Забота государства о сохранении духовных ценностей. Государственно-правовое воздействие на культуру

Но что же означают духовные ценности? Одни подразумевают под словом «духовность» культурное наследие, включающее в себя язык, музыку, искусство, литературу и др. Для других духовность связана с религией. То есть мы наблюдаем разделение понятия «духовность» на два: светское и религиозное понимание. В XXI веке уклон делается в сторону светского понимания духовных ценностей, что приводит к материализации культурной осознанности человека. Однако светское понимание не способно полностью удовлетворить духовные потребности.

Лишь во взаимосвязи с религией и ее ценностями человечество может создать морально сознательное общество. Духовные ценности должны объединять в себе два этих понятия. И все же религиозное имеет полное право доминировать над светским пониманием ценностей. Ведь именно религия способствует появлению культурного наследия, которое затем развивается в тесной взаимосвязи с ней.

Современное общество забывает о преимуществе воспитания детей в духе религии. Ведь религия является тем самым связующим звеном, которое укрепляет и охраняет нравственность и единство нации. Религия, или точнее сказать Вера, лежит в основе общественных взаимоотношений, она является прочным фундаментом, который основан на многовековой традиции народа. Вера создает законы нравственности, а через них - и общественные законы, и нормы поведения в социуме. Если человек с раннего детства воспитывался в духе Веры своих предков, то он непременно будет чтить и уважать свою землю, свою страну. То есть в человеке закладывается один из самых высоких уровней осознания себя как части нации и воспитания в себе патриотизма.

Потому что Вера, по моему мнению, является родоначальником всего человечного (гуманного). Без религии человеческое общество не способно морально выжить, оно непременно обречено на нравственную деградацию. Что мы и можем наблюдать в современном мире. В наше время ценности становятся все более материалистичными, в почете и уважении те люди, у которых в достатке имеются материальные блага, а духовные, к сожалению, отступают на второй план. Да и культура стоит на этом же пути. Сейчас «творят» не для человека, а для продажи. А ведь именно культура призвана пробуждать в человеке благородные чувства, показывать красоту и воспитывать моральные качества.

А все происходит в точности наоборот, сегодня мы можем наблюдать, как так называемая «массовая культура» растлевает умы людей. К тому же на упадок значимости духовных и моральных ценностей в значительной мере влияет становление нового типа общества, так называемого информационного общества. Его основой являются компьютерные технологии и как следствие - создание глобального информационного пространства, которое обеспечивает доступ людей к мировым информационным ресурсам (информационная глобализация). По моему мнению, в современном обществе идет тенденция к развитию товарного взаимоотношения между государством и людьми. Человека переименовали в потребителя, предприниматели ищут для себя выгодные рынки сбыта товара. И при этом для завлечения потребителя и увеличения спроса на определенный товар используются различные методы.

В первую очередь, это метод рекламной пропаганды, который осуществляется при помощи информационного пространства и является внушающим, а не ознакомительным. Это приводит к тому, что товар попросту навязывается, и речь уже идет о массовости, а не об индивидуальности (то есть товары производят для массового потребления). А государство просто «наблюдает» со стороны за этими процессами, так как в условиях рыночной экономики упор делается на развитие частного предпринимательства, и государству трудно «уследить» за соблюдением прозрачности процессов сбыта товара. Современное общество просто не в силах справиться с огромным потоком информации, которое само же породило. В систему СМИ и интернет-ресурсов «просачивается» зачастую неправдивая и аморальная информация.

И если в СМИ она еще хоть как-то фильтруется, то Интернет остается камнем преткновения «информационного общества». Так же хотелось бы отметить, что через информационную систему в широкие массы людей можно «внедрить» идеологические и политические воззрения, расистские и аморальные убеждения, притом это может быть сделано третьей стороной (например, другим государством), чтобы ослабить национальное единство и привести в упадок нравственную основу определенного общества. Можно сказать, что человека подвергают «информационной атаке» с определенной, выгодной кому-то целью. При снижении религиозности нации человек становится более подвержен внешним воздействиям, он легче переносит упадок духовых ценностей - по той простой причине, что они его не интересуют, потому что в детстве в нем не воспитали Веру и, соответственно, у него нет чувства патриотизма.

