Ю а нагибин. Юрий маркович нагибин

Юрий Маркович НАГИБИН
(1920-1994)
Русский писатель и сценарист.
Родился 3 апреля 1920 в Москве. Еще накануне его появления на свет отец, Кирилл Александрович, был расстрелян как участник белогвардейского восстания в Курской губернии. Он успел «завещать» беременную жену Ксению Алексеевну другу Марку Левенталю, который усыновил Юрия. Лишь в зрелые годы тот узнал, кто его настоящий отец. Марк Левенталь вскоре был тоже репрессирован (сослан). Вторым отчимом стал Яков Рыкачев, оказавшийся первым литературным учителем, сумевшим пробудить вкус к словесному творчеству.
В 1938 Нагибин окончил школу с отличием и поступил в Московский медицинский институт. Интереса к врачебному делу у него не возникает, и он переходит учиться на сценарный факультет ВГИКа. Окончить институт не удалось. В начале войны институт эвакуировали в Алма-Ату, а Нагибин был призван в армию и осенью 1941 отправлен на Волховский фронт в отдел политуправления. Незадолго до войны успел опубликовать в журнале свои первые рассказы Двойная ошибка («Огонек», 1940, № 11) и Кнут («Московский альманах», 1941, № 2).
В 1942 Нагибин – в должности «инструктора-литератора» на Воронежском фронте. В том же году вступил в Союз писателей СССР. В его фронтовые обязанности входит разбор вражеских документов, выпуск пропагандистских листовок, ведение радиопередач. На фронте был дважды контужен, по выздоровлению комиссован по состоянию здоровья. Работал военным корреспондентом газеты «Труд». Фронтовой опыт воплощен в рассказах, собранных в сборники Человек с фронта (1943), Большое сердце, Две силы (оба – 1944), Зерно жизни (1948).
В конце 1940-х – начале 1950-х подружился с Андреем Платоновым (1899–1951). В результате, как он позже вспоминал вАвтобиографии, «целый период моей литературной учебы состоял в том, что отчим вытравлял Платонова из моих фраз».
Авторская известность приходит к Нагибину в начале 1950-х. Рассказы Трубка (1952), Зимний дуб и Комаров (1953), Четунов (1954), Ночной гость (1955) оказались «добро замеченными читателями». Рассказы Хазарский орнамент и Свет в окне, опубликованные в рожденном «оттепелью» альманахе «Литературная Москва» (1956, № 2), вызвали гневный окрик в партийной печати (наряду с Рычагами Александра Яшина). Однако буквально год спустя в «Библиотечке „Огонька"» появились рассказы, препарированные по законам соцреализма, и Нагибина «реабилитировали». Как отмечает Юрий Кувалдин, «ему постоянно приходилось балансировать на грани диссидентства и правоверности».
Большинство рассказов Нагибина, объединенные общей темой, «сквозными» героями и образом повествующего, складываются в циклы – военный, «охотничий», историко-биографический, цикл путевых рассказов. Долгие годы автор рассматривался преимущественно как новеллист, стремящийся «сказать в малом о большом».
Для военных рассказов характерен поиск собственной индивидуальной авторской манеры. Среди лучших из них, включенных писателем в свое последнее, оплаченное им самим 11-томное собрание сочинений, – На Хортице, Связист Васильев (под названием Линия впервые был напечатан в газете «Красная Звезда» в 1942), Переводчик (1945), Ваганов (1946). Военный материал был также использован в повестях Путь на передний край (1957), Павлик (1959), Далеко от войны (1964). Раскрытие военных будней и героизма простого солдата становится все более психологически углубленным и драматичным, появляется тонкость и рельефность в контурах характеров. Особенно выделяется среди произведений этой тематики повесть Павлик, герой которой преодолевает в себе страх смерти с помощью разума.
За десятилетие с 1954 по 1964 сложился «Охотничий» цикл боле чем из 20 рассказов. Своим рождением они обязаны пейзажам Мещеры и окрестностей Плещеева озера. В них заметно влияние классической литературной традиции, восходящей к тургеневским Запискам охотника. Повествование здесь ведется от первого лица: Ночной гость, Погоня (1962), Мещерская сторона, Молодожен (1964). Нагибин здесь – тонкий художник природного мира и испытатель человеческих характеров в природной среде. При этом во взаимоотношениях человека и природы рассматривается как социально-нравственная, так и экологическая стороны.
«Охотничьи» рассказы подготовили почву для деревенской темы. В дело пошли материалы и наблюдения послевоенных журналистских лет, когда писались очерки о колхозной жизни для «Правды», «Труда», «Социалистического земледелия», «Смены». В итоге родилась повесть Страницы жизни Трубникова (1962), ставшая исторически самым «звездным» часом Нагибина. Именно эта повесть послужила сценарной основой для поставленного режиссером Алексеем Салтыковым фильма Председатель (1964). Этот фильм стал событием, вызвавшим прорыв в общественном сознании тех лет. За столкновениями Егора Трубникова, образ которого ярко воплощен впервые столь масштабно раскрывшимся актерским мастерством Михаила Ульянова, и Семена Силуянова, людей страстных и одержимых своими идеями, зрители прочитывали столкновение противоположных жизненных принципов, двух систем взглядов – общественной и индивидуалистической.
Творчество Нагибина органично вписывалось в набиравшие в 1950–1960-е силу тенденции «деревенской» прозы. Однако сам писатель попытался сразу же повторить кинематографический успех, предложив проект нового фильма Директор. В заявке автор прямо сообщал, что в свое время волею судьбы он вошел в семью одного из основоположников отечественного автомобилестроения, бывшего революционного матроса и чекиста, партийного выдвиженца Ивана Лихачева, женившись на его дочери. Сюжетной основой, таким образом, стала насыщенная биография тестя (бурный роман с женой которого, то есть с собственной тещей, будет откровенно описан позже).
Драматизм процесса съемок не был оправдан художественным результатом. Во время работы над первым варианта фильма Директор погиб известный актер Евгений Урбанский. Отснятый после большого перерыва второй вариант фильма запомнился разве что тем, что дал путевку в творческую жизнь актеру Николаю Губенко. Однако Нагибин продолжал писать доходные в то время сценарии. По его сценарной обработке повести Владимира Арсеньева, в частности, японский режиссер Акира Куросава снял фильм Дерсу Узала, отмеченный «Оскаром» (к огорчению сценариста, только за режиссуру). Всего в его сценарном активе более 30 фильмов – Бабье царство, Девочка и эхо, Самый медленный поезд, Чайковский, Красная палатка (где пришлось в последний момент оперативно вводить «лирическую» линию для Клаудио Кардинале, бывшей в то время близкой подругой итальянского спонсора фильма), Загадка Кальмана, знаменитая трилогия о гардемаринах и др.
Писатель Нагибин не ограничился «деревенской» и «производственной» темами. Появляются вполне «городские» автобиографические циклы, составившие книги Чистые пруды (1962), Книгу детства (1968–1975) и Переулки моего детства (1971). Он обращается здесь к истокам формирования духовного облика своего лирического героя Сережи Ракитина и его поколения. Не только фоном, но и своеобразным «героем» цикла становится образ самой Москвы с ее городским бытом и нравами. Тема Москвы развивалась в многочисленных последующих публицистических статьях, собранных в книге Москва… как много в этом звуке (1987). Успех же книг Нагибина в целом в эти годы объясняется волнующей лирической исповедальностью, естественной искренностью интонаций, легкостью и ясностью слога, богатой метафоричностью, оригинальной ритмической структурой повествования с обязательным финальным аккордом, в котором давалась морально-этическая оценка рассказанной истории.
В 1970-е его привлекает тема творчества как такового на современном и историко-культурном материале в цикле Вечные спутники (1972–1979). «Героями» таких художественных «микроэпопей» стали протопоп Аввакум, Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Чайковский, Рахманинов, И.Анненский и другие великие личности. Особой оригинальностью эти произведения не отличаются. Как признавался сам писатель, полное знание материала не приближало, а отталкивало его от намеченной задачи. Творческий полет возникал лишь когда память отряхивала груз сковывающих воображение фактов. Для воссоздания «духовного пейзажа» требовалась прежде всего опора на «первовидения», «память зрения и чувства». Отсюда обвинения в субъективизме и авторском произволе.
Среди устойчивых тем Нагибина, по разному варьировавшихся на протяжении всего его творческого пути, – яркая и разнообразная любовь, а также драматизм несостоявшегося или упущенного счастья. Писал ли он реалистическую вещь или сказку, но в отношениях мужчины и женщины у Нагибина сложилась устойчивая расстановка характеров: он всегда раним и беззащитен, до самоубийства включительно, она всегда сильнее и устойчивей в этом мире. Светлую, с легкими ностальгическими мотивами прозу Нагибина в начале 1980-х сменила трагическая напряженность, большая злободневность и острота, склонность к социально-философским отступлениям. Неожиданностью стали его сатира с фарсом и пародией, а также эротика. Рассказы синего лягушонка – это исповедь «лягушки с человеческой памятью и тоской», которая осталась у него от былой человеческой жизни (тогда как любимая превратилась в постчеловеческом бытии в грациозную косулю). Критика осудила новую прозу писателя за «отсутствие нравственной определенности». Вадим Кардин обнаружил у него «беспомощность перед иронически посмеивающимся словом, которое вырвалось из-под его власти».
В последние годы жизни «синий лягушонок» не то чтобы в очередной раз сменил шкуру, но полностью вывернул себя наизнанку. Он с демонстративным, не свободным от шутовского самолюбования самообнажением показал самые «потаенные» страницы своей биографии. Он воссоздал историю жизни отца и своего отношения к нему – Встань и иди (1987), вспомнил первую любовь – Дафнис и Хлоя эпохи культа личности, волюнтаризма и застоя (1994), описал роман с тещей – Моя золотая теща (1994), оставил крайне пессимистическую повесть-завещание Тьма в конце туннеля. Посмертно опубликованный Дневник (1995) полон крайней откровенностью и однозначно нелицеприятными оценками своего окружения.
Умер Ю.Нагибин в Москве 17 июня 1994.
Именно последние произведения продолжают вызывать интерес у современного читателя, а критики порой продолжают ломать копья вокруг Нагибина. В «нагибиноборчестве» замечены Виктор Топоров и Александр Солженицын, тогда как Юрий Кувалдин пытается осуществить своеобразную приватизацию на право объективных оценок его творчества.
Сочинения: Сочинения: В 11-ти томах /Сост. Ю.Нагибин. М., 1989–1993; Тьма в конце туннеля. Моя золотая теща. М., 1994; Нагибин Ю.М. Дневник. М., 1995.
Александр Люсый
(Из энциклопедии "Кругосвет")

