Верди краткая биография и творчество. Джузеппе Верди: биография, интересные факты, творчество

Джузеппе Фортунино Франческо Верди (Giuseppe Fortunino Francesco Verdi, 10 октября 1813 – 27 января 1901) – итальянский композитор, прославившийся на весь мир невероятными по красоте операми и реквиемом. Его считают человеком, благодаря которому итальянская опера смогла полностью оформиться и стать тем, что называют «классикой всех времен».

Детство

Джузеппе Верди родился 10 октября в Ле Ронколе – местности неподалеку от города Буссето Пармской губернии. Так уж вышло, что ребенку очень повезло – он стал одним из немногих людей того времени, которые имели честь родиться во время появления Первой Французской Республики. При этом дата рождения Верди также связана с еще одним событием – рождением в этот же день Рихардо Вагнера, который впоследствии был заклятым врагом композитора и постоянно пытался конкурировать с ним на музыкальном поприще.

Отец Джузеппе был помещиком и содержал большой по тем временам деревенский трактир. Мать была обычной пряхой, которая иногда подрабатывала прачкой и нянькой. Несмотря на то, что Джузеппе был единственным ребенком в семье, жили они очень бедно, как и большинство жителей Ле Ронколе. Конечно, отец имел некоторые связи и был знаком с управляющими других, более известных трактиров, но их хватало разве что на покупку самого необходимого для содержания семьи. Лишь изредка Джузеппе вместе с родителями выбирались в Буссето на ярмарки, которые начинались ранней весной и длились практически до середины лета.

Большую часть детства Верди провел в церкви, где и научился читать и писать. Параллельно он помогал здешним служителям, которые взамен кормили его и даже учили тому, как играть на органе. Именно здесь Джузеппе впервые увидел красивый, огромный и величавый орган – инструмент, который с первой секунды покорил его своим звучанием и заставил навечно влюбиться. К слову, как только сын начал набирать первые ноты на новом инструменте, родители подарили ему спинет. По утверждениям самого композитора, это стало поворотным моментом в его судьбе, а дорогой подарок он сохранил у себя на всю жизнь.

Юность

Во время одной мессы игру Джузеппе на органе слышит богатый торговец Антонио Барецци. Поскольку мужчина за всю свою жизнь повидал множество плохих и хороших музыкантов, он сразу же понимает, что юному мальчику уготована грандиозная судьба. Он верит, что маленький Верди со временем станет персоной, которую будет узнавать каждый, начиная от деревенских жителей и заканчивая правителями стран. Именно Барецци рекомендует Верди закончить обучение в Ле Ронколе и переехать в Буссето, где им сможет заниматься сам директор «Филармонического Общества» Фернандо Провези.

Джузеппе следует совету незнакомца и через некоторое время его талант уже видит сам Провези. Однако параллельно директор понимает, что без должного образования парню не светит ничего, кроме как игра на органе во время месс. Он берется обучать Верди литературе и прививает ему любовь к чтению, за что юный парень невероятно благодарен наставнику. Он увлекается творчеством таких мировых знаменитостей, как Шиллер, Шекспир, Гёте, а роман «Обрученные» (Александр Мадзони) становится его наиболее любимым произведением.

В 18 лет Верди едет в Милан и пытается поступить в музыкальную Консерваторию, но проваливает вступительный экзамен и слышит от учителей, что «не обучен игре настолько хорошо, чтобы претендовать на место в училище». Отчасти парень согласен с их позицией, ведь всё это время он получал лишь несколько частных уроков и еще многого не знает. Он решает ненадолго отвлечься и в течение месяца посещает несколько оперных театров Милана. Атмосфера, царящая на спектаклях, заставляет его изменить мнение о собственной музыкальной карьере. Теперь Верди точно уверен, что хочет быть именно оперным композитором.

Карьера и признание

Первое публичное выступление Верди произошло в 1830 году, когда он, после Милана, приезжает обратно в Буссето. К тому времени парень находится под впечатлением от оперных театров Милана и одновременно полностью опустошен и рассержен тем, что не поступил в Консерваторию. Антонио Барецци, видя смятение композитора, берется самостоятельно устроить его выступление в своем трактире, который по тем временам считался крупнейшим увеселительным заведением города. Публика принимает Джузеппе бурными овациями, что снова вселяет в него уверенность.

После этого Верди в течение 9-ти лет живет в Буссето и выступает в заведениях Барецци. Но в душе он понимает, что признания добьется только в Милане, так как его родной городок слишком мал и не может обеспечить ему широкую публику. Так, в 1839 году он едет в Милан и практически сразу же встречает импресарио театра «Ла Скала» Бартоломео Мерелли, который предлагает талантливому композитору подписать контракт на создание двух опер.