Такой человек становится духовно и культурно немотивированным (то есть сохранение, а также развитие духовных ценностей не имеют для него особого значения). Такой человек нередко становится на путь аморальности и нравственного упадка, при этом наблюдается его деградация как социального существа. В целом можно сделать следующие выводы.

1. Информационная глобализация негативно влияет на становление нравственности и духовных ценностей личности. При помощи информационных технологий в широкие массы сбывают товар, а также могут навязать политические и идеологические взгляды. Следствие этого - подрыв национального самосознания.

2. Сохранение духовных ценностей в условиях информационной глобализации - задача не из легких, но всё-таки выполнимая. Для этого надо усилить государственный контроль над информационной сферой, в частности над Интернетом и СМИ. Также необходимо постоянно заниматься религиозным воспитанием детей, взращивать их в духе патриотизма. А для этого нужно образовать ряд учреждений (особенно на государственном уровне), которые будут заниматься религиозным и, соответственно, нравственным воспитанием детей.

3. Необходимо создавать условия (опять же на уровне государства) для вовлечения взрослой части населения, а также молодёжи в культурно-духовную и социальную жизнь народа, например, учреждение организаций по интересам, проведение различных социальных и культурно-духовных мероприятий. Важно участвовать в разработке и осуществлении социально-культурных региональных и национальных проектов. 4. Если мы научимся уважать и любить свою нацию, то и другие народы мы будем уважать, как самих себя!

Список использованной литературы:

1. Гидденс Э. Ускользающий мир. Как глобализация меняет нашу жизнь // Э. Гидденс. - Москва: Весь Мир, 2004. - 120 с.

2. Уткин А. И. Глобализация: процесс и осмысление // А. И. Уткин. - Москва: Логос, 2001.

3. Фридман Т. Плоский мир. Краткая история XXI века // Т. Фридман - Москва: Хранитель, 2006. - 60 с.

М. С. Лутовинова, социальный педагог МОУ Юровская СОШ, Раменский район, Московская область

Оригинальные идеи, научное открытие, роман или картина могут быть потеряны безвозвратно или остаться в неизвестности, и тогда они не будут нести никакого влияния на людей,. Представим, как обеднел бы человечество, я бы не знало античной мифологии, если бы не сохранились египетские пирамиды"росписи. Рублева, произведения. Т. Шевченко или загадочная. Мона. Лиза. Леонардо да. Винчи, как потускнел бы вид. Киева без памятника. Богдо на. Хмельницком или. Софиевского собора. Кто же способствует сохранению и распространению духовных богатств? турно-исторических и естественно-научных ценностей,. Начнем с музеев"Сущность их сначала хорошо раскрывал древний вьетнамский термин"бао и", что означает"хранилище реликвий"С развитием музеев (ныне их у мире более 12 тыс.) стали не только собраниями ценностей"но благодаря своим экспозициям, выставкам"Экскурсия 1 серьезным источником пополнения знаний миллионов посетителиачів.

Музеи разнообразны по своему профилю: исторические (в том числе археологические"этнографические и т.п.), художественные"литературные, естественно-исторические (ботанические, геологические и т.п.), технические. В Украине и других страна ах много и самодеятельных (созданных на общественных началах) музеев это музеи истории учебных заведений, воинских частей, предприв.

Слова"хранилище"и"распространение"относятся и к библиотекам. Древнейшая из них появилась за много веков до изобретения книгопечатания: в середине VII в до не при дворе ассирийского царя. Ашшурбанипала была со ибрана библиотека с"глиняных книг"С развитием книгопечатания постоянно возрастала роль библиотек как важнейшего средства содействия тому, чтобы все больше людей овладевали научными, литературными, духовными ценностями. Сеть библиотек огромна: от небольших - личных, школьных, городских - до самых книгосховысховищ.

