Критерии сравнения |
Тоталитаризм |
|
1. Перевод/значение |
«авторитаризм» происходит от латинского autoritas и означает "власть". Но чтобы адекватно понять хотя бы первоначальное значение слова, надо обратиться к его древнегреческим корням: "авто" означает "сам", "автократия", соответственно, - "самовластие", "самодержавие". |
"тоталитаризм" происходит от позднелатинского слова totalis - "весь", "целый", "полный" и применительно к форме управления означает "всевластие". Термин же "тоталитаризм" употребляют не только для обозначения формы государственного правления, но и применительно к взаимоотношениям внутри определенных групп людей (например, "тоталитарные секты"). |
2. Определение (из старого БЭС) |
"АВТОРИТАРИЗМ,
антидемокр. система полит, властвования,
характерная для наиб, реакц. капиталистич.
гос-в (напр., фаш. режимы в Германии,
Италии). Обычно сочетается с элементами
личной диктатуры". |
ТОТАЛИТАРИЗМ,
одна из форм авторитарного бурж. гос-ва
(.тоталитарное гос-во), характеризующаяся
его полным (тотальным) контролем над
всеми сферами жизни об-ва. Также
направление бурж. полит, мысли,
оправдывающее этатизм, авторитаризм;
с 20-х гг. 20 в. стал офиц. идеологией фаш.
Германии и Италии. Вместе с тем понятие
Т. употреблялось бурж.-либер. идеологами
для критич. оценки фаш. диктатуры.
Начиная с периода "холодной войны"
активно используется антикоммунистич.
пропагандой по отношению к социалистич.
гос-вам, к-рые клеветнически
отождествляются с "тоталитарными"
режимами и противопоставляются
"демократическому", "свободному"
обществу". |
3.Определение (из нового БЭС) |
"АВТОРИТАРИЗМ,
система власти, характерная для
антидемократических политических
режимов. Обычно сочетается с личной
диктатурой. К историческим формам
авторитаризма относятся азиатские
деспотии, тиранические и абсолютистские
формы правления древности, средневековья
и нового времени, военно-полицейские
и фашистские режимы, различные варианты
тоталитаризма". |
"ТОТАЛИТАРИЗМ 1) одна из форм государства (тоталитарное государство), характеризующаяся его полным (тотальным) контролем над всеми сферами жизни общества, фактической ликвидацией конституционных прав и свобод, репрессиями в отношении оппозиции и инакомыслящих (напр., различные формы тоталитаризма в фашистской Италии, Германии, коммунистический режим в СССР, франкизм в Испании и др. - с кон. 20-х гг. 20 в.)… 2)
Направление политической мысли,
оправдывающее этатизм, авторитаризм.
С 20-х гг. 20 в. тоталитаризм стал
официальной идеологией фашистских
Германии и Италии". |
4.Цель режима/лозунг |
Сохранение сущ-го режима, порядка, избавления от угрозы (мнимой или реальной) и его изменения. |
Создание совершенного общества в стране, утопическая мечта, направленная против либеральной демократии. Преодоление предшествующего соц-ого строя. |
5.Идеология |
Отсутствие тоталит. Идеологии |
Унитарная идеология |
6.Принцип режима |
Разрешено то, что не имеет отношения к политике |
Разрешено то, что приказано властью |
7.Классовое деление |
Традиционные, классовые, сословные или племенные «перегородки» |
Отсутствие деления. Превращает «Классы в массы» |
8.Структура власти |
Государство обладает высшей ценностью, являясь сосредоточием властных функций. Оно подчиняется в деятельности своду норм зафиксированных в законодательных кодексах и по сути осуществляет управленческую функцию. |
Центром власти является одна партия и партийные органы, пронизывают весь государственный аппарат, общ.-е функции и произв.структуры. |
9.Форма режимов |
Монархия, диктаторский режим. |
Тоталитарный, посттоталитарный. |
10.Легитимность власти |
нелегитимно |
легитимно |
11.Разделение властей |
Отказ от реального разделения властей и равновесия ветвей власти при формальном признании их. |
Полное игнорирование принципа разделения властей |
12.Требование к власти |
компетентность |
Всемогущество |
13.Требования к людям |
Послушание и профессионализм |
Послушание, скромность, молчание. |
14.Характер власти |
||
15.Роль репрессий в режимах |
Террор, направленный на устранение аппозиций депутатов и т.п. не согласных с политикой режима. Создание психологического контроля над государством. |
Систематический террор по отношению к противникам (легально и организованно). Проводятся секретной службой безопасности, которая со временем пытается соперничать с правящей партией за власть. |
16.Роль руководителя государством |
«Культ личности» и «культ партии» |
|
17.Степень вторжения в экономику |
Сохранение прежнего соц.экономического уклада. Управляют гражданские специалисты, контролирует государство. |
Полный контроль экономической сферы |
18.Поддержка населения |
Отсутствие поддержки масс |
Массы утратившие сословные деления полностью готовы довериться своему вождю. |
19.Степень регламентации аспектов общественной жизни |
Намеренная деполитизация масс, слабая политическая информированность. |
Реализация утопического идеала во всех сферах общественной жизни. Создание новой системы ценностей и формирование человека индивида, который подчинен коллективности. |
20.Наличие информационности |
Формальное признание плюрализма, сущ.-е партий, которые не составляют реальной оппозиции правящей партии. |
Полное отвержение плюрализма, безраздельное господство одной правящей партии. |
21.Контроль за СМИ |
Сохраняется частичная цензура. |
Монопольный государственный контроль |
22.Отношение к церкви |
Лояльные отношения |
Церковь отделена от государства. |
23.Отношение к другим странам |
Частичная замкнутость |
Стремление распространить свою идеологию на другие страны |
Реализуя политическую власть государство воздействует на население страны. Характер этого воздействия зависит от типа политического режима. Что такое политический режим и как его определить выясним на данном уроке.
Политический режим – это способы, средства и методы осуществления политической власти государством. Существуют демократические и недемократические (тоталитарные и авторитарные) режимы.