Нагибин Юрий Маркович, биография которого представлена в этой статье, - известный писатель и сценарист. Годы его жизни - 1920-1994. Он родился в Москве 3 апреля 1920 года. Кирилл Александрович, отец будущего писателя, незадолго до появления на свет Юрия был расстрелян - он участвовал в белогвардейском восстании в Курской губернии. Кирилл Александрович успел "завещать" Ксению Алексеевну, свою беременную жену, другу Марку Левенталю. Он и усыновил Юрия, который только в зрелые годы узнал о том, кем был его настоящий отец. Вскоре Марк Левенталь также был репрессирован (его сослали). Вторым отчимом для Юрия Марковича стал Яков Рыкачев. Он был первым литературным писателя, который пробудил у него вкус к словесному творчеству.

Учеба, военные годы

Нагибин в 1938 году с отличием окончил школу, а затем продолжил обучение в Московском медицинском институте. У него не возникло интереса к врачебному делу, и он решил перейти во ВГИК, на сценарный факультет. Окончить институт, однако, не получилось. ВГИК в начале войны был эвакуирован в Алма-Ату, а Юрия Нагибина призвали в армию. Он был отправлен в отдел политуправления на Волховский фронт осенью 1941 года. Первые его рассказы появились в печати незадолго до войны. Это "Двойная ошибка" (1940 год) и "Кнут" (1941 год).

В 1942 году Юрий Маркович находился на Воронежском фронте, был "инструктором-литератором". В этом же году он был принят в Союз писателей СССР. Фронтовые обязанности Нагибина были следующие: ведение радиопередач, выпуск пропагандистских листовок, разбор вражеских документов. Он был дважды контужен на фронте, а после выздоровления по состоянию здоровья комиссован. После этого Юрий Нагибин работал в газете "Труд" Его фронтовой опыт отразился в рассказах, в 1943 году опубликованных в сборнике "Человек с фронта", в 1944-м - "Две силы" и "Большое сердце", а в 1948-м - "Зерно жизни".