Слово"архив"(в переводе с лат - письмосховище) нередко ассоциируется с чем-то очень древним и от жизни далеким. Архивы, как и библиотеки, известны издавна. Архивы - это место хранения документов, в том или исли и наиболее древних, и совсем недавнего времени. Собрание архивных источников предназначены для научных исследований, для реализации практических целей. Архивы непрерывно пополняются, потому что ежедневно накопичуют ься новые свидетельства о деятельности отдельных людей, организаций, государственных учреждений. Архивы бывают небольшие (например, архив завода, где хранятся документы о его работников) и гигантские, по которым можно исследовать многое, еще не познанного, или восстановить истину, долго скрывалась. Так, благодаря архивным поискам удалось сделать достоянием гласности ранее засекреченные договоры (например, секретарь. Этны протокол, подписанный. Молотовым и. Риббентропом накануне. Второй мировой войны). При восстановлении древних украинских городов, разрушенных фашистами в годы. Великой. Отечественной войны, привлекались данные об архитектурных особенностях и размеры восстанавливаемых сооружений, памятников культуры. Древние сообщения, хранящиеся в архивах, о тех или иных природных явлениях помогли геологам XX ст найти круг сальные запасы полезных ископаемых (нефть, газ и т.п.). Архивные справки помогают гражданам подтвердить некоторые их права (например, справки о стаже работы влияют на размер пенсиимір пенсії).

Таким образом, архивы, библиотеки, музеи - это не только хранилища; древние египтяне называли их"домами жизни", подчеркивая важную роль этих учреждений в сохранении и передаче культурного наследия. Музеи, а архивы, библиотеки - достояние народа, они должны быть доступны для всех.

Результативность духовно-практической деятельности, осуществляемой музеями, библиотеками, архивами, во многом зависит от"лоцмана", прокладывающий посетителю, читатель лучший путь к познанию. Эти"лоцм наваждения"-экскурсоводы, библиотекари, архивариуси.

Афоризм"смотреть - не значит видеть"напоминает об одном из коренных задач музейного работника - научить"видеть", то есть выявлять существенные черты экспозиции, получая, таким образом, максимум заложенной в ней информации. Вспомним, например, о посещении художественной галереи. Конечно, оставаясь один на один с картиной, каждый ощущает ее эстетический вылил. Но нередко многое остается не понял целым через слабое знакомство с тематикой (например, с сюжетами на библейские темы), из-за недостаточно четкое восприятие художественного стиля, его особенности. В таких случаях объяснения экскурсовода очень ва жливливе.

В библиотеках очень трудно ориентировка в мире книг случае совет библиотекаря помогает выбрать правильный путь для удовлетворения запросов читателя, формирования его интересов и вкусов

Крупнейший по охвату людей и по общенародной значимости вклад в деятельность по распространению духовных ценностей вносит школа, прежде учитель. Вспомним широкий общественный смысл слова"учитель":: это мыслитель, ведет людей по пути знаний и помогает им оформить свои взгляды, искать и находить свой жизненный путь. Именно учитель является для детей и юношей живым источником знаний и умений, носителем эстафет и времен, он распространяет, передает новым поколениям самое главное, ценное и по-человечески общезначимое из того, что накоплено наукой, техникой, искусством с глубокой древности до наших дней. Учитель стремится заложить основы понимания современной системы научного знания, развивается, о мире, человеке, обществтво.

Массовая аудитория, воспринимает духовные ценности - это сотни миллионов читателей газет и журналов, слушателей радио, телезрителей, то есть те, на кого постоянно влияют средства массовой информации (СМИ)

Несомненным народным достоянием являются классические театральные постановки и кинофильмы, воспроизведение которых телевизионными средствами знакомит новые поколения с искусством народа Украины, различных зарубежных стран

“Сохранение и распространение духовных ценностей”.

– подвести итоги изучения темы, определив различные виды деятельности в духовной сфере;

– формирование устойчивого интереса к самостоятельному поиску и анализу обществоведческих проблем;

– формирование навыков самостоятельной творческой работы учащихся;

– формирование понятий “духовные ценности” и “духовный мир личности”;

– нравственное воспитание.

Оборудование:

– тематические видеозаписи;

– мультимедийные энциклопедии “Эрмитаж. Искусство Западной Европы” и “Лувр. Большая Энциклопедия Живописи”;

– раздаточные материалы (выдержки из периодической печати).

Эпиграф:

“Не будь наук и искусства, не было бы человека и человеческой жизни”. Л.Н. Толстой.