Приняв предложение, Верди в течение двух лет пишет оперы «Король на час» и «Набукко». Второй был впервые поставлен в 1842 году в «Ла Скала». Произведение ждал невероятный успех. За год оно распространилось по миру и было поставлено свыше 65 раз, что позволило ему прочно закрепиться в репертуарах многих известных театров. После «Набукко» мир услышал еще несколько опер композитора, в число которых входили «Ломбардцы в крестовом походе» и «Эрнани», ставший невероятно популярным в Италии.

Личная жизнь

Еще в то время, когда Верди выступает в заведениях Барецци, у него случается роман с дочерью купца Маргаритой. Попросив благословения у отца, молодые люди женятся. У них рождаются два замечательных ребенка: дочь Вирджиния Мария Луиза и сын Ицилио Романо. Однако совместная жизнь через некоторое время становится для супругов, скорее, обузой, нежели счастьем. Верди в то время принимается за написание своей первой оперы, а жена, видя равнодушие мужа, большую часть времени проводит в заведении отца.

В 1838 году происходит трагедия в семье – от болезни умирает дочь Верди, а через год и сын. Мать, не выдержав столь серьезного потрясения, умирает в 1840 году от длительной и тяжелой болезни. При этом доподлинно неизвестно, как Верди отнесся к потере родных. Согласно мнению одних биографов, это надолго выбило его из колеи и лишило вдохновения, другие склоняются к мнению о том, что композитор был слишком поглощен работой и воспринял новость сравнительно спокойно.

Каждому, кто хоть немного разбирается в классической музыке, знакомо имя Д. Верди. Оперы (список их будет рассмотрен в этой статье) великого итальянского композитора до сих пор идут на сценах мировых театров. Верди часто называют итальянским Чайковским.

Рассмотрим более подробно искусство данного музыканта.

Юность композитора

Верди родился в небольшой в 1813 году, однако в тот момент ее территория считалась частью Франции. Родители его были бедны, поэтому они не могли позволить сыну заниматься музыкой всерьез, хотя верили в то, что Джузеппе все-таки добьется успеха.

Детство и юность мальчика прошли в борьбе за право получить образование музыканта, однако часто на этом поприще его ждали неудачи: например, он не был принят в число учеников Миланской консерватории (которая сегодня носит имя этого величайшего композитора).

Верди повезло: он нашел мецената в лице купца Антонио Барецци. Антонио попросил молодого музыканта стать учителем его дочери Маргариты. Молодые люди полюбили друг друга и поженились. Однако судьба их брака была печальной: Маргарита родила двоих детей, которые умерли в младенчестве, а вскоре и сама скончалась.

В это время молодой композитор работал над своей первой оперой.

Первые оперы

Миланская Ла Скала поставила первую оперу композитора, которая называлась «Оберто, граф Бонифачьо». Постановка была одобрена как критиками, так и публикой. Руководство театра заключило с композитором контракт на написание еще двух опер. Оперы Верди, написанные благодаря этому контракту, назывались «Король на час» и «Набукко». Первая была принято достаточно холодно, что вызвало у Верди приступ депрессии, однако вторая (премьера ее состоялась в 1842 году), напротив, вновь была встречена громкими аплодисментами.

С момента первого показа на сцене началось триумфальное шествие этой оперы Верди по всему миру. Она была поставлена около 65 раз на разных театральных площадках, что принесло молодому композитору настоящую славу и материальный достаток.

Последующие творческие работы

Верди поспешил приступить к созданию новых опер. Ими стали оперы «Ломбардцы в крестовом походе» (позже переименованная автором в «Иерусалим») и опера «Эрнани».

«Иерусалим», впервые показанный в 1847 году, также получил широкую известность. После этих двух музыкальных творений оперы Верди стали популярны во всем мире, а сам композитор получил и то, о чем мечтал все свое трудные детство и юность: возможность писать музыку и находить отклик в сердцах публики.

Оперы-шедевры

Популярность произведений Верди (оперы, список которых все рос) принесли ему почет и достаток. В возрасте за 30 лет к нему снова пришла любовь. Его избранницей стала певица Джузеппина Стреппони. Верди решил уйти на покой, но прежде этого написал и поставил в театре оперу, которая принесла ему всемирную славу.

Эта опера называлась «Риголетто». Сюжет ее был взят у знаменитого французского писателя В. Гюго.

Другим произведением мастера стала работа, также принесшая ему большой успех. Называлась она «Травиата» и была создана по мотивам произведений А. Дюма.

Следующие оперы стали менее популярными, однако публика посещала их с неизменным интересом, так как имя Верди было уже у всех на слуху. Это такие произведения, как «Сицилийская вечеря», «Трубадур», «Бал-маскарад».