Признаки тоталитарного режима
Принцип тоталитарного режима звучит так: «Запрещено всё, что не разрешено законом» . Слово тоталитаризм в переводе с латинского означает общий, полный. Основным признаком тоталитарного режима является полное господство государства над всеми сторонами жизни общества. Возникает вопрос, как достигался такой контроль в реальности. Очень просто. Дело в том, что в обществе насаждались настроения взаимной слежки и доносительства. Существовала номенклатура – многочисленные негласные работники, поощрявшие донос. В тоталитарных государствах существует единственная политическая партия, идеология которой становится официальной политикой «вождя» и насаждается обществу. Оппозиции нет либо она находится в глубоком подполье. Также ограничивается влияние церкви и интеллигенции на общественное сознание. Существует цензура – активный контроль власти над содержанием и распространением печатных изданий, произведений искусства и даже частной переписки, если в ней содержится информация неугодная власти. Таким образом, в тоталитарном государстве всякое «инакомыслие», противостояние людей власти пресекается карательными мерами и массовыми репрессиями, направленными на устрашение людей и подавление их воли. Тоталитарный режим утвердился в 20- х гг. XX века в фашистской Италии, в 30-х гг. нацистской Германии и в годы правления Сталина (1924 - 1953) в СССР. В современном мире тоталитарный режим существует КНДР (Северная Корея). Почему возник столь жестокий режим правления? Причина возникновения тоталитаризма в Италии, Германии и СССР кроется в необходимости быстрой модернизации экономики, которая могла быть обеспечена только под полным контролем государства и карательными методами.
Принцип авторитарного режима звучит так: "Разрешено всё, кроме политики"
. Слово авторитаризм в переводе с латинского означает власть, влияние. В истории человечества авторитарных государств существовало очень много. Авторитарные режимы есть и в настоящее время в развивающихся государствах Азии, Африки, Латинской Америки. Тоталитарный и авторитарный режимы схожи в том, что в них существует монополия власти одной группы и одной партии, лидер которой признается общенациональным вождем. Роль парламента сведена к минимуму. Политическая оппозиция допускается, но строго контролируется и в случае угрозы правящему режиму безжалостно пресекается. Удержание власти обеспечивается с помощью армии, но чрезмерно жестокие меры, как при тоталитаризме не применяются. Кроме армии авторитарная власть опирается на церковь. Велика роль традиций. Разница между тоталитарным и авторитарным режимом состоит в том, что при тоталитаризме осуществляется полный контроль над всеми сферами жизнедеятельности общества, а при авторитаризме под контроль берется только политическая сфера. Гражданам предоставляются экономические права, свобода личной жизни.
В истории существовали режимы, сочетавшие признаки тоталитарного и авторитарного режимов, к примеру, режим Франко в Испании между 1936 и 1975 годами. Признаками режима были диктаторство лидера, запрет политических партий, отсутствие политических прав и свобод, значение церкви и поддержка традиций.
Признаки демократического режима
Принцип демократического режима звучит так: «Разрешено все, что не запрещено законом»
. Слово демократия в переводе с греческого означает народовластие. Главным отличием данного режима является подконтрольность власти обществу, которая обеспечивается с помощью активной работы свободных СМИ, политической оппозиции и общественных организаций. Другим важным признаком демократии является разделение государственной власти на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Это необходимо для предотвращения монополизации власти одним органом. Демократии присуща гарантированность прав и свобод граждан в различных сферах общества, к примеру, в политической сфере – право избирать и быть избранным, в экономической сфере – свобода предпринимательской деятельности, в социальной сфере – право на образование, в духовной сфере – свобода совести и вероисповедания. Важной особенностью является равенство всех граждан перед законом. Народ является источником власти, что закреплено конституциями демократических государств. К примеру, в статье 3 Конституции РФ, согласно которой многонациональный народ РФ осуществляет власть как непосредственно, то есть напрямую, так и через своих представителей – выборных органов власти. Таким образом, существуют две формы демократии: прямая и представительная. Проявлениями прямой демократии является участие граждан на выборах, когда избирается президент или депутат и участие на референдуме, когда проводится голосование по самым значимым для государства и общества вопросам. К примеру, путем референдума граждане РФ приняли Конституцию в 1993 году, по результатам референдума республика Крым и город Севастополь присоединились к России 16 марта 2014 года. Представительная демократия осуществляется гражданами не лично, а через избранных представителей, к примеру, депутатов Государственной Думы, которые, издавая законы, должны исходить из интересов своих избирателей.
Урок подготовила учитель и репетитор по обществознанию Абулова Б.Т.
Российский Государственный Торгово – Экономический Университет
Саратовский Институт (Филиал)
Кафедра гуманитарных дисциплин
по политологии
Тема 11: «ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ»
Выполнил:
Проверила:
Саратов 2003
План работы
1. Сущность и типы политических режимов 3
2. Демократические режимы 5
3. Либеральный политический режим 8
4. Недемократические режимы 10
Заключение 17
Список литературы 20
1. Сущность и типы политических режимов
Выбор данной темы обусловлен тем, что мне хотелось бы лучше разобраться в процессах, происходящих сегодня в России, так как наша страна перешла от одного политического режима к другому, а именно от “тоталитаризма” к “демократии”.
В данной работе мне хотелось бы выяснить, что стоит за этими терминами.
Начну с определения политического режима. Каждое государство имеет свой политический режим. По определению Юридического Словаря политическим режимом называют «в науке конституционного права понятие, обозначающее систему приёмов, методов, форм, способов осуществления политической власти. Не существует единой типологии политических режимов. Характер политического режима никогда прямо не указывается в Конституциях государств (не считая весьма распространенных указаний на демократический характер государства), однако почти всегда самым непосредственным образом отражается на их содержании». 1
Какие виды политических режимов существуют? Их очень много, поскольку на ту или иную разновидность политического режима оказывает влияние множество факторов. Таким образом, каждое государство в той или иной мере имеет свой особенный политический режим и в современном мире можно говорить о 140-160 режимах, которые незначительно отличаются друг от друга.
Политические режимы, а также их классификация представляют большой интерес и имеют большой значение для теории государства и права. Вопрос классификации политических режимов также очень важен при характеристике государства и определения его формы.
Еще античный философ Аристотель давал два критерия, по которым можно провести классификацию:
по тому, в чьих руках власть;
по тому, как эта власть используется.
“Правильные “ формы государства: монархия (власть одного человека), аристократия (власть в руках немногих “лучших”), политика (власть большинства из средних в имущественном отношении людей).
“Неправильные” формы государства - те, при которых стоящие у власти люди действуют в собственных интересах, не заботясь о благе общества. К “неправильным” формам относятся: тирания (власть в руках тирана), олигархия (у власти имущее меньшинство) и демократия (контроль общества (большинства) над властью).
О характере политического режима, существующего в той или иной стране, свидетельствуют разнообразные факторы, но наиболее важны из них следующие:
способы и порядок формирования органов государственной власти,
порядок распределения между различными государственными органами компетенции и характер их взаимоотношений,
степень гарантированности прав и свобод граждан,
роль права в жизни общества и решении государственных дел,
место и роль в государственном механизме армии, полиции, контрразведки, разведки и других аналогичных им структур, степень реального участия граждан и их объединений в государственной и общественно-политической жизни, в управлении государством,
основные способы разрешения возникающих в обществе социальных и политических конфликтов». 2
В настоящее время, одна из достаточно простых, широко распространенных, классификаций политических режимов предполагает деление их на: тоталитарные, авторитарные и демократические. Таким образом, наиболее значительные из политических режимов следующие четыре:
а) демократический политический режим;
б) либеральный политический режим;
г) тоталитарный политический режим.
