Виктор гюго биография краткое содержание. Виктор гюго - биография, фото, личная жизнь писателя

>Биографии писателей и поэтов

Краткая биография Виктора Гюго

Виктор Мари Гюго - легендарный французский писатель-прозаик, лидер французского романтизма. Наиболее известные работы: «Собор Парижской Богоматери», «Отверженные», «Человек, который смеется», «Кромвель». Родился 26 февраля 1802 года на востоке Франции в Безансоне. Отец будущего писателя служил в наполеоновской армии, а мать была роялисткой. Он был младшим из трех братьев. Когда Виктор был маленьким, семья часто путешествовала, поэтому его детство проходило в разных местах: в Париже, в Марселе, в Мадриде, на Корсике. Основным домом для семьи Гюго был Париж. Путешествия оставили неизгладимый след в душе романтичного ребенка и позже проявились в его творчестве.

Вскоре его родители разошлись, а маленький Виктор остался с матерью. Образование он получал в лицее Людовика Великого, а в 14 лет уже всерьез занимался литературной деятельностью. В таком молодом возрасте он написал одну трагедию, посвященную матери, переводы работ Вергилия и множество стихотворений. За свои стихотворения он неоднократно был награжден Академией. Читатели обратили внимание на его творчество после выхода сатиры «Телеграф». В 20 лет Гюго женился на Адель Фуше, с которой впоследствии имел пять детей. Через год вышел в свет роман «Ган Исландец». Однако он не был особо популярен.

Вскоре писатель подружился с критиком Шарлем Нодье, который оказал влияние на его творчество. Однако их дружба продлилась недолго. В 1830-х Нодье стал критично отзываться о работах Гюго. Возобновив отношения с отцом, писатель посвятил ему оду - «Ода моему отцу» (1823). В 1828 году отец Виктора, к тому времени ставший генералом в армии Наполеона, скончался. Бурную реакцию публики вызвала пьесы «Кромвель» (1827) с элементами романтической драмы. В его доме чаще стали бывать такие выдающиеся личности как Мериме, Ламартин, Делакруа. В 1841 году писатель стал членом французской академии, а спустя несколько лет - пэром.

Большое влияние на его творчество оказал известный романист Шатобриан. Первым полноценным и, несомненно, успешным романом писателя считается «Собор парижской Богоматери»(1831). Это произведение сразу же было переведено на многие европейские языки и стало привлекать тысячи туристов со всего мира во Францию. После выхода этой книги в стране стали бережнее относится к старинным зданиям. Одним из самых известных романов писателя является «Человек, который смеется» (1869). Действие романа происходит в Англии конца XVII - начале XVIII века. Виктора Гюго умер 22 мая 1885 года из-за развившейся пневмонии. На его похоронах присутствовало более миллиона человек.

Виктор Мари Гюго (Hugo) – великий французский писатель и поэт. Родился 26 февраля 1802 в Безансоне, умер 22 мая 1885 в Париже. Сын офицера, Сигисбера Гюго, ставшего впоследствии генералом и графом первой империи , и дочери нантского судохозяина, роялистки Софии Требюше (Trébuchet). Готовясь к военной карьере, Виктор сопровождал отца в его различных командировках по Италии. Уже в возрасте 15 лет он получил похвальный отзыв за дидактическое стихотворение «Les avantages de l"étude», представленное и в академический конкурс, затем трижды получил премию на «празднике цветов» (jeux floraux) в Тулузе за стихотворения «Верденские девы», «На восстановление статуи Генриха IV » и «Моисей на Ниле» (1819 – 21) и наконец, написал «Оды и баллады» (1822 – 1828, 4 т.), возбудившие чрезвычайный интерес. По форме, они еще мало отклонялись от установившихся образцов, но увлекающий подъем речи, смелость картин и необыкновенно свободное владение стихом обличали будущего реформатора поэзии.