Оперы Верди (список этих произведений очень велик) писал даже по заказу российских театров. Так, опера «Сила судьбы», премьера которой состоялась в 1862 году, была написана для Императорского театра, расположенного в Петербурге.

Оперы из египетской истории и творчества Шекспира

В последние годы своей жизни Верди становится не просто знаменитым композитором, чье имя заставляет замолкать ведущих музыкантов мира, но и признанным гением музыкального искусства.

Он создает произведения, которые до сих пор считаются непревзойденной классикой. Эти слова можно отнести к нескольким из его поздних произведений - опере «Аида», премьера которой состоялась в Каире в 1871 году (опера была написана в честь открытия и опере «Отелло» (1887 год).

Оперы Джузеппе Верди, список которых представлен выше, поразили современников силой страсти, любви и верой в возможности человека. Эти творения рассказывают о том, как непросто героям дается право на счастье и как часто трагические обстоятельства заставляют терять все, что ценилось когда-то.

Последняя работа композитора

Среди последних произведений маэстро можно назвать оперу «Фальстаф» 1893 года, созданную по пьесе Шекспира. Спустя 8 лет после ее премьеры Верди умер в почтенном возрасте от общего инсульта. Похоронили его в Милане с огромными почестями. Его ученики завершили еще несколько начатых им оперных партитур.

Кратко рассмотрим сюжеты этих опер.

Оперы Верди: список по мотивам и их сюжет

Рассмотрим сюжеты наиболее популярных произведений композитора.

  • Опера «Набу́кко» - рассказывает о библейских событиях: о том, как царь Вавилона отпустил на волю плененных евреев.
  • Опера «Эрна́ни» написана по мотивам произведений В. Гюго. В ней в романтическом ключе пересказывается историю любви разбойника.
  • Опера «Жа́нна д’Арк» создана по мотивам пьесы Шиллера «Орлеанская дева». Является малоизвестной работой Верди (оперы, список которых мы рассматриваем, включают в себя в целом 26 работ композитора).
  • Опера «Макбе́т» также написана по мотивам литературного произведения. В данном случае это работа Шекспира о чете Макбетов, решившихся на кровавое и страшное преступление ради власти и богатства.
  • Опера «Риголе́тто» рассказывает о трагической истории жизни старого и уродливого шута герцога, с которым его господин проделал очень злую шутку.
  • Опера «Травиата» передает сюжет «Дамы с камелиями» А. Дюма. Произведение рассказывает о судьбе падшей женщины.
  • Опера «Аи́да» - одна из наиболее сильных работ композитора. Рассказывает о любви между эфиопской красавицей-принцессой и военачальником фараона Рамзеса.
  • «Оте́лло» передает сюжет одноименного произведения Шекспира.

Оперы Верди (список с содержанием этих творений был приведен выше) до сих пор остаются эталоном музыкального искусства. Проходят века. Однако произведения маэстро как были популярными, так популярными и остаются. Ученые до сих пор изучают неповторимый стиль композитора. А простые зрители просто наслаждаются музыкой Верди.

Много сил отдал своим произведением Верди. Оперы, список которых мы рассмотрели в этой статье, стали визитной карточкой маэстро.

Верди Джузеппе, биография которого представлена в статье, - известный итальянский композитор. Годы его жизни - 1813-1901. Множество бессмертных произведений создал Верди Джузеппе. Биография этого композитора, безусловно, достойна внимания.

Его творчество считается высшей точкой развития музыки 19 века в его родной стране. Более полувека охватила деятельность Верди в качестве композитора. Она была связана главным образом с жанром оперы. Первую из них Верди создал, когда ему было 26 лет ("Оберто, граф ди Сан-Бонифачо"), а последнюю он написал в 80 лет ("Фальстаф"). Автором 32 опер (с учетом новых редакций произведений, написанных ранее) является Верди Джузеппе. Биография его и по сей день вызывает большой интерес, а творения Верди и в наше время включаются в основной репертуар театров по всему миру.

Происхождение, детские годы

Джузеппе появился на свет в Ронколе. Эта деревня находилась в провинции Парма, которая входила в то время в состав Наполеоновской империи. На фото ниже представлен дом, в котором композитор родился и провел свои детские годы. Известно, что отец его вел бакалейную торговлю и содержал винный погреб.

У органиста местной церкви получил первые уроки музыки Верди Джузеппе. Биография его отмечена первым важным событием в 1823 году. Именно тогда будущего композитора отправили в Буссето, соседний городок, где он продолжил обучение уже в школе. В возрасте 11 лет Джузеппе начал проявлять ярко выраженные музыкальные способности. Мальчик стал исполнять обязанности органиста в Ронколе.