План урока.

Зачётное собеседование по теме: “Сохранение и распространение духовных ценностей” .

I. Роль музеев в сохранении и распространении духовных ценностей.

II. Роль библиотек в жизни человека.

III. Школа в нашей жизни.

IV. Зачем нужны архивы?

V. Роль СМИ в формировании духовной культуры человека.

Каждому присутствующему раздаётся рейтинг оценки работы учащихся, который зачитывается учителем перед началом работы. (См. Приложение 1 ) В ходе работы каждый из участников может набрать от 5 до 7 баллов (эквивалентно оценке “отлично”) и 3-4 балла (эквивалентно оценке “хорошо”).

Учитель: Приступаем к работе.

Класс заранее поделён на творческие группы. Каждая из них получила собственное задание, в течение 2-х недель готовилась и сегодня предлагает нам своё видение проблемы.

Группа 1. Задание.

1. Проанализировать работу (функции) городского краеведческого музея.

2. Дать обоснованный ответ на вопрос, нужны ли музеи в школах.

3. На собственных впечатлениях и материалах дополнительных источников (энциклопедии “Эрмитаж”, репродукций и фотографий) сформулировать вывод.

Следует выступление группы.

Учащиеся рассказывают о том, что узнали о музеях. Музей – “хранилище реликвий” (вьетнамский термин). Сегодня в мире их насчитывается свыше 12 тысяч. Музей – это не только собрание ценностей, но и экспозиции, выставки, экскурсии. Миллионы людей ежегодно пополняют свои знания, посещая музеи. Конечно, жителям небольшого городка сложно побывать в Лувре или Эрмитаже. Но даже это сегодня возможно с помощью компьютерных технологий.

Ученик демонстрирует, как можно с помощью “мышки” путешествовать по залам Эрмитажа. Участники группы посетили городской краеведческий музей и зал истории школы, о чём также представили отчёт.

Вывод группы: музеи многообразны по своему профилю и являются не только хранилищем ценностей, но и ведут большую просветительскую работу по распространению духовных ценностей.

Учитель: Подводя итоги, можно отметить, что музеи ведут большую научную работу, реставрацию памятников культуры, ежедневно в них проводится множество экскурсий.

Ну а если посещение “Эрмитажа”, “Лувра” для нас – мечта, то рядом есть прекрасные места.

Учитель обращает внимание на раскладной стенд “Путешествия по родному краю”.

Группа 2. Задание.

1. Взять интервью у директора ЦБС, опираясь на нижеследующие вопросы.

А. Что такое ЦБС?

Б. Что такое библиотека?

В. Нужны ли библиотеки сегодня, когда каждая семья в состоянии купить в книжном магазине любую книгу, собрать свою собственную, домашнюю библиотеку?

Г. Что нужно знать, чтобы пользоваться библиотекой?

Д. Расскажите о людях, работающих в библиотеке.

Е. Как стать библиотекарем? Какие ещё специалисты работают в библиотеке?

2. Сделать вывод о роли библиотеки в нашей жизни.

В своём выступлении группа использует видеозапись интервью, которое они провели с работниками библиотеки.

Выполняя задание, группа посетила библиотеку и побеседовала с её сотрудниками.

Впервые библиотека возникла в VII в. до н.э. при дворе ассирийского царя Ашшурбанапала и состояла из глиняных “книг”. В наши дни подобное учреждение является главным центром культуры в городе. Сеть библиотек громадна. В городской библиотеке несколько залов, а работники библиотечной системы с удовольствием приходят в гости в школы города с презентациями новинок литературы. Среди читателей много школьников. Самая крупная библиотека нашей страны расположена в Москве. Она называется Российская государственная, и там хранятся книги на многих языках мира.

Учитель: Итак, книга в нашей жизни играет огромную роль, а библиотека помогает человеку сохранять и распространять духовные ценности. Самая массовая аудитория, воспринимающая духовные ценности, – это сотни миллионов читателей газет и журналов, слушателей радио, телевизионных зрителей, т.е. тех, на кого постоянно воздействуют СМИ.

Проведём практическую работу.