Виктор Гюго в молодости

Получив от короля Людовика XVIII пенсию в 1000 (позже 2000) франков, Гюго женился на Адели Фуше и в ближайшем времени напечатал два романа: «Ган Исландец» (1823) и «Бюг-Жаргаль» (1825), в которых уже решительнее отклонился от академического направления и, пока еще только введением в поэзию элемента ужасного, безобразного (grotesque) и чудовищного, дал сигнал к великому романтическому движению, верховным вождем которого ему было суждено оставаться в течение последующих двадцати лет.

Далее следовали: более книжная, чем сценическая трагедия «Кромвель» (1827), в предисловии к которой он изложил свои тогдашние эстетико-философские убеждения; «Восточные мотивы» (1828), стихотворения, прославляющие восстание Греции и в живописных строфах воспевающие чарующую прелесть Востока; драмы: «Марион Делорм» (1829), идеализация очистившейся и спасенной любовью куртизанки, и «Эрнани», которая была 1830 поставлена в первый раз на сцене и послужила поводом к настоящему сражению между сторонниками классицизма и романтиками . Пьеса эта может служить образцом всех драм Гюго, со всеми их недостатками и странностями, но и с увлекательностью диалога, заставляющей забывать о её эстетической, исторической и психологической несостоятельности во многих отношениях.

Виктор Гюго. Биография

С переменным успехом следовали одна за другой драмы: «Король забавляется» (1832), запрещенная после первого представления; «Мария Тюдор» и «Лукреция Борджиа» (1833); «Анджело, тиран падуанский» (1835); «Рюи Блаз» (1838) и трилогия «Бургграфы» (1843). Последняя потерпела такую полную неудачу, что поэт совсем перестал писать для сцены. Из других произведений к этому периоду относятся роман «Собор Парижской Богоматери» (1831), представляющий, несмотря на слишком изобильное присутствие в нем «гротеска», прекрасную культурную картину средневекового Парижа: «Последний день приговорённого к смерти» (1829), красноречивая проповедь против смертной казни, с примыкающей к ней по тенденции «Клод Гё» (1834); «Осенние листья» (1831) – сборник задушевных лирических стихотворений; эссе «Этюд о Мирабо» (1834); поэтический сборник «Песни сумерек» (1835), со знаменитым циклом песен к Вандомской колонне; следующие сборники – «Внутренние голоса» (1837); «Лучи и тени» (1840) и путевые воспоминания «Рейн» (1842, 2 т.). В 1841 Гюго был избран членом французской академии, а в 1845 король Луи Филипп пожаловал его в пэры Франции.

В политическом отношении Гюго постепенно перешел от консервативного образа мыслей эпохи реставрации к либеральным воззрениям и стал бонапартистом, чтившим в великом императоре не только славного полководца, но и «человека судьбы», воплотившего новые идеи и разнесшего со своими орлами по всей Европе плоды французской революции. Как член учредительного национального собрания 1848 , он все-таки сначала примкнул к правой стороне и принадлежал к партии порядка, но затем смело перешел в лагерь крайней левой, и отсюда в ряде пламенных филиппик громил все реакционные мероприятия. После переворота 2 декабря 1851 Гюго один из первых подвергся изгнанию. Он удалился со своим семейством на остров Джерси, через несколько времени на Гернси и здесь напечатал 1852 уничтожающий памфлет против Наполеона III «Наполеон Малый» и написанный беспощадным стилем Ювенала цикл стихотворений «Возмездие», который, несмотря на строгие запрещения императорского правительства, распространился в бесчисленных экземплярах по всей Франции и доставил поэту ту почти беспримерную популярность, которою он пользовался впоследствии.

В изгнании лирика Гюго приняла преимущественно философское, сильно пантеистическое направление, которое он с тех пор выражал в многочисленных, неравных по качеству стихотворениях. Сюда относятся: «Созерцания» (1856, 2 т.); «Песни улиц и лесов» (1865); «Легенда веков», охватывающая в смелых, часто темных видениях все эры и формы человеческой цивилизации (1859, вторая серия 1877, третья 1883); «Папа» (1878); эссе «Фанатики и религия» (1879); «Революция» (1880) (все написано в годы изгнания). В романах этого времени «Отверженные» (1862, 10 т.), «Труженики моря» (1866, 3 т.), «Человек, который смеётся» (1869, 4 т.) Гюго разрабатывал социальные вопросы. Кроме того, в это же время написана книга «Вильям Шекспир» (1864).