Именно эти четыре политических режима необходимо выделить в отдельные группы, т.к. они являются важными и представляют собой большое значение для теории государства и права.
2. Демократические режимы
Демократия - (от древнегреческого DEMOS - народ и CRUTOS - власть) -народовластие - это одна из основных форм устройства любой организации, основанной на равноправном участии ее членов в управлении и принятии в ней решений по большинству; идеал общественного устройства: свобода, равенство, уважение человеческого достоинства, солидарность и т.д.; социальное и политическое движение за народовластие. С момента возникновения демократия связана с государством, а значит с принуждением, и в лучшем случае является властью большинства над меньшинством, а чаще всего формой правления хорошо организованного привилегированного меньшинства, в большей или меньшей степени подконтрольного народу.
Демократический режим - характеризуется высокой степенью политической свободы человека, реальным осуществлением его прав, позволяющим ему оказывать влияние на государственное управление обществом. Политическая элита, как правило, довольно узка, но она опирается на широкую социальную базу.
Для демократического режима характерен ряд отличительных черт, а именно:
Суверенитет народа : именно народ выбирает своих представителей власти и может периодически сменять их. Выборы должны быть честными, соревновательными, регулярно проводимыми.
Периодическая выборность основных органов государства . Правительство рождается из выборов и на определенный, ограниченный срок. Для развития демократии недостаточно регулярно проводить выборы, необходимо, чтобы она опиралась на выборное правительство.
Демократия защищает права отдельных личностей и меньшинства. Мнение большинства, выраженное демократическим путем на выборах, это лишь необходимое условие демократии, однако, отнюдь не недостаточное. Лишь сочетание правления большинства и защита прав меньшинства составляют один из основных принципов демократического государства
Равенство прав граждан на участие в управлении государством : свобода создания политических партий и других объединений для выражения своей воли, свобода мнений, право на информацию и на участие в конкурентной борьбе за занятие руководящих должностей в государстве.
В зависимости от того, как народ участвует в управлении, кто и как непосредственно выполняет властные функции, демократия делится на прямую, плебисцитарную и представительную.
При прямой демократии все граждане сами непосредственно участвуют в подготовке, обсуждении и принятии решений. Такая система может иметь практический смысл только при относительно небольшом числе людей, например, в общинных или племенных советах или в местных органах профсоюзов, где все члены могут собраться в одном помещении для обсуждения вопросов и принятия решения путем консенсуса или большинством голосов.
Важным каналом участия граждан в осуществлении власти является плебисцитарная демократия . Различие между ней и прямой демократией состоит в том, что прямая демократия предполагает участие граждан на всех важнейших стадиях процесса властвования (в подготовке, принятии политических решений и в контроле за их осуществлением), а при плебисцитарной демократии возможности политического влияния граждан сравнительно ограничены, например, референдумы.
Третьей, наиболее распространенной в современном обществе формой политического участия является представительная демократия . Её суть - граждане избирают в органы власти своих представителей, которые призваны выражать их интересы в принятии политических решений, в принятии законов и проведении в жизнь социальных и других программ. Процедуры выборов могут быть самыми разнообразными, но каковы бы они не были, выборные лица в представительной демократии занимают свои посты от имени народа и подотчетны народу во всех своих действиях.
Демократические государства различны, но все они имеют общие объединяющие черты:
Народовластие – то есть, признание народа источником власти, сувереном (от франц. SOUVERAIN - носитель верховной власти в государстве);
Правительство основано на согласии управляемых;
Правило большинства; признание подчиненного меньшинства большинству при уважении интересов и мнений меньшинства;
Гарантии основных прав человека;
Свободные и честные выборы;
Равенство перед законом;
Справедливое судопроизводство;
Конституционное ограничение правительства;
Социальный, экономический, идеологический и политический плюрализм;
Ценности сотрудничества и компромисса.
Есть разные формы правления демократических режимов. Достаточно распространенными формами республиканского правления являются президентская республика и парламентская республика .
Отличительным признаком президентской республики является то, что президент в ней одновременно выступает и главой государства, и главой правительства (ярким примером является США). Главной отличительной чертой парламентской республики является образование правительства на парламентской основе (обычно парламентским большинством) и его формальная ответственность перед парламентом. Парламент осуществляет по отношению к правительству ряд функций: формирует и поддерживает его; издает законы, принимаемые правительством к исполнению; утверждает государственный бюджет и тем самым устанавливает финансовые рамки деятельности правительства; осуществляет контроль над правительством и в случае необходимости может выразить ему вотум недоверия, что влечет за собой либо отставку правительства, либо роспуск парламента и проведение досрочных выборов.
Современная демократия - это представительство интересов, а не сословий. Все граждане в демократическом государстве, как участники политической жизни равны. Равенство это двоякого рода - равенство перед законами и равенство политических прав. Современное демократическое государство - это государство правовое, в котором на практике осуществлено разделение трех властей и созданы реальные механизмы защиты прав и свобод граждан.
Разумеется, демократический режим имеет свои проблемы: чрезмерное социальное расслоение общества, временами своеобразную диктатуру демократии (авторитарное господство большинства), а в некоторых исторических условиях этот режим ведет к ослаблению власти, нарушениям порядка, даже скатыванию к анархии, охлократии, порой создает условие для существования разрушительных, экстремистских, сепаратистских сил. Но все же социальная ценность демократического режима намного выше его некоторых негативных конкретно-исторических форм.
Следует также иметь в виду, что демократический режим появляется зачастую в тех государствах, где социальная борьба достигает высокого накала и правящая элита, господствующие слои общества вынуждены идти на уступки народу, другим социальным силам, соглашаться на компромиссы в организации и осуществлении государственной власти.
Демократический режим в устройстве государств становится наиболее адекватным тем новым проблемам, которые ставит перед человечеством современное состояние цивилизации с его глобальными проблемами, противоречиями, возможными кризисами.