Дружба с Андреем Платоновым

В конце 40-х - начале 50-х годов Юрий Нагибин подружился с Андреем Платоновым (годы жизни - 1899-1951). Как позже он вспоминал в своей автобиографии, в результате этого целый период его литературной учебы был отмечен тем, что отчим вытравлял Платонова из его фраз.

Нагибин становится известным

В начале 1950-х годов к Нагибину пришла авторская известность. Читатели заметили такие рассказы, как "Трубка" (1952 год), "Комаров" и "Зимний дуб" (оба написаны в 1953 году), "Четунов" (1954 год), "Ночной гость" (1955 год). А "Свет в окне" и "Хазарский орнамент", опубликованные в 1956 году в "Литературной Москве", вызвали в партийной печати гнев (вместе с "Рычагами" Но уже буквально через год в "Библиотечке "Огонька" были напечатаны рассказы, сделанные по законам соцреализма, и писателя "реабилитировали". Юрий Кувалдин отмечал, что Нагибину приходилось постоянно балансировать на грани правоверности и диссидентства.

Циклы произведений Нагибина

Большинство рассказов Юрия Марковича, объединенные "сквозными" героями, общей темой и образом повествующего, составляют циклы: историко-биографический, охотничий, военный, цикл путевых рассказов и др. Автор долгие годы рассматривался в основном как новеллист, который стремится в малом рассказать о большом.

Военный цикл

Военные рассказы Нагибина отмечены поиском индивидуальной авторской манеры. В последнее, 11-томное, собрание сочинений автор включил лучшие из них, среди которых можно отметить следующие: "Связист Васильев" (впервые напечатан в 1942 году в газете "Красная Звезда" под названием "Линия"), "На Хортице", "Переводчик" (1945 год), "Ваганов" (1946 год). Кроме того, военный материал был использован Юрием Марковичем в следующих повестях: 1957 года "Путь на передний край", 1959 года "Павлик" и 1964 года "Далеко от войны". Раскрытие героизма простого солдата и военных будней становится все более драматичным и психологически углубленным, появляется рельефность и тонкость в контурах характеров. Среди произведений данной тематики особенно выделяется повесть "Павлик". Ее главный герой с помощью разума преодолевает страх смерти.

"Охотничий" цикл

"Охотничий" цикл сложился за десятилетие - с 1954 по 1964 год. Он включает более двадцати рассказов. Они обязаны своим рождением пейзажам окрестностей и Мещеры. Рассказы Юрия Нагибина испытывают заметное влияние классической традиции в литературе, восходящей к "Запискам охотника" Тургенева. Повествование в них ведется от первого лица. Это такие произведения Юрия Нагибина, как "Погоня" и "Ночной гость" (1962 год), "Молодожен" и "Мещерская сторона" (1964 год). Здесь Нагибин выступает тонким художником мира природы и испытателем характеров людей в естественной среде. Во взаимоотношениях между природой и человеком рассматривается как экологическая сторона, так и социально-нравственная.

Деревенская тема, первый сценарий для фильма

Эти рассказы подготовили развитие деревенской темы. В ход пошли наблюдения и материалы послевоенных журналистских лет, времен создания очерков о колхозной жизни для "Смены", "Социалистического земледелия", "Труда", "Правды". В итоге в 1962 году появилась повесть "Страницы жизни Трубникова". Именно она стала основой сценария для фильма "Председатель", поставленного режиссером А. Салтыковым в 1964 году. Этот фильм стал настоящим событием. За столкновениями Семена Силуянова и Егора Трубникова, людей, одержимых своими идеями, прочитывалось столкновение двух противоположных систем взглядов, жизненных принципов - индивидуалистического и общественного.

Новый сценарий

Творчество Юрия Марковича органично вписывалось в тенденции деревенской прозы, набиравшие силу в 1950-1960 годы. Однако сразу же после выхода первой картины попытался повторить кинематографический успех Юрий Нагибин. Фильмы по его сценариям начали появляться один за другим. Юрий Маркович вскоре предложил проект новой картины "Директор". Автор в заявке прямо сообщал, что волею судьбы в свое время он вошел в семью Ивана Лихачева, одного из основоположников автомобилестроения нашей страны, бывшего чекиста и революционного матроса, партийного выдвиженца. Юрий Нагибин женился на его дочери. Таким образом, сюжетной основой стала жизнь тестя Нагибина, роман с женой которого, то есть со своей тещей, откровенно опишет несколько позже Юрий Нагибин.

Биография писателя интересует многих, особенно его личная жизнь, о которой следует сказать отдельно.

Личная жизнь Нагибина

Юрий Маркович был женат шесть раз. Одной из его супруг являлась Юрий Маркович говорил, что с каждой женщиной он был счастлив по-своему. Каждая из них вносила что-то особенное в его жизнь, как признавался Юрий Нагибин. Жена Алла Григорьевна, переводчица - последняя супруга писателя - прожила с ним дольше всех. Они были счастливы вместе почти 25 лет. Нагибин выразил свою любовь к ней в романтической сказке под названием "Рассказ синего лягушонка", о которой мы поговорим чуть позже.

Продолжение работы над сценариями

Во время создания первого варианта фильма "Директор" погиб известный актер. Второй вариант, снятый после большого перерыва, мало чем запомнился. Тем не менее Нагибин продолжил создавать сценарии, доходные в то время. Акира Куросава, известный японский режиссер, по его сценарной обработке произведения Владимира Арсеньева снял фильм "Дерсу Узала", который был отмечен "Оскаром" (правда, за режиссерскую работу). В активе Юрия Нагибина всего было более тридцати картин: "Девочка и эхо", "Бабье царство", "Чайковский", "Самый медленный поезд", "Красная палатка", "Загадка Кальмана" и др.

"Городские" циклы

Писатель Юрий Нагибин не ограничился производственной и деревенской темами. Он создавал и городские циклы, которые составили следующие книги: "Чистые пруды" (1962 года), "Книга детства" (годы создания - 1968-1975), "Переулки моего детства" (опубликована в 1971 году). Здесь Юрий Нагибин обращается к истокам формирования характера Сережи Ракитина, своего лирического героя, а также его поколения в целом.