Он вернулся в Париж лишь после падения империи Наполеона III в 1870, подарил осажденному во время франко-прусской войны городу два орудия, а в феврале 1871 был избран в национальное собрание в Бордо, где протестовал против заключения мира, но скоро сложил полномочия. При второй кандидатуре в Париже, в 1872, он не был избран за свои симпатии к Коммуне , но в 1876 прошёл от Парижа в сенат. По возвращении во Францию, им были изданы кроме упомянутых выше лиро-дидактических произведений: стихотворный сборник «Грозный год» (1872), полный жажды мести и гневных нападений на Наполеона III и Германию; «Девяносто третий год» – исторический роман из эпохи восстания в Вандее (1874); эссе «Мои сыновья», в память своих рано умерших сыновей (1874); «До изгнания», «Во время изгнания», «После изгнания» (1875 – 76, 3 т.); «История одного преступления» – описание государственного переворота 2 декабря по личным воспоминаниям (1877); цикл стихов «Искусство быть дедом», лирическая семейная картина (1877) и «Высшая жалость» (1879), заключительная речь за амнистию осужденных коммунаров. После смерти Гюго, напечатаны: стихи «Четыре ветра духа», «Конец Сатаны», цикл пьес «Свободный театр», публицистическое произведение «Что я видел» и несколько других мелких произведений.

Гюго Виктор Мари (1802-1885 гг.)

Великий французский поэт, романист, драматург; лидер романтического движения во Франции. Родился в Безансоне. Был третьим сыном капитана (позднее генерала) Ж.Л.С. Гюго (родом из Лотарингии) и Софи Требюше (родом из Бретани). Мальчик воспитывался под сильным влиянием матери, волевой женщины, разделявшей роялистские и вольтерьянские взгляды.

Долгое образование Гюго было бессистемным. Несколько месяцев он провел в мадридском колледже Ноблес; во Франции его наставником стал бывший священник отец де ла Ривьер. В 1814 г. он поступил в пансион Кордье, откуда наиболее способные ученики переходили в лицей Людовика Великого. К этому периоду относятся его самые ранние стихотворные опыты - большей частью переводы из Вергилия.

Вместе с братьями он предпринял издание журнала «Литературный консерватор», где были опубликованы его ранние поэтические произведения и первая версия мелодраматического романа «Бюг Жар-галъ». Его приняли в роялистское Общество изящной словесности. С подростковых лет он по уши влюбился в соседскую девочку Адель Фуше -столь же буржуазную и благопристойную, как он сам, из весьма состоятельного семейства. Роман отразился в «Письмах к невесте». Первая поэтическая книга Гюго «Оды и разные стихотворения» была замечена королем Людовиком XVIII, которому пришлись по вкусу оды в роялистском духе.

Не по летам зрелому поэту была назначена ежегодная пенсия в 1200 франков, что позволило Виктору и Адели повенчаться. Адель Гюго-Фуше стала первой и последней, единственной законной супругой будущего великого поэта, достоверной матерью его детей. И - жертвой своего гениального мужа. Начав зарабатывать пером, Гюго вышел из материальной зависимости от отца, стал бывать в свете. Почти сразу он получил у современников кличку «Фавн».
В 1823 г. он опубликовал свой второй роман «Ган Исландец» - повествование в готическом стиле. Вышло издание «Од и баллад», яркая образность баллад свидетельствовала об усилении романтических тенденций в его творчестве.

В числе друзей и знакомых Гюго были такие литераторы, как А. де Виньи, А. де Сен-Вальри, Ш. Нодье, Э. Дешан и А. де Ламартин. Образовав группу Се-накль (фр. «сообщество», «содружество») при журнале «Французская муза», они часто встречались в салоне Нодье, хранителя библиотеки Арсенала. Особо тесные отношения связывали Гюго и Ш. Сент-Бёва. В1827 г. Гюго опубликовал пьесу «Кромвель», повесть «Последний день приговоренного к смерти» и поэтический сборник «Восточные мотивы», которые принесли Гюго славу.