Джузеппе заметил А. Барецци, богатый купец из Буссето, который снабжал лавку отца мальчика и питал большой интерес к музыке. Будущий композитор обязан полученным им музыкальным образованием именно этому человеку. Барецци взял его в свой дом, нанял мальчику лучшего преподавателя и стал оплачивать его обучение в Милане.

Джузеппе становится дирижером, обучение у В. Лавиньи

В возрасте 15 лет уже был дирижером небольшого оркестра Джузеппе Верди. Краткая биография его продолжается прибытием в Милан. Сюда он отправился на собранные приятелями отца деньги. Целью Джузеппе было поступ в консерваторию. Однако его не приняли в это учебное заведение из-за недостатка способностей. Тем не менее, В. Лавинья, миланский дирижер и композитор, оценил дарование Джузеппе. Он начал бесплатно учить его композиции. Оперное письмо и оркестровку постигал на практике, в оперных театрах Милана Джузеппе Верди. Краткая биография его отмечена появлением первых произведений спустя несколько лет.

Первые произведения

Верди в период с 1835 по 1838 г. жил в Буссето и работал в муниципальном оркестре дирижером. Джузеппе в 1837 году создал первую свою оперу под названием "Оберто, Сан-Бонифачо". Это произведение было поставлено спустя 2 года в Милане. Оно имело большой успех. По заказу "Ла Скала", известного миланского театра, Верди написал комическую оперу. Он назвал ее "Мнимый Станислав, или один день царствования". Она была поставлена в 1840 году ("Король на час"). Еще одно произведение, опера "Набукко", была представлена публике в 1842 году ("Навуходоносор"). В нем композитор отразил стремления и чувства итальянского народа, который в те годы начал борьбу за независимость, за избавление от австрийского ига. Зрители видели в страданиях иудейского народа, оказавшегося в плену, аналогию с современной им Италией. Активные политические манифестации вызвал хор пленных иудеев из этого произведения. Следующая опера Джузеппе, "Ломбардцы в крестовом походе", также перекликалась с призывами к свержению тирании. Она была поставлена в Милане в 1843 году. А в Париже в 1847 году была представлена публике вторая редакция этой оперы с балетом ("Иерусалим").

Жизнь в Париже, женитьба на Дж. Стреппони

В период с 1847 по 1849 год находился в основном во французской столице Джузеппе Верди. Биография и творчество его в это время отмечены важными событиями. Именно во французской столице он сделал новую редакцию "Ломбардцев" ("Иерусалим"). Кроме того, в Париже Верди повстречался со своей знакомой, Джузеппиной Стреппони (портрет ее представлен выше). Эта певица участвовала в постановках "Ломбардцев" и "Набукко" в Милане и уже в те годы сблизилась с композитором. В конце концов через 10 лет они поженились.

Характеристика раннего творчества Верди

Почти все произведения Джузеппе первого периода творчества насквозь пронизаны патриотическими настроениями, героическим пафосом. Они связаны с борьбой с угнетателями. Это, например, написанная по Гюго "Эрнани" (первая постановка состоялась в Венеции в 1844 году). Верди создал по Байрону свое произведение "Двое Фоскари" (премьера состоялась в Риме в 1844 году). Интересовало его и творчество Шиллера. "Орлеанская дева" была представлена в Милане в 1845 году. В этом же году в Неаполе состоялась премьера "Альзиры" по Вольтеру. "Макбет" по Шекспиру была поставлена во Флоренции в 1847 году. Наибольший успех из сочинений этого времени имели оперы "Макбет", "Аттила" и "Эрнани". Сценические ситуации из этих произведений напоминали зрителям о положении в их стране.

Отклик на французскую революцию Джузеппе Верди

Биография, краткое содержание произведений и свидетельства современников композитора говорят о том, что Верди горячо откликнулся на французскую революцию 1848 года. Он был ее свидетелем в Париже. Вернувшись в Италию, Верди сочинил "Битву при Леньяно". Эта героическая опера была поставлена в Риме в 1849 году. Вторая редакция ее относится к 1861 году и была представлена в Милане ("Осада Гарлема"). Это произведение описывает, как ломбардцы боролись за объединение страны. Мадзини, итальянский революционер, поручил Джузеппе написать революционный гимн. Так появилось произведение "Звучит труба".

1850-е годы в творчестве Верди

1850-е годы - новый период творчества Джузеппе Фортунино Франческо Верди. Биография его была отмечена созданием опер, которые отражают переживания и чувства простых людей. Борьба свободолюбивых личностей против буржуазного общества или феодального гнета стала центральной темой творчества композитора этого времени. Она слышится уже в первых операх, относящихся к данному периоду. В 1849 году в Неаполе публике была представлена "Луиза Миллер". Это произведение написано по драме "Коварство и любовь" Шиллера. В 1850 году в Триесте состоялась постановка "Стиффелио".