Не только фоном, но и "героем" цикла становится сама Москва с ее городскими нравами и бытом. Во множестве дальнейших публицистических статей развивалась тема столицы. Они были собраны в книге 1987 года "Москва... Как много в этом звуке". Этот город он считал единственной своей привязанностью, хотя Нагибин объездил практически весь мир, за исключением Южной Америки. В Москве он прожил почти всю свою жизнь. Юрий Маркович был отличным знатоком истории площадей, переулков и улиц столицы. Не случайно его последней книгой был "Всполошный звон" - произведение, посвященное родному городу. Успех произведений Нагибина в 60-70-е годы в целом объясняется естественной искренностью интонаций, лирической исповедальностью, ясностью и легкостью слога, богатой метафоричностью, необычной ритмической структурой с финальным аккордом, в котором обязательно давалась оценка рассказанной истории с морально-этической точки зрения.

Тема творчества

В 1970-е годы Юрия Нагибина привлекает тема творчества на историко-культурном и современном материале. Это нашло отражение в цикле художественных микроэпопей "Вечные спутники" (годы создания - 1972-1979). Их героями стали Лермонтов, Пушкин, протопоп Аввакум, Чайковский, Тютчев, Анненский, Рахманинов и др. Эти произведения особой оригинальностью не отличаются. По признанию самого автора, его не приближало, а только отталкивало от поставленной задачи полное знание материала. Творческий полет появлялся тогда, когда память освобождалась от фактов, сковывающих воображение. Для того чтобы воссоздать "духовный пейзаж", нужна была в первую очередь опора на "первовидения", на чувства и "память зрения". Отсюда обвинения в авторском произволе и субъективизме.

Любовь в творчестве Нагибина

Среди устойчивых тем творчества Нагибина, варьировавшихся по-разному в разное время, - разнообразная и яркая любовь, а также драматизм упущенного или несостоявшегося счастья. Писал ли Нагибин сказку или реалистическую вещь, во взаимоотношениях между мужчиной и женщиной у него сложилась довольно устойчивая система характеров: он всегда беззащитен и раним, а она устойчивее и сильнее в этом мире. В начале 1980-х годов светлую, с ностальгическими мотивами прозу сменила большая острота и злободневность, трагическая напряженность, тенденция к социально-философским отступлениям. Его сатира с пародией и фарсом, а также эротика стали неожиданностью. "Рассказы синего лягушонка" представляют собой исповедь «лягушки с человеческой памятью и тоской», которая у него осталась от былой жизни. А любимая его в постчеловеческом бытии превратилась в грациозную косулю. Новую прозу Нагибина критика осудила за "отсутствие нравственной определенности".

Последние произведения

"Синий лягушонок" в последние годы жизни не то чтобы сменил в очередной раз свою шкуру, но вывернул себя наизнанку. Автор с демонстративным самообнажением, не лишенным шутовского самолюбования, показал наиболее потаенные страницы собственной биографии. Он решил воссоздать историю жизни отца и своего отношения к этому человеку ("Встань и иди", 1987 год), вспомнил свою первую любовь в произведении 1994 года "Дафнис и Хлоя...". В этом же году он описал свой роман с тещей в книге "Моя золотая теща", а также оставил повесть-завещание под названием "Тьма в конце туннеля", крайне пессимистическую. "Дневник" 1995 года, опубликованный посмертно, полон крайней откровенности и нелицеприятных оценок окружения писателя.

Смерть Нагибина

17 июня 1994 года в Москве умер Нагибин Юрий Маркович. Биография его и сегодня интересна многим. Популярностью у наших современников продолжают пользоваться именно последние его произведения. Критики время от времени ломают копья, обсуждая книги Юрия Нагибина. В "нагибиноборчестве" были замечены, например, Александр Солженицын и Виктор Топоров.

Юрий Нагибин – выдающийся писатель, один из классиков советской литературы, сценарист, публицист, коренной москвич, родился 03.04.1920 г.

Детство

О том, что писатель имеет дворянское происхождение, стало известно уже тогда, когда он стал знаменитым и популярным. Долгие годы мать и отчим Марк Левенталь, которого Нагибин и считал родным отцом, хранили секрет его рождения в строжайшей тайне. И даже отчество мальчику было дано не от родного отца.

Собственно говоря, по документам никакого отчима не было. Родной отец Юрия, белогвардейский дворянин, был расстрелян за несколько месяцев до рождения сына. Узнав о гибели мужа, его мать, белокурая красавица, пришла в отчаяние и даже пыталась избавиться от ребенка. К счастью, эти попытки потерпели неудачу.

Опорой и поддержкой отчаявшейся женщине стал друг мужа, известный в Москве адвокат Марк Левенталь, который женился на ней и таким образом официально стал отцом Нагибина. Впрочем, и этому браку не суждено было долго просуществовать.

В 1927 в первой же волне массовых сталинских чисток Левенталя навсегда высылают из Москвы. Из далекой Коми он уже не возвращается. О том, что он ездил повидаться с отцом, Нагибин рассказал только после его смерти.

Вырос же он с отчимом – писателем Яковом Рыкачевым. Нельзя сказать, что у них сложились близкие отношения. Однако именно отчим заметил, что у мальчика очень яркое воображение и предложил ему попробовать написать первый рассказ.

Об этом литературном опыте Нагибин вспоминает с улыбкой. Рассказ оказался очень неуклюжим. Зато мальчику понравился сам процесс фантазировать на бумаге. Не в восторге от этих опытов была только мать.

Проба пера

Все время, пока он учился в школе, Нагибин продолжал писать: статьи в стенгазеты, рассказы для себя, подражания известным писателям. Но после получения аттестата мать настояла на том, чтобы была приобретена серьезная профессия, и документы были поданы в медицинский институт. Там Юрий проучился всего лишь год.

Возможно, он бы не решился пойти против воли матери, если бы не узнал о том, что во ВГИКе открылся новый факультет, который занимался подготовкой киносценаристов. Соблазн был слишком велик, и Нагибин забирает документы из медицинского, успешно сдает экзамены и становится студентом главного киновуза страны.

Всего через год, в 1940-м он публикует свой первый рассказ в одном из московских журналов. К удивлению самого автора, он был очень хорошо встречен не только читателями и соратниками по писательскому цеху, но и литературными критиками, которые в те времена могли перечеркнуть писательское будущее всего одной жесткой рецензией.

В данном случае все произошло наоборот – в том же году по рекомендации Катаева молодой Нагибин был принят в Союз Писателей.