Период с 1829 по 1843 гг. был чрезвычайно продуктивным в творчестве Гюго. Появились пьесы «Марион Делорм», «Эрнани». Закрепил успех «Собор Парижской Богоматери». Была поставлена «Марион Делорм», за ней свет рампы увидели «Король забавляется», «Лукреция Борджиа», «Мария Тюдор», «Анджело», «Рюи Блаз» и «Бургграфы». Важные события произошли в личной жизни Гюго. Сент-Бёв влюбился в его жену, и пути бывших друзей разошлись. Сам Гюго проникся страстью к актрисе Жюльетте Друэ. Их связь продолжалась вплоть до ее смерти в 1883 г. Выходившие с 1831 по 1840 гг. сборники лирических стихотворений в значительной мере навеяны личными переживаниями поэта: «Осенние листья», «Песни сумерек», «Внутренние голоса». Издан сборник критических эссе «Литературно-философская смесь».

В 1841 г. заслуги Гюго получают признание Французской Академии, которая избирает его своим членом. Выпускает книгу путевых заметок «Рейн», в которой излагает свою программу международных отношений между Францией и Германией.

В 1843 г. поэт пережил трагедию: его любимая дочь Леопольдина и ее муж Шарль Вакри утонули в Сене. Удалившись на время от общества, Гюго ушел в работу над большим романом «Невзгоды», прерванную революцией 1848 г. Гюго занялся политикой, был избран в Национальное Собрание; после государственного переворота 1851 г. бежал.

За время долгого изгнания Гюго создал величайшие свои произведения: появились «Возмездия» -стихотворная сатира с критикой Наполеона III; сборник лирической и философской поэзии «Созерцания»; опубликованы первые два тома «Легенды веков», утвердившие за ним славу эпического поэта. В 1860-1861 гг. Гюго вернулся к начатому роману «Невзгоды».

Книга была напечатана в 1862 г. под ставшим отныне знаменитым названием «Отверженные». Опубликовал трактат «Уильям Шекспир», сборник стихотворений «Песни улиц и лесов», а также два романа - «Труженики моря» и «Человек, который смеется».

Избранный в Национальное Собрание в 1871 г, Гюго вскоре сложил с себя депутатские полномочия. Свидетельством его патриотизма и утраты иллюзий в отношении Германии стал сборник «Грозный год».

Вновь обратился к историческому роману, написав роман «Девяносто третий год». В возрасте 75 лет издал сборник «Искусство быть дедом».

В мае 1885 г Гюго заболел и 22 мая умер у себя дома. Останки Гюго были помещены в Пантеон, рядом с Вольтером и Ж.-Ж. Руссо.

Имя Виктора Гюго знакомо каждому с детства. Автор знаменитых романов «Собор Парижской Богоматери», «Отверженные» и «Человек, который смеётся» был не просто великим представителем мировой литературы, но и символом Франции. Именно Виктор Гюго оказал огромное влияние на таких писателей, как Альбер Камю, Чарльз Диккенс и Федор Достоевский. Но за этой славой писателя скрывалось немало интересного. Предлагаем вам ознакомиться с самыми интересными фактами о Викторе Гюго и его романах.

Дом, в котором родился , до сегодняшнего дня не сохранился. Но, известно, что там, на парижской улице Нотр Дам де Шам, жили стеклодувы, где и располагались их мастерские.

Виктор Гюго в молодости

Когда в 1831 году роман «Собор Парижской Богоматери» увидел мир, то в предисловии от автора было написано следующее: «Одна из главных целей моих - вдохновить нацию любовью к нашей архитектуре».

Ходит забавный анекдот о том, что произошло с Виктором Гюго в Пруссии:

— Чем вы занимаетесь? — спросил у него жандарм, заполняя анкету.

— Я спрашиваю, чем вы зарабатываете средства для проживания?

— Так и запишем: «Гюго. Торговец перьями».

