лет пытались выскочить замуж за парня после 2х недель знакомства лишь бы не остаться одной! Ни один считающий себя мужчиной никогда не будет так насильничать по отношению к женщине. То что творится здесь могут делать только ТРУСЫ-УЗБЕКИ. Все произошло после выхода Узбекистана в 2012 г. Из ОДКБ Среди молодежи нет образования, как и в России, одни тунеядцы и «бизнесмены». Русским мастерам не дают работать их специально заманивают под предлогом работы, ставят камеры, или что нибудь типа того, пытаются украсть знания и нюансы мастера а потом просто выгоняют. И так далее. Почти все узбеки в Узбекистане против русских. Но узбеки большие лицемеры и трусы делают все с улыбочкой, правда глупой-Россия под боком. Дорогие женщины, не верьте узбекам, если у вас есть знакомая девушка в Ташкенте, которая уже как пару лет живет с узбеком(нормальная) позвоните ей тихонько и спросите про то что я написал.

                      • баха:

                        Если твою девушку увели это не значит что надо призирать всю нацию. Детская спихологическая травма дала о себе знать

                      • Екатерина:

                        Здравствуйте, Ольга. Спасибо за статью. Но у меня есть вопрос- подскажите, если мужчина-узбек женится в загсе в России на русской девушке- то эта девушка может взять его фамилию? или девушка должная оставаться при своей фамилии? то, что дети будут мусульманами и будут на фамилии мужу — это понятно. Заранее, спасибо

                      • Хуршид:

                        Очень интересные истории. Форум очень нравится. На вопрос Екатерины хотел отвечать.Если не хочется брать фамилию будущего мужа, не возмите. Это ваше дело. Если он заставить это повод его проверить на характер.

                      • Бахрам:

                        Я не житель Узбекистана,живу по соседству в Кыргызстане,но являюсь узбеком. Большой удачей считаю что среди верных и лучших моих друзей являются представители славянских народов, те ребята ради которых я пренебрегу инстинктом самосохранения и общепринятыми правилами хорошего поведения и абсолютно не важно какой нации будут недруги исключений не будет ни для кого,потому что только по этим ребятам я скучаю, только с этими людьми я нахожусь в зоне комфорта, только они поддерживают в трудные минуты, потому что в их домах я бываю чаще чем у родственников,им я могу сказать «езжай в своя расия» а в ответ услышу «-пошел на … черный» и мы посмеемся,а кто другой так скажет то жди курс лекций о толерантности, а после получи в бороду, потому что с ними в одну ногу и я иду по этой жизни-это Друзья…Относительно Русских девушек, среди многих моих как родственников так и знакомых узбеков жены Русские, и не потому что их воруют, а потому что влюбляются в них и ничего ими кроме любви ими не движет, у кого то эту любовь получается пронести через года, а у кого то нет…О чем это я? ах да! Внешне мы все разные,но всех нас объединяет одно обстоятельство-Мы Люди! и нет ничего что мешало бы людям построить связь друг с другом, но пока бытуют разные стереотипы как в отдельных народах, так и в каждом человеке в частности, вместо мостов мы будем строить заборы!

Изобретение понятия «узбеки»
До национально-государственного размежевания советской Средней Азии такого народа как узбеки не существовало. Осёдлое население, обитавшие на этой территории, назывались собирательным термином «сарт», что по-персидски означает «торгаш». Слово «сарт» встречалось ещё у Плано Карпини в XIII веке. Однако понятие «сарт» было не столько этническим, сколько отражавшим хозяйственно-культурный тип осёдлого населения Средней Азии. Сарты называли себя по наименованию местности, где они проживали: ташкентцы, кокандцы, хивинцы бухарцы, самаркандцы…