Тема социального неравенства была развернута с еще большей силой в таких бессмертных творениях, как "Риголетто" (1851), "Трубадур" (1853) и "Травиата" (1853). Характер музыки в этих операх подлинно народный. В них проявился дар композитора как драматурга и мелодиста, отражающего в произведениях правду жизни.

Развитие жанра "большой оперы"

Следующие творения Верди примыкают к жанру "большой оперы". Это такие историко-романтические произведения, как "Сицилийская вечерня" (поставлена в Париже в 1855 году), "Бал-маскарад" (премьера состоялась в Риме в 1859 году), "Сила судьбы", написанная по заказу Мариинского театра. Кстати, в связи с постановкой последней оперы Верди в 1862 году дважды посетил Петербург. На фото ниже представлен его портрет, сделанный в России.

В 1867 году появился "Дон-Карлос", написанный по Шиллеру. В этих операх близкие и любимые Джузеппе темы борьбы с угнетателями и неравенством воплощены в спектаклях, которые изобилуют контрастными, эффектными сценами.

Опера "Аида"

С оперы "Аида" начинается новый период творчества Верди. Она была заказана египетским хедивом композитору в связи с важным событием - открытием Суэцкого канала. А. Мариэтт-бей, известный египтолог, предложил автору интересный сюжет, в котором представлена жизнь Древнего Египта. Верди заинтересовался этой идеей. Либретист Гисланцони работал над либретто вместе с Верди. Премьера "Аиды" состоялась в Каире в 1871 году. Успех был огромным.

Позднее творчество композитора

После этого Джузеппе не создавал новых опер в течение 14 лет. Он пересматривал старые свои произведения. Например, в Милане в 1881 году состоялась премьера второй редакции оперы "Симон Бокканегра", написанной в 1857 году Джузеппе Верди. О композиторе говорили, что из-за преклонного возраста он уже не может создать что-то новое. Однако вскоре он удивил публику. 72-летний итальянский композитор Верди Джузеппе заявил, что работает над созданием новой оперы "Отелло". Она была поставлена в Милане в 1887 году, а с балетом - в Париже в 1894. А спустя несколько лет уже 80-летний Джузеппе присутствовал на премьере нового произведения, созданного также по Речь идет о постановке "Фальстафа" в Милане в 1893 году. Джузеппе нашел для шекспировских опер замечательного либреттиста Бойто. На фото ниже - Бойто (слева) и Верди.

Джузеппе в последних трех своих операх стремился к расширению форм, к слиянию драматического действия и музыки. Он придал речитативу новое значение, усилил роль, которую играл оркестр в раскрытии образов.

Собственный путь Верди в музыке

Что касается других произведений Джузеппе, среди них выделяется "Реквием". Он посвящен памяти А. Манцони, известного поэта. Творчество Джузеппе отличается реалистическим характером. Не зря композитора назвали летописцем музыкальной жизни Европы 1840-1890 гг. Верди следил за достижениями композиторов, современных ему, - Доницетти, Беллини, Вагнера, Мейербера, Гуно. Однако не стал им подражать Джузеппе Верди. Биография его отмечена созданием самостоятельных произведений уже в ранний период творчества. Композитор решил идти собственным путем и не ошибся. Доходчивая, яркая, мелодически богатая музыка Верди стала очень популярной во всем мире. Демократичность и реализм творчества, гуманизм и человечность, связь с народным искусством родной страны, - вот основные причины, по которым Верди получил большую известность.

27 января 1901 года в Милане умер Джузеппе Верди. Краткая биография и творчество его и по сей день интересуют любителей музыки со всего мира.

Верди Джузеппе, биография которого представлена в статье, - известный итальянский композитор. Годы его жизни - 1813-1901. Множество бессмертных произведений создал Верди Джузеппе. Биография этого композитора, безусловно, достойна внимания.

Его творчество считается высшей точкой развития музыки 19 века в его родной стране. Более полувека охватила деятельность Верди в качестве композитора. Она была связана главным образом с жанром оперы. Первую из них Верди создал, когда ему было 26 лет ("Оберто, граф ди Сан-Бонифачо"), а последнюю он написал в 80 лет ("Фальстаф"). Автором 32 опер (с учетом новых редакций произведений, написанных ранее) является Верди Джузеппе. Биография его и по сей день вызывает большой интерес, а творения Верди и в наше время включаются в основной репертуар театров по всему миру.

Происхождение, детские годы

Джузеппе появился на свет в Ронколе. Эта деревня находилась в провинции Парма, которая входила в то время в состав Наполеоновской империи. На фото ниже представлен дом, в котором композитор родился и провел свои детские годы. Известно, что отец его вел бакалейную торговлю и содержал винный погреб.