Военные годы

Казалось бы, все складывается как нельзя более удачно. Но мирную жизнь нарушила война. Начинающий писатель добровольно отправляется на фронт и становится сначала инструктором политуправления, много времени проводит на передовых, поддерживая боевой дух красноармейцев.

В 1942 попадает в госпиталь после ранения и тяжелой контузии, которое не дает ему возможности вернуться в ряды действующей армии.

Не желая оставаться в тылу, Нагибин снова просится на фронт. И после нескольких рапортов в различные инстанции добивается повторной отправки в должности военкора одной из центральных московских газет «Труд». В этом качестве он и проходит всю войну до победы. Тогда же он начинает писать правдивые рассказы о фронтовой жизни, первый сборник который выходит в 1943 году.

Эти рассказы сильно отличатся от ладных и «причесанных» классических произведений советской литературы. Они описывают не «славные» биографии, а различные эпизоды из жизни простых людей. Их радости и печали, взаимоотношения с близкими, переживания и реакции в сложных жизненных ситуациях. Именно правдивость и искренность, с которой Нагибин описывал своих героев, сделали произведения такими популярными.

Мирная жизнь

Вернувшись с фронта, Нагибин продолжает писать рассказы на военную тематику. У него появляется возможность работать по основной своей специальности – создавать сценарии к кинофильмам. За годы своего творчества он написал более 40 киносценариев. Мало кто знает, что в их число входят сценарии популярных сериалов о приключениях гардемаринов, снятых режиссером Светланой Дружининой.

Не прекращает он и свое литературное творчество. Хотя далеко не всегда ему удается писать то, что он хочет. Это сейчас можно иметь и свободно высказывать собственное мнение. А раньше за это можно было поплатиться не только карьерой, но и сломанной судьбой, особенно в послевоенные сталинские времена.

Нагибин не скрывает того, что писал рассказы на заказ. Писал такими какими их хотели видеть, такими, за которые готовы были платить. Это долгое время разрывало его изнутри. В какой-то период он начал прикладываться к бутылке, но быстро понял, что это не облегчает, а лишь усугубляет ситуацию.

И тогда он уходил в свободное творчество, писал совершенно другие произведения, часть которых была опубликована через много лет после их создания.

Настоящей отдушиной для него стал цикл рассказов о природе, созданный после поездки в Мещерский край по приглашению одного из друзей. Он очень страстно описывает красоту русской природы, наблюдая за ней внимательным и острым глазом охотника. Но все равно в центре его произведений остается простой и искренний человек, который стремится к тому, чтобы стать лучше.

Личная жизнь

Нагибин любил женщин и был любим женщинами. И если его творчество соответствовало советским литературным канонам, по крайней мере, он старался держаться в общепринятых рамках, то его личная жизнь не однажды обсуждалась начальственными лицами в литературных трудах.

Но что делать – таким уж он был. Ему нужна была муза, и если страсть уходила он не мог уже творить так искренне и плодотворно. Поэтому он женился по страстной любви, затем разводился и снова искал себе жену. И так шесть раз. Причем первый брак был заключен, когда ему едва исполнилось всего 20 лет, а последний – в 1968 году (почти в 50).

Белла Ахмадулина была одной из спутниц жизни Юрия Нагибина

Все женщины его жизни были яркими и неординарными, но настоящим бриллиантом среди них стала поэтесса . Правда, прожили они вместе всего несколько лет. Двум творческим личностям такого масштаба сложно существовать рядом. Но и после развода они остались в хороших отношениях и продолжали общаться.

Ю́рий Ма́ркович Наги́бин (3 апреля 1920, Москва - 17 июня 1994, Москва) - русский писатель-прозаик, журналист и сценарист.

Юрий Маркович Нагибин родился 3 апреля 1920 года в Москве. Настоящий отец Нагибина - Кирилл Александрович Нагибин - погиб в 1920 году. Он был дворянином, и его расстреляли как участника белогвардейского восстания в Курской губернии (по словам самого писателя, был расстрелян на реке Красивая Меча в 1920 году «за сочувствие мужикам»). Кирилл Александрович оставил беременную жену Ксению Алексеевну своему другу адвокату Марку Яковлевичу Левенталю, который усыновил Юрия. Лишь в зрелые годы Юрию Марковичу рассказали, кто его настоящий отец. Мать Юрия Нагибина дала ему отчество Маркович, чтобы никто не узнал о его дворянском происхождении. Это позволило Юрию с отличием окончить школу и беспрепятственно поступить на сценарный факультет ВГИКа.

О Ксении Алексеевне, матери Нагибина рассказывает в своих воспоминаниях «Четыре друга на фоне столетия», записанных писателем и журналистом Игорем Оболенским, близкий друг Юрия Марковича - Вера Прохорова:

Я хорошо знала его мать. Ксения Алексеевна красавица была невероятная - тонкие черты лица, золотые волосы. Она была жёстким человеком, довольно острым на язык. Юрку обожала. Хотя когда я спросила её, хотела ли она ребенка, Ксения Алексеевна ответила: «Вы с ума сошли, Вера, я со всех шкафов прыгала, чтобы случился выкидыш. Но сын все равно родился. Лишь когда мне его принесли покормить, я почувствовала к нему нежность».

Вот что пишет Ю. М. Нагибин о своем происхождении в дневнике: «Моё анкетное существование весьма резко отличается от подлинного. Один из двух виновников моего появления на свет так основательно растворился среди всевозможных мифических отчимов, что можно подумать, будто я возник только из яйцеклетки. Но вытравить отца мне удалось лишь из анкетного бытия. В другом, в плоти и крови, существовании моем он непрестанно напоминает о себе».

Отчима Нагибина - Марка Левенталя, который работал в Москве адвокатом, - в 1927 году сослали в Кохму Ивановской области, где он и умер в 1952 году.

В 1928 году мать Нагибина вышла замуж за писателя Якова Рыкачёва, который поощрял первые литературные опыты Юрия. В 1937 году Якова Семеновича тоже посадили.

В 1938 Юрий окончил школу с отличием и поступил в Первый московский медицинский институт, но вскоре перевёлся на сценарный факультет ВГИКа, который не окончил из-за войны.