Помимо сартов, территорию будущего Узбекистана населяли многочисленны кочевые тюркские племена, такие как минг, юз, кырк, джалаир, сарай, конгурат, алчин, аргун, найман, кыпчак, калмак, чакмак, кыргыз, кырлык, тюрк, туркмен, байаут, бурлан, шымырчик, кабаша, нуджин, килечи, килекеш, бурят, убрят, кыят, хытай, канглы, урйуз, джуналахи, куджи, кучи, утарчи, пуладчи, джыйыт, джуйут, джулджут, турмаут, уймаут, арлат, кереит, онгут, тангут, мангут, джалаут, мамасит, меркит, буркут, кият, куралаш, оглен, кары, араб, илачи, джубурган, кышлык, гирей, дурман, табын, тама, рамадан, уйшун, бадай, хафиз, уйурджи, джурат, татар, юрга, баташ, баташ, каучин, тубай, тилау, кардари, санхиян, кыргын, ширин, оглан, чимбай, чаркас, уйгур, анмар, ябу, таргыл, тургак, турган, теит, кохат, фахыр, куджалык, шуран, дераджат, кимат, шуджа-ат, авган – всего 93 рода и племени. Самыми же могущественными племенами были дурманы, найманы, кунраты и, конечно же, мангыты.


Среднестатистический узбек


Среднестатистическая узбечка
К числу мангытов принадлежала и мирская династия в Бухарском эмирате, сменившая в 1756 году династию Аштарханидов – бывших астраханских ханов и правившая вплоть до взятия Бухары Красной армией в 1920 году. Ещё одним могущественным племенем были минги, образовавшие в 1709 году правящую династию Кокандского ханства.


Сын последнего бухарского эмира майор РККА Шахмурад Олимов


Последний бухарский эмир Алим-хан из рода мангытов
Поскольку вопрос о том, какие народы проживают в советском Туркестане, не имел однозначного ответа, была создана специальная Комиссия по изучению племенного состава населения СССР и сопредельных стран. Подводя итоги своей работы в течение 1922-1924 годов, Комиссия пошла на явный подлог, выдав представителей разных племен и родов тюрко-монгольского происхождения за исторически несуществующих этнических узбеков. Узбеками Комиссией были назначены и хивинские каракалпаки, и ферганские кипчаки, и самаркандские и ферганские тюрки.


Поначалу Узбекистан был таким же территориальным понятием, как Дагестан, где проживает более 40 народностей, но за несколько десятилетий народам Центрального Туркестана удалось вдолбить, что они являются узбекской нацией.

В 1924 году в качестве названия населению средней части Средней Азии дали собирательное имя узбеков в честь Узбек-хана, стоявшего во главе Золотой орды в 1313-41 годах и ревностно распространявшего мусульманство среди подвластных ему тюркских племен. Именно правление Узбека считается отправной точкой нынешней узбекской историографии, а некоторые учёные, такие как академик Рустам Абдуллаев (не путать с известным московским проктологом), называют Золотую Орду Узбекистаном.


Бухарский зиндан
До национально-государственного размежевания территория Узбекистана входила в состав Туркестанской АССР в состав РСФСР, Бухарской Народной Советской Республики, образованной вместо Бухарского эмирата в результате Бухарской операции РККА, и Хорезмской Народной Советской Республики (с октября 1923 – Хорезмская Советская Социалистическая Республика), образованной вместо Хивинского ханства в результате Хивинской революции.

Узбекские обычаи
Городские узбеки - вполне себе нормальные люди. Они в большинстве своём знают русский язык, вежливы и образованы.Однако в Россию едут не представители узбекской интеллигенции, а жители мелких городков и сельской местности, обладающие совершенно иным менталитетом и соблюдающие свои патриархальные традиции.

Примечательно, что даже в XXI веке сельские узбеки сохранили обычай, согласно которому спутника(цу) жизни одинокому чаду находят родители, личные предпочтения строго второстепенны. И, поскольку один из негласных законов у узбеков - подчиняться и чтить родителей, сынок или дочка вынуждены безропотно соглашаться.