3. Либеральный политический режим
Либеральный режим существует во многих странах. Его значение такого, что некоторые ученые полагают, что либеральный режим - это собственно не режим осуществления власти, а условие существования самой цивилизации на определенном этапе ее развития, даже финальный итог, которым и заканчивается вся эволюция политической организации общества, наиболее эффективная форма такой организации. Но с последним утверждением трудно согласиться, так как в настоящее время идет эволюция политических режимов и даже такой ее формы, как либерально-демократический режим. Новые тенденции в развитии цивилизации, стремление человека уйти от экологических, ядерных и иных катастроф порождают новые формы определения государственной власти, например, все возрастает роль ООН, появляются международные силы быстрого реагирования, растут противоречия между правами человека и наций, народов и т.п.
В теории государства и права либеральными называются также политические методы и способы осуществления власти, которые основаны на системе наиболее демократических и гуманистических принципов.
Эти принципы прежде всего характеризуют экономическую сферу взаимоотношений личности и государства. При либеральном режиме в этой сфере человек обладает собственностью, правами и свободами, экономически самостоятелен и на этой основе становится политически самостоятельным. В отношении личности и государства приоритет сохраняется за личностью и т.п.
«Либеральный режим отстаивает ценность индивидуализма, противопоставляя его коллективистским началам в организации политической и экономической жизни, которые, по мнению ряда ученых, ведут в конечном счете к тоталитарным формам правления. Либеральный режим обусловливается, прежде всего, потребностями товарно-денежной, рыночной организации экономики. Рынок требует равноправных, свободных, независимых партнеров. Либеральное государство и провозглашает формальное равенство всех граждан. В либеральном обществе провозглашается свобода слова, мнений, форм собственности, дается простор частной инициативе. Права и свободы личности не только закрепляются в конституции, но и становятся осуществимыми на практике». 3
При либерализме государственная власть формируется путем выборов, исход которых зависит не только от мнения народа, но и от финансовых возможностей тех или иных партий, необходимых для проведения избирательных кампаний. Осуществление государственного управления производится на основе принципа разделения властей. Система “сдержек и противовесов” способствует уменьшению возможностей для злоупотребления властью. Государственные решения принимаются большинством голосом.
В государственном управлении используется децентрализация: центральная власть берет на себя решение только тех вопросов, которые не может решить местная власть.
Разумеется, не следует апологизировать либеральный режим, так как и он имеет свои проблемы, главные среди них - социальная защита некоторых категорий граждан, расслоение общества, фактическое неравенство стартовых возможностей и т.п. Использование этого режима наиболее эффективно становится возможным только в обществе, отличающимся высоким уровнем экономического и социального развития. Население должно обладать достаточно высоким политическим, интеллектуальным и нравственным сознанием, правовой культурой. Вместе с тем следует отметить, что либерализм на сегодняшний день является наиболее привлекательным и желанным политическим режимом для многих государств. Либеральный режим может существовать только на демократической основе, он вырастает из собственно демократического режима.
4. Недемократические режимы
Недемократические режимы делятся на два типа:
Понятие тоталитаризма происходит от латинских слов “TOTALITAS”- цельность, полнота и “TOTALIS” - весь, полный, целый. Обычно под тоталитаризмом понимают политический режим, основанный на стремлении руководства страны подчинить уклад жизни людей одной, безраздельно господствующей идее и организовать политическую систему власти так, чтобы она помогала реализации этой идеи.
«Первые тоталитарные режимы были сформированы после первой мировой войны в странах, относившихся ко «второму эшелону индустриального развития». Крайне тоталитарными государствами были Италия и Германия. Формирование политических тоталитарных режимов стало возможным на индустриальной стадии развития человечества, когда технически стали возможными не только всеобъемлющий контроль над личностью, но и тотальное управление ее сознанием, особенно в периоды социально-экономических кризисов». 4
Само понятие «тоталитарного режима» было разработано в творчестве ряда немецких мыслителей XIX в.: Г. Гегеля, К. Маркса, Ф. Ницше некоторых других авторов. И тем не менее как законченное, оформленное политическое явление тоталитаризм вызрел в первой половине XX в. Таким образом, можно сказать, что тоталитарный режим является порождением ХХ в.
Тоталитарными являются режимы, при которых:
есть массовая партия (с жесткой, полувоенной структурой, претендующая на полное подчинение своих членов символам веры и их выразителям - вождям, руководству в целом), эта партия срастается с государством и концентрирует в себе реальную власть в обществе;
партия организована не демократическим способом - она строится вокруг лидера. Власть идет вниз - от лидера, а не вверх - от масс.
доминирует роль идеологии. Тоталитарный режим - это идеологический режим, где всегда есть своя “ Библия”. Идеология режима отражается также в том, что политический лидер определяет идеологию
тоталитаризм строится на монопольном контроле производства и экономики, а также на подобном контроле всех других сфер жизни, включая образование, средства массовой информации и т.д.
при тоталитаризме существует террористический полицейский контроль. Полиция существует при разных режимах, однако, при тоталитаризме никто не станет доказывать вину, чтобы убить человека.
Отдельные из приведенных признаков того или другого тоталитарного государственного режима сложились, как уже отмечалось, еще в глубокой древности, но большинство их не могло окончательно сформироваться в доиндустриальном обществе. Лишь в XX в. они приобрели качества всеобщего характера и в совокупности давали возможность пришедшим к власти диктаторам в Италии 20-х годов, в Германии и Советском Союзе 30-х годов превращать политические режимы власти в тоталитарные.
Некоторые ученные, такие как Хайденберг Карл Фридрих и Збигнев Бжезинский, утверждали, что тоталитарный режим не меняется, его лишь можно уничтожить извне. Они уверяли, что все тоталитарные государства погибают, как погиб нацистский режим в Германии. В последствие жизнь показала, что этот аспект ошибочен: тоталитарные режимы способны меняться, эволюционировать.
В зависимости от господствующей идеологии тоталитаризм обычно подразделяют на коммунизм, фашизм и национал- социализм.
Коммунизм (социализм) предполагает абсолютную власть государства, полное устранение частной собственности и, следовательно, всякой автономии личности. Несмотря на преимущественно тоталитарные формы политической организации социалистической системе присущи в том числе и гуманные политические цели. Так, в СССР резко повысился уровень образования народа, стали доступными доля него достижения науки и культуры, была обеспечена социальная защищенность населения, развивалась экономика, космическая и военная промышленность, резко сократился уровень преступности, к тому же на протяжении десятилетий система почти не прибегала к массовым репрессиям.
Фашизм - право-экстремистское политическое движение, возникшее в обстановке революционных процессов, охвативших страны Западной Европы после первой мировой войны и победы революции в России. Впервые он был установлен в Италии в 1922 г. Фашизм претендует на восстановление или очищение “народной души”, обеспечение коллективной идентичности на культурной или этнической почве. К концу 30-х годов фашистский режим утвердился не только в Италии, но и в Германии, Португалии, Испании и ряде стран Восточной и Центральной Европы. При всех своих национальных особенностях фашизм везде был одинаков: он выражал интересы наиболее реакционных кругов капиталистического общества, оказывавших фашистским движениям финансовую и политическую поддержку, стремящихся использовать их для подавления революционных выступлений трудящихся масс, сохранения существующего строя и осуществления своих имперских амбиций на международной арене.