На столах: вырезки из газеты “Труд-7” со статьями “Чем Вас порадовал или огорчил телеэкран на минувшей неделе”, программы телепередач.

Практическая работа.

Учитель: Хорошо известно влияние искусства на формирование убеждений. Но, может быть, не меньшую роль в этом играют произведения так называемой массовой культуры, в частности реклама.

“Всегда любима, всегда с тобой!”

Вопрос: Как вы думаете, о чём это?

А вот это о “дружбе”: “Был бы друг, найдём и досуг”.

Это подпись на бутылке водки рядом с фигурой человека. Причём бутылка изображена в рост человека.

Задание I.

Проанализировать приёмы воздействия на психику подобной рекламы. На какие нравственные ценности она ориентирует?

Задание II.

Определить роль СМИ в формировании духовных ценностей, используя:

а) личные впечатления, по схеме:

Что мне нравится / Что мне не нравится

в) программы TV.

Учитель: А пока работает эта группа, послушаем группы 3 и 4.

Группа 3. Задание.

1. Провести интервью с учителями, родителями, учащимися, задавая им один вопрос: “Какую роль играет школа в Вашей жизни?”

2. Побывать в роли учителя на уроке и затем представить свои впечатления в виде эссе “Деятельность учителя на уроке”.

3. Сделать выводы о функции школы, опираясь на закон “Об образовании”.

Следует выступление группы.

Школа в жизни каждого человека играет важную роль. Она вносит наибольший по охвату людей и по общенародной значимости вклад в деятельность по распространению духовных ценностей.

Учитель, ведущий по дороге знаний, остаётся в сердцах учеников. Беседы с родителями, знакомыми, сверстниками, анкетирование помогли ребятам чётко обозначить вывод о том, что школа и учитель являются главными хранителями и распространителями духовности. Труд учителя нелёгок. В этом убедились ребята, побывав на уроках в начальных классах.

На уроке прозвучали фрагменты из воспоминаний о школе учеников разных лет.

Учитель: Наибольший по охвату людей и по общенародной значимости вклад в распространение духовных ценностей вносит школа, прежде всего учитель.

Но чтобы дать ученикам искорку знаний, – писал один из известных педагогов, В.А. Сухомлинский, – учителю надо впитать целое море света ”.

Группа 4 выясняла, зачем нужны архивы. Ребята побывали в городском архиве, архиве городского музея, заглянули в тайну того, что хранится в домашнем архиве.

О чём же нам рассказал архив?

Следует выступление группы.

Чтобы узнать, что такое “архив”, ученикам этой группы удалось встретиться с работниками городского архива. Архивы – это место хранения документов, как самых древних, так и совсем недавнего времени. Руководитель архива объяснила, как пополняются архивы, и научила ребят, как можно собрать материалы для домашнего архива. Интересно, что во многих домах учащихся хранятся семейные реликвии и фотографии, которые достойны не только места в архиве, но и в музее. По просьбе участников группы одноклассники принесли на урок семейные реликвии. Таким образом, архивы играют важную роль в сохранении культурного наследия.

Учитель: Память человеческого сердца помнит многое. А архивы – те островки памяти, которые как из разбитых кусочков складывают в нашей памяти любимый образ.

Задание было дано ранее.

Заслушиваются результаты практической работы.

Средства массовой информации сегодня собирают самую массовую аудиторию – это сотни миллионов читателей газет и журналов, слушателей радио, телезрителей. Именно с помощью СМИ мы можем приобщиться к культурному наследию, ставшим народным достоянием классическим театральным постановкам и кинофильмам, побывать в Эрмитаже, попутешествовать по свету. Но, безусловно, нужно быть требовательными к отбору информации, которую предоставляют СМИ.

Учитель: Несомненным народным достоянием являются ставшие классическими театральные постановки, кинофильмы. Передачи из музеев, концерты воспитывают в нас высокий эстетический вкус. Без особого труда мы, живущие в глубинке, можем прикоснуться к сокровищнице мирового искусства посредством современных информационных технологий. И как ранит нашу душу безвкусие, тиражирование “мыльных опер” и рекламы, которая сегодня заполнила наш экран. Борьбу с этим злом надо вести сообща.

Заключение.