За невест в большинстве регионов Узбекистана до сих пор платят калым. По местным понятиям это компенсация семье девушки за её воспитание и за потерю рабочих рук. Часто деньги, которые семья жениха передает семье девушки во время свадьбы, обеспечивают жизнь младших братьев и сестер невесты. Если же за долголетнее махание в России метлой скопить на калым не удалось, невесту просто воруют. Милиция Узбекистана занимается возвратом невесты лишь в том случае, если родители хорошо заплатят. Но крадут узбеки невест и в других странах. Так, в Ошской области Киргизии, где живёт много узбеков, недавно прошла широкомасштабная акция против практики кражи невест. Активисты тогда выступили с информацией, что ежегодно в Кыргызстане свыше десяти тысяч девушек вынуждено вступают в брак, половина таких браков впоследствии распадается, были случаи суицида похищенных девушек. В результате кража невест в Киргизии теперь приравнена к похищению человека, и за это преступление предусматривается наказание в виде лишения свободы сроком от 5 до 10 лет. Часто за кражу невесты выдают случаи обыкновенного изнасилования, а иногда за возврат невесты домой женихи требуют выкуп.

Другой укоренившейся узбекской традицией остаётся педофилия. Сексуальная эксплуатация мальчиков по-узбекски называется бача-бозлик Бача бази (по-персидски – игра с «телятами»), а сами эти мальчики называются бача.

До присоединения этих краёв к России кокандцы и бухарцы делали частые набеги на казахские аулы и даже русские сёла. Главной добычей во время таких набегов были мальчики, которых продавали в сексуальное рабство, а когда у них начинала расти борода, просто убивали.

В советские времена узбеки страшно обижались на то, что в официальных речах руководителей СССР русский народ назывался старшим братом. Дело в том, что если для нас старший брат это тот, кто вступиться за тебя в уличной драке, то у этих народов старший брат это тот, кто имеет тебя в задний проход. Дело в том, что в семьях у них чёткая иерархия – отец может иметь всех сыновей, дочерей и невесток, а старший брат всех младших братьев и сестёр, а также жён младших братьев. Если же младшие братья начинают иметь племянников – детей старших братьев, то за это уже наказывают, но, как правило, не сильно, но всё-таки, боясь наказания, такие подростки насилуют чужих детей, за что, правда, могут получить уже сильно. Поэтому они либо насилуют совсем маленьких, которые не смогут пожаловаться, либо прибегают к пользованию детской проституцией.


Бача из Самарканда
Детская проституция имеет в Узбекистане глубокие корни. Сутенёрами в ней выступают родители малолетних проституток и проститутов, но если девочку можно продать насовсем, под видом отдачи замуж, то мальчиков приходится сдавать в аренду.

Традиционное хозяйство
К началу XX столетия среди будущих узбеков чисто кочевых групп оставалось немного: большинство племён вело полуоседлый образ жизни, сочетая скотоводство с земледелием. Однако уклад их жизни и организация быта оставались связаны со скотоводческой культурой. Сохранялись домашние промыслы по обработке продуктов скотоводства: кожевенный, кошмоваляние, ковроткачество, узорное ткачество из шерстяных нитей.

Основным жилищем для скотоводов являлась юрта, но и там, где появились стационарные дома, она использовалась как подсобное и обрядовое жилище.

Мужская и женская одежда узбеков состояла из рубахи, штанов с широким шагом и халата (стёганого на вате или просто на подкладке). Халат подпоясывали кушаком (или сложенным платком) или носили свободным. Иногда халат был подпоясан сразу несколькими платками – число платков соответствовало количеству жён у обладателя халата. Женщины носили Чавчан, поверх которого надевалась паранджа.


Узбекская кухня характерна своим многообразием. Пища узбеков состоит из большого числа всевозможных растительных, молочных, мясных продуктов. Важное место в питании занимает хлеб, выпекаемый из пшеничной, реже из кукурузной и других видов муки в виде различных лепёшек (оби-нон, патир и других). Распространены и готовые мучные изделия, в том числе - десертные. Ассортимент блюд отличается разнообразием. Такие кушанья, как Лагман, шурпа и каши из риса (шавля) и бобовых (машкичири), приправляют растительным или коровьим маслом, квашеным молоком, красным и чёрным перцем, различными травами (укроп, петрушка, киндза, райхан и т. д.). Разнообразны молочные продукты - катык, каймак, сметана, творог, сузьма, пишлок, курт и т. д. Мясо - баранина, говядина, мясо птиц (курятина и т. д.), реже конина.