Гюго писал роман «Отверженные» на протяжении многих лет, и в эти годы с ним не редко случался творческий кризис. С этим писатель решил бороться радикально: он закрывался в комнате, где компанию ему составляли только перо и бумага, и полностью раздевался, чтоб даже одежда не отвлекала его от написания романа. даже приказывал своим слугам вернуть ему одежду только тогда, когда ему удастся написать хоть что-то. Он начал писать роман «Отверженные» еще в начале 1840-х годов, но работа над ним была окончена только в 1862 году.

Иллюстрация к роману «Отверженные»

Вполне вероятно, автор самой короткой переписки в истории почты. Когда в 1862 году вышел его новый роман «Отверженные», писатель находился в отпуске, но ему всё не терпелось узнать реакцию читателя на свое произведение. Поэтому Гюго послал своему издателю срочную телеграмму, состоящую из одного символа: «?». То, в свою очередь, также был немногословен, прислав лишь: «!».


Одно из первых изданий романа «Отверженные»

«Отверженные» стали самым популярным романом среди американских солдат во времена Гражданской войны в США. Опубликованная в 1862 году книга стала появляться в США в переводе на английский язык еще до окончания года и проявила настоящий фурор, особенно среди военных.

Впрочем, признанный сегодня шедевром, роман не редко критиковался в американской прессе. К примеру, в издание «The New Englander» написали: Вся карьера Жана Вальжана состоит из серии невероятных совпадений странных несообразностей, и стоит в постоянном антагонизме с принципами истины и чести, которые должны определять линию жизни каждого честного человека». Даже «New York Times», назвавший роман «замечательным» и «блестящим», не удержались от того, чтоб не назвать Гюго «прозаическим сумасшедшим» — получилась некая смешанная рецензия.


Кадр из фильма «Отверженные» (2012)

У Виктора Гюго было особое пристрастие к стопам. Он был настоящим фетишистом в этом вопросе. И, как выяснилось, многие другие писатели имели подобную тягу к стопам: Достоевский, Гете, Джордж дю Морье и Ф. Скотт Фицджеральд также были фут-фетишистом.

Утверждал, что занимался со своей женой любовью целых 9 раз в их первую брачную ночь. Эдвард Бер, исследователь Гюго, утверждал, что согласно дневнику Гюго, который достался Беру с трудом, Гюго действительно удалось сделать это со свей невестой Адель. Даже если предположить, что писатель немного приукрасил свои подвиги, для его молодой жены это было ужасным испытанием. Бер утверждает, что её чувства к супругу после этого уже никогда не были такими как раньше. Но, несмотря на полное отсутствие интереса к мужу Адель родила ему пятерых детей.

Адель Гюго

Был настоящим реформатором своего времени. Писатель никогда не старел и всегда старался быть в центре самых новых тенденций в литературе, моде и общественной жизни. Даже когда писателю было уже за 70, он постоянно посещал различные мероприятия, предназначенные больше для людей молодого возраста.

Последние годы своей жизни провел в Париже. И еще до смерти писателя улицу, на которой находился особняк писателя, назвали его именем. Поэтому, когда Гюго отвечал на письма или же просто оставлял кому-либо свой обратный адрес, он всегда писал: «Месье Виктору Гюго на его авеню в Париже».


Дом Виктора Гюго

скончался 22 мая 1885 года от пневмонии, когда ему было 84 года. Но интересно, что это заболевание развилось у писателя из-за парада в его честь. Гюго был слаб, и врачи рекомендовали ему соблюдать постельный режим. Но писатель был не из тех, кто может пропустить целое действие в свою честь. Поэтому он настежь распахнул окно, чтоб оттуда поприветствовать своих поклонников. На следующий день он слёг с простудой, которая позже переросла в пневмонию.

стал единственным писателем, чья траурная процессия остановилась под Триумфально аркой. Как правило, такой чести удостаивались лишь генералы и маршалы. А первым человеком, с чьим порохом под аркой проехал траурный кортеж, был Наполеон. Церемония похорон Виктора Гюго проходила в течение десяти дней, в ней приняло участие более миллиона человек. После похорон прах писателя был помещён в Пантеоне.