В начале войны институт эвакуировали в Алма-Ату, а Нагибин был призван в армию и осенью 1941 года отправлен на Волховский фронт в отдел политуправления. С января 1942 года - года инструктор 7-го отдела Политуправления Волховского фронта, с июля 1942 года - старший инструктор 7-го отделения политотдела 60-й армии Воронежского фронта. В его фронтовые обязанности входит разбор вражеских документов, выпуск пропагандистских листовок, ведение радиопередач. После тяжёлой контузии в бою работал до конца войны специальным военным корреспондентом газеты «Труд». В 1943 году вышел первый сборник рассказов.

Работал в малой форме (рассказы, изредка повести), писал киносценарии, по которым снято более 40 фильмов.

В начале 1963 года перенёс первый инфаркт после запрета фильма Председатель.

Член редколлегии журналов «Знамя» (1955-1965), «Наш современник» (1966-1981). Член правления СП РСФСР с 1975 года, правления СП СССР с 1981 года. Заслуженный работник культуры ПНР.

В 1966 году поставил свою подпись под пись­мом в защиту А. Синявского и Ю. Даниэля. В 1993 году подписал «Письмо сорока двух».

В 1981 году перенёс второй инфаркт.

В США читал лекции в 25 университетах. Последние годы Нагибин с женой жили в Италии.

Личная жизнь

Юрий Нагибин был женат шесть раз (в «Дневнике» сам Нагибин называет свой последний брак «пятым»). Первой его женой была Мария Асмус (с 1940 по 1942 год). Вторично писатель женился на Валентине, дочери И. А. Лихачёва, директора автозавода им. Сталина, этот брак продолжался с 1943 по 1948. Третьей женой стала Елена Черноусова, четвёртой - артистка эстрады Ада Паратова. В пятый раз женился на Белле Ахмадулиной, с которой, по свидетельствам самого писателя в его опубликованном «Дневнике», мемуаров Василия Аксёнова «Таинственная страсть», Нагибин расстался из-за смелых сексуальных экспериментов поэтессы. Последней женой писателя была ленинградская переводчица Алла Григорьевна, с которой он жил с 1968 года до конца своей жизни.

У него не было детей. Его жена Алла заявила в интервью: «Во всяком случае, я могла иметь от него детей. Но это случилось после вторжения советских войск в Чехословакию. И он мне сказал: „В этой стране я не хочу иметь детей“. Он очень серьёзно относился к продолжению рода. В этой стране он не видел будущего для детей.»

Творчество

Нагибин часто переживал о том, что ему приходится писать не то, что он думает на самом деле. Но писатель оправдывает себя так: «я мог зарабатывать только пером. И на мне было ещё три человека. Берут - хорошо, дают деньги. Я приезжаю домой - там радовались».

Временами Юрию Марковичу приходилось выдумывать статьи и выдавать их за реальную жизнь для того, чтобы хоть как-то выжить: «один раз продержался на том, что писал месяц для газеты о Сталинском избирательном округе. (Это было в 1950 году). А там у меня какие-то цыгане табором приходят голосовать за Сталина с песнями-плясками, а их не пускают. Они кричат, что хотят отдать свои голоса за любимого вождя… Грузинский лётчик-инвалид, сбитый в бою, приползает на обрубках… Редактор спрашивает: „Скажите, что-нибудь из этого всё-таки было?“. Я говорю: „Как вы считаете, могло быть?“. Он: „Но мы же могли сесть!“. Но не только не сели, а ещё и премиальные получили!»

Нагибин делил литературу на халтуру и искусство. Причем, халтуру в своём опубликованном «Дневнике» сравнивал с водкой: «Халтура заменила для меня водку. Она почти столь же успешно хотя и с большим вредом позволяет отделаться от себя. Если бы родные это поняли, они должны были бы повести такую же самоотверженную борьбу с моим пребыванием за письменным столом, как прежде с моим пребыванием за бутылкой. Ведь и то, и другое - разрушение личности. Только халтура - более убийственное ».

Халтурой Нагибин называл литературную подёнщину советских писателей, сочинение газетных статей, - сначала посвящённых вождю, а позже восхваляющих социалистический строй, - и сценариев к советским кинофильмам. Но в то же время писатель осознавал другую сторону своей деятельности: «стоит подумать, что бездарно, холодно, дрянно исписанные листки могут превратиться в чудесный кусок кожи на каучуке, так красиво облегающий ногу, или в кусок отличнейшей шерсти, в котором невольно начинаешь себя уважать, или в какую-нибудь другую вещь из мягкой, теплой, матовой, блестящей, хрусткой, нежной или грубой материи, тогда перестают быть противными измаранные чернилами листки, хочется марать много, много ».

Много ездил за рубеж (Финляндия - 1955, ГДР - 1956, Венгрия - 1958, Греция, Турция, Египет - 1962, Югославия, Венгрия, Болгария - 1964, Норвегия, Швеция, Австрия, Италия, Бельгия, Люксембург - 1965, Польша, Чехословакия, Япония, Бирма, Гонконг - 1966, Румыния - 1967, Франция, Сирия, Ливан - 1968, США, Нигерия, Дагомея - 1969, Венгрия, Франция, Конго, Габон - 1971, Польша, Чехословакия, Норвегия - 1972, Италия, Чехословакия, Япония, Польша - 1973, Сингапур, Австралия, Чехословакия, Польша, Болгария - 1974, ГДР - 1975, Австрия - 1976, Дания, Югославия, Индия - 1977, Франция, Испания, Норвегия - 1978, США, Италия - 1979, Венгрия - 1982, Венгрия - 1983, Венгрия, Австрия - 1984, Италия - 1985 и др.)

Нагибин, по оценке Андрона Кончаловского, был талантливейшим писателем, журналистом и сценаристом, но ему дорого пришлось заплатить за тёплое место под солнцем в советской системе. Единственной отдушиной для Нагибина стал его «Дневник», который впоследствии оказался самым лучшим и самым откровенным произведением писателя.

Нагибин очень ответ­ственно относился к писательскому творче­ству, он до конца продумывал свои рассказы и фиксировал их в планах, прежде чем на­писать. Затем они претерпевали лишь стили­стическую правку. Он пишет эпизоды, не судьбы, выявляя существенное в незначи­тельном и повседневном. Благодаря этому, а также любви писателя к среднерусским лесам и болотам Мещерского края его проза обна­руживает родство с прозой К. Паустовского. Но тот воспринимал природу как любитель пеших прогулок, а Нагибин - как охотник (напр., «Когда утки в поре», 1963). По содержанию рассказы Нагибина очень разнообразны, хотя пре­обладают у него темы войны, природы, люб­ви; он показывал людей всех слоёв общества, занятий и возрастных групп, часто и детей. Объединяет все его произведения то, что централь­ное место в них занимают человеческие от­ношения, вера в доброе в человеке, удачные психологические мотивировки и безупреч­ность писателя в вопросах совести, чести, долга. Основной темой своего творчества Нагибин на­звал однажды «пробуждение человека», а значит, узнавание заново своего окружения, более осознанное, положительное отношение к другому, а через это - к самому себе.