Сравнительно незначительное место в питании занимают такие популярные в других регионах продукты как рыба, грибы и другие продукты. Излюбленное блюдо узбеков - плов. Любят узбеки также и манты.

Узбекский язык
Узбекский язык также не представляет собой чего-то единого. Каждое из вышеперечисленных племён говорило на своём языке или наречии, которые даже относились к разным языковым ветвям тюрксих языков – кипчакской (в которую входят казахский, киргизский, башкирский, ногайский, татарский, караимский, карачаево-балкарский, крымчакский, урумский и каракалпакский), огузской (куда входят турецкий, туркменский, гагаузский, афшарский и азербайджанский) и карлукской (уйгурский, хотонский и т.д.). Тогда же, в 20-е годы, на основе языка жителей Ферганской долины был искусственно создан и узбекский литературный язык. Ферганский язык был взят за основу не только потому, что был наиболее близок вымершему чагатайскому литературному языку, на котором писали в эпоху тимуридов, но и для того, чтобы не допустить доминирования мангытского языка и, соответственно, бухарцев, имевших до этого свою государственность. Здесь надо сказать, что среднеазиатская интеллигенция пользовалась до этого в основном таджикским языком, но после оного усиленно внедрялся новоузбекский, предусмотрительно очищенный от многих таджикских заимствований. По этой же причине 1 сентября 1930 года столица Узбекской ССР была перенесена из таджикоязычного Самарканда в тюркоязычный Ташкент. До сих пор в Бухаре и Самарканде узбекская интеллигенция предпочитает говорить по-таджикски, наплевав на все директивы. Носители этого языка на самом деле являются вовсе не таджиками. Это так называемые чала (буквально «ни то, ни сё»), являющиеся в основном для виду принявшими ислам бухарскими евреями. Элементы еврейской обрядности ими почти полностью утрачены, а своё еврейское происхождение они тщательно скрывают.


Раввин обучает грамоте детей бухарских евреев.

пн, 11/09/2017 - 12:29

У каждого народа мира есть свои особенности, которые являются для них абсолютно нормальными и обыденными, но если в их среду попадет человек другой национальности, он может очень сильно удивиться привычкам и традициям жителей этой страны, потому что они не будут совпадать с его собственными представлениями о жизни. Предлагаем вам узнать 10 национальных привычек и особенностей узбеков, которые могут показаться русским людям удивительными и немного странными.

Они не говорят «нет»

Восточные люди не идут на открытый конфликт и не демонстрируют агрессию - они привыкли быть вежливыми даже в самой сложной ситуации. Эта черта национального характера сформировалась в далеком прошлом: узбеки испокон веков занимались торговлей, а обижать покупателя - не в интересах продавца. Поэтому вам никогда не откажут напрямую, а на любую просьбу ответят традиционно: «Хоп майли» («ладно», «хорошо»). Впрочем, когда будет выполнено обещание - неизвестно: ни в действиях, ни в работе, ни в принятии решений узбеки не спешат. И если окажется, что договоренность нарушена, вам предложат несколько вариантов решения вопроса - вплоть до самых нелепых, лишь бы вы не сердились.

Они не жалеют времени на приветствие

Приветствие - тоже часть традиции: невозможно представить себе узбеков, поздоровавшихся на ходу и побежавших по своим делам. Встречаясь, мусульмане должны обязательно приветствовать друг друга, даже если они враждуют. Сейчас при встрече нужно исполнить определенный ритуал - не только поздороваться, но и от всей души поинтересоваться делами собеседника, причем во всех подробностях: как сам, как дом, как жена, как дети, как хозяйство, полон ли холодильник? Отвечать следует традиционно: слава богу, все хорошо. Все это отнимает немало времени и звучит очень эмоционально, особенно когда встречаются две женщины.