У органиста местной церкви получил первые уроки музыки Верди Джузеппе. Биография его отмечена первым важным событием в 1823 году. Именно тогда будущего композитора отправили в Буссето, соседний городок, где он продолжил обучение уже в школе. В возрасте 11 лет Джузеппе начал проявлять ярко выраженные музыкальные способности. Мальчик стал исполнять обязанности органиста в Ронколе.

Джузеппе заметил А. Барецци, богатый купец из Буссето, который снабжал лавку отца мальчика и питал большой интерес к музыке. Будущий композитор обязан полученным им музыкальным образованием именно этому человеку. Барецци взял его в свой дом, нанял мальчику лучшего преподавателя и стал оплачивать его обучение в Милане.

Джузеппе становится дирижером, обучение у В. Лавиньи

В возрасте 15 лет уже был дирижером небольшого оркестра Джузеппе Верди. Краткая биография его продолжается прибытием в Милан. Сюда он отправился на собранные приятелями отца деньги. Целью Джузеппе было поступ в консерваторию. Однако его не приняли в это учебное заведение из-за недостатка способностей. Тем не менее, В. Лавинья, миланский дирижер и композитор, оценил дарование Джузеппе. Он начал бесплатно учить его композиции. Оперное письмо и оркестровку постигал на практике, в оперных театрах Милана Джузеппе Верди. Краткая биография его отмечена появлением первых произведений спустя несколько лет.

Первые произведения

Верди в период с 1835 по 1838 г. жил в Буссето и работал в муниципальном оркестре дирижером. Джузеппе в 1837 году создал первую свою оперу под названием "Оберто, граф ди Сан-Бонифачо". Это произведение было поставлено спустя 2 года в Милане. Оно имело большой успех. По заказу "Ла Скала", известного миланского театра, Верди написал комическую оперу. Он назвал ее "Мнимый Станислав, или один день царствования". Она была поставлена в 1840 году ("Король на час"). Еще одно произведение, опера "Набукко", была представлена публике в 1842 году ("Навуходоносор"). В нем композитор отразил стремления и чувства итальянского народа, который в те годы начал борьбу за независимость, за избавление от австрийского ига. Зрители видели в страданиях иудейского народа, оказавшегося в плену, аналогию с современной им Италией. Активные политические манифестации вызвал хор пленных иудеев из этого произведения. Следующая опера Джузеппе, "Ломбардцы в крестовом походе", также перекликалась с призывами к свержению тирании. Она была поставлена в Милане в 1843 году. А в Париже в 1847 году была представлена публике вторая редакция этой оперы с балетом ("Иерусалим").

Жизнь в Париже, женитьба на Дж. Стреппони

В период с 1847 по 1849 год находился в основном во французской столице Джузеппе Верди. Биография и творчество его в это время отмечены важными событиями. Именно во французской столице он сделал новую редакцию "Ломбардцев" ("Иерусалим"). Кроме того, в Париже Верди повстречался со своей знакомой, Джузеппиной Стреппони (портрет ее представлен выше). Эта певица участвовала в постановках "Ломбардцев" и "Набукко" в Милане и уже в те годы сблизилась с композитором. В конце концов через 10 лет они поженились.

Характеристика раннего творчества Верди

Почти все произведения Джузеппе первого периода творчества насквозь пронизаны патриотическими настроениями, героическим пафосом. Они связаны с борьбой с угнетателями. Это, например, написанная по Гюго "Эрнани" (первая постановка состоялась в Венеции в 1844 году). Верди создал по Байрону свое произведение "Двое Фоскари" (премьера состоялась в Риме в 1844 году). Интересовало его и творчество Шиллера. "Орлеанская дева" была представлена в Милане в 1845 году. В этом же году в Неаполе состоялась премьера "Альзиры" по Вольтеру. "Макбет" по Шекспиру была поставлена во Флоренции в 1847 году. Наибольший успех из сочинений этого времени имели оперы "Макбет", "Аттила" и "Эрнани". Сценические ситуации из этих произведений напоминали зрителям о положении в их стране.

Отклик на французскую революцию Джузеппе Верди

Биография, краткое содержание произведений и свидетельства современников композитора говорят о том, что Верди горячо откликнулся на французскую революцию 1848 года. Он был ее свидетелем в Париже. Вернувшись в Италию, Верди сочинил "Битву при Леньяно". Эта героическая опера была поставлена в Риме в 1849 году. Вторая редакция ее относится к 1861 году и была представлена в Милане ("Осада Гарлема"). Это произведение описывает, как ломбардцы боролись за объединение страны. Мадзини, итальянский революционер, поручил Джузеппе написать революционный гимн. Так появилось произведение "Звучит труба".