Триумфальная арка

16 лет своей жизни прожил в парижском отеле Роан-Гемене. Теперь вход в его номер свободный. В этом отеле Гюго работал над своим знаменитым романом «Отверженные». Именно здесь он познакомился с писателями Ламартином, Альфредом де Виньи, Александром Дюма, Бальзаком, Проспером Мериме и Шарлем Огюстеном де Сент-Бёв. Посетители могут увидеть здесь рукописи и рисунки писателя, а также экземпляры первых изданий Гюго. Кстати, миледи Винтер в романе Александра Дюма «Три мушкетера» останавливалась именно в этих апартаментах.

Номер в отеле Роан-Гемене

Одна из станций парижского метро носит имя Виктора Гюго . Кстати, расположена она на площади, носящей тоже имя. Также в его честь был назван кратер на Меркурии.

В одном из стихотворений метко назвал себя «звонким эхом». И это действительно было так. У его романов есть цель: моральная, историческая, социальная или все сразу. Произведения Виктора Гюго изменили историю Франции, если не всего мира.

Виктор Мари Гюго - один из самых известных писателей Франции, оказавший влияние на развитие литературного течения - романтизма. Его произведения стали достоянием французской культуры. Сам писатель выступал против общественного неравенства, поэтому он известен также как общественный деятель.

Детские годы писателя

Родителями будущего писателя были Жозеф Гюго, который стал генералом наполеоновской армии, и Софи Требюше - дочь богатого судовладельца и роялистка. У Виктора Мари Гюго было двое старших братьев. Родился он в 1802 году в Безансоне, а все его детские годы прошли в переездах вместе с родителями. Они старались воспитывать детей в атмосфере любви, но родители придерживались разных политических взглядов. Именно благодаря взглядам матери Гюго в юности придерживался монархических идей.

Семейство Гюго побывало в Марселе, Кортике, на Эльбе, в Италии, Мадриде - такие частые переезды были связаны с работой отца писателя. После каждого переезда они возвращались в Париж. Именно эти путешествия произвели на маленького Виктора впечатление и подготовили основу для его романтических взглядов. В 1813 году его родители разошлись, и Виктор Мари Гюго остался жить с матерью в Париже.

Юношеские годы

В краткой биографии Виктора Мари Гюго отмечено, что с 1814 года по 1818 год он учился в Лицее Людовика Великого. В 14 лет он начал писать свои первые произведения, которые не опубликовывает. Одну из написанных им трагедий мальчик посвящает матери, кроме того, он пишет драму и занимается переводом Вергилия. В своих первых произведениях Виктор Гюго выступает как сторонник классицизма. Позже, когда он станет роялистом, будет заниматься развитием романтизма.

В возрасте 15 лет юный Гюго получает хороший отзыв на конкурсе Академии за свое стихотворение, а за оду - медаль. Еще в юношеские годы окружающие увидели талант будущего писателя. Но кроме того, у мальчика была склонность к точным наукам. И его отец очень хотел, чтобы его младший сын поступил в политехнический. Но юный Виктор выбрал литературу, благодаря которой прославился на весь мир.

Начало литературной деятельности

Когда писатель перечитывал свои рукописи, то остался недоволен их качеством: он был уверен, что может писать красивее и изящнее. Виктор Гюго начинает заниматься издательской деятельностью в 1819 году. С 1819 по 1821 год он издает дополнение к католическому журналу роялисткой направленности. В 1819 году Гюго пишет очень роялистическую сатиру "Телеграф", которая обратила на него внимание читателей.

В издаваемом им приложении к журналу юноша писал под различными псевдонимами. Именно благодаря его издательской деятельности за ним закрепилась репутация монархиста.

Издание первого романа и начало романтизма

В 1822 году писатель женился на Адель Фуше. В этом браке у пары было пятеро детей. В 1923 году Виктор Гюго опубликовал свой роман "Ган Исландец", который получил довольно сдержанный прием у публики.