Они наливают гостям половину пиалы чая

Гостеприимство - непреложный закон для узбеков: они привыкли жить большими семьями, в окружении соседей, и общественное мнение для них очень важно. Поэтому гостя готовы принять в любое время и на столе всегда есть конфеты, орешки и другая мелочь. И конечно, никого не отпустят без чая. «Чай не пьешь, откуда силы возьмешь?» - говорят в Узбекистане. Чем больше ценят гостя, тем меньше чая ему наливают, чтобы он чаще обращался к хозяевам за добавкой и дольше посидел. Поднося чай дорогому гостю, правую руку прикладывают к сердцу - в знак уважения. По этому поводу рассказывают анекдот: узбек такой жадный - мало того что полпиалушки чая наливает, так еще и за сердце держится!

Они едят плов в 6 утра

Плов для узбека - больше, чем еда, это предмет культа и часть национальной культуры. «Ты родился - у тебя плов, ты женился - у тебя плов, ты умер - у тебя плов», - шутят в Узбекистане. Это действительно так: любое важное событие отмечается приготовлением блюда из риса, мяса и овощей. Утренний плов варят в огромных казанах к 6 часам, и занимаются этим исключительно мужчины. Такое время было выбрано не сразу: изначально плов готовили к окончанию первой молитвы, то есть к 4 утра, потом перенесли на 7 часов, а затем опять сместили, чтобы люди успевали на работу. Отказаться от приглашения на плов нельзя - это святое.

В каждом регионе Узбекистана свой рецепт кулинарного шедевра, а в Ташкенте работает среднеазиатский центр плова, где продают свадебный плов, украшенный кружочками конской колбасы - казы - и перепелиными яйцами. Плов можно даже увезти с собой из страны - во всех ташкентских супермаркетах продаются консервные банки с этим блюдом, и на вкус оно ничуть не хуже, чем из казана. Так что узбекский плов постепенно завоевывает мир, а в прошлом году его включили в список нематериального наследия ЮНЕСКО.

Они сажают женщин за отдельный стол

В узбекской семье выстроена строгая иерархия взаимоотношений: детей держат в строгости, женщина во многом подчиняется мужу и свекрови, последнее слово всегда остается за мужчиной. Жену уважают как мать, супругу, хранительницу семейного очага, но часто рассматривают лишь как домохозяйку несмотря на то, что свободные женщины Востока занимаются наукой и политикой, заседают в сенате и руководят предприятиями. Главная обязанность женщины - забота о семье и доме. Даже если она работает наравне с мужем, это не отменяет приготовления ужина к его приходу.

До сих пор в быту многие вещи делятся по гендерному признаку: утренний плов готовят мужчины, повседневную еду - женщины, мужчины собираются в чайхане, женщины - во дворе. Раньше дом делился на мужскую и женскую половину, а сейчас на свадьбе и других праздниках мужчины и женщины нередко сидят за разными столами. Даже хоронят их в разных частях кладбища.

Они бросают камешки в праздничное угощение

Еще одно важное узбекское блюдо - сумаляк. В отличие от плова, сумаляк варят лишь раз в году, в один из 40 дней после праздника Навруз. Легенда гласит, что у одной женщины умер муж, она осталась одна с маленькими детьми, семья голодала. Отчаявшись, мать налила в казан воды и бросила горсть проросшего зерна. Пшеница варилась весь день и всю ночь, под утро женщина ненадолго уснула, а когда проснулась, увидела, что казан до краев наполнен теплой коричневой массой. Она накормила детей и угостила соседей, и с тех пор сумаляк готовят только женщины.

Рецепт прост: проросшие зерна пшеницы перемалывают и отжимают, а получившуюся жидкость смешивают в кипящем масле с мукой. На дно казана бросают камешки или орешки - это не дает жидкости подгорать, а тот, в чьей пиале окажется камешек, может загадывать желание. Главный секрет сумаляка: его нужно помешивать непрерывно, на протяжении 12 часов, и в этом процессе участвуют все соседи или коллеги - праздничное блюдо готовят даже во дворах офисов. Считается, что, мешая сумаляк, человек освобождается от недобрых мыслей. Через 12 часов блюдо снимают с огня и накрывают, оставляя до утра. Утром рассматривают рисунок, образовавшийся на поверхности густой массы, и толкуют его значение. Попробовать сумаляк можно не только сразу после Навруза: так же, как и плов, его консервируют и продают в магазинах круглый год.