Вольфганг Казак

Библиография

  • Избранные произведения в 2-х томах. М.: Художественная литература, 1973
  • Собрание сочинений в 4-х томах. М.: Художественная литература, 1980-1981
  • Сочинения. Т. 1-11. М.: Мосгорпечать, 1989-1993
  • Избранное. М.: Терра, 1994

Произведения

  • Человек с фронта. М., Советский писатель, 1943
  • Большое сердце. М., Советский писатель, 1944
  • Гвардейцы на Днепре. М., Молодая гвардия, 1944
  • Две силы. М., Молодая гвардия, 1944
  • Ценою жизни. М., 1944
  • Дважды рождённый. М., 1945
  • Слава Николая Чистова, М., 1945
  • Зерно жизни. М., Московский рабочий, 1948. Сб. рассказов
  • Государственное дело. М., 1950
  • Господствующая высота. М., Советский писатель, 1951
  • Партийное поручение. М., Воениздат, 1951
  • Всегда в строю. М., Воениздат, 1953
  • Рассказы. М., Молодая гвардия, 1953
  • Трубка. М., Правда, 1953
  • Рассказы о войне. М., Воениздат, 1954
  • Зимний дуб. М., Молодая гвардия, 1955. Рассказы
  • Рассказы. М., Советский писатель, 1955
  • Ночной гость. (1955) Рассказ. Снят одноимённый кинофильм (1958)
  • Скалистый порог. М., Правда, 1955; М., Молодая гвардия, 1958
  • Мальчики. М., Детгиз, 1955, 1956
  • На озёрах. М., Правда, 1957
  • Рассказы. М., Гослитиздат, 1957
  • На озере Великом. М., Детгиз, 1958
  • Бой за высоту. М., Советская Россия, 1958, 1959
  • Человек и дорога. М., Советский писатель, 1958
  • Трудное счастье. М., Детгиз, 1956, 1958
  • Великое посольство. М., Детгиз, 1959. (в соавторстве с Я. Рыкачёвым)
  • Последний штурм. М., Воениздат, 1959
  • Павлик. М., Воениздат, 1960
  • Перед праздником. М., Молодая гвардия, 1960
  • Друзья мои, люди. М., Советская Россия, 1961
  • Ранней весной. М., Гослитиздат, 1961
  • Чистые пруды. М., Московский рабочий, 1962 По мотивам рассказа снят фильм «Чистые пруды» (1965)
  • Погоня. Мещерские были. М., 1963
  • На тихом озере. М., ИХЛ, 1963; М., Советская Россия, 1966
  • Страницы жизни Трубникова. М., Советская Россия, 1963. Экранизация - «Председатель».
  • Далеко от войны. М., Советская Россия, 1964 Повесть (по мотивам повести снят фильм «Жди меня, Анна»)
  • Размышления о рассказе. М., Советская Россия, 1964
  • Эхо. М., Правда, 1964
  • Далёкое и близкое. М., Советский писатель, 1965
  • Трудный путь (Председатель). М., Искусство, 1965
  • Зелёная птица с красной головой. М., Московский рабочий, 1966
  • Ночной гость. М., Физкультура и спорт, 1966. По мотивам рассказа снят одноимённый фильм).
  • Срочно требуются седые человеческие волосы. (1968). По мотивам рассказа снят фильм «Поздняя встреча» (1979)
  • Не дай ему погибнуть. М., Молодая гвардия, 1968
  • Чужое сердце. М., Молодая гвардия, 1969
  • Заброшенная дорога. М., Правда, 1970
  • Перекур. М., Советская Россия, 1970
  • Директор. Киносценарий. М., Искусство, 1970
  • Переулки моего детства. М., Современник,1971. Сборник рассказов
  • Непобедимый Арсенов. М., Физкультура и спорт, 1972
  • Моя Африка. М., Наука, 1973
  • Ты будешь жить. М., Современник, 1974
  • Берендеев лес М., Советский писатель, 1978. По мотивам рассказа снят фильм «Портрет жены художника» (1981)
  • В апрельском лесу. М., Воениздат, 1974
  • Эхо. М., Детская литература, 1975
  • Где-то возле консерватории. М., Правда, 1975
  • Пик удачи. М., Советская Россия,1975. Повесть
  • Маленькие рассказы о большой судьбе. М., Советская Россия, 1976
  • Комаров. М., 1977
  • Литературные раздумья. М., 1977
  • Остров любви. М., Молодая гвардия, 1977
  • Ливень. Кишинев, 1979
  • Замолчавшая весна. М., Правда, 1979
  • Заброшенная дорога. М., Современник,1979
  • Царскосельское утро. М., Известия, 1979; М., Советский писатель, 1983
  • Один на один. М., 1980 (Роман-газета).
  • Киносценарии. М., Искусство, 1980
  • Мягкая посадка. (1980) Повесть
  • Наука дальних странствий. М., Молодая гвардия, 1982
  • Дорожное происшествие. М., 1983 (Роман-газета).
  • Не чужое ремесло. М., Современник, 1983
  • Дворы, переулки и весь мир. М., Детская литература, 1984
  • Перекур. М., Современник, 1984
  • Река Гераклита . М., Современник, 1984
  • Московская книга. М., Московский рабочий, 1985.
  • Посланец таинственной страны. М., Правда, 1985
  • Остров любви. Кишинев, 1985
  • Зимний дуб. Иркутск,1986
  • Лунный свет. Минск, 1986
  • Музыканты. М., Современник,1986
  • Москва… Как много в этом звуке. М., Советская Россия, 1987
  • Время жить. М., Современник, 1987
  • Поездка на острова. М., Молодая гвардия, 1987
  • Терпение. М., Известия, 1987 (публикация). По мотивам рассказа снят фильм «Время отдыха с субботы до понедельника» (1984)
  • В дождь. М., Правда, 1988
  • Испытание. М., Физкультура и спорт, 1988
  • Сильнее всех иных велений. М., 1988 (Роман-газета).
  • Человек с фронта. М., ДОСААФ, 1988
  • Рассказы о Гагарине. М., Детская литература, 1978, 1979, 1988
  • Вдали музыка и огни. М., Современник, 1989
  • Встань и иди. М., Художественная литература, 1989. Сборник. рассказов
  • Срочная командировка, или Дорогая Маргарет Тэтчер… М., Киноцентр, 1989; М.,1991. Повесть
  • Ильин день. М., Современник, 1990
  • Пророк будет сожжён. М., Книга, 1990
  • Любовь вождей. М., ПИК, 1991. Сборник рассказов
  • Гардемарины, вперёд! М., 1992; Тверь, 1992. Сценарий в соавторстве с Н. Соротокиной и С. Дружининой.
  • Старая черепаха. М., Малыш, 1992
  • Комаров. М., Киноцентр, 1993
  • Тьма в конце тоннеля. М., ПИК, 1994
  • Моя золотая тёща. (1994) Автобиографическая повесть
  • Бунташный остров. М., Московский рабочий, 1994. Повесть.
  • Дафнис и Хлоя эпохи культа личности, волюнтаризма и застоя. (опубликован в 1995 г.) Роман
  • Дневник. (опубликован в 1995 г.) Книга. Первое издание Юрия Кувалдина. 1995.