Произведение получило хороший отзыв от Шарля Нодье. Благодаря этому между ними состоялось знакомство, которое переросло в дружбу. Писатель не сильно огорчился критике его произведения - просто он решил еще тщательнее работать. Вскоре после публикации состоялось собрание в библиотеке Арсенала - именно она была колыбелью романтизма. После этого собрания у Гюго начали формироваться основы романтизма.

Дружеское общение Виктора Гюго и Шарля Нодье длилось с 1827 по 1830 год, потому что Нодье все критичнее относился к произведениям писателя. До этого Гюго успел возобновить общение с отцом и посвятить ему поэму. В 1828 году Жозефа Гюго не стало. Виктор Мари пишет пьесу "Кромвель" специально для известного актера Франсуа-Жозефа Тальма и публикует ее в 1827 году. Она вызвала споры у читателей, а в предисловии к пьесе Гюго написал, что он не принимает устоев классицизма и решает писать в направлении романтизма.

Несмотря на то что произведения Гюго принимались критиками прохладно, он был известной фигурой в литературной среде. Чета Гюго часто устраивала в своем доме приемы, на которые приглашали известных личностей. Писатель заводит знакомство с Шатобрианом, Листом, Берлиозом и другими деятелями искусства.

Кроме романов, Гюго пишет стихи, а в 1829 году и 1834 году публикует небольшие романы - "Последний день приговоренного к смерти" и "Клод Ге". В них писатель высказывает свое негативное отношение к смертной казни. В период творчества с 1826 по 1837 год Виктор Мари Гюго становится основателем французского романтизма.

"Отверженные"

Это одно из самых известных произведений писателя. Оно является достоянием французской литературы и вершиной его творчества. Роман "Отверженные" Виктора Мари Гюго был опубликован в 1862 году. В нем писатель затрагивает важные для него темы, такие как сила закона, любовь, проблема жестокости и человечности. Один из самых известных персонажей Виктора Мари Гюго - Гаврош. Он символизировал собой надежды восставших, молодого поколения. В рассказах о детях Виктора Мари Гюго Гаврош занимал особое место и воспринимался читателями как маленький герой и борец за идеалы.

Действие романа в "Отверженных" охватывает широкие временные рамки, поэтому это произведение является исторической драмой. Сюжет постоянно отсылает читателя к важным событиям той эпохи. В этой книге Виктор Гюго критикует эпоху Реставрации и большое число нищего населения. Поэтому его роман наполнен революционными и антимонархическими настроениями.

Одна из самых известных книг Виктора Гюго - "Собор Парижской Богоматери". Это первый исторический роман, который был написан на французском языке и опубликован в марте 1831 года. Главной целью писателя было привлечение внимания к собору Парижской Богоматери и именно его он хотел сделать основным героем.

Собор в ту эпоху хотели либо снести, либо сделать более современным. После выхода романа не только во Франции, но и во всем мире началось движение за сохранение и реставрацию готических памятников. Это произведение много раз экранизировали и ставили мюзиклы, самый популярный из которых - "Нотр-Дам де Пари", поставленный во Франции.

"Человек, который смеется"

Еще один известный исторический роман Виктора Гюго, написанный им в 60-е годы 19 века. Сюжет разворачивается вокруг мальчика, в младенчестве которого изуродовали для потехи богатой публики. Мальчик подбирает слепую девочку и вместе они находят приют у бродячего актера.

Мальчик и девочка полюбили друг друга и то было чистое светлое чувство. Но выясняется, что у него есть титул и богатство. В своей речи, обращенной к знати, этот юноша рассказывает о бедственном положении простых людей, о неравенстве в стране. И этот роман вызвал споры между литературоведами - относится ли он к романтизму или реализму.

В своем романе Виктор Гюго отразил волновавшие его вопросы о потерянных детях и о положении знати в обществе. Перед созданием романа писатель собирал исторические сведения об описываемом им периоде в Англии.

Затворничество

В 1843 в жизни Виктора Гюго произошла трагедия: во время кораблекрушения погибла его дочь Леопольдина с мужем. После этого он на какое-то время полностью перестал поддерживать связь с обществом. Находясь в таком затворничестве, Виктор Гюго начал работать над объемным романом.