Они женятся по воле родителей

В Узбекистане настолько уважают мнение старших, что даже в XXI веке будущего мужа или жену своему чаду подыскивают родители. Впрочем, если жених совсем не понравится девушке, она может отказать ему. Самые смелые могут даже познакомиться сами и пожениться без согласия родителей, но это скорее исключение. Как правило, жених и невеста все же вступают в брак, подчиняясь решению старших и почти не зная друг друга. Дальше возможны два варианта развития событий: семья держится на уважении супругов к выбору родителей, а значит, и друг к другу, либо со временем мужчина начинает искать любовь на стороне, а женщине приходится с этим мириться. Разводятся в Узбекистане редко - распадается лишь 15% браков (в России - больше половины), и поводом для расставания скорее станет невозможность иметь детей, чем измена.

Они еще недавно были многоженцами

Узбекская свадьба - грандиозное событие. Просто регистрация - нонсенс для узбеков: а что скажут друзья, соседи, родные? Пригласить на праздник нужно как можно больше гостей, и ради пышного мероприятия даже влезают в долги. Регистрация в загсе сочетается с религиозным обрядом - никохом, без этого вместе жить нельзя. А наоборот еще совсем недавно было можно, чем и пользовались мужчины: проводили никох для второй жены и обзаводились второй семьей. Недавно эту практику запретили, и сейчас разрабатывается закон об уголовной ответственности имамов, проводящих никох для мужчин, уже имеющих одну жену.

Они платят калым за невесту

Перед свадьбой семьи договариваются о том, какой вклад молодые вносят в будущую семейную жизнь. Например, если жених покупает квартиру, невеста - всю обстановку. Оговаривается также размер приданого и калыма - во многих областях до сих пор платят выкуп за невесту. Сумма калыма варьируется от $30 до $5000 в разных регионах.

Выгоднее всего выходить замуж в Хорезме: здесь большую часть свадебных расходов оплачивает жених, он же платит большой калым, и, если мужчина из богатой семьи, к деньгам могут добавить, например, верблюда. В последнее время особенно ценятся девушки с высшим образованием (лучше медицинским или педагогическим) - в этом случае сумма калыма может вырасти в несколько раз. А вот в Ташкенте расходы ложатся на плечи родителей невесты - они должны дать ей солидное приданое, чтобы удачно выдать замуж.

Они решают проблемы всем миром

Узбек живет в большом сообществе, модель которого представлена в городском квартале - махалле. Здесь действует своеобразная система местного самоуправления: жители объединяются в общину и решают проблемы вместе. Если во многих мусульманских странах махалля - это лишь народный обычай, то в Узбекистане ее статус закреплен на законодательном уровне. Община выбирает комитет, подотчетный органам власти. Члены комитета выдают справки при поступлении в вуз и трудоустройстве, а при разводе беседуют с супругами и дают им время на размышление. Многие вопросы в махалле решаются методом хашара (добровольного безвозмездного труда): благоустройство и уборка улиц, ремонт или даже строительство. И если соседи помогают кому-то построить дом, то хозяин готовит для всех участников хашара, конечно же, плов!

Узбеки – самый многочисленный народ Средней Азии. Разумеется, наибольшее представительство титульной нации – в Узбекистане, но достаточно большое количество узбеков живет в Афганистане, в Таджикистане, Казахстане, Кыргызстане и Туркмении. А также по всему миру. Откуда же пошел этот народ, название которого, по версии историков, является самоназванием «свободных людей»?

Европейцы или азиаты?