Третья разновидность тоталитаризма - национал-социализм. Как реальный политический и общественный строй он возник в Германии в 1933 г. Цель: мировое господство арийской расы и социальное предпочтение - германская нация. Если в коммунистических системах агрессивность направлена прежде всего вовнутрь - против собственных граждан (классового врага), то в национал-социализме - вовне, против других народов.
Разновидностью тоталитаризма являются режимы, где осуществляется “культ личности”, культ вождя - непогрешимого, мудрого заботливого. На деле же оказывается, что это лишь форма правления, в которой реализуются властолюбивые, порой патологические амбиции тех или иных политических лидеров.
Одним из наиболее распространенных в истории типов политической системы является авторитаризм, занимающий промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. С тоталитаризмом его роднит обычно автократический, не ограниченный законами характер власти, с демократией - наличие автономных, не регулируемых государством общественных сфер, особенно экономики и частной жизни, сохранение элементов гражданского общества.
автократизм (самовластие) или небольшое число носителей власти: ими могут быть один человек (монарх, тиран) или группа лиц (военная хунта, олигархическая группа и т.д.);
неограниченность власти, её неподконтрольность гражданам. При этом власть может править с помощью законов, но она их принимает по своему усмотрению. «Народ в таких режимах фактически отстраняется от формирования государственной власти и контроля за её деятельностью». 5
опора (реальная или потенциальная) на силу. Данный режим может не прибегать к массовым репрессиям и пользоваться популярностью среди широких слоев населения, однако он обладает достаточной силой, чтобы в случае необходимости по своему усмотрению использовать силу и принудить граждан к повиновению.
монополизация власти и политики, недопущение политической оппозиции и конкуренции: возможно существование ограниченного числа партий, профсоюзов и других организаций, но лишь при условии их подконтрольности властям;
отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство во вне политические сферы и, прежде всего, в экономику. Власть занимается главным образом вопросами обеспечения собственной безопасности, общественного порядка, обороны, внешней политикой, хотя она может влиять ни на стратегию экономического развития, проводить достаточно активную социальную политику, не разрушая при этом механизмы рыночного самоуправления;
рекрутирование политической элиты путем введения в состав выборного органа новых членов без проведения дополнительных выборов, путем назначения сверху, а не конкурентной электоральной борьбы
Слабыми сторонами авторитаризма являются полная зависимость политики от позиции главы государства или группы высших руководителей, отсутствие у граждан возможностей предотвращения политических авантюр или произвола, ограниченность политического выражения общественных интересов.
Однако данный режим имеет так же ряд достоинств, таких как: высокая способность обеспечивать политическую стабильность и общественный порядок, мобилизовать общественные ресурсы на решение определенных задач, преодолевать сопротивление политических противников и это делает её достаточно эффективным средством проведения радикальных общественных реформ.
Авторитарные режимы очень разнообразны: это монархии, диктаторские режимы, военные хунты, популистские системы правления и др. Монархии - уже исчезающая категория авторитарных режимов, и сегодня в Европе они в принципе являются парламентскими демократиями. Но когда говорят о монархизме, как о подтипе авторитарных государств, то имеют в виду монархии в наименее развитых странах, где монархи являются действительными правителями (Иордания, Марокко, Саудовская Аравия). При военном правлении политическая деятельность либо вообще запрещена, либо ограничена: военные берут власть и правят страной.
В последние десятилетия авторитарные политические системы очень часто используют некоторые демократические институты - выборы, плебисциты и т.п. - для предания себе респектабельности в глазах международного сообщества и собственных граждан, уклонения от международных санкций. Так, например, неконкурентные или полуконкурентные выборы использовались авторитарными или полуавторитарными режимами в Мексике, Бразилии, Южной Корее и Казахстане и многих других государствах. Отличительной чертой таких выборов является ограниченная или лишь видимая конкурентность (когда все кандидаты угодны властям), полная или частичная контролируемость властями их официальных итогов. При этом у властей существует много способов обеспечить себе формальную победу: монополия на средства массовой информации, отсеивание неугодных лиц ещё на стадии выдвижения кандидатов, прямая фальсификация бюллетеней или результатов голосования и т.п.
Таким образом, хотелось бы ещё раз отметить, что для авторитаризма характерно:
Автократизм.
Неограниченность власти.
Опора на силу.
Монополизация власти и политики.
Отказ от тотального контроля.
Рекрутирование политической элиты.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Как мы видим, понятие «политический режим», а также классификация политических режимов не потеряли в современные дни своей актуальности. Они требуют развития в соответствии с современными условиями в мире.
В литературе, касающейся данного вопроса, отсутствует единый подход к пониманию термина «политический режим». Как уже говорилось, нет и единого мнения по поводу классификаций политических режимов. Вопрос классификации политических режимов всегда был очень сложным. У разных авторов на сей счёт существуют различные мнения.
При написании данной работы, была использована достаточно распространенная в теории государства и права классификация, по которой режимы были разделены на четыре вида – демократический, либеральный, авторитарный и тоталитарный. Но хотелось бы отметить, что кроме четырех вышеперечисленных политических режимов (демократический, авторитарный, тоталитарный, либеральный), существует ещё много других режимов, которые являются разновидностями этих четырех режимов (например, с древности известны деспотические и тиранические режимы, существуют переходные и чрезвычайные режимы, которые, как правило, носят временный характер).
За последние 20 лет очень много недемократических: тоталитарных и авторитарных режимов распалось или трансформировалось в демократические республики или государства на демократической основе . Общий недостаток недемократических политических систем состоит в том, что они не были подконтрольны народу, а значит, характер их взаимоотношений с гражданами зависит, прежде всего, от воли правителей. В прошлые века возможность произвола со стороны авторитарных правителей существенно сдерживалась традициями правления, относительно высокой образованностью и воспитанностью монархов и аристократии, их самоконтролем на основе религиозно-нравственных кодексов, а также мнением церкви и угрозой народных восстаний. В современную эпоху многие из этих факторов исчезли, либо их действие сильно ослабло. Поэтому надежно обуздать власть, гарантировать защиту граждан от государственного произвола может только демократическая форма правления. Тем народам, которые готовы к индивидуальной свободе и ответственности, ограничению собственного эгоизма, уважению закона и прав человека, демократия действительно создает наилучшие возможности для индивидуального и общественного развития, реализации гуманистических ценностей: свободы, равноправия, справедливости, социального творчества.