Но закончить работу он не успел: в 1848 году произошла революция и писатель стал принимать активное участие в общественно-политической жизни. Но в 1851 году Гюго покинул Францию и отправился в Брюссель, затем на островок Джерси и остров Генри. В этот непростой период им была написана книга "Наполеон Малый", в которой он разоблачал диктаторство нового правителя, Луи Бонапарта, и сатира в стихах - "Возмездие", которая стала популярна у противников Наполеона Третьего. В начале 60-х годов 19 века Гюго вернулся к написанию своего объемного романа, который стал известен в мире как "Отверженные".

Работа в театре

В период с 1830 по 1843 год он работал практически только для театра. Также в этот период было написано большинство стихов Виктора Мари Гюго. Его пьеса, которую он поставил еще в 1829 году, вызвала споры между представителями старого и нового в искусстве.

Во всех своих пьесах Гюго описывал конфликты между знатью и простыми людьми. Иногда этот конфликт выглядел намеренно преувеличенно, чтобы привлечь внимание читателей. Некоторые его пьесы даже снимались с показов, но потом их снова возвращали в репертуар.

Художественный талант писателя и его дружба с живописцами

Виктор Гюго занимался еще и рисованием. Рисовать он начал еще в возрасте 8 лет. Теперь его работы находятся в частных коллекциях и до сих пор высоко оцениваются на аукционах. Большинство его произведений были написаны в период с 1848 по 1851 год чернилами и карандашами.

Делакруа говорил Виктору Гюго, что он бы стал известным художником и превзошел многих современных живописцев. Писатель поддерживал знакомство со многими известными художниками и иллюстраторами. Буланже так сильно восхищался Гюго, что создал большое количество портретов с людьми, собиравшимися вокруг него.

Буланже нравилось рисовать на фантастические темы, навеянные чтением поэм Гюго. Самый известный иллюстратор произведений писателя - художник Эмиль Байар.

Политическая карьера и последние годы жизни писателя

Виктор Гюго был не только известным писателем, но и общественным деятелем. Он был против социального неравенства и придерживался роялистких взглядов. В 1841 году Гюго стал членом Французской Академии.

В 1845 году писатель начал политическую карьеру и в этом году он стал пэром Франции. В 1848 году он стал членом Национального собрания, в заседаниях которого принимал участие до 1851 года. Виктор Гюго не поддержал новую революцию и избрание новым правителем Наполеона Третьего. Из-за этого писателя выслали из Франции. Вернулся он только в 1870 году, а 1876 году он стал сенатором.

Возвращение его было связано с тем, что рухнул режим Наполеона. В тот период начиналась Франко-прусская война, а Гюго поддерживал оппозицию. В 1971 году он перестал заниматься политической деятельностью и занялся творчеством.

Великого французского писателя, основоположника течения романтизма во Франции, не стало 22 мая 1885 года, причина смерти - пневмония. В стране был объявлен траур на 10 дней: проститься с Виктором Гюго пришли около миллиона человек. Прах великого писателя был помещен в Пантеон.

Высказывания

Цитаты Виктора Мари Гюго стали крылатыми и известны во всем мире.

Музыка выражает то, что нельзя сказать, но о чем невозможно молчать.

Иногда человек не может выразить свои чувства и мысли - он не может подобрать подходящих слов. А музыка позволяет человеку общаться и делиться своими эмоциями с окружающими.

Будущее принадлежит двум типам людей: человеку мысли и человеку труда. В сущности, оба они составляют одно целое: ибо мыслить - значит трудиться.

Виктор Гюго всегда работал: это была и писательская деятельность, и общественно-политическая. Если человек занимается каким-либо трудом, то он совершенствуется. Даже если занимается не физическим, а умственным трудом, то он тренирует свой ум. Благодаря этому он развивается и человек становится лучше.

Каждая цивилизация начинается с теократии и заканчивается демократией.

Виктор Гюго стремился бороться с общественным неравенством, он призывал людей бороться с диктаторским режимом, потому что считал, что власть должна быть в руках народа. Поэтому он не принимал новую власть во Франции и высказывал протест в своих произведениях.