Народность Узбекистана сформировалась на протяжении пяти веков, а узбекская национальность развивалась под влиянием тех народов Средней Азии, которые говорили на восточно-иранских наречиях. На рубеже нашей эры влияние на узбекский народ начали оказывать тюркоязычные племена. В конце XIX века национальность узбеков была разбита на три подгруппы: сарты, тюрки и узбеки. После присоединения узбекских земель к России усилился процесс укрепления узбекской нации.


Однако изучение вопроса, откуда появились и кем являются узбеки, началось куда раньше. Особенно исследователей интересовало, откуда пошло название народности. Версий выдвигалось несколько. По одной из них, название «узбек» восходит к Öz Beg (Узбек) – монгольскому хану Золотой Орды – Узбек-хану (1312–1340). Однако, по мнению русского и американского ученого Георгия Вернадского, термин «узбек» использовался как самоназвание объединившихся «свободных людей», различного рода занятий, языка, веры и происхождения. В работе «Монголы и Русь» он писал: «согласно Полю Пелио имя Узбек (Özbäg) означает «хозяин себя» (maître de sa personne), то есть «свободный человек». Узбек в качестве названия нации значило бы тогда «нация свободных людей». Такого же мнения придерживается П.С. Савельев, писавший о бухарских узбеках в 1830-х годах, который считал, что название узбек означает «сам себе господин».

Как свидетельствует американский антрополог Карлтон Кун, современные узбеки являются весьма неоднородным в расовом отношении этносом: среди них есть представители как «чрезвычайно европеоидных» так и «сильно монголоидных» и множество «смешанных в разной степени» индивидуумов. Однозначно одно: узбеки – метисная группа между европеоидной и монголоидной расами. Возможно, поэтому среди узбеков столько красивых людей, с необычной внешностью, например, темными волосами и светлыми глазами.


Труд украшает человека

Какие же черты характера присущи узбекам? Прежде всего, трудолюбие. Эти люди умудряются вырастить неплохие урожаи практически в пустыне. Как шутят в Узбекистане, настоящий узбекский мужчина должен сделать в жизни следующие три вещи: построить тысячу домов, посадить две тысячи деревьев и... в общем, как-то отвлечься от третьего желания.

Трудолюбие узбеков подтверждают и проведенные в современном Узбекистане исследования. Психологи и социологи установили, что узбеки хорошо относятся к выполнению своих профессиональных обязанностей, терпеливо переносят жизненные тяготы и лишения, очень чутки к оценкам сослуживцев, выше всего почитают своих родителей и родственников, боятся, когда до последних доходят слухи об их слабом прилежании или недостаточной профессиональной компетентности.


Отсюда вытекает и другая черта, свойственная всем народам Средней Азии, но в большем своем проявлении именно узбекам – это семейственность. Члены одной семьи поддерживают друг друга, почитают и уважают старших. При этом каждый член семьи знает свое место в социальной иерархии и правила поведения: старшим необходимо выражать уважение (так называемый «хурмат»), прикладывать руку к сердцу, и обязательно называть на «вы». Мужчина – выше женщины, а старшие братья в этой иерархии выше младших. Ну, а отношения свекрови и невестки строятся исходя из принципа – «я в свое время намучилась, а теперь и ты мучайся».


Еще узбеки чистоплотны и аккуратны. Этому есть климатические, социальные и религиозные причины. Первая причина – основная. Даже не этнические узбеки, а и представители других национальностей, живущие в Узбекистане, также отличаются чистоплотностью, в отличие от других представителей той же национальности. Дело в том, что в Узбекистане климат очень жаркий и сухой. Летом температура доходит до 60 градусов Цельсия! Продукты портятся быстро, вот почему узбеки никогда не оставляют остатки еды в посуде, на столе, в котлах. На малейший намек грязи слетаются мухи, вот почему узбеки тут же моют посуду, грязное белье. От горячего сухого ветра грязь разлетается в пыль, поэтому узбеки усиленно подметают свои ховли (дома узбеков) и поливают водой землю. Чтобы сохранить влагу и прохладу, узбеки активно сажают деревья (чаще фруктовые – все-таки узбеки народ практичный) и цветы (чаще всего розы). Летом оградки большинства домов в махаллях (соседские общины) сплошь покрыты розами, а аромат цветов распространяется за многие метры.