Одной из стран, находящихся на пути перехода от одного политического режима (тоталитарного) к другому (демократическому), является Россия. Наша страна пошла по пути быстрой политической и экономической реализации западной либеральной модели демократии, по пути так называемой шоковой терапии. Однако в России не было на тот момент, характерных для Запада многолетних традиций рыночной экономики и индивидуалистической культуры, советское общество глубоко отличалось от западных демократий почти тотальной милитаризацией, суперцентрализацией и сверхмонополизацией экономики, её неприспособленностью к какой-либо конкуренции; преобладанием в народном сознании коллективистских ценностей, полиэтническим составом населения, отсутствием массовых демократических движений, способных сформировать альтернативную номенклатуре политическую элиту, и т.д. В результате мы переживаем трудные времена, либеральная модель демократизации привела к политической анархии, к подрыву мотивации производительного труда, резкому росту цен и падению уровня жизни населения. Очевидно, что для России оптимальная модель политического и хозяйственного реформирования может быть найдена лишь на пути тщательного учета собственной специфики и мирового опыта, проведения активной государственной политики в целях формирования более динамичного и гуманного общества.
В заключении хотелось бы отметить, что, как мы смогли убедиться, обстановка в мировом сообществе конца XX - начала XXI века свидетельствует, что антидемократические режимы исторически и политически изжили себя. Мир должен прейти к демократии, как к более необходимому политическому режиму. В XX веке уже был пример, когда противоречия двух тоталитарных режимов привели к войне.
Список литературы
Арон Р. Демократия и тоталитаризм. - М., 1993.
Вятр Е. Лекции по политологии Т- 1. Типология политических режимов. 1991.
Демидов А.И., Долгов В.М., Вилков А.А. Политология: Учеб. Пособие. – Саратов: Изд-во Сарат. Ун-та, 1997.
Жидков О.А. и Крашенинникова Н.А. «История государства и права», М., 1999 г.
Клямкин И.М. Какой политический режим возможен сегодня в России. Полит. иссл. 1993- №5.
Корельский В.М. и Перевалова В.Д. «Теория государства и права», М., 1999 г.
Матузов Н.И. и Малько А.В. «Теория государства и права», М., 2000 г.
Мухаев Р.Т. Политология: Учебник для студентов юридических и гуманитарных факультетов. – М.: Издательство «ПРИОР», 1997.
Большой Юридический Словарь, М., 1998 г.
1Большой Юридический Словарь, М., 1998 г.
2«Теория государства и права». М. Н. Марченко, М., 1996 г.
3«Теория государства и права». Под ред. В. М. Корельского и В. Д. Перевалова, Москва 1999 г.
4Философский Энциклопедический Словарь, М., 1983 г.
Который отражает отношения власти и общества, уровень политической свободы и характер политической жизни в стране.
Во многом эти характеристики обусловлены конкретными традициями, культурой, историческими условиями развития государства, поэтому можно говорить, что в каждой стране сложился свой уникальный политический режим. Однако у многих режимов в различных странах можно обнаружить сходные черты.
В научной литературе выделяют два вида политического режима :
- демократический;
- антидемократический.
Признаки демократического режима :
- господство закона;
- разделение властей;
- наличие реальных политических и социальных прав и свобод граждан;
- выборность органов государственной власти;
- существование оппозиции и плюрализм.
Признаки антидемократического режима :
- господство беззакония и террора;
- отсутствие политического плюрализма;
- отсутствие оппозиционных партий;
Антидемократический режим подразделяется на тоталитарный и авторитарный. Поэтому мы будем рассматривать характеристики трёх политических режимов: тоталитарного, авторитарного и демократического.
Демократический режим основан на принципах равенства и свободы; основным источником власти здесь считается народ. При авторитарном режиме политическая власть сосредоточивается в руках отдельного человека или группы людей, однако вне сферы политики сохраняется относительная свобода. При тоталитарном режиме власть жестко контролирует все сферы жизни общества.
Типология политических режимов:Характеристика политических режимов
Демократический режим (от греч. demokratia — народовластие) основан на признании народа основным источником власти, на принципах равенства и свободы. Признаки демократии следующие:
- выборность - происходит избрание граждан в органы государственной власти путем всеобщих равных и прямых выборов;
- разделение властей - власть разделяется на законодательную, исполнительную и судебную ветви, независимые друг от друга;
- гражданское общество - граждане могут воздействовать на власть при помощи развитой сети добровольческих общественных организаций;
- равноправие - все имеют равные гражданские и политические
- права и свободы, а также гарантии их зашиты;
- плюрализм — господствует уважение к чужим мнениям и идеологиям, в том числе к оппозиционным, обеспечены полная гласность и свобода прессы от цензуры;
- согласие - политические и другие социальные отношения направлены на поиск компромисса, а не на насильственное решение проблемы; все конфликты решаются правовым путем.
Демократия бывает прямой и представительной. При прямой демократии решения принимаются непосредственно всеми гражданами, имеющими право голоса. Прямая демократия была, например, в Афинах, в Новгородской республике, где люди, собираясь на площади, принимали общее решение по каждой проблеме. Сейчас прямая демократия реализуется, как правило, в виде референдума — всенародного голосования по проектам законов и важным вопросам государственного значения. Например, действующая Конституция Российской Федерации была принята на референдуме 12 декабря 1993 г.
В условиях большой территории прямую демократию слишком сложно реализовать. Поэтому государственные решения принимаются специальными выборными учреждениями. Такая демократия называется представительной , поскольку выборный орган (например, Государственная Дума) представляет избравший его народ.
Авторитарный режим (от греч. autocritas — власть) возникает, когда власть сосредоточивается в руках отдельного человека или группы людей. Обычно авторитаризм сочетается с диктатурой. Политическая оппозиция при авторитаризме невозможна, однако в неполитических сферах, например в экономике, культуре или частной жизни, сохраняются автономия личности и относительная свобода.
Тоталитарный режим (от лат. totalis — весь, целый) возникает, когда все сферы жизни общества контролируются властью. Власть при тоталитарном режиме монополизирована (партией, вождем, диктатором), единая идеология обязательна для всех граждан. Отсутствие всякого инакомыслия обеспечивается мощным аппаратом надзора и контроля, полицейскими репрессиями, актами устрашения. Тоталитарный режим формирует безынициативную личность, склонную к подчинению.
Тоталитарный политический режим
Тоталитарный политический режим — это режим «всепоглощающего властвования», который беспредельно вмешивается в жизнь граждан, включая всю их деятельность в объеме своего управления и принудительного регулирования.