Учитель: Итак, каков же итог нашей работы. Наиболее важное – мы доказали, что создание, сохранение и распространение культурных ценностей направлены на удовлетворение духовных потребностей человечества. Человек духовен в той мере, в какой он задумывается над этим вопросом и стремится получить на него ответ.

Духовная деятельность людей многообразна, у каждого широкий выбор её форм и видов. И от того, какие ценности человек предпочитает, во многом зависит то, каков он сам.

Заканчивая сегодняшний урок, хочется поблагодарить всех за творческую, плодотворную работу.

Оценки выставляются на основании “Листа оценивания дискуссии”.

Cлайд 1

Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ № 32» г. Оренбурга Иващенко А.В. Духовно- нравственная система ценностей в древнерусской литературе

Cлайд 2

Для православного человека, героя древнерусской литературы, наиболее важна духовная, внутренняя жизнь. Русский человек был убеждён, что именно внутренние, духовные качества определяют степень совершенства, к которому нужно стремиться. Утверждая, что внутреннее, духовное определяет внешнее, православие тем самым выстраивает определенную систему ценностей, в которой духовное важнее телесного.

Cлайд 3

Русское православие ориентировало человека на духовное преображение, стимулировало стремление к самосовершенствованию, приближению к христианским идеалам. Это способствовало распространению и утверждению духовности. Её главное основание: непрестанная молитва, покой и сосредоточенность – собирание души.

Cлайд 4

Утвердил эталон нравственности в русской жизни Сергий Радонежский. В переломный момент в истории нашего народа, когда формировалось его национальное самосознание, Святой Сергий стал вдохновителем государственного и культурного строительства, духовным учителем, символом России.

Cлайд 5

Жизнь Сергия Радонежского позволяет познакомиться с духовными ценностями, особо чтимыми русским народом

Cлайд 6

Любовь к Богу С юности Сергий Радонежский поставил перед собой цель - совершенствовать свою душу, чтобы приблизиться к Богу, и всю жизнь посвятил этому, достигнув высот святости.

Cлайд 7

Любовь к людям Сила любви Сергия Радонежского творила чудеса: в житии приводится пример воскрешения святым мертвого мальчика.

Cлайд 8

Творение добрых дел - помощь всем нуждающимся не только делом, но и добрым словом, советом, сочувствием Святой Сергий постоянно оказывал помощь всем, приходящим к нему.

Cлайд 9

Трудолюбие Святой занимался физическим трудом каждый день: работал на огороде, был плотником, носил воду, пек хлеб, шил одежду.

Cлайд 10

Смирение - неосуждение других, отказ от славы и почестей. Сергий Радонежский никогда и никого не осуждал. Он не хотел власти и почета: отказывался быть игуменом в основанном монастыре, не принял сана архиепископа.

Cлайд 11

Отказ от земных благ и богатств Святой никогда не заботился об избытке еды, одежды, понимая, что главное богатство человека - его бессмертная душа.

Cлайд 12

Сергий Радонежский стал идейным вдохновителем противостояния Мамаю. Он благословил князя Дмитрия Ивановича на защиту русской земли и предсказал победу в Куликовской битве

Cлайд 13

Такая подвижническая жизнь Сергия Радонежского воспринималась и воспринимается русским народом как идеал. Недаром автор «Жития...» Епифаний Премудрый называет его «земным ангелом».

Cлайд 14

«За други своя и за землю русскую» Великий духовный подвиг смирения, пожертвования «земным тщеславием власти» ради своей страны и ее народа совершил князь Александр Невский. Будучи Великим Полководцем, одержавшим немало доблестных побед, он принёс присягу ханам Золотой Орды, чтобы сберечь хотя бы остатки народа для будущего возрождения. Тем самым он показал себя не только великим воином, но и мудрым политиком и дипломатом.

Cлайд 15

Глубокий духовный смысл вложен святыми Кириллом и Мефодием в созданную ими славянскую азбуку

Cлайд 16

Ее деление на две части - правизну и левизну - означает два пути в жизни человека, которому предстоит сделать выбор в сторону добра или зла.

Cлайд 17

В правой стороне азбуки буквы благозвучны, а запись под ними учит людей благочестию: «Изначально будь первым: ведай учение; говори -поступай добронравно; по естеству живи; крепко землю люби; наш брат духовный...».

Cлайд 18

Левая сторона - зеркальное отображение правой. Звуки неблагозвучные, графика букв по своему рисунку напоминает кандалы, решетку тюрьмы. Эта сторона - путь духовного падения. Поэтому она заканчивается словами: «Безначально пустой … воры; пьянюги … примите долю горькую...». Падение Буки-пустого Буквы Слова Прозвища Буки (0)Отродье бесчисленное, безродное, буйное.Буки-пустой Шебарша – пустобай, пустословый. Шепотник – кляузник, ябедник. Шуй – левый. Шуйница – левая рука. Шкота – ущерб, леность. Щапить–щеголять. Ща - щада, щадить; нещада, нещадно - жестоко, беспощадно. «И смертям лютым предают без щадности». ШкодникТип «Гонь» – Поганое отродье Ера - плут, мошенник, вор. Ерыга - шатун, гуляка, пьянюга. Ерик - отщепенец; еретик – отступник, колдун, напускающий Узы - цепи, оковы, путы; узда, узел, узлят – вяжут. Осужденный Узилище - острог, тюрьма, темница. Узник Особый род – Ярый враг-Узничество – заточение. Струпник\Усекновение главы - смертная казнь, конец. Уродливый труп Бесовское отродье

Cлайд 19

Азбука объясняла, что смысл духовной жизни человека в постоянной борьбе в его душе добра и зла, божественных и дьявольских сил.

Cлайд 20

Книги древней Руси знакомили с добродетелями, которыми должен обладать человек Добродетель означает регулярное, постоянное делание добра, которое становится привычкой, благим навыком. 7 главных добродетелей: 1 Воздержание (от излишества). 2.Целомудрие (хранение чувств, скромность, чистота). 3. Нестяжание (удовлетворение необходимым). 4. Кротость (уклонение от ярости и гнева, незлобие,терпение). 5. Трезвение (усердие ко всякому доброму делу, хранение себя от лени). 6. Смирение (молчание пред обижающими, страх Божий) 7. Любовь (к Господу и ближним).

Cлайд 21

Смирением, кротостью, послушанием отличались любимые русские святые Борис и Глеб. Борис и Глеб – первые русские святые. Они были младшими сыновьями князя Владимира. Родились до крещения Руси, но были воспитаны в христианском благочестии. Братья во всём подражали отцу, отзывчивому к бедным больным, обездоленным.

Cлайд 22

После смерти князя Владимира его старший сын Святополк вероломно обманул братьев, подослал к ним убийц. Братья были предупреждены, но не стали сопротивляться, приняли мученическую смерть.

Cлайд 23

Какой смысл в том, чтобы без сопротивления погибнуть от рук убийц? Жизнь святых князей была принесена в жертву основной христианской заповеди – любви. Они первые на Руси показали, что нельзя злом воздавать на зло, даже под страхом смерти.

Cлайд 24

Большую роль для человека всегда играют семейные ценности. Петр и Феврония Муромские - супруги, святые, ярчайшие личности Святой Руси, своей жизнью отразившие ее духовные ценности и идеалы. Они открыли для благочестивых сердец красоту и высоту православной семьи.

Cлайд 25

Господь через скорбь и болезнь указал Своим перстом князю Петру на крестьянскую девушку Февронию. Она исцелила молодого князя от тяжелого недуга.

Те, у кого есть старший брат, пусть хлопнет в ладоши. Те, у кого есть сестра, пусть помашет руками над головой. Тот, кто помогает своей маме, пусть попрыгает. Те, кто слушается папу - помарширует. Повращайте головой те, кто очень любит своих родных

А вот на чём держится семья? Какое слово будет объединять всех членов семьи? Послушайте притчу.

а) Чтение и обсуждение притчи.

«В давние времена жила одна семья, и в ней царили любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: «Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» Старец взял бумагу и написал на ней что – то. Правитель посмотрел и удивился, на листе было написано три слова…

Какие это слова? «ЛЮБОВЬ, ПОНИМАНИЕ, ТЕРПЕНИЕ»

- Как можно назвать такую семью?