Чистый, опрятный, уютный дом – это не мечта любого узбека, это его обязанность. Вот здесь кроется социальная причина. Узбеки крайне неодобрительно относятся к нерадивым хозяевам. А поскольку у узбеков сильно развито чувство общинности, и мнение соседей – это не пустой звук, то и ленивая хозяйка все-таки заставит себя проснуться в пять часов утра и подмести свой двор.


Религиозная причина – большинство населения в Узбекистане мусульмане, а в Исламе правила чистоты и гигиены расписаны четко и бескомпромиссно. Если вы встретите человека, который пять раз в день читает намаз, – значит, он совершает омовения тоже пять раз в день.

Семья – основа всего

Как было сказано, у узбеков очень развиты семейственность и общинность. Следовательно, узбеки гостеприимны. В древние времена гостеприимство было для них жизненным правилом и нравственным законом. Отправляясь в дальний путь, странник обычно оказывался в чужом краю, среди враждебной ему природы. Но его утешала и согревала надежда, что в ближайшем кишлаке, даже в одиноком шатре, ему дадут приют, накормят и обогреют.


Не принять гостя или плохо его принять, не соблюдая традиций, значило опозорить семью, селение, род. Обычай предписывал оказывать хлебосольство даже врагу. В наше время законы гостеприимства превратились в добрые и полезные традиции, помогающие во взаимном общении и поведении людей.


Считается невежливым отказаться от приглашения на обед или ужин или прийти с опозданием. Обычно в гости идут с сувенирами для хозяев и сладостями для детей. При входе в дом принято снимать уличную обувь. По старинному обычаю мужчины и женщины должны сидеть за разными столами, но в полной мере он сохранился только на селе. Глава семьи сам усаживает гостей, где для самых уважаемых из них отводятся места подальше от входа. После того как старший из присутствующих за столом прочтет краткую молитву с благопожеланиями гостеприимному дому, хозяин предлагает гостям традиционную пиалу чая, а затем все приступают к трапезе. Традиции и обычаи узбекского народа складывались на протяжении многих столетий в результате взаимодействия зороастрийских ритуалов согдийцев и бактрийцев с одной стороны, и обычаев кочевых племен – с другой, а еще позднее – исламских традиций и обрядов, предписанных Кораном.


Плов – всему голова

Отдельно стоит рассказать об узбекской кухне. Ее любят и почитают во всем мире. Она является одной из самых ярких и разнообразных по своим вкусовым и эстетическим качествам кухней на Востоке. Национальная узбекская кухня – это отдельный пласт культуры узбекского народа. В отличие от своих кочевых соседей, узбеки всегда были оседлым народом, культивировавшим земледелие и животноводство. Многие узбекские рецепты имеют многовековую историю, а приготовление пищи сопровождают различные ритуалы, дошедшие до наших дней. Несомненно, узбекская кухня впитала в себя кулинарные традиции тюркского, казахского, уйгурского, таджикского, татарского и монгольского народов, населявших эту территорию, а также и других соседних народов. Среди заимствованных есть такие блюда, как жаркое, люля-кебаб, богурсак, хворост, пельмени, манты, лагман и другие. С другой стороны, такие исконно узбекские блюда, как многие разновидности плова, димлама, буглама, шурпа, мастава и другие, украсили столы многих стран мира.


Что же касается самой трапезы, в Узбекистане, как и у многих народов, прием пищи трехразовый: завтрак – нонушта, обед – тушлик овкат и ужин – кечки овкат. Нонушта буквально означает «ломать лепешки» или «есть хлеб». Едят узбеки в основном руками, а сидят на полу или за низеньким столиком – дастарханом – широкой скатертью. Сначала на стол подают сладости и фрукты. После чая и сладостей подают овощи и салаты. Затем настает очередь супов – ароматной шурпы, густой маставы. И завершают застолье главные блюда – манты, лагман, шашлык и плов.