1850-е годы в творчестве Верди

1850-е годы - новый период творчества Джузеппе Фортунино Франческо Верди. Биография его была отмечена созданием опер, которые отражают переживания и чувства простых людей. Борьба свободолюбивых личностей против буржуазного общества или феодального гнета стала центральной темой творчества композитора этого времени. Она слышится уже в первых операх, относящихся к данному периоду. В 1849 году в Неаполе публике была представлена "Луиза Миллер". Это произведение написано по драме "Коварство и любовь" Шиллера. В 1850 году в Триесте состоялась постановка "Стиффелио".

Тема социального неравенства была развернута с еще большей силой в таких бессмертных творениях, как "Риголетто" (1851), "Трубадур" (1853) и "Травиата" (1853). Характер музыки в этих операх подлинно народный. В них проявился дар композитора как драматурга и мелодиста, отражающего в произведениях правду жизни.

Развитие жанра "большой оперы"

Следующие творения Верди примыкают к жанру "большой оперы". Это такие историко-романтические произведения, как "Сицилийская вечерня" (поставлена в Париже в 1855 году), "Бал-маскарад" (премьера состоялась в Риме в 1859 году), "Сила судьбы", написанная по заказу Мариинского театра. Кстати, в связи с постановкой последней оперы Верди в 1862 году дважды посетил Петербург. На фото ниже представлен его портрет, сделанный в России.

В 1867 году появился "Дон-Карлос", написанный по Шиллеру. В этих операх близкие и любимые Джузеппе темы борьбы с угнетателями и неравенством воплощены в спектаклях, которые изобилуют контрастными, эффектными сценами.

Опера "Аида"

С оперы "Аида" начинается новый период творчества Верди. Она была заказана египетским хедивом композитору в связи с важным событием - открытием Суэцкого канала. А. Мариэтт-бей, известный египтолог, предложил автору интересный сюжет, в котором представлена жизнь Древнего Египта. Верди заинтересовался этой идеей. Либретист Гисланцони работал над либретто вместе с Верди. Премьера "Аиды" состоялась в Каире в 1871 году. Успех был огромным.

Позднее творчество композитора

После этого Джузеппе не создавал новых опер в течение 14 лет. Он пересматривал старые свои произведения. Например, в Милане в 1881 году состоялась премьера второй редакции оперы "Симон Бокканегра", написанной в 1857 году Джузеппе Верди. О композиторе говорили, что из-за преклонного возраста он уже не может создать что-то новое. Однако вскоре он удивил публику. 72-летний итальянский композитор Верди Джузеппе заявил, что работает над созданием новой оперы "Отелло". Она была поставлена в Милане в 1887 году, а с балетом - в Париже в 1894. А спустя несколько лет уже 80-летний Джузеппе присутствовал на премьере нового произведения, созданного также по произведению Шекспира. Речь идет о постановке "Фальстафа" в Милане в 1893 году. Джузеппе нашел для шекспировских опер замечательного либреттиста Бойто. На фото ниже - Бойто (слева) и Верди.

Джузеппе в последних трех своих операх стремился к расширению форм, к слиянию драматического действия и музыки. Он придал речитативу новое значение, усилил роль, которую играл оркестр в раскрытии образов.

Собственный путь Верди в музыке

Что касается других произведений Джузеппе, среди них выделяется "Реквием". Он посвящен памяти А. Манцони, известного поэта. Творчество Джузеппе отличается реалистическим характером. Не зря композитора назвали летописцем музыкальной жизни Европы 1840-1890 гг. Верди следил за достижениями композиторов, современных ему, - Доницетти, Беллини, Вагнера, Мейербера, Гуно. Однако не стал им подражать Джузеппе Верди. Биография его отмечена созданием самостоятельных произведений уже в ранний период творчества. Композитор решил идти собственным путем и не ошибся. Доходчивая, яркая, мелодически богатая музыка Верди стала очень популярной во всем мире. Демократичность и реализм творчества, гуманизм и человечность, связь с народным искусством родной страны, - вот основные причины, по которым Верди получил большую известность.

27 января 1901 года в Милане умер Джузеппе Верди. Краткая биография и творчество его и по сей день интересуют любителей музыки со всего мира.

Джузе́ппе Фортуни́но Франче́ско Ве́рди (итал. Giuseppe Fortunino Francesco Verdi , 10 октября , Ронколе, близ города Буссето , Италия - 27 января , Милан) - итальянский композитор, центральная фигура итальянской оперной школы. Лучшие его оперы (Риголетто , Травиата , Аида ), известные богатством мелодической выразительности, часто исполняются в оперных театрах всего мира. В прошлом часто пренебрежительно упоминаемые критиками (за «потакание вкусам простых людей», «упрощенную полифонию» и «бесстыдное мелодраматизирование»), шедевры Верди являются основой обычного оперного репертуара через полтора столетия после их написания.