Признаки тоталитарного политического режима:
1. Наличие единственной массовой партии во главе с харизматическим лидером, а также фактическое слияние партийных и государственных структур. Это своего рода « - », где на первом месте во властной иерархии стоит центральный партийный аппарат, а государство выступает в качестве средства реализации партийной программы;
2. Монополизация и централизация власти , когда такие политические ценности, как подчинение и лояльность по отношению к «партии-государству», являются первичными по сравнению с ценностями материальными, религиозными, эстетическими в мотивации и оценке человеческих поступков. В рамках этого режима исчезает грань между политическими и неполитическими сферами жизни («страна как единый лагерь»). Вся жизнедеятельность, включая уровень частной, личной жизни, строго регламентируется. Формирование органов власти на всех уровнях осуществляется через закрытые каналы, бюрократическим путем;
3. «Единовластие» официальной идеологии , которая посредством массированной и целенаправленной индоктринации (СМИ, обучение, пропаганда) навязывается обществу как единственно верный, истинный способ мышления. При этом упор делается не на индивидуальные, а на «соборные» ценности (государство, раса, нация, класс, клан). Духовная атмосфера общества отличается фанатичной нетерпимостью к инакомыслию и «инакодействию» по принципу «кто не с нами — тот против нас»;
4. Система физического и психологического террора , режим полицейского государства, где в качестве базового «правового» принципа господствует принцип: «Разрешено только то, что приказано властью, все остальное запрещено».
К тоталитарным режимам традиционно относятся коммунистические и фашистские.
Авторитарный политический режим
Основные признаки авторитарного режима:
1. В ласть носит неограниченный, неподконтрольный гражданам характер и концентрируется в руках одного человека или группы лиц. Это может быть тиран, военная хунта, монарх и т.д.;
2. Опора (потенциальная или реальная) на силу . Авторитарный режим может и не прибегать к массовым репрессиям и даже пользоваться популярностью среди широких слоев населения. Однако, в принципе, он может позволить себе любые действия по отношению к гражданам с тем, чтобы принудить их к повиновению;
3. М онополизация власти и политики , недопущение политической оппозиции, независимой легальной политической деятельности. Данное обстоятельство не исключает существования ограниченного числа партий, профсоюзов и некоторых других организаций, но их деятельность строго регламентируется и контролируется властями;
4. П ополнение руководящих кадров осуществляется путем кооптации, а не предвыборной конкурентной борьбы; отсутствуют конституционные механизмы преемственности и передачи власти. Смена власти нередко происходит через перевороты с использованием вооруженных сил и насилия;
5. О тказ от тотального контроля над обществом , невмешательство или ограниченное вмешательство во внеполитические сферы, и, прежде всего, в экономику. Власть занимается, в первую очередь, вопросами обеспечения собственной безопасности, общественного порядка, обороны и внешней политики, хотя она может влиять и на стратегию экономического развития, проводить активную социальную политику, не разрушая при этом механизмы рыночного саморегулирования.
Авторитарные режимы можно подразделить на жестко авторитарные, умеренные и либеральные . Выделяют еще и такие типы, как «популистский авторитаризм» , опирающийся на уравнительно ориентированные массы, а также «национал-патриотический» , при котором национальная идея используется властями для создания либо тоталитарного, либо демократического общества и др.
В число авторитарных режимов включают:- абсолютные и дуалистические монархии;
- военные диктатуры, или режимы с военным правлением;
- теократию;
- персональные тирании.
Демократический политический режим
Демократический режим — это режим, в котором власть отправляется свободно выражающим себя большинством. Демократия в переводе с греческого означает буквально «власть народа» или «народовластие».
Базовые принципы демократического режима власти:
1. Народный суверенитет , т.е. первичным носителем власти выступает народ. Всякая власть от народа и делегируется им. Этот принцип не предполагает принятия политических решений непосредственно народом как, например, на референдуме. Он лишь предполагает, что все носители государственной власти свои властные функции получили благодаря народу, т.е. непосредственно путем выборов (депутаты парламента или президент) или косвенно через выбранных народом представителей (формируемое и подчиненное парламенту правительство);
2. Свободные выборы представителей власти, которые предполагают наличие, по крайней мере, трех условий: свободу выдвижения кандидатур как следствие свободы образования и функционирования ; свободу избирательного права, т.е. всеобщее и равное избирательное право по принципу «один человек — один голос»; свободу голосования, воспринимаемую как средство тайного голосования и равенство для всех в получении информации и возможности вести пропаганду во время избирательной кампании;
3. Подчинение меньшинства большинству при строгом соблюдении прав меньшинства . Главная и естественная при демократии обязанность большинства — это уважение к оппозиции, ее праву на свободную критику и праву сменить, по итогам новых выборов, бывшее большинство у власти;
4. Реализация принципа разделения властей . Три ветви власти — законодательная, исполнительная и судебная — имеют такие полномочия и такую практику, что два «угла» этого своеобразного «треугольника» при необходимости могут блокировать недемократические, противоречащие интересам нации действия третьего «угла». Отсутствие монополии на власть и плюралистический характер всех политических институтов — необходимое условие демократии;
5. Конституционализм и господство закона во всех сферах жизни . Закон главенствует невзирая на лица, перед законом все равны. Отсюда «фригидность», «холодность» демократии, т.е. она рациональна. Правовой принцип демократии: «Все, что не запрещено законом, - разрешено».
К демократическим режимам относят:- президентские республики;
- парламентские республики;
- парламентские монархии.
Методическая разработка урока по обществознанию
Гребенщикова Вероника Васильевна
Учитель обществознания
ГБОУ СОШ № 302
Санкт-Петербург
Тема: Формы политического режима
Цели:
Образовательный аспект : уметь определять понятия «политический режим», «авторитаризм», «тоталитаризм», «демократия»; называть основные характеристики политических режимов; выражать отношение к современным политическим условиям в РФ.
Развивающий аспект: развитие коммуникативной и информационной компетенций.
Воспитательный аспект : формирование мировоззрения обучающихся на основе гуманизма, свободы выбора и демократических ценностей.
Задачи урока:
- познакомить с формами политических режимов;
- развивать умения по обработке и структурированию информации;
- различать основные признаки типов политических режимов; формулировать собственные суждения и аргументы, применять знания в решении познавательных задач, раскрывать на примерах различные типы политических режимов;
Тип урока: изучение нового материала.
Используемые приемы, методы, технологии обучения:
Приемы: мозговой штурм, своя опора, точка зрения, таблица ЗХУ.
Методы обучения: словесный, практический, наглядный.
Технологии: ТРКМЧП.