Критика

  • Штут С. Рассказ в строю. (1952)
  • Тарасенков А. Мнимые конфликты и правда жизни. (1953)
  • Атаров Н. Человек из глубины пейзажа. (1972)
  • Фоменко Л. Побеждает художник. (1973)
  • Герасимова Л. Сегодняшнее и вечное. (1978)
  • Богатко И. А. Ю. Нагибин: Литературный портрет. (1980)
  • Сахаров В. Мелодия прозы. (1980)
  • Кардин В. «По существу ли эти споры?» (1983)
  • Золотусский И. Возвышающее слово. (1988)
  • Иванова Т. Практик литературы. (1988)
  • Холопова В. Ф. Парадокс Любви: Новелистика Ю. Нагибина. (1990)
  • Лавров В. «С отвращением читая жизнь мою…» (1995)
  • Солженицын А. И. Двоенье Юрия Нагибина. (2003)

Киносценарии

  • 1955 - Гость с Кубани
  • 1958 - Ночной гость
  • 1958 - Под стук колёс
  • 1958 - Трудное счастье
  • 1960 - Победитель (короткометражный)
  • 1961 - Братья Комаровы
  • 1961 - Личное первенство (короткометражный)
  • 1963 - Молодожён (короткометражный)
  • 1963 - Самый медленный поезд
  • 1963 - Цветные сны (фильм, 1963) (короткометражный)
  • 1964 - Председатель
  • 1964 - Девочка и эхо
  • 1964 - Пока фронт в обороне
  • 1965 - Погоня
  • 1967 - Бабье царство
  • 1968 - Времена года (киноальманах) (новеллы «Дети лепят из снега» и «Четвёртый папа»)
  • 1969 - Директор
  • 1969 - Чайковский
  • 1969 - Красная палатка
  • 1969 - Жди меня, Анна
  • 1971 - Пристань на том берегу
  • 1974 - Под каменным небом
  • 1975 - Дерсу Узала
  • 1975 - Семья Ивановых
  • 1975 - Ярослав Домбровский
  • 1976 - Прозрение
  • 1976 - Так начиналась легенда
  • 1977 - Снимает Акира Куросава (документальный)
  • 1978 - Поздняя встреча
  • 1978 - Чужая
  • 1984 - Загадка Кальмана
  • 1985 - Детство Бемби
  • 1986 - Юность Бемби
  • 1987 - Гардемарины, вперёд!
  • 1987 - Сильнее всех иных велений
  • 1987 - Здравствуй, племя молодое (киноальманах) (новелла «Век мой, зверь мой…»)
  • 1991 - Виват, гардемарины!
  • 1992 - Гардемарины III
В конце 1960-начале 1970-е годах в СССР волей случая был поставлен биологический эксперимент: обычная советская семья вырастила львенка...

Литературный сценарий биографического фильма об императоре Александре Павловиче - от воцарения двадцатичетырехлетнего великого князя до исчезновения старца Федора Кузьмича...

Крестьянская изба-пятистенка. В чистой горнице немецкий солдат бреется перед зеркальцем, прислоненным к горшку с геранью. Другой солдат ставит пластинки на граммофон с большой трубой. Сквозь хрип и скрежет слышится сентиментальная немецкая песенка: "Tranen mur Tranen da fliBen darnieder".

Историческая повесть рассказывает о молодости будущего поэта, астраханского поповича и парижского студиозуса Василия Кирилловича Тредиаковского.

Брошенная террористом-одиночкой бомба убила реакционера из реакционеров, душителя свободы, тупого, высокомерного истукана - великого князя, близкого родственника императора. Убийца был схвачен на месте и осужден к повешению; в тюрьме его навещала вдова убитого...
Литературный киносценарий основан на событиях русской истории начала XX века, но является художественным, а не документальным произведением.

Белая сирень.
Вниманию читателей предлагается сборник произведений известного русского писателя Юрия Нагибина.

На исходе лета семейная пара отправились на Валдай по грибы. Оставив дома назойливые мелочи быта, мужчина и женщина заново осознали свои чувства...

"Блестящая и горестная жизнь Имре Кальмана" - повесть о прославленном короле оперетты, привившем традиционному жанру новые ритмы и созвучия, идущие от венгерско-цыганского мелоса - чардаша.

Юрий Нагибин - Богояр

Скворцовы давно собирались на остров Богояр; пути туда из Ленинграда комфортабельным трехпалубным туристским теплоходом вечер и ночь. На осмотр острова со всеми его пейзажными красотами и скромными достопримечательностями уходит от силы полдня, потом отдых, всевозможные развлечения, глубокий сон, как в детской колыбели, под легкую качку озерной волны, и ты - дома.

Петрищев занимался рыбалкой не для отдыха - для дела. Он всегда обеспечивал себе первомайскую выпивку острожным боем, а празднование Великого Октября - утиной охотой. Но однажды он попался рыбохране, и теперь его судят за браконьерство...
Рассказ из цикла "Зеленая птица с красной головой".