Ранний период

Затем последовали ещё несколько опер, среди них - постоянно исполняемые сегодня «Сицилийская вечеря» (Les vêpres siciliennes ; написана по заказу Парижской Оперы), «Трубадур» (Il Trovatore ), «Бал-маскарад» (Un ballo in maschera ), «Сила судьбы» (La forza del destino ; написана по заказу Императорского Мариинского театра в Санкт-Петербурге), вторая редакция «Макбет» (Macbeth ).

Оперы Джузеппе Верди

  • Оберто, граф ди Сан-Бонифачо (Oberto, Conte di San Bonifacio) - 1839
  • Король на час (Un Giorno di Regno) - 1840
  • Набукко или Навуходоносор (Nabucco) - 1842
  • Ломбардцы в первом крестовом походе (I Lombardi") - 1843
  • Эрнани (Ernani) - 1844. По одноименной пьесе Виктора Гюго
  • Двое Фоскари (I due Foscari) - 1844. По пьесе лорда Байрона
  • Жанна д’Арк (Giovanna d’Arco) - 1845. По пьесе «Орлеанская дева» Шиллера
  • Альзира (Alzira) - 1845. По одноименной пьесе Вольтера
  • Атилла (Attila) - 1846. По пьесе «Атилла, вождь гуннов» Захариуса Вернера
  • Макбет (Macbeth) - 1847. По одноименной пьесе Шекспира
  • Разбойники (I masnadieri) - 1847. По одноименной пьесе Шиллера
  • Иерусалим (Jérusalem) - 1847 (Версия Ломбардцев )
  • Корсар (Il corsaro) - 1848. По одноименной поэме лорда Байрона
  • Битва при Леньяно (La battaglia di Legnano) - 1849. По пьесе «Битва при Тулузе» Жозефа Мери
  • Луиза Миллер (Luisa Miller) - 1849. По пьесе «Коварство и любовь» Шиллера
  • Стиффелио (Stiffelio) - 1850. По пьесе «Святой отец, или евангелие и сердце», авторство Эмиля Сувестра и Эжена Буржуа.
  • Риголетто (Rigoletto) - 1851. По пьесе «Король забавляется» Виктора Гюго
  • Трубадур (Il Trovatore) - 1853. По одноименной пьесе Антонио Гарсиа Гутьерреса
  • Травиата (La Traviata) - 1853. По пьесе «Дама с камелиями» А. Дюма-сына
  • Сицилийская вечерня (Les vêpres siciliennes) - 1855. По пьесе «Герцог Альба» Эжена Скриба и Шарля Деверье
  • Джованна де Гусман (Giovanna de Guzman) (Версия «Сицилийской вечерни»).
  • Симон Бокканегра (Simon Boccanegra) - 1857. По одноименной пьесе Антонио Гарсиа Гутьерреса.
  • Арольдо (Aroldo) - 1857 (Версия «Стиффелио»)
  • Бал-маскарад (Un ballo in maschera) - 1859.
  • Сила судьбы (La forza del destino) - 1862. По пьесе «Дон Альваро, или сила судьбы» авторство Анхеля де Сааведры, герцога Риваса, адаптированной для сцены Шиллером под названием «Валленштейн». Премьера состоялась в Мариинском театре в Санкт-Петербурге
  • Дон Карлос (Don Carlos) - 1867. По одноименной пьесе Шиллера
  • Аида (Aida) - 1871. Премьера состоялась в Оперном театре Хедива в Каире, Египет
  • Отелло (Otello) - 1887. По одноименной пьесе Шекспира
  • Фальстаф (Falstaff) - 1893. По «Виндзорским насмешницам» Шекспира

Музыкальные фрагменты

Внимание! Музыкальные фрагменты в формате Ogg Vorbis

  • «Сердце красавицы склонно к измене», из оперы «Риголетто» (info)

Примечания

Ссылки

  • Джузеппе Верди: Ноты произведений на International Music Score Library Project

Оперы Джузеппе Верди

Оберто (1839) Король на час (1840) Набукко (1842) Ломбардцы в первом крестовом походе (1843) Эрнани (1844) Двое Фоскари (1844)

Жанна д"Арк (1845) Альзира (1845) Атилла (1846) Макбет (1847) Разбойники (1847) Иерусалим (1847) Корсар (1848) Битва при Леньяно (1849)

Луиза Миллер (1849) Стифеллио (1850) Риголетто (1851) Трубадур (1853) Травиата (1853) Сицилийская вечерня (1855) Джованна де Гусман (1855)

Симон Бокканегра (1857) Арольдо (1857)