- Ребята, как вы думаете, может ли человек прожить без семьи? Почему???

А знаете ли вы, какой уклад был у семей в древние времена? (Слайды 6-13)

Давным-давно в стране,

где мы живем, не было ни огромных городов с красивыми домами, ни больших сел. Были густые леса, в которых обитали дикие звери. По берегам рек стояли деревни. Там жили славяне, так тогда назывались наши предки. Славяне были очень трудолюбивы. Они ходили на охоту, чтобы добывать пищу. А из меха и кожи зверей делали себе одежду. Они много работали в поле, сеяли хлеб, пасли стада, ловили рыбу в реках.

Каждая семья – отец, мать, дети – жила в своей избе отдельно от других семей.

Когда вырастали сыновья, они женились, у них появлялись дети, и все: дети и внуки – жили со своими родителями. Ведь так легче было прожить, ведя общее хозяйство.

Обычно это была очень большая и дружная семья. Самым главным считался старший член семьи – его все почитали, советовались с ним.

Дети тоже выполняли много работы: следили за младшими детьми, помогали в доме, поле и огороде…

А почему дом был большим???

Семья является ценностью для развития каждого человека, играет важную роль в жизни государства, в воспитании новых поколений. Главная цель любой семьи – формирование нового, более лучшего и более свободного поколения. Выполнять эту задачу семья сможет тогда, когда она основана на духовных ценностях. Семья является хранителем традиционной русской культуры быта; через нее осуществляется историческая связь поколений, разрушив которую общество превращается в «Иванов, не помнящих родства». Поэтому семья – это первооснова родины.

Если ребенка сравнивать с молодым деревцем, то семья – это почва, на которой оно растет, и тот ландшафт, который его формирует. Одни растут в ухоженном саду, другие – в оранжерее, третьи – на скудной каменистой почве, четвертые – за высокой стеной, пятые – на семи ветрах. И вырастают деревца, конечно, разные.

Хорошая семья дает опору ребенку, помогает укрепиться в этом мире, позволяет почувствовать прочность бытия. В хорошей семье никто никого не защищает, она сама по себе – лучшая защита ребенку от любых внешних угроз, надежный тыл, его первый образ мира, который он затем всю жизнь будет проецировать на внешний мир – или спокойно доверяя ему, или боясь на него положиться. Быть опорой и защитой, вселяя уверенность и возвращать спокойствие духа – вот первое предназначение семьи. А что такое ценность??? (слайд 14-15)

В словаре Ожегова:

«Ценности – то, что человек ценит в жизни, чему он придаёт особый положительный жизненный смысл, т.е. значимость, польза, полезность»

Это что-то важное, дорогое, что объединяет семью, не даёт ей распасться.

Доброе отношение, любовь, чувство долга по отношению к пожилым родителям, традиции, семейные реликвии, святыни, общие взгляды, взаимоуважение, чувство взаимопомощи.

Это и есть семейные ценности.

Итак, семья – это питающая, насыщающая почва, на которой произрастает высаженное семечко…

Что же может объединять семью?

О нравственном здоровье семьи, ее духовных ценностях можно судить по установившимся в ней традициям. Узаконенные временем и проверенные практикой, семейные традиции оказывают огромное влияние на детей. Прежде всего потому, что существующие традиции скрепляют семью, создают стабильный строй жизни и, главное, характеризуют семью, как коллектив. Что такое традиция??? (16) Традиция - от латинского "передача". Это слово означает сложившиеся и передаваемые в течение длительного времени из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения.

Какие традиции вы знаете??? (17 слайд)

    Традиции гостеприимства, семейный обед. Считается, что хлебосольство – национальная традиция, это объединяет многие семьи, укрепляет дружеские связи.

    Празднование знаменательных событий в жизни семьи.

    Прогулки, поездки вместе с детьми, походы в кино, цирк, театр.

    Передача семейных реликвий подрастающему поколению

А в ваших семьях какие есть традиции???

Ребята, а в ваших семьях есть традиции? Назовите их

Давайте вспомним о семейных ценностях, обернувшись на опыт наш предков и традиции нашего народа.