Используемые формы организации познавательной деятельности студентов: фронтальная, обучение в микрогруппах.
Основная деятельность на занятии:
- изучение и переработка информации в табличном виде
Оборудование и основные источники информации:
дидактический материал (задания, листы-опоры).
ТСО: Компьютер, мультимедиапроектор, экран, колонки, презентация
Прогнозируемые результаты :
Метапредметные:
Готовность к разрешению проблем , то есть умение анализировать ситуации, ставить цели, планировать результат своей деятельности и разрабатывать алгоритм его достижения. Выработка умений адекватно оценивать результаты деятельности друг друга;
Информационная компетенция - способность использовать предложенные информационные ресурсы для планирования и осуществления своей деятельности; подбирать необходимый материал, строить устные и письменные высказывания, анализировать, сравнивать, делать выводы; принятие решений на основе критически осмысленной информации.
Коммуникативная компетенция - готовность работать в команде; вступать в диалог, публично представлять результаты групповой деятельности; представлять результаты своей работы; проектировать продукт своей деятельности.
Предметные:
Знать политические режимы и их отличительные черты;
Формировать навыки преобразования текстовой информации в таблицу;
Формировать навыки работы в микрогруппе.
Приложение 1
Компетентностно-ориентированное задание
Характеристика задания | Тема: Форма политического режима Уровень: 1 |
Компетенции | Информационная (извлечение первичной информации, первичная обработка информации), коммуникационная |
Цель | Ознакомиться с формами политических режимов |
Стимул | По достижении совершеннолетия, вы получите возможность принимать активное участие в политической жизни страны и воспользоваться этим правом в полной мере вы сможете, если будете знать политические режимы и их особенности |
Задачная формулировка | Изучите материал, заполните столбец в таблице выбранного режима, подготовьте выступление |
Источник информации | опорный конспект |
Инструмент проверки | Модельный ответ |
Форма политического режима
Демократический режим . «Разрешено всё, что не запрещено законом».
Демократия (от греч. demos - народ + kratos – власть) - политический режим, основанный на признании верховенства законов и народовластия.
- выборность - происходит избрание граждан в органы государственной власти путем всеобщих равных и прямых выборов;
- оппозиция - партия или группа, выступающая против господствующей партии или мнения, поддерживаемого большинством;
- равноправие - все имеют равные гражданские и политические
- права и свободы, а также гарантии их зашиты;
- плюрализм - господствует уважение к чужим мнениям и идеологиям, в том числе к оппозиционным, обеспечены полная гласность и свобода прессы от цензуры;
Характерные черты режима:
- Выборность органов государственной власти, их ответственность перед избирателями.
- Народ – источник власти.
- Разделение властей (законодательная, исполнительная, судебная).
- Приоритет права. Права личности закреплены законом и гарантированы.
- Политический плюрализм.
- Многопартийная система, легальность политической оппозиции.
- СМИ свободны от цензуры.
- Действия армии и спецслужб регулируются и ограничены законом. Поддержание правопорядка – функции полиции и суда.
- Отсутствие какой-либо официальной идеологии.
Форма политического режима – это совокупность способов и методов осуществления государственной власти
Характерные черты режима:
- Отчуждение народа от власти.
- Сильная неограниченная власть главы государства.
- Исполнительная власть в руках группировки, ее полномочия превосходят законодательную власть. Полномочия парламента ограничены.
- Политические права и свободы граждан ограничены. Закон на стороне государства, а не личности.
- Действия оппозиции ограничены, а подчас невозможны.
- Однопартийная система, другие партии могут запрещаться и преследоваться законом.
- Существует цензура над СМИ.
- Существует официальная идеология.
- Силовые структуры не только обеспечивают правопорядок, но и являются карательными органами государства.
Это интересно:
Всё остальное надо было «доставать» или ждать очередности, порой длительной.
Форма политического режима – это совокупность способов и методов осуществления государственной власти
Тоталитарный режим. «Запрещено всё, что не приказано».
Тоталитари́зм (от итал. totalitario) - политический режим, характеризующийся всесторонним (тотальным) контролем над всеми сторонами жизни общества.
Культ личности - это возвеличивание отдельной личности (как правило, государственного деятеля ) средствами пропаганды , в произведениях культуры, государственных документах, законах.
Характерные черты режима:
- Монопольно властвующая партия, возглавляемая лидером.
- Культ личности вождя.
- Отсутствие разделения властей.
- Права и свободы граждан не соблюдаются. Законы защищают только государство.
- Полное подчинение общества и личности власти, регламентация поведения граждан.
- Легальная политическая оппозиция отсутствует.
- Существование только одной правящей партии.
- Строгая цензура над СМИ, монополия власти на информацию.
- Спецслужбы, кроме охраны правопорядка, выполняют карательные функции. Наличие репрессивного аппарата.
- Существует только официальная государственная идеология.
Это интересно:
Тоталитаризм имел место в нашей стране в период реализации политической власти советского типа, точнее, в годы массовых репрессий. Тогда широкие слои населения были вовлечены в кампанию тотальной слежки за частной жизнью своих сотрудников, соседей и даже членов семьи. Проводились многочисленные собрания общественности с осуждением «врагов народа». Многие люди искренне участвовали в этих акциях.
Приложение 2
Тема урока: _______________________________________________
Таблица ЗХУ
Характеристика политических режимов
Основные характеристики режима | Демократический | Тоталитарный |
|
Взаимоотношение народа и власти | |||
Роль лидера | |||
Партийная система | |||
Действия оппозиции | |||
Идеология | |||
Роль силовых структур |
Приложение 3
- О чем идет речь в данном отрывке?
- В какой форме царь это делает?
- Какова функция царя в государстве?
- Может ли Федот ослушаться? Почему?
- Можно ли было по-другому попросить Федота?
Приложение 4
Политические анекдоты
Трое рабочих попали в тюрьму. Спрашивают друг друга, кто за что сел. Первый рассказывает:
- Я всегда опаздывал на десять минут на работу - обвинили в саботаже.
- Я всегда приходил на работу на десять минут раньше - обвинили в шпионаже, - говорит второй.
- А я всегда приходил вовремя - обвинили в том, что у меня импортные часы, - жалуется третий.
Покупатель заходит в булочную:
- У вас молока нет?
- Вы ошиблись. У нас булочная - у нас хлеба нет. А молока нет - в молочном, через дорогу.
Поспорили американец и русский. Американец: Я могу выйти посреди площади с плакатом «Долой американского президента!» - и ничего страшного со мной не будет, не арестуют! Русский: И я могу выйти посреди площади с плакатом «Долой американского президента!» - и тоже ничего страшного со мной не будет, тоже не